Hispano-Suiza
S%^Tt$ - 1755000550000
HS-30 (E-30)


Разработчик: Hispano Suiza
Страна: Испания
Первый полет: 1930
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Фирма Hispano-Suiza давно знакома любителям авиации прежде всего по своим разработкам в области моторостроения. Однако мало кто знает, что испанский филиал этой фирмы строил также и самолёты. Первый опыт в данной области был получен при постройке многоцелевого самолёта HS-30, разработанного при содействии французского инженера Андре Бедуасо.

Это был обычный двухместный моноплан-парасоль с мешанной конструкции и двигателем воздушного охлаждения. Фюзеляж собирался из двух частей - передняя часть была деревянной и обшивалась дюралем, задняя изготовлялась из дюраля и имела полотняную обшивку. Крыло тоже изготавливали из дерева. Машина предназначалась для использования в летных школах и поэтому не несла никакого вооружения. Тем не менее испанские ВВС обратили внимание на этот самолёт, предложив установить на него один передний неподвижный и один оборонительный подвижный пулемет калибра 7,7-мм, а под крыльями разместить четыре держателя для мелких бомб.

Первый прототип, доработанный по заказу ВВС, получил обозначение Е.30 и был представлен на испытания в 1930 году. В одном из первых полетов на самолёте загорелся двигатель, в результате чего прототип Е.30 был полностью уничтожен, однако пилоту Алехандро Гомес Спенсер и наблюдатель Гонзало Табоада смогли спастись на парашютах.

На втором прототипе двигатель Hispano-Suiza 8Ab заменили на Hispano-Suiza 9Qa, полностью изготовив машину к началу 1931 года. На этот раз испытания прошли успешно и в 1932 - 1934 гг. предприятия НS выпустили 25 экземпляров Е.30. Серийные самолёты отличались только более мощным двигателем HS 9Qd закрытым капотом NACA.

Выпущенные самолёты поделили между ВВС (18 экземпляров) и авиацией флота (7 экземпляров). Большинство Е.30 использовавшихся в ВВС попали в летную школу Кватро Вьентас под Мадридом, а флотские самолёты принадлежали Escuadrilla de Adastramiento (тренировочной эскадрильи) располагавшейся в Сан Хавьере под Картахеной. После начала гражданской войны только один Е.30 оказался в руках франкистов. Подавляющее большинство этих самолётов применялось республиканцами в качестве легких бомбардировщиков и разведчиков, действуя в Арагоне и в Андалузии. С октября 1936 года их стали постепенно заменять на советские Р-5ССС, переводя сохранившиеся самолеты в тыл. Единственный франкистский Е.30 получил тактический номер 32 (по другим данным 32-1) и использовался до середины 1938 года. После завершения боевых действий авиация Франко пополнилась ещё 13 республиканскими машинами (номера 30-131, 30-132, 30-134 - 30-139, 30-161 и 30-185). В составе Ejercito del Aire эти Е.30 служили до 1945 года, а последний самолёт летал в военной Академии в Леоне до 1950 года.



ЛТХ:
Модификация HS-30
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.95
Высота, м 3.53
Площадь крыла, м2 22.47
Масса, кг
пустого самолета 916
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД Hispano Suiza 9Qd
Мощность, л.с. 1 х 250
Максимальная скорость , км/ч 225
Крейсерская скорость , км/ч 185
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронный 7,7-мм пулемет Vickers и
один оборонительный 7,7-мм пулемет Lewis,
до 40 кг легких бомб

HS-34


Разработчик: Hispano Suiza
Страна: Испания
Первый полет: 1935
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В начале 1930-х гг. переживавшая тяжелейший политико-экономический кризис Испания старалась не отстать в военном отношении от ближайших соседей. Из-за недостатка финансирования пришлось отказаться от закупок техники за рубежом, вместо которого активно стало развиваться лицензионное производство. Однако, лицензий была плоха тем, что построить можно было только ограниченное количество единиц боевой техники. Другое дело, когда речь шла о собственных разработках.

В 1934 году испанские ВВС сформулировали требования к тренировочному самолёту для начального обучения лётного состава. Объявленный конкурс привлёк внимание трех фирм. Предложенный от фирмы Hispano-Suiza проект инженера Висенте Роа (Vicente Roa Miranda), известный под обозначением HS-34, представлял собой расчалочный биплан с неубираемым шасси и двумя кабинами для курсанта и инструктора. По внешнему виду самолёт напоминал британский de Havilland DH-82 "Tiger Moth" √ не исключено, что это был один их прообразов HS-34.

Конструктивно HS-34 была смешанной, деревянно-металлической. Фюзеляж собирался из стальных труб и имел фанерную обшивку. Кабины инструктора и курсанта были выполнены открытыми и защищались от набегающего потока воздуха только небольшими плексигласовыми козырьками. Управление самолётом было дублированным. В передней части фюзеляжа устанавливался рядный 4-цилиндровый двигатель Walter "Junior" мощностью 105 л.с. Ёмкость топливного бака составила 100 литров. Силовая установка оснащалась двухлопастным деревянным винтом постоянного шага.

Силовой набор бипланной коробки крыльев изготовлялся из дерева. Верхнее крыло соединялось с нижним посредством N-образных стоек. К фюзеляжу крепление производилось с помощью N-образных подкосов меньшего размера. Для усиления жесткости конструкции использовались расчалки. Оперение было выполнено по однокилевой схеме. Руль направления оснащался роговой компенсацией. Шасси самолёта неубирамое, трехопорное, с хвостовым костылем. Основные колеса имели пневматические шины и оснащались тормозами.

Испытания прототипа HS-34-1 начались в 1935 году и в целом прошли успешно. В скором времени был готов второй прототип, отличавшийся более сильным двигателем de Havilland "Gipsy Major" мощностью 120 л.с., закрылками типа Handley Page и удлиненными стойками шасси. Этот образец до войны демонстрировался на международной авиационной выставке в Монжуике (недалеко от Барселоны).

Фирма находилась в ожидании заказа, однако, несмотря на определенные преимущества (хорошие пилотажные качества, невысокая посадочная скорость, технологичность сборки и простота в обслуживании), от поставок HS-34 испанские ВВС отказались. И тут очень кстати интерес к учебному самолёту проявила морская авиация, давно испытывавшая нехватку специализированной техники. В августе 1935 году был оформлен заказ на 25 единиц HS-34, которые к тому времени переименовали в Е-34.

Постройка самолётов производилась в тот момент, когда Испания готовилась вступить в ожесточенную гражданскую войну, поэтому полностью выполнить заказ не удалось. До июля 1936 года включительно удалось собрать только 5 самолётов, направленных в авиационную школу Alcantarila в г.Эль Паламар. На первом прототипе в целях унификации двигатель также заменили на "Gipsy Major".

После начала мятежа выяснилось, что только один Е-34 остался в руках республиканцев. Остальные использовались франкистами на протяжении всей гражданской войны по прямому назначению. Последний Е-34 был собран только в 1941 году, когда его устарелость была очевидной. Фирма Hispano-Suiza надеялась продолжить производство, доработав самолёт под модификацию буксировщика планеров. Опытный образец обновленного Е-34 поступил на испытания 18-го апреля 1942 года. Тестовые полёты, проведенные лётчиком Фернандо Солисом (Fernando Floes Solis) подтвердили возможность буксировки легких планеров, однако Aviacion Militar не поддержали эту инициативу. К тому времени более высокий приоритет получила программа строительства учебного моноплана HS-41, который, между тем, оказался намного менее успешным.

Последний собранный Е-34 оказался наиболее долгоживущим из всех самолётов этого типа. Достаточно долгое время он совершал полёты будучи приписанным к Аэроклубу г.Севилья, а в 1970-е гг. этот самолёт был передан в испанский Музей Аэронавтики и Астронавтики в Мадриде.





ЛТХ:
Модификация HS-34
Размах крыла, м 9.10
Длина, м 7.40
Высота, м 2.54
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 790
нормальная взлетная 1350
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 170
Крейсерская скорость , км/ч 130
Практическая дальность, км 350
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2

HS-42


Разработчик: Hispano Suiza
Страна: Испания
Первый полет: 1942
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Для замены отслуживающих свой век бипланов IMAM Ro.41 и Bucker Bu.131 испанские ВВС заказали новый тренировочный самолёт. Проектирование и сборка опытного образца самолёта, обозначенного как HS-42 (не путать с ⌠одноименным■ французским двигателем), проводились инженерами предприятия Hispano Aviacion SA. Внешне он напоминал американские АТ-6, благодаря звездообразному двигателю и просторной, хорошо остеклённой, кабине лётчиков. Наиболее существенным отличием от ⌠тексана■ было лишь неубираемое шасси, которое решили использовать в целях упрощения конструкции, а также для подстраховки при грубых посадках.

Первый прототип самолёта поднялся в воздух 5 апреля 1942 г., однако по сравнению со своим американским аналогом испанский самолёт оказался не столь удачным. В полёте HS-42 был неустойчив, а при посадке на небольшой скорости самолёт легко терял высоту, угрожая разбиться о землю. Это делало его мало доступным для лётчиков с низкой квалификацией. Было даже высказано мнение, что самолёт опасен для полётов и совершенно не приспособлен для начального обучения пилотов. С другой стороны, HS-42 показал на испытаниях максимальную скорость 325 км\ч и мог подниматься на высоту 6100 метров.

Заказчик остался не слишком доволен предъявленными показателями, но надеяться только на экспортные поставки техники означало поставить себя в зависимое положение. После серии доработок, завершившихся уже после окончания Второй Мировой войны, самолёт всё же приняли к серийному производству, которое организовали на предприятии Hispano-Suiza.

Первая партия машин получила обозначение Е.6, а вторая (модифицированная) √ ES.6 или по внутрифирменному реестру HS-42B.

Тренировочные самолёты HS-42, несмотря на имевшиеся недостатки, обладали хорошими эксплуатационными показателями и активно использовались на протяжении почти 30 лет. Одни из последних самолётов этого типа продолжали летать в авиационной школе Cuatro Vientas, где на них проходили обучение пилоты испанских ВВС. Вывод самолётов HS-42 из состава тренировочной авиации завершился к началу 1970-х гг.

За HS-42 последовала модернизированная версия самолета, получившая обозначение HS-43. Эта модификация отличалась двигателем Armstrong Siddeley Cheetah 25(27), убирающимся шасси и наличием двух 7.7-мм пулеметов Breda-Safat , размещенных в крыльях.






ЛТХ:
Модификация HS-43
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 7.95
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 1504
максимальная взлетная 2050
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Cheetah 25(27)
Мощность, л.с. 1 х 390
Максимальная скорость , км/ч 335
Крейсерская скорость , км/ч 310
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 480
Практический потолок, м 600
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Breda-Safat

HS-50


Разработчик: Hispano
Страна: Испания
Первый полет:
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1940 году в Испании Эмиль Девуатин планировал создать истребитель, который стал бы дальнейшим развитием знаменитого D.520. К сожалению, работы были завершены на стадии постройки деревянного макета.

Во время гражданской войны в Испании предприятие компании Hispano-Suiza было расположено в Гвадалахаре (примерно в пятидесяти километрах к северо-востоку от Мадрида) и позднее было эвакуировано в Аликанте (Alicante) на контролируемую республиканцами территорию. Однако поскольку Аликанте находился близко к линии фронта, то завод был перемещен по побережью Испании дальше на юго-восток. Новая компания, образованная слиянием завода Hispano-Suiza и предприятия AISA (Aeronâutica Industrial Sociedad Anônima), получила наименование SAF-15. Новая компания занималась сборкой самолетов различных типов, на которые Республика приобрела лицензию. Среди строившихся машин были истребители Николая Поликарпова И-16 (обозначение республиканцев Mosca [мошка]; националистов √ Rata [крыса]).

В то же самое время в Севилье на территории, контролируемой националистами, появился новый завод компании Hispano-Suiza. Это предприятие, возглавлявшееся старым руководством завода в Гвадалахаре, с согласия компании-производителя занималось сборкой и ремонтом итальянских истребителей-бипланов FIAT CR-32 Chirri. Первая серия этих самолетов была введена в эксплуатацию в 1938 году, а последние 14 машин были поставлены в 1945 году, представляя интерес разве что лишь в качестве музейных экспонатов.

Эмиль Девуатин и компания Hispano-Suiza имели тесные связи с момента основания в 1920 году фирмы Société des constructions aéronautiques Emile Dewoitine (CAED) и разработки в следующем году истребителя D-1 с 300-сильным двигателем Hispano-Suiza.

В 1924 году с привлечением капиталов компаний Hispano-Suiza и Mitsubishi (производила по лицензии продукцию Hispano-Suiza в Японии) была создана компания Société des constructions aéronautiques Dewoitine (CAD), техническим директором которой стал Эмиль Девуатин.

После разгрома Франции Германией и подписания в июне 1940 года перемирия Эмиль Девуатин отправился в Севилью на испанский завод компании Hispano-Suiza, которая предложила ему разработать новый истребитель с двигателем Hispano-Suiza 89, также обозначавшимся как 12Z (V12 с непосредственным впрыском). Новый самолет должен был стать дальнейшим развитием истребителя D-520, считавшегося лучшим французским истребителем тех лет, и его непосредственного развития D-551.

Проект принял свою форму на первом этаже здания компании Hispano-Suiza на большом дубовом столе, изготовленном в Гвадалахаре (Мексика) для заседаний её правления. Самолет разрабатывался в соответствии со спецификациями, разработанными командованием испанских ВВС (Ejército del Aire) и опубликованными в декабре 1942 года в докладе министерства авиации Испании. Среди требований спецификации были:

компоновка √ моноплан с нижним расположением крыла;

винт изменяемого шага с электрическим приводом Ratier или Escher-Wyss (по предложению Эмиля Девуатина и его конструкторов Эрмана [Hermann] и Аритьё [Aritio]);

двигатель Hispano-Suiza HS-89 12Z с возможностью установки пушки в развале блоков цилиндров;

убирающиеся основные стойки шасси с гидравлической системой уборки;

тормоза колес, работающие на сжатом воздухе (как у истребителей FIAT CR.32);

стартер на сжатом воздухе "мопед" Morelli (Morelli ⌠motorino■; как у истребителей FIAT CR.32);

противообледенительная система передней кромки крыла (с применением горячего воздуха) и винта (разбрызгивание жидкости);

самозатягивающиеся топливные баки с клапанами аварийного слива;

системы подачи топлива и масла, гидравлическая система, фильтры, клапаны и т.д. производства компании ISA (Industria Subsidiaria de Aviaciôn);

радиаторы с автоматической регуляцией;

возможность установки гермокабины в случае увеличения практического потолка до 12500 метров;

бронированное лобовое стекло, обеспечивающее защиту от пуль калибром 7,92 мм;

фонарь кабины со створкой, открывающейся в сторону, и хорошим обзором назад;

"ломающаяся" ручка для управления по крену (как у истребителей Spitfire);

регулируемое сиденье пилота;

система демпфирования воздействия перегрузок, когда при скорости 500 км/ч и радиусе разворота 386 метров на самолет воздействуют нагрузки до 5g;

выполнение расчетов в соответствии с немецкими стандартами 1936 года.

Истребитель, получивший обозначение Hispano-Suiza HS-50 (D-600 в номенклатуре Эмиля Девуатина), унаследовал элегантный силуэт своих предшественников с подфюзеляжной "ванной" водорадиатора. Отличиями были больший размах крыла и изменение положения совкового воздухозаборника для питания нагнетателя, перемещенного из-под винта под двигатель.

Максимальная скорость 670 км/ч и практический потолок 16 000 метров

Расчетная максимальная скорость на высоте 6000 метров должна была составлять 670 км/ч, продолжительность полета при скорости 500 км/ч √ 2 часа 30 минут, а практический потолок 12 300 метров. Командованием ВВС Испании была рекомендована установка турбокомпрессора, благодаря которой потолок самолета должен был составить 16 000 метров.

Во время боев во Франции D-520 оказался немного медленнее немецкого истребителя Messerschmitt Bf 109E, но обладал лучшей маневренностью. Маневренные качества французской машины должны были быть сохранены на ее севильском преемнике. Самолет должен был уметь на высоте 2000 метров и скорости полета 500 км/ч за три секунды развернуться на 180º; диаметр окружности должен был составить 772 метра.

Вооружение самолета должно было состоять из 20-мм пушки Hispano-Suiza HS 404, стрелявшей сквозь втулку винта, и четырех пулеметов: установленных в корневых частях крыла двух синхронизированных тяжелых итальянских 12,7-мм пулеметов Breda SAFAT с боезапасом по 350 патронов на ствол и установленных вне зоны ометания винта двух несинхронизированных легких немецких 7,92-мм пулеметов MG-17 с боезапасом по 1000 патронов на ствол. Наведение на цель должно было осуществляться при помощи установленного на испанских Bf 109 немецкого прицела REVI. В этом случае предпочтительным было установить пулеметы на двигателе и синхронизировать их, что потребовало бы уменьшения количества боеприпасов и скорострельности, увеличения веса и усложнения технического обслуживания самолета. Как это не покажется странным, среди требований спецификации была защита самолета от атак в задней полусфере: установка оборонительного вооружения из двух пулеметов и система создания искусственного тумана. Под фюзеляжем самолета можно было подвесить две 50-кг или 100-кг бомбы или одну 200-кг бомбу.

Руководство компании Hispano-Suiza запросило комплект вооружения для установки его на прототипе истребителя.

В марте 1943 года руководство компании Hispano-Suiza запросило министерство авиации о разрешении на начало постройки прототипа и элементов конструкции самолета, пред╜назна╜ченных для проведения статических испытаний. Однако этого разрешения получено не было. Наоборот, был отдан приказ в течение года прекратить все работы по проекту.

Основной причиной падения интереса со стороны военно-воздушных сил Испании стали истребители Messerchmitt Me 109 G, которыми на восточном фронте была вооружена воевавшая в составе Luftwaffe эскадрилья испанских летчиков-добровольцев. Этот интерес и привлечение государственных финансов в компанию Hispano-Suiza привели к приобретению компанией лицензии на производство Me 109 G-2 и поставке двадцати пяти безмоторных планеров этих самолетов. Кроме того, Испания не имела финансовых и технических возможностей для разработки совершенно новой программы, и ее руководство не желало брать на себя риск обнаружить, что создаваемый самолет окажется хуже уже имевшегося Messerschmitt Me 109 G-2.

За оставшееся до закрытия проекта время в компании Hispano-Suiza под руководством инженера Марселино Вьехо (Marcelino Viejo) смогли построить полномасштабный деревянный макет HS-50 с упрощенной по сравнению с реальным самолетом конструкцией и гидравлический испытательный стенд для основных стоек шасси.

В сентябре 1944 года, когда испанские ВВС уже окончательно отказались от истребителя HS-50, Эмиль Девуатин и работавший в Барселоне инженер компании Hispano-Suiza Мануэль Серда (Manuel Serdâ) отправились в аргентинское посольство, где представили полную документацию на три варианта проекта D-600, каждый из которых немного отличался от Hispano-Suiza HS-50, с намерением построить самолет в этой латиноамериканской республике. Учитывая прогресс, достигнутый в годы войны реактивными силовыми установками, проект был сочтен устаревшим и в его реализации было отказано. Тем не менее, руководство аргентинского авиазавода Fábrica Argentina de Aviones (F.M.A.) решило заключить с Эмилем Девуатином контракт на разработку реактивного истребителя FMA I.Ae. 27 Pulqui I. Постройка этого самолета была завершена в 1947 году, но дальше прототипа дело не пошло.

В 1948 году √ по окончании контракта с Аргентиной √ Эмиль Девуатин вернулся в Испанию, где для компании AISA (Industrial Aeronautics, Sociedad Anônima) разработал несколько проектов. Среди этих проектов был легкий самолет AVD-12, который на мадридском аэродроме Куатро Вьентос (Cuatro Vientos) проходил сравнительные испытания с CASA Dornier Do-25, борясь за право сменить Fieseler Fi-156 Storch. Это был последний самолет Эмиля Девуатина.

(c) alternathistory.com


ЛТХ:
Модификация HS-50
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 8.77
Высота, м 3.55
Площадь крыла, м2 14.50
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 2803
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza HS.89-12Z
Мощность, л.с. 1 х 1300
Максимальная скорость , км/ч 670
Крейсерская скорость , км/ч 625
Практическая дальность, км 1130
Скороподъемность, м/мин 1000
Практический потолок, м 12300
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка HS.404 и
четыре 7.62-мм пулемета