Harbin | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
BZK-005 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 2001 Тип: Разведывательный БПЛА ЛТХ Доп. информация Китайский БПЛА BZK-005 был разработан Пекинским университетом аэронавтики и астронавтики совместно с группой Harbin Aviation Industrial Group (HAIG) еще в начале 2000-х годов как разведывательный аппарат для средних / больших высот и дальности полета. Первая информация (видео-ролик) о разведывательном БЛА BZK-005 была представлена на выставке в Чжухае (2006 г.), публично аппарат был впервые продемонстрирован на военном параде в Пекине 3 сентября 2015 г. БЛА спроектирован по двухбалочной схеме, поршневой двигатель с толкающим трехлопастным винтом установлен в хвостовой части фюзеляжа. Имеет хвост с V-образной формой плавников. Антенна SATCOM обеспечивает прямую передачу данных на тысячи километров. На небольшой башне устанавливается FLIR / ПЗС-камеры. Они могут быть использованы для фоторазведки если это необходимо. БПЛА также имеет большой размах крыла и экономичные турбовинтовые двигатели. Корпус выполнен с использованием большого количества композитных материалов. Это поможет увеличить дальность и высоту полета, и уменьшить его RCS. Взлетная масса 1250 кг, масса полезной нагрузки 150 кг, практический потолок 8000 м, дальность полета 2400 км, продолжительность полета 40 ч. БПЛА BZK-005 состоят на вооружении НОАК, в 2013 г. один их них выполнил полет в районе островов Сенкаку, являющихся предметом территориальных разногласий между КНР и Японией; на перехват были подняты истребители F-15J ВВС Сил самообороны Японии. Летом 2016 г. аппараты BZK-005 были замечены на искусственном острове Вуди в Южно-Китайском море. ЛТХ: Модификация BZK-005 Размах крыла, м 18.00 Длина, м Высота, м Масса, кг пустого топливо полезной нагрузки 150 максимальная взлетная 1250 Тип двигателя 1 ПД МощностьЮ, л.с. 1 х Крейсерская скорость, км/ч 150-180 Дальность действия, км 2400 Продолжительность полета, ч 40 Практический потолок, м 8000 H-5 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1964 Тип: Фронтовой бомбардировщик ЛТХ Доп. информация Поставки Ил-28 за рубеж, видимо, начались с Китая (около 500 машин), и причиной тому стала начавшаяся в 1950 году война в Корее. Однако документальных сообщений об участия Ил-28 в этой войне я не встречал. Скорее всего, "илы" в Корейской войне играли роль сдерживающего фактора. Первыми в Китай поступили самолеты в варианте бомбардировщика, затем последовали учебные машины, разведчики и торпедоносцы. В ходе эксплуатации самолетов в Харбине организовали их ремонт с изготовлением не только запасных частей, ной кормовых установок Ил-КбМ. В те годы Ил-28 считался одним из лучших самолетов Национально-освободительной армии КНР, и неудивительно, что спустя почти десять лет на том же заводе началось серийное производство бомбардировщика под обозначением Н-5 (Harbin-5). Одновременно развернулось и производство двигателей ВК-1А под обозначением Liming (LM) Wopen-5D. На постройку первых двух машин ушло почти два года. Первый полет самолета китайской постройки состоялся 25 сентября 1966 года, и в апреле следующего года сборочный цех предприятия начали покидать серийные машины. По составу оборудования и вооружения это был уже другой самолет, сохранивший лишь внешний облик Ил-28. Серьезным изменениям подверглась и конструкция планера. H-5 отличается от Ил-28 вооружением из 23-мм пушек Type 23-1 (аналог АМ-23 с бомбардировщика Ту-16) и установкой двух турбореактивных двигателей Liming (LM) Wopen-5D (ВК-1А) тягой по 26,48 кН Сообщалось, что к началу 1980-х построено свыше 1500 Н-5. Кроме этого, выпускались учебные машины HJ-5 и разведчики HZ-5. В сентябре 1967 года на испытания поступил носитель ядерного оружия, с которого в декабре 1968-го сбросили атомную бомбу. В 1970 году разработали тактический фоторазведчик HZ-5 с двумя аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками на законцовках крыла, как на Ил-28Р, и поступивший на вооружение в 1977 году. На заводе в Харбине с 1970 года строили и учебно-тренировочный вариант HJ-5 (выпущено 187 машин). Китай не только удовлетворил свои потребности во фронтовых бомбардировщиках Н-5, но и усиленно предлагал их развивающимся странам на Азиатском и Африканском континентах, поставлял их в Румынию. Самолеты Н-5 китайцы впервые применили в 1959 году в Тибете, затем в ходе многочисленных вооруженных конфликтов на Тайване. Сообщалось, что эти машины применялись не только для нанесения бомбовых ударов, но и для разведки. К началу нового тысячелетия Китай все еще эксплуатировал самолеты семейства Ил-28, хотя к 2009 году их число значительно сократилось. Все эти машины применяются для разведки, берегового патрулирования и радиоэлектронного противодействия. Модификации : H-5 первая серийная модификация. H-5A версия H-5 - носитель тактического ядерного оружия. H-5 Naval Variant торпедоносец с двумя торпедами Yu-2. HJ-5 (Hongzha Jiaolian, или Hong Jiao) учебно-тренировочная версия . Eagle (Fire-Control Testbed) версия для испытания ПКР YJ-8 (C-801). HZ-5 (Hongzha Zhencha или Hong Zhen) разведывательная версия. HD-5 (Hongzha Dianzi или Hong Dian) самолет РЭБ ЛТХ: Модификация H-5 Размах крыльев, м 21.45 Длина, м 16.77 Высота, м 6.20 Площадь крыла, м2 60.80 Масса, кг пустого самолета 12890 нормальная взлетная 18400 максимальная взлетная 21200 Тип двигателя 2 х ТРДД Liming (LM) Wopen-5D Тяга, кгс 2 х 2700 Максимальная скорость, км/ч 900 Крейсерская скорость, км/ч 710 Перегоночная дальность, км 2400 Радиус действия, км 1000 Практический потолок, м 12500 Экипаж, чел 3 Вооружение: Кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками Type23 -I (c 225 патронами). Бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг. HZ-5 (HD-5) Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1968 Тип: Разведывательный самолет/Самолет РЭБ ЛТХ Доп. информация В середине 60-х годов командование Авиации ВМС Китая заказало фирме Harbin Aircraft Manufacturing Corporation (HAMC) изготовить разведывательный самолет на базе фронтового бомбардировщика H-5. Самолет оборудованный оптическими камерами для морского патрулирования и установками для сброса осветительных бомб получил обозначение HZ-5 (Hong Zhen-5). В начале 80-х годов эти самолеты прошли модернизацию - с них демонтировали хвостовую спаренную турельную установку, а заднего стрелка сменил оператор разведывательной аппаратуры. Одним из вариантов стал самолет радиоэлектронной борьбы HD-5 (Hong Dian-5). В хвостовую часть установили аппаратуру радиоэлектронной разведки и систему предупреждения Type-80E, в носовой части установили станцию постановки помех. Самолеты находились на вооружении Авиации ВМС до 1997 года. ЛТХ: Модификация HZ-5 Размах крыльев, м 21.45 Длина, м 16.77 Высота, м 6.20 Площадь крыла, м2 60.8 Масса, кг пустого самолета 12890 нормальная взлетная 18400 максимальная взлетная 21200 Тип двигателя 2 х ТРД Wopen-5 Тяга, кгс 2 х 2700 Максимальная скорость, км/ч 900 Крейсерская скорость, км/ч 680 Перегоночная дальность, км 2400 Радиус действия, км 965 Практический потолок, м 12500 Экипаж, чел 3 SH-5 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1976 Тип: Патрульная летающая лодка ЛТХ Доп. информация Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись "Великому соседу" в 1950-е, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача, создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями, предназначенную для замены Бе-6. Работы над новым самолетом, получившим обозначение SH-5 (Шуйшанг Хонгзхай 5, морской бомбардировщик 5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968-м. В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, и лишь три года спустя в апреле экипаж летчика-испытателя Хаунг Хингхуйя поднял летающую лодку в воздух. Столь растянутые сроки разработки характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции - нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м. Четыре лодки SH-5 в сентябре следующего года в торжественной обстановке передали в авиацию ВМС Китайской Народной Республики. Гидросамолеты базируются на аэродромах Туаньдао и Куингдао. По опубликованным данным, на начало 1999-го в авиации ВМС Китая числилось семь таких машин. Самолет предназначен для поисково-спасательных операций, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, нанесения бомбовых ударов, перевозки грузов. Разрабатывался и противопожарный вариант амфибии SH-5. SH-5 первым из китайских самолетов оснастят РЛС с ФАР Type 698. Дальность обнаружения РЛС Type 698, как полагают, составляет до 20 км для перископа субмарины, свыше 50 км - для малых катеров и до 100 км - для крупных кораблей. Конструкция. По компоновке самолет напоминает своего предшественника - Бе-6: высокоплан с прямым крылом (удлинение 9), однореданной лодкой с двухкилевым оперением и длинным "хвостом" магнитометра. На корпусе лодки установлен небольшой руль для управлении самолетом на воде. Для остойчивости гидросамолета служат два неубираемых крыльевых поплавка, установленных на N-образных подкосах. Наиболее заметными внешними отличиями от Бе-6 являются каплевидная кабина летчиков, носовой обтекатель антенны РЛС (по типу Бе-12) и убираемое шасси. Шасси - трехопорное, с носовой двухколесной стойкой. Основные опоры - одноколесные. Стойки снабжены масляно-пневматическими амортизаторами. Носовая опора убирается вперед по полету в днище корпуса лодки, а основные - поворотом назад в ниши бортов. Особенностью шасси, используемого для схода и выхода из воды по слипу, является очень малый клиренс. Гидросамолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями "Донган" WJ-5А1 мощностью по 3150 э.л.с. каждый. Экипаж SH-5 состоит из восьми человек, в их числе командир, второй летчик, штурман, бортинженер и радист. В передней части лодки расположены три грузовых отсека. Среднюю часть занимает помещение для операторов поискового оборудования, за которым расположены отсеки радиосвязной, поисковой и прочей электронной аппаратуры. Все отсеки соединяются сквозным коридором с водонепроницаемыми дверями в переборках между помещениями. В состав бортового оборудования входят инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиокомпас, доплеровская поисковая РЛС и детектор магнитных аномалий. Оборонительное вооружение включает двухствольную пушечную дистанционную установку на верхней поверхности фюзеляжа между крылом и оперением. На четырех подкрыльевых узлах предусмотрено размещение сверхзвуковых противокорабельных ракет С-101 или малогабаритных противолодочных торпед (по три на каждом внутреннем пилоне). При выполнении боевого патрулирования самолет оснащается двумя ракетами на внешних пилонах и шестью торпедами - на внутренних. Во внутрифюзеляжном отсеке в задней части корпуса размещаются глубинные бомбы, мины, радиогидроакустические буи или спасательное оборудование (надувные плотики, жилеты, аварийный запас). Общая масса внутренней нагрузки - 6000 кг. ЛТХ: Модификация SH-5 Размах крыла, м 36.00 Длина самолета,м 38.90 Высота самолета,м 9.8 Площадь крыла,м2 144.0 Масса, кг пустого самолета 25000 нормальная взлетная 36000 максимальная взлетная 45000 Внутреннее топливо, кг 13417 Тип двигателя 4 ТВД Dongan (DEMC) Wojiang-5A1 Мощность, э.л.с. 4 х 3150 Максимальная скорость, км/ч 555 Крейсерская скорость, км/ч 450 Практическая дальность, км 4750 Продолжительность полета, ч 15 Практический потолок, м 10250 Экипаж, чел 5 + 3 оператора или 10000 кг груза Вооружение: Боевая нагрузка - 6000 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески В отсеке оружия: Мины, глубинные бомбы, 1x 3000-кг или 3x 1000 кг или 6x 454-кг бомбы На узлах подвески: 4 ПКР C-101 или однотипных, или 6 противолодочных торпед или глубинные бомбы или мины. WZ-9 (Z-9W) Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1998 Тип: Ударный вертолет ЛТХ Доп. информация WZ-9 (Wuzhuang Zhisheng-9) - ударный вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation. Экспортное обозначение - Z-9G. Вертолет построен на базе производимого по лицензии французского вертолета Eurocopter AS-365N Panther. WZ-9 стал первым ударным противотанковым вертолетом, построенным в Китае. Он вооружен двумя 23-мм пушками Type-1, на внешних подвесках вертолет может нести четыре противотанковые ракеты HJ-8Е (дальность до 3 километров) или два контейнера с пусковыми установками 57- или 90-мм НУР или два контейнера с 12.7-мм пулеметами. С 2000 года появилась возможность устанавливать на вертолет стали две управляемые ракеты класса "воздух-воздух" TY-90. Так же вертолет может перевозить отряд из восьми полностью экипированных десантников. Вертолет поступил на вооружение Армии Китая с 1998 года. Модификации : Z9W (WZ9) Противотанковый вертолет. Способен нести до четырех управляемых по проводам ПТУР HJ-8A, в ассортимент вооружения также включены блоки НАР и контейнеры с пуле метами. Опытный экземпляр выполнил первый полет в 1989 г. Z9WA (WZ9G) Круглосуточный вариант вертолета WZ9, оснащенный ИК/ТВ обзорно-прицельной системой и двигателями большей мощности. Способен нести до восьми ПТУР на пилонах под крылом, в СУВ интегрированы УР воздух - воздух. Впервые показан на авиасалоне в Чжухае (2004 г.). Испытывался вариант с надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона. Z9WZ Вооруженный разведывательный вертолет с ТВД WZ8H, цифровым приборным оборудованием кабины, ИК/ТВ обзорно-прицельной системой с лазерным целеуказателем. В состав вооружения входят УР воздух - воздух, блоки НАР, контейнеры с пушкой и пулеметом. Опытный экземпляр выполнил первый полет в декабре 2004 г. Z9ZH Поисково-спасательный вариант вертолета Z9WZ для гарнизона Гонконга. Z9WE Экспортный вариант вооруженных модификаций вертолета Z9. Шесть вертолетов поставлены Кении и четыре - Камеруну. ЛТХ: Модификация Z-9W Диаметр главного винта, м 12.00 Диаметр хвостового винта, м 1.10 Длина,м 13.46 Высота ,м 3.47 Масса, кг пустого 2050 нормальная взлетная 4060 максимальная взлетная 4100 Внутренние топливо, л 1135 + опционально 180 Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Arriel IM1 Мощность, кВт максимальная 2 х 584 при взлете 2 х 558 при полете 2 х 487 Максимальная скорость, км/ч 305 Крейсерская скорость, км/ч 260 Практическая дальность, км 1000 Боевой радиус действия, км 400 Скороподъемность, м/мин 420 Практический потолок, м 6000 Статический потолок, м 2600 Экипаж, чел 2 Вооружение: две 23-мм пушки Type 23-1 боевая нагрузка на 4 узлах подвески 4 ПУ ПТУР HJ-8E или 2 ПУ 57-мм или 90-мм НУР или 2 УР воздух-воздух TY-90 или 2 контейнера с 12.7-мм пулеметами Y-11 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1977 Тип: Ближнемагистральный транспортный самолет ЛТХ Доп. информация Самолет Y-11 относится к классу легких транспортных машин и предназначен для воздушных перевозок пассажиров и небольших грузов. Он может использоваться также в качестве санитарного, связного и патрульного. Y-11 - простой грузовой транспортный высокоплан цельнометаллической конструкции. Его центроплан усилен подкосами, к которым крепятся главные опоры неубирающегося трехопорного шасси. Эта машина разрабатывалась с начала 1970-х годов для замены Shijiazhuang Y-5 (построенных по лицензии Ан-2, которых, начиная с 1970 года, построили свыше 225 единиц). Несмотря на свой простой вид, самолет Y-11 обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками. Это достигнуто благодаря развитой механизации крыла по передней кромке - фиксированные внутренние предкрылки и автоматические внешние предкрылки. Задняя кромка крыла занята двухщелевыми закрылками по внутренней стороне и зависающими элеронами по внешней части. Первый экземпляр базового варианта облетали в 1977 году с максимальной полезной нагрузкой 940 кг, которая включает до восьми пассажиров либо груз. Серийное производство самолета было начато китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation в 1977 году. Затем построили чуть более 50 самолетов - главным образом для сельского хозяйства и наблюдения. Самолет Y-11 имел два звездообразных двигателя Zhuzhou (SMPMC) Huosai-6A (АИ-14РФ) мощностью по 285 л.с. Поскольку самолет Y-11 не мог удерживать высоту 1500 м при полете на одном двигателе, разработали Y-11B со слегка измененным планером. Самолет отличается более длинным фюзеляжем, вмещающим 17 пассажиров, крылом большего размаха и новыми турбовинтовыми двигателями фирмы Пратт-Уитни Канада РТ6А. Опытный самолет этого типа совершил первый полет 14 июля 1982 года. После выпуска первой серии в 30 самолетов была разработана новая модификация - Y-12B-II с более мощными двигателями РТ6А-27 той же фирмы. Опытный самолет этой модификации совершил первый полет 16 августа 1984 г., в декабре 1985 года он получил местный сертификат летной годности, а 20 июня 1990 г. - одобрение Управления гражданской авиации Великобритании, открывшее ему выход на международный рынок авиатехники. Кроме ВВС и гражданских авиалиний Китая, самолет используется в ВВС Шри-Ланки. В 1992 году начались поставки серийных Y-11B и Y-11B(I), последний - с улучшенным БРЭО. Конструкция Он является цельнометаллическим монопланом с высокорасположенным прямым крылом и однокилсвым хвостовым оперением. Фюзеляж типа полумонокок. В передней его части находится кабина экипажа, состоящего из двух человек, а в средней части - грузопассажирская кабина длиной 3,58 м, шириной 1,53 м и высотой 1,37 м. Кабина рассчитана на перевозку восьми пассажиров или 800 кг груза. Крыло снабжено средствами механизации, позволяющими наряду с трехстоечными неубирающимся колесным шасси эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Самолет Y-11 оснащен двумя поршневыми двигателями Huosai 6, являющимися копией советских двигателей АИ-14Р (мощность каждого двигателя 300 л. с.). Запас топлива в объеме 530 л размещается в четырех металлических баках - двух крыльевых и двух в гондолах двигателей. При максимальной взлетной массе 3500 кг самолет развивает скорость 220 км/час и имеет дальность полета 400 км. ЛТХ: Модификация Y-11 Размах крыла, м 17.08 Длина самолета,м 12.15 Высота самолета,м 5.186 Площадь крыла,м2 34.00 Масса, кг пустого самолета 2504 нормальная взлетная 3500 максимальная взлетная 3900 Внутренне топливо, кг 450 Тип двигателя 2 ПД Teledyne Continental TSIO-550-B Мощность, л.с. 2 х 350 Максимальная скорость, км/ч 265 Крейсерская скорость, км/ч 235 Практическая дальность, км 1080 Дальность действия, км 300 Практический потолок, м 6000 Экипаж, чел 1-2 Полезная нагрузка: 7 пассажиров или 900 кг груза (нормальная нагрузка) или 1200 кг груза (максимальная нагрузка) Y-12 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1982 Тип: Ближнемагистральный транспортный самолет ЛТХ Доп. информация Легкий транспортный самолет Y-12 I, по существу, является усовершенствованным вариантом Y-11, оснащенным турбовинтовым двигателем, с более широким и удлиненным фюзеляжем для увеличения полезной нагрузки. Первый из трех прототипов взлетел в июле 1982 года с двумя ТВД Pratt & Whitney PT6A-11 номинальной мощностью 500 л. с. каждый. Y-12 II был облетан 16 августа 1984 года, он имел более мощные двигатели Pratt & Whitney РТ6А-27 мощностью на валу 680 л.с., уменьшенный подфюзеляжный киль и переделанное крыло - без предкрылков. В декабре 1985 г. он получил местный сертификат, а 20 июня 1990 г. одобрение Управления гражданской авиации Великобритании. Y-12 II экспортировался в Бангладеш, Фиджи, Лаос, Монголию и Непал. Он применяется в ВВС Кении, Намибии, Перу, Шри-Ланки, Танзании и Замбии. С развитием базовой концепции появился вариант Y-12 IV, впервые взлетевший 30 августа 1993 года. В 1995 году было получено разрешение на его серийное производство. Y-12 IV имеет стреловидные консоли крыла, переделанные шасси и систему управления, измененный салон, способный вместить максимум 19 пассажиров. Группа "Canadian Aerospace" и ее дочерняя компания "Panda Aircraft" предложили вариант Twin Panda - версию Y-12 IV, ориентированную на Запад, но проект не пошел. К 2011 году харбинское авиапредприятие HAMC поставило свыше 100 самолетов Y-12, хотя их производство приостанавливалось на некоторое время для запуска более приоритетной программы по выпуску вертолетов. Последней была выпущена герметизированная версия с убирающимся шасси, названная Y-12F. Прототип 19-местного пассажирского самолета Harbin Y12F дебютировал на авиасалоне Air Show China 2012, проходившем в китайском городе Чжухай с 13 по 18 ноября 2012 г. По сравнению со своим предшественником, самолетом Y12E, он получил новое бесподкосное крыло, увеличенный фюзеляж, убираемое шасси, современную авионику, а также более мощные двигатели РТ6А-65В. Первый полет Y12F состоялся в конце 2011 г., а сегодня самолет проходит сертификационные испытания ЛТХ: Модификация Y-12 II Размах крыла, м 17.235 Длина самолета,м 14.86 Высота самолета,м 5.575 Площадь крыла,м2 34.27 Масса, кг пустого самолета 2840 нормальная взлетная 4500 максимальная взлетная 5300 Внутренне топливо, л 1233 Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney PT6A-27 Мощность, кВт 2 х 507 Максимальная скорость, км/ч 328 Крейсерская скорость, км/ч 292 Практическая дальность, км 1340 Продолжительность полета, ч.мин 5.12 Практический потолок, м 7000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 17 пассажиров или 1700 кг груза Z-5 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1959 Тип: Многоцелевой вертолет ЛТХ Доп. информация Z-5 (Zhishengji-5) - многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе советского вертолета Ми-4. Разработка вертолета была начата в 1958 году. Первый вертолет китайский постройки совершил полет в декабре 1958 года. Уже в 1959 году было начато серийное производство вертолета, однако в связи с некоторыми производственными трудностями сертификация Z-5 состоялась лишь в 1963 году. Производство вертолета было закончено в 1980 году. Всего было построено 545 вертолетов для НОАК и гражданской авиации. В то время, когда Китай выбрал сверхзвуковой истребитель МиГ-19 для лицензионного производства в Шеньяне под обозначением J-6, было принято решение и о выпуске в Харбине вертолета Ми-4. Документация от СССР была получена в 1958 году, а первый полет прототипа Z-5 состоялся 14 декабря 1959 года. Сертификация завершилась в конце того же месяца. Как и в случае с J-6, производство Z-5 пострадало в ходе осуществления политической кампании "Большого скачка". Переработанная документация, появившаяся в 1961 году, потребовала полностью переделать технологическую оснастку. Первый серийный вертолет Z-5 поднялся в воздух 20 августа 1963 года. Первоначально лопасти винтов китайского варианта Ми-4 изготовлялись из ели шероховатой вместо сосны, но вскоре были разработаны и металлические лопасти. Первый Z-5 с металлическим несущим винтом взлетел 22 июня 1966 года. Вертолет Z-5 строился в нескольких различных модификациях. Базовый военный транспортный вариант обычно нес под фюзеляжем гондолу с одним неподвижным пулеметом для стрельбы вперед, отсутствующую у других машин. Гражданские транспортные машины имели квадратные окна кабины. У варианта для китайских ВМС в носовой части мог находиться обтекатель РЛС. Как минимум один Z-5 был оснащен двигателем Pratt & Whitney PT6T-6 Turbo Twin-Pac и облетан в 1979 году. Ко времени завершения серийного производства в 1979 году были построены 545 вертолетов Z-5, включая 88 пассажирских, семь сельскохозяйственных, 13 поисково-спасательных и два разведывательных. Гражданский вариант вертолета получил обозначение Xuanfeng. ЛТХ: Модификация Z-5 Диаметр главного винта, м 21.00 Диаметр хвостового винта, м 3.60 Длина,м 16.80 Высота ,м 4.40 Масса, кг пустого 5270 нормальная взлетная 7200 максимальная взлетная 7800 Внутренние топливо, л 1000 + опционально 500 Тип двигателя 1 ПД Harbin Huosai-7 Мощность, л.с. 1 х 1700 Максимальная скорость, км/ч 210 Крейсерская скорость, км/ч 170 Практическая дальность, км 400 Дальность действия, км 250 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 5500 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 14 солдат или 1500 кг груза Вооружение: один 12.7-мм или 7.62-мм пулемет Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 2 ПУ 8х55-мм или 16х55-мм НУР или 2 легкие противолодочные торпеды Z-6 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1969 Тип: Многоцелевой вертолет ЛТХ Доп. информация Z-6 - многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе вертолета Z-5 (советский вертолет Ми-4). На вертолеты были установлены ГТД Zhuzhou (ZARI) Wozhou-5 (китайский вариант советского ГТД АИ-24А) мощностью в 1790 кВт. Вертолет мог перевозить до 12 солдат. Первый прототип (No.6001) был изготовлен в 1967 году и использовался для статических испытаний. В 1968 году был подписан контракт на производство вертолетов для военных и гражданских целей. 25 декабря 1969 года второй прототип вертолета (No.6002) совершил первый полет. В 1970 году году производство было передано в корпорацию Changhe Aircraft Factory (сегодня Changhe/Jingdezhen Aircraft Industry Corporation). Серийное производство вертолета было начато в 1977 году. Всего произведено 15 штук. ЛТХ: Модификация Z-6 Диаметр главного винта, м 21.00 Диаметр хвостового винта, м 3.60 Длина,м 18.20 Высота ,м 4.40 Масса, кг пустого 5450 нормальная взлетная 7100 максимальная взлетная 7600 Внутренние топливо, л 1000 + опционально 500 Тип двигателя 1 ГТД Zhuzhou (ZARI) Wozhou-5 Мощность, кВт 1 х 1790 Максимальная скорость, км/ч 192 Крейсерская скорость, км/ч 168 Практическая дальность, км 651 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 3500 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 12 солдат или 1200 кг груза Z-9 Haitun Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 1982 Тип: Многоцелевой вертолет ЛТХ Доп. информация На вертолеты этой серии в КНР возлагают особые надежды. Организация лицензионного производства достаточно современной французской машины позволила Китаю получить доступ к европейским технологиям 80-х гг. и в дальнейшем заложить целое семейство военных и гражданских легких вертолетов Z-9 с хорошей перспективой их массового производства. К настоящему времени в Китае изготовлено уже более 150 машин этого типа. Кроме того, технологический задел по Z-9 позволил начать разработку первого китайского специализированного боевого вертолета Z-10. Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолет AS 365N "Дофин" (Dauphin II). По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией "Аэроспасьяль" (ныне входит в состав концерна "Еврокоптер") лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР. Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS 365N1 и собранных полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9. Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS 365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолета, названные Z-9A-100. Они уже были почти полностью китайскими. К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека "Ариэль" 1С1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A. Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% - по двигателям. Первая машина впервые поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS 365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолетов. На вооружение НОАК вертолет Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки 8-10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией. РЭБ и др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа. Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C. базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением. Строящиеся для гражданского использования модификации обозначаются Н410. Н410А (для жаркого и высокогорного климата с двигателями WZ8C), Н425 (VIP-версия) и Н450. Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести разные варианты вооружения: 4-8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью пуска 3-4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм пулеметами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также две ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной. Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего, установленным внизу носовой части машины "шариком" - гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолета днем и ночью. Установлены также новый двигатель WZ8C ("Ариэль" 2С) мощностью 860 л.с, новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими многофункциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим - в центре. ЛТХ: Модификация Z-9 Диаметр главного винта, м 11.94 Диаметр хвостового винта, м 1.10 Длина,м 11.63 Высота ,м 3.98 Масса, кг пустого 1975 максимальная взлетная 3850 Внутренние топливо, л 1140 + опционально 180 Тип двигателя 2 ГТД T Zhuzhou (SMPMC) Wozhou-8 Мощность, кВт 2 х 529 Крейсерская скорость, км/ч 293 Практическая дальность, км 1069 Дальность действия, км 910 Скороподъемность, м/мин 462 Практический потолок, м 4500 Статический потолок, м 1950 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 1863 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске Z-11 Разработчик: Сhanghe Страна: Китай Первый полет: 1996 Тип: Многоцелевой вертолет ЛТХ Доп. информация Легкий разведывательно-ударный вертолет Z-11 разработан в 601-м институте на основе вертолета Airbus Helicopters ЕС130 (AS.350В2) "Экюрей", но КНР, по сделанному в 2001 г. официальному заявлению корпорации CAIC, обладает всеми правами интеллектуальной собственности. Согласно некоторым источникам, Китай в 1994 г. купил на вторичном рынке в США два вертолета "Экюрей", а в 1996 г. приобрел восемь новых вертолетов во Франции, еще 50 вертолетов AS.350В2 было собрано в КНР по лицензии. Работы по легкому многоцелевому вертолету начались в конце 1980-х годов. Опытный экземпляр вертолета Z-11 выполнил первый полет в декабре 1996 г., первые серийные вертолеты были изготовлены в 1997 г. Вертолет сертифицировали по китайским нормам летной годности только в апреле 2001 г., а массовое производство гражданской модификации началось в 2002 г. В сентябре 2011 г. было заключено соглашение о лицензионном производстве вертолетов Z-11 (CZ-11) в Аргентине на заводе фирмы FAdeA, первый вертолет аргентинской сборки поднялся в небо в 2012 г. Серийное производство и совершенствование вертолета Z11 продолжается, создано несколько гражданских и военных модификаций. Модификации : Z-11 Базовая модификация. Z-11J Вариант для полиции с двумя узлами подвески вооружения по бортам фюзеляжа. Опытный экземпляр выполнил первый полет в ноябре 2005 г., впервые продемонстрирован на авиасалоне в Чжухае (2006 г.). Z-11MB1 Вариант с ТВД Турбомека "Арриэль" 2В1А мощностью 848 л. с. Первый полет состоялся в 2003 г. Z-11N Многоцелевой (сельскохозяйственный, противопожарный, патрульный) гражданский вариант. Опытный экземпляр демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже в 2007 г. CZ-11 Гражданский вариант с ТВД Хани уэлл LTS101-700D-2 мощностью 650 л. с. По желанию заказчика возможно оснащение вертолета надувными баллонетами, прожектором, ИК обзорной системой, спасательной или грузовой лебедками, противопыльным фильтром воздухозаборника двигателя. АС301 Развитие вертолета CZ11 с измененным остеклением кабины и ТВД WZ8D (АС301) или Турбомека "Арриэль" 2В1А (АС301А). Опытный экземпляр выполнил первый полет в ноябре 2012 г. АС311 Глубокая модификация вертолета CZ11 с улучшенной аэродинамикой фюзеляжа. По желанию заказчика вертолет может оснащаться ТВД WZ8D, LTS101-700D-2 или "Арриэль" 2В1А. Опытный экземпляр выполнил первый полет в ноябре 2010 г., поставки серийных вертолетов начались в 2013 г. Z-11WA Разведывательно-ударный вертолет для авиации НОАК. Вооружение (контейнеры с пулеметами, блоки НАР, до четырех ПТУР HJ-8) подвешивается на двух узлах подвески по бортам фюзеляжа, над кабиной смонтирована ИК/ТВ обзорно-прицельная система. Первый полет состоялся в декабре 2004 г. Z-11WB Вооруженный вариант вертолета АС311 с ТВД WZ8D мощностью 680 л. с. Z-11ME1 Гражданская версия. ЛТХ: Модификация Z-11 Диаметр главного винта, м 10.69 Диаметр хвостового винта, м 1.86 Длина,м 10.93 Высота ,м 3.34 Масса, кг пустого 1169 максимальная взлетная 2450 Тип двигателя 1 ГТД Liming WZ-8D Мощность, кВт 1 х 510 Максимальная скорость, км/ч 272 Крейсерская скорость, км/ч 230 Практическая дальность, км 655 Дальность действия, км 450 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4500 Статический потолок, м 2870 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 900 кг груза в кабине или 1135 кг на подвеске. Z-19 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 2010 Тип: Ударный вертолет ЛТХ Доп. информация Harbin Z-19 (Zhisheng-19) - китайский ударный вертолёт. Второй, после CAIC WZ-10, бронированный ударный вертолёт КНР с тандемной схемой размещения экипажа. Разработан китайской компанией HAIC (Harbin Aircraft Industrial Corporation) . Предназначен для уничтожения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения, а также для воздушной разведки. Прототип вертолета поднялся в воздух в мае 2010 года. Не смотря на аварию прототипа 18 сентября этог же года , в конце года было начато серийное производство. В 2011 году несколько машин поступили на вооружение 5-й эскадрильи 8-я вертолетной бригадs 38-й армии Пекинского военного округа (бригада дислоцируется в Баодин, провинция Хэбэй). Z-19 является специализированным ударным вертолетом на основе Harbin Z-9WA, но отличается от исходной версии тандемной кабиной. Z-19 сохранил хвостовую часть фюзеляжа и роторную систему вертолета Z-9WA. Кроме того, в целях снижения рисков, предположительно, он будет использовать ту же силовую установку, что и Z-9WA. Z-19 может быть вооружен 8 управляемыми по проводам противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) HJ-8A или KD-9, KD-10, 4 контейнерами с 57/90-мм реактивными снарядами, 23-мм пушкой, или ракетами класса "воздух-воздух" TY-90. Вертолёт разработан в качестве дополнения к более крупному и дорогому китайскому ударному вертолёту Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC) WZ-10. По сравнению с более тяжелым боевым вертолетом Z-10, Z-19 гораздо проще, дешевле и полагается на более отработанные в производстве компоненты (в частности, двигатель), что делает программу технически менее рискованной. Конструкция. Z-19 выполнен по классической схеме, с тандемным размещением экипажа. Кабина и остекление вертолёта бронированы. Шасси неубираемое энергопоглощающее, для безопасности при аварийной посадке. Вертолёт оснащен 2 турбовальными двигателями WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1), применены меры по снижению ИК заметности. Несущий винт - 4-х лопастной, рулевой винт размещен в фенестроне. Лопасти выполнены из композитных материалов. Бортовое оборудование пилотов реализует принцип стеклянной кабины, установлены большие МФИ. Вооружение вертолёта состоит из ОПС, размещённой в носовой части и управляемой поворотной пушки калибра 23-мм. Управляемые ракеты могут крепиться на 4 точках подвески крыльев. Корпус Z-19 выполнен по технологии стелс. ЛТХ: Модификация Z-19 Диаметр несущего винта, м 11.93 Диаметр хвостового винта, м Длина,м 12.00 Высота ,м 4.01 Масса, кг пустого 2350 максимальная взлетная 4500 Тип двигателя 2 ГТД WZ-8С Мощность, кВт 2 х 700 Максимальная скорость, км/ч 280 Крейсерская скорость, км/ч 245 Практическая дальность, км 700 Скороподъемность, м/мин 530 Практический потолок, м 6000 Статический потолок, м 2600 Экипаж, чел 2 Вооружение: боевая нагрузка на 4 узлах подвески 8 ПТУР HJ-8A или KD-9, KD-10, 4 контейнерами с 57/90-мм реактивными снарядами, 23-мм пушка, или УРВВ TY-90 Z-19E Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 2017 Тип: Ударный вертолет ЛТХ Доп. информация Китайский специализированный ударный вертолет Z-19E разработан компанией Harbin Aircraft Industry Group Co., входящая в состав корпорации AVIC. Предназначен для поражения бронетехники, подавления огневых точек противника, поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, а также для перехвата малоскоростных низколетящих целей. Вертолёт Harbin Z-19Е разработан на базе китайского вертолета Harbin Z-19, который впервые взлетел в 2010 году, а в 2012 уже поступил на вооружение вооруженных сил Китая. Полноразмерная модель Harbin Z-19E была продемонстрирована в 2015 году, а первый полет опытный образец совершил 18 мая 2018 года. Однороторный Z-19E, получивший прозвище "Коршун," имеет двойную кабину и узкий фюзеляж с миниатюризированными системами авионики и оружия на борту, что позволяет использовать боевую машину в различных комплексных задачах в разных погодных условиях. Является первой боевой машиной армейской авиации, предлагаемой Китаем на экспорт. Экспортная версия создана с рядом улучшений, направленных на бесшумность и безопасность пилотирования в реальных боевых условиях. Новый вертолет легче базовой модели на 250 кг (4250 против 4500). По заявлению разработчиков, снизить вес машины удалось без снижения бронезащиты и боевых возможностей. При этом по скорости и маневренности новый вертолет превосходит многие машины в своем классе. Z-19E выполнен по нормальной схеме с тандемным расположением экипажа. Кабина и топливные баки имеют противопульное бронирование. В конструкции применены технологии малозаметности. Компоновка кабины обеспечивает экипажу широкий обзор. Шасси неубираемое, трехопорное, с повышенной энергоемкостью для безопасности при аварийной посадке. От Z-9 новый вертолет его отличает сниженный уровень шума, измененная конструкция кабины для надежной защиты летчиков от лобовых атак и ряд усовершенствований для предотвращения попадания в винты посторонних предметов при полете на малой высоте. Машина оснащена пуленепробиваемым топливный баком. Отмечается, что Z-19E превосходит многие вертолеты в своем классе по скорости и маневренности. Вертолет оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-8C с максимальной продолжительной мощностью по 581 кВт и взлетной мощностью 700 кВт, к которым применены меры по снижению ИК-заметности и предотвращения попадания посторонних предметов при полете на малой высоте. Несущий винт четырехлопастной, а рулевой - типа "фенестрон". Лопасти выполнены из композиционных материалов. Конструкторы AVIC также повысили степень безопасности машины при нахождении в воздухе, усовершенствовав систему, предотвращающую затягивание инородных предметов в район винтовых лопастей, - при низкой высоте полета это может вывести вертолет из строя. В номенклатуру вооружения, размещаемого на четырех точках подвески, входят ПТУР, управляемые ракеты класса "воздух - воздух", НУРС, а также пулеметы в подвесном контейнере. В мае 2018 года корпорация AVIC сообщила о том, что в конце апреля и начале мая вертолет Z-19E прошел интенсивные испытания, в ходе которых он применял ракеты класса "воздух-воздух", различные неуправляемые и управляемые ракеты класса "воздух-поверхность", а также подвесные пушечные контейнеры. По заявлению AVIC, эти испытания были направлены, в том числе, на проверку сопряжения системы управления огнём и бортового вооружения винтокрылой машины. Вместе с тем, какой-либо дополнительной информации об испытаниях предоставлено не было. По оценкам экспертов Z-19E √ очень перспективная боевая единица, а уж по соотношению цена/качество, однозначно не имеет равных на рынке военной техники. ЛТХ: Модификация Z-19E Диаметр несущего винта, м 11.93 Диаметр хвостового винта, м Длина,м 12.30 Высота ,м 4.01 Масса, кг пустого 2150 максимальная взлетная 4250 Тип двигателя 2 ГТД WZ-8С Мощность, кВт 2 х 700 Максимальная скорость, км/ч 280 Крейсерская скорость, км/ч 244 Практическая дальность, км 646 Скороподъемность, м/мин 530 Практический потолок, м 5400 Статический потолок, м 2600 Экипаж, чел 2 Вооружение: боевая нагрузка на 4 узлах подвески 8 ПТУР HJ-8A или KD-9, KD-10 или УРВЗ LJ-9 (BA-9) 4 контейнерами с 57/90-мм реактивными снарядами, 23-мм пушка, или УРВВ TY-90 Z-20 Разработчик: Harbin Страна: Китай Первый полет: 2013 Тип: Многоцелевой вертолет ЛТХ Доп. информация Арсенал Народно-освободительной армии Китая пополнился многоцелевым вертолетом Z-20, который с 2013 года проходит летные испытания. Машина своим внешним видом и рядом конструкционных решений напоминает "Черного ястреба" Sikorsky UH-60, но не является его точной копией (хотя в западных источниках он уже получил прозвище Copyhawk). Разработка Z-20 осуществлялась с 1990-х годов совместно научно-исследовательским институтом AVIC China Helicopter Research and Development Institute (CHRDI, ранее НИИ-602) и обеими китайскими вертолетостроительными предприятиями - Harbin Aircraft Industry Group (HAIG, в составе Hafei Aviation Industry Company) в Харбине и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC, бывшее Changhe/Jingdezhen Aircraft Industry Group). в Чанхэ (город Цзинджчжэнь). Первоначально программа именовалась СМН. Многоцелевой вертолет Z-20 или Zhi-20 совершил свой первый полет 23 декабря 2013 года. Взлетная масса вертолета оценивается в 10 тонн, а эффективный потолок в 4 километра, однако подробные технические характеристики неизвестны. Ожидается, что Z-20 станет основой семейства боевых машин для всех родов войск, которым необходима тактическая поддержка с воздуха, включая военно-морской флот. В кабине вертолёта может разместиться до 12 человек, включая двух пилотов и десятерых военнослужащих, однако, в большей мере данное винтокрылое воздушное средство предполагается к использованию в качестве транспортного средства для перевозки различного рода грузов. Зачастую Z-20 сравнивают с американским UH-60 по ряду причин. Во-первых, несколько экземпляров гражданской модификации "Черного ястреба" (S-70C-2) Народно-освободительная армия Китая использует с 1984 года. А во-вторых, по данным ряда источников, в 2011 году Пакистан пропустил китайских специалистов для обследования места крушения вертолета ВВС США UH-60, разбившегося во время операции по устранению Усамы бен Ладена. С другой стороны, ряд авторитетных авиационных экспертов отмечает, что китайский ╚клон╩, несмотря на внешнее сходство и ряд заимствованных технических решений, значительно отличается. Основной винт используется пятилопастной (у UH-60 четыре лопасти), двигатели установлены собственной разработки, мощностью 2 тысячи лошадиных сил (UH-60 - 1800), а система управления современная, полностью электродистанционная. Строительство прототипов Z-20 и его серийное производство осуществляется HAIG в Харбине. Всего к концу 2015 года было построено не менее шести летных опытных образцов Z-20. До сих пор неясным остается вопрос о двигателях вертолета Z-20. Предположительно, прототипы оснащались двумя китайскими турбовальными двигателями WZ-9 разработки и производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC, Чжучжоу, провинция Хунань). Предсерийные машины получили двигатели WZ-10 мощностью 1600 кВт. На серийных машинах Z-20 планируется использовать разрабатываемые CNSAIC перспективные двигатели WZ-11 (считается, что это безлицензионный клон Pratt & Whitney Canada PT6B-67) или WZ-16 (фактически модифицированная лицензионная деривация двигателя Turbomeca Ardiden, изначально предназначенная для китайско-европейского вертолета Z-15). ЛТХ: Модификация Z-20 Диаметр несущего винта, м 16.20 Диаметр рулевого винта, м Длина, м 19.54 Высота ,м 4.98 Масса, кг пустого 4850 максимальная взлетная 10000 Тип двигателя 1 ГТД WZ-10 Мощность, кВт 1 х 1600 Максимальная скорость, км/ч 320 Крейсерская скорость, км/ч 270 Практическая дальность, км 1200 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 5400 Статический потолок, м 3400 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 10 солдат Вооружение: одна 29-мм пушка, два 7.62-мм пулемета |