Hannover | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
Hannover CL.II(IV) Разработчик: Hannover Страна: Германия Первый полет: 1917 Тип: Истребитель сопровождения и ударный самолет ЛТХ Доп. информация В 1915 г. компания "Ганноверше Ваггонфабрик" (Hannoversche Waggonfabrik AG), специализировавшаяся на производстве железнодорожного подвижного состава, по предложению Министерства авиации организовала в Ганновере самолетостроительное отделение и приступила к выпуску лицензионных самолетов Авиатик С I и Румплер С Ia, a позже - Хальберштадт 1) II. Накопленный опыт позволил главному конструктору фирмы, известному немецкому авиатору Герману Дорнеру в начале 1917 г. разработать свою концепцию самолета сопровождения бомбардировщиков и взаимодействия с наземными войсками. Прототип новой машины совершил первый полет 21 июля 1917 г. Самолет, получивший обозначение Ганновер CL II, представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой. В качестве силовой установки использовался рядный двигатель Аргус As.III. Создатели машины стремились добиться максимально возможной для биплана зоны обстрела турельной установки. Для этого вертикальное хвостовой оперение было сделано минимальной площади, а горизонтальное, с целью уменьшения размаха, выполнено бипланным. Верхнее крыло было опущено почти до фюзеляжа. Пулемет устанавливался на высокой стойке, закрепленной на подвижном кольце турели, и мог вести огонь поверх крыла. Скосы фюзеляжа в верхней носовой части и низкое верхнее крыло давали летчику достаточный обзор и на взлетно-посадочных режимах, и во время полета. Самолет показал хорошие летно-тактические данные, был очень маневренным, имел прочную конструкцию и мог вести воздушные бои с истребителями. В августе 1917 г. военное командование заказало 200 экземпляров, а через месяц - еще 300. Первые машины прибыли на фронт в октябре 1917 г. и сразу завоевали огромную популярность у экипажей. На начальном этапе самолеты преимущественно использовались для сопровождения разведчиков и бомбардировщиков. Компактная компоновочная схема машины часто вводила в заблуждение летчиков-истребителей противника, которые были уверены, что вступают в бой с одноместным немецким истребителем. Огонь стрелка был для них полной неожиданностью. Среди всех двухместных машин первой мировой войны самолеты Ганновер CL II имели наименьший процент потерь и наибольший процент побед (относительно боевых самолето-вылетов). Известен случай, когда экипаж CL II в составе пилота сержанта Бауэра и летчика-наблюдателя лейтенанта Хенгла сбил в одном бою 4 (из 10 атаковавших) истребителя SPAD XIII, а после продолжил корректирование огня немецкой артиллерии. С февраля 1918 г. к производству самолетов была подключена компания "LFG Роланд". Изготовленные этой фирмой машины имели обозначение Ганновер CL II (Rol.). Всего было построено 433 экземпляра CL II. В ходе серийного выпуска самолет неоднократно модернизировался. Так, Ганновер CL III был оснащен двигателем Мерседес D.III (160 л. с.) и отличался крыльями с небольшой стреловидностью и увеличенной площадью элеронов. Верхнее крыло было незначительно приподнято над фюзеляжем. Одновременно убрали стойки бипланного стабилизатора. Эти изменения были внесены в конструкцию самолета в ответ на критику со стороны экипажей на недостаточную скорость крена. Этот параметр был особенно важен для версии штурмовика, работавшего на предельно низких высотах. В 1918 г. с двигателем D.III было изготовлено 80 машин. Затем на самолеты вновь стали устанавливать Аргус As.III (CL IIIa 611 экземпляров), так как "мерседесами" стали комплектовать только истребители. Испытывались опытные модификации CL IIIb с двигателем NAG (190 л. с.) и CL IIIc с новой бипланной коробкой. Модификации : CL.II первоначальный серийный вариант. СL.IIa обозначение самолетов CL.II, выпускавшихся по субдоговору компанией Luftfahrtzeug Gesellschaft GmbH. CL.III вариант самолета с двигателем Mercedes D.III CL.IIIa вариант самолета с двигателем Arsus As.III CL.IIIb переобозначение одного самолета CL.III после установки на него для испытаний двигателя NAG мощностью 190 л.с. CL.IIIc обозначение экспериментального варианта модели СL.III с двухстоечным крылом. СL.IV вариант самолета с двигателем Maybach СL.V уменьшенный вариант с двигателем BMW IIIa ЛТХ: Модификация CL.II CL.IIIa Размах крыла, м 11.95 11.70 Длина, м 7.80 7.80 Высота, м 2.75 2.80 Площадь крыла, м2 33.80 32.70 Масса, кг пустого самолета 750 780 нормальная взлетная 1110 1120 Тип двигателя 1 ПД Argus As III 1 ПД Argus As III Мощность, л.с. 1 х 180 1 х 180 Максимальная скорость , км/ч 165 165 Крейсерская скорость , км/ч 141 141 Продолжительность полета, ч.мин 3.30 3.00 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 7500 7500 Экипаж, чел 2 2 один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 и один-два 7.92-мм пулемет Parabellum на вращающемся кольцевом креплении в задней кабине. Hannover CL.V Разработчик: Hannover Страна: Германия Первый полет: 1918 Тип: Истребитель сопровождения и ударный самолет ЛТХ Доп. информация Из заказанных 100 улучшенных истребителей сопровождения и ударных самолетов Hannover CL.V в конце 1918 года были построены 46 самолетов. CL V сохранил компоновку CL III, но отличался мотором, I-образными подкосами бипланной коробки и уменьшенными размерами. На стадии разработки изучались варианты с хвостовым оперением бипланного и монопланного типов, в серию пошел вариант с бипланным хвостовым оперением. Установка более мощного мотора при уменьшении габаритных размеров позволила существенно повысить летные характеристики, в том числе потолок, однако в боевых действиях CL V участия, как считается, не принимали. Фюзеляж деревянной конструкции был обшит фанерой, за исключением носовой части, где были использованы съемные металлические панели. Двигатель, кроме головок цилиндров, полностью закапотирован. Кабина стрелка изолирована от кабины летчика и слегка приподнята над ней для увеличения сектора обстрела из турельного пулемета. Киль является интегральной частью фюзеляжа, его обшивка выполнена из фанеры. Крылья деревянные, верхнее крыло имеет горизонтальную вставку - центроплан с большим вырезом над кабиной летчика. Верхнее крыло крепится к фюзеляжу N-образными стойками. После окончания Первой мировой войны построили еще 62 самолета CL V, а в 1923-1924 годах норвежская компания "Kjeller Flyvemaskinsfabrik" построила 14 машин для военной авиации Норвегии, где они получили обозначение Kjeller FF.7 Hauk. Эти самолеты эксплуатировались до 1929 года. Несколько экземпляров самолета состояли на вооружении ВВС Польши. ЛТХ: Модификация CL.V Размах крыла, м 10.49 Длина, м 7.00 Высота, м 2.84 Площадь крыла, м2 28.50 Масса, кг пустого самолета 720 нормальная взлетная 1080 Тип двигателя 1 ПД BMW IIIa Мощность, л.с. 1 х 185 Максимальная скорость , км/ч 175 Крейсерская скорость , км/ч 154 Продолжительность полета, ч.мин 3.00 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 7600 Экипаж, чел 2 один передний 7.92-мм пулемет LMG 08/15 и один-два 7.92-мм пулемет Parabellum на вращающемся кольцевом креплении в задней кабине. F.10 Разработчик: Hannover Страна: Германия Первый полет: 1919 Тип: Легкий транспортный самолет ЛТХ Доп. информация Первым построенным, после Первой Мировой войны, на фирме Hannoversche Waggonfabrik (часто применялось сокращение Hawa) стал легкий транспортный самолет F.10. Единственный экземпляр самолета, выпущенный в 1919 году, представлял собой четырехместный деревянный триплан, оснащенный двигателем Benz Bz.IV мощностью 220 л.с. (164 кВт). Пилот и три пассажира располагались внутри закрытой кабины. Проектировалась так же увеличенная двухдвигательная версия F.12 на восемь пассажиров, но она так и осталась лишь на чертежах. ЛТХ: Модификация F.10 Размах крыла, м 11.54 Длина, м 8.19 Высота, м 3.96 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета нормальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.IV Мощность, л.с. 1 х 220 Максимальная скорость , км/ч 175 Крейсерская скорость , км/ч 145 Практическая дальность, км 750 Практический потолок, м Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка:: до 3 пассажиров |