GIL (Główny Instytut Lotnictwa) | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
BŻ-1 Gil Разработчик: Główny Instytut Lotnictwa (GIL) Страна: Польша Первый полет: 1950 Тип: Легкий вертолет ЛТХ Доп. информация В 2020 году исполнилось 70 летие первого полета первого экспериментального вертолета польской разработки √ BŻ-1 Gil. Он был создан на экспериментальном производстве Главного института авиации (Główny Instytut Lotnictwa) в Варшаве по инициативе Збигнева Бжоска Zbigniew Brzoska). Работы начались в 1948 году. Главным конструктором был Бронислав Жураковский (Bronisław Żurakowski), который спроектировал несущий ротор и систему управления. Структуру фюзеляжа, хвостовой балки, хвостовой винт и шасси спроектировал инженер Тадеуш Хылиньски (Tadeusz Chyliński), а силовую установку и привод √ инж. Збигнев Бжоска. В проекте было использовано немного немецких запчастей, оставшихся после войны, в том числе √ двигатель Hirth и колеса стартовой тележки для планера Kranich. Изначально вертолет не имел официального названия, только регистрационные знаки SP-GIL (от сокращенного названия института). Из-за этих знаков он получил прозвище "Gil", а также обозначение BŻ-1, по инициалам конструктора. Изготовление опытного экземпляра было закончено в 1949 году. Первый удачный полет прошел 4 апреля 1950 года. Во время первых полетов машину пилотировал сам конструктор. Внимания заслуживает тот факт, что это были его первые полеты на вертолете, да еще и в качестве пилота. Исследования затрудняли частые поломки различных механизмов привода. Также большой проблемой были вибрации, которые стали причиной многих неудач в конструкциях вертолетов во всем мире. В 1951 году, во время проведения очередного ремонта, удалось значительно уменьшить вибрации, благодаря применению на роторе специального резонансного гасителя. Такое оригинальное решение предложил инж. Збигнев Бжоска, а его реализовал инж. Бронислав Жураковский. После аварии в 1953 году испытания были прерваны, вертолет отремонтирован, но к полетам не допускался до осени 1956 года. Для продолжения полетов конструкция была усилена и изменена. После следующей аварии в 1957 году полеты были прерваны, а вертолет списан. С современной точки зрения его конструкция выглядит примитивно, но надо помнить, что это был опытный образец. Машина была предназначена для получения опыта в неизвестной области. Он был построен малой ценой в разрушенной войной стране, где трудно было найти деньги для исследований. Но как новаторская концепция он идеально подходил для тестов. Можно только пожалеть, что в Польше не получила тогда продолжения работа над собственными конструкциями. В стране развернулось производство вертолетов по советской лицензии. Хотя начало было многообещающим. Тем более, что Польша приступила к работам в этой области практически одновременно с другими всемирно известными конструкторами и производителями. Они также прошли путь неудач, аварий и разочарований пока не достигли заслуженного успеха. Вертолет никогда не получал официального названия, а имел только бортовой знак SP-GIL. В некоторых публикациях его называют BŻ-1 "Gil", но это скорее литературный прием, чтобы было понятнее о чем идет речь. В конце октября 1960 года вертолет был исключен из реестра воздушных судов и сначала передан в Музей техники в Варшаве, а затем в Музей авиации в Кракове. Из-за плохих условий хранения вертолет был серьезно поврежден, кроме того не хватало некоторых элементов. В 1987 году по инициативе энтузиастов Института авиации, возникла идея реставрации воздушного судна. Она была реализована на Опытном производстве Института авиации. 29 апреля отреставрированный вертолет был передан в Музей Кракова. ЛТХ: Модификация BŻ-1 Диаметр несущего винта, м 8.80 Диаметр рулевого винта, м Длина,м 8.50 Высота ,м 3.00 Масса, кг пустого 510 максимальная взлетная 610 Тип двигателя 1 ПД Hirth HM 504 Мощность, кВт 1 х 105 Максимальная скорость, км/ч 140 Крейсерская скорость, км/ч 120 Практическая дальность, км 260 Скороподъемность, м/мин 150 Практический потолок, м 2000 Статический потолок, м Экипаж, чел 2 BŻ-4 Żuk Разработчик: Główny Instytut Lotnictwa (GIL) Страна: Польша Первый полет: 1959 Тип: Легкий вертолет ЛТХ Доп. информация В 1954 году в летном институте (IL) было организовано конструкторском бюро вертолетостроения, директором которого являлся Zurakowski. Первой темой был проект вертолета GIL-4, который потом получил новое обозначение BŻ-4 и имя Żuk (Жук). Вертолет проектировался в двух вариантах. Для ВВС - 2-местный связной с увеличенным топливным баком, а для гражданской авиации - пассажирский 4 местный, санитарный, сельскохозяйственный и учебный. Летом 1956 года в департаменте опытного производства IL закончили строительство первого прототипа, который был представлен общественности еще до первого полета, на выставке авиационной техники, состоявшейся в конце августа того же года, рядом с аэропортом Okecie. Исследования вертолета на земле началась в том же году, и продолжались до середины 1959 г. В ходе испытаний возникали многочисленные повреждения различных элементов, что приводило к продолжительным перерывам для ремонта и замены деталей. На основе хорошо проверенного двигателя WN-3 в IL для вертолета был разработан его вариант WN-4. Главным конструктором был Wiktor Narkiewicz. Несколько двигателей этого типа были изготовлены и испытаны в институте в период 1956-1957 гг. Стартовая мощность двигателя была 235 кВт (320 л.с.), 15 кВт (20 л.с.) отнимал вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя. В первые недели 1959 года прототип был опробован в полетах на привязи, а 10 февраля, пилотируемый летчиком-испытателем IL Ryszardom Witkowskiego, совершил первый свободный полет. Вертолет показал хорошие летно-пилотажные характеристики и был устойчивым в зависании и полете. В ходе испытаний были выявлены серьезные дефекты, полеты были прерваны. Во время следующего полета 29 августа 1959 г., из-за ошибки пилотирования, лопасть несущего винта повредила хвостовую балку. Машину отремонтировали, но испытания прекратили, и строительства двух других прототипов остановили. Два года спустя второй прототип достроили в Департаменте опытного производства IL для выставки "Вертолеты", проходящей в 1962 году перед Дворцом Культуры и науки в Варшаве. Эта машина отличалась некоторыми деталями: изменения в остекления передней части корпуса, дополнительные треугольные окна в нижней части передних дверей, складывающиеся лопасти и т.д. Третий прототип не был завершен, все работы были прекращены. В Польше уже было начато лицензионное производство вертолета Ми-1, который удовлетворял всем потребностям военной и гражданской авиации. Первый прототип BZ-4 впоследствии был размещен в военно-технической академии в Варшаве, а второй, так и не летавший, в технический музей, который в свою очередь, передал его в Музей авиации и космонавтики в Кракове. Конструкция Четырехместный многоцелевой вертолет: связи, транспорта, обучения и санитарии. Одновинтовая схема с хвостовым винтом. Несущий винт - трехлопастной. Лопасти полностью деревянной конструкции. Для облегчения перевозки лопасти складывались. Корпус представлял собой пространственную сетку, сваренную из труб и обшитую дюралюминиевыми листами. В кабине с большими передними стеклами размещались два кресла пилотов и заднее сиденье. По бокам две входные двери. В центральной части фюзеляжа размещался моторный отсек совместно с главной передачей. К задней части корпуса крепилась балка хвостового оперения, треугольного сечения. В конце балки размещался небольшой, регулируемый в полете балласт. Силовая установка - семицилиндровый звездообразный двигатель WN-4. Двигатель размещался в лежачем положении. Охлаждение цилиндров обеспечивал вентилятор, установленный на валу двигателя. Запуск осуществлялся при помощи сжатого воздуха. Два топливных бака с общим объемом 220 дм3, один под диваном пассажиров, а другой в задней части корпуса. Масляный радиатор располагался над кабиной экипажа, был соединен с маслобаком емкостью 24 дм3, расположенным в хвостовой части фюзеляжа, над вторым топливным баком. Шасси - четырехколесное, неубирающееся. На передних опорах устанавливались масляные амортизаторы с небольшим ходом штока. Задние стойки с газо-маслянными амортизаторами. Вертолет оснащался бортовым радиопередатчиком, сильный фарой для посадки, сигнальными ракетами. ЛТХ: Модификация BŻ-4 Диаметр несущего винта, м 12.00 Диаметр рулевого винта, м Длина,м 10.55 Высота ,м 2.80 Масса, кг пустого 1050 максимальная взлетная 1500 Тип двигателя 1 ПД Narkiewicz WN-4 Мощность, кВт 1 х 240 Максимальная скорость, км/ч 156 Крейсерская скорость, км/ч 125 Практическая дальность, км 260 Скороподъемность, м/мин 276 Практический потолок, м 3000 Статический потолок, м Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 2-3 пассажира JK-1 Trzmiel Разработчик: Instytut Lotnictwa Страна: Польша Первый полет: Тип: Легкий вертолет ЛТХ Доп. информация В начале пятидесятых годов стала очень популярной концепция одноместного простого вертолета с реактивными двигателями на концах лопастей. Вертолеты предполагается использовать для наблюдения, поддержания связи и т.д. В это время строилось несколько машин в этом классе, в том числе американские Fairchild XH-26-AH Jet Jeep i XA-8 Pulsejet, Hiller YH-32 Hornet и голландский NHI H-3 Kolibrze. Из них более успешными были только два Hornet и Kolibrze, которые были построены в малых сериях. В Польше, новаторскую работу в этом направлении провела команда Jerzego Kotlinskiego в Instytutu Lotnictwa (IL). Проект был разработан в 1955-1956 годах, а в 1957 на заводе IL (Zaklad Produkcji Doswiadczalnej) был изготовлен первый прототип JK-1 Trzmiel. В то же время для вертолета в IL были разработаны реактивные двигатели. В 1957-58 г.г. изготовили четыре версии двигателей, и для их проверки был создан специальный карусельный стенд. 15 июня 1957 начались испытания первого прототипа JK-1 на экспериментальном стенде. 21 июня оборвался один из двигателей, вертолет был разрушен, а пилот Antoni Smigiel погиб. Дальнейшие испытания были проведены на второй прототипе. В октябре 1958 года во время испытаний произошло разрушение лопастей и двигателей. Новые испытания возобновились в 1959 году, исследования показали дальнейшие дефекты и неисправности. В конце октября 1959 года, после очередной аварии, испытания решили прекратить. ЛТХ: Модификация JK-1 Диаметр несущего винта, м 7.00 Длина,м 2.95 Высота ,м 2.14 Масса, кг пустого 140 максимальная взлетная 340 Тип двигателя 2 РД Тяга, кгс 2 х 12.5 Максимальная скорость, км/ч 131 Крейсерская скорость, км/ч Продолжительность полета, мин 15 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 5500 Статический потолок, м Экипаж, чел 1 Lala-1 Разработчик: Instytut Lotnictwa, ОКБ Антонова Страна: Польша, СССР Первый полет: 1972 Тип: Экспериментальный самолет ЛТХ Доп. информация В 1971 году в Институте авиации был разработан интересный проект переделки самолета Ан-2 в летающую лабораторию Lala-1, предназначенную для определения влияния реактивной тяги на эффективность сельскохозяйственной техники. Проект был разработан группой под руководством инженера Jerzego Swidzinskiego. Для переделки был выделен серийный Ан-2Р, no. 1G12832. На самолете были установлены два двигателя: поршневой AШ-62ИР и турбореактивный АИ-25 с пусковым двигателем АИ-9. Этот необычный самолет полетел 10 февраля 1972 г. только с поршневым двигателем а 26 апреля 1972 г. с обоими работающими двигателями. Результаты испытаний были использованы при проектировании и строительстве PZL M-15. ЛТХ: Модификация Lala-1 Размах крыла, м 18.20 Длина самолета,м 12.40 Высота самолета,м 4.00 Суммарная площадь крыльев,м2 71.52 Масса, кг пустого самолета 4440 максимальная взлетная 5500 Тип двигателя 1 ПД PZL Kalisz ASh-62IR+ 1 ТРД АИ-25 Мощность, л.с. + кгс 1 х 1000 + 1х 1500 Максимальная скорость, км/ч 200 Крейсерская скорость, км/ч Практическая дальность, км 180 Практический потолок, м 7000 Экипаж, чел 2 |