Hollandair
S%^Tt$ - 1755000550000
HA-001 Libel


Разработчик: Hollandair
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1957
Тип: Сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



Голландская фирма Hollandair была основана в 1956 году Яном Хоэкстра (Jan G. Hoekstra). Первоначально компания занималась ремонтом небольших самолетов. В 1957 году Хоэкстра совместно с Ван де Велбергом (JS van de Velberg) разработали по заказу Eerste Groningse Landbouw Sproeibedrijf проект сельскохозяйственного самолета.

Первый полет самолета, получившего обозначение HA-001 Libel (стрекоза), состоялся 19 июля 1957 года. Он представлял собой одноместный высокоплан с крыльями большого размаха, позволявшими продолжительное время лететь на невысокой скорости и оснащенный двигателем Lycoming O-290-D2 мощностью 135 л.с. Для проведения опрыскивания самолет оборудовался 300-литровым баком для химикатов, кроме того была установлена система для распыления порошкообразных смесей.

До начала 1960 года HA-001 проходил испытания на аэродроме Зистенхован (Zestienhoven) в Роттердаме. В ходе испытаний на самолете устанавливали так же двигатели Lycoming O-320 (150 л.с.) и O-435-H (195 л.с.). По результатам испытаний стало понятно, что свою роль самолет выполняет плохо и рассчитывать на коммерческий успех не стоит.

В феврале 1960 года единственный экземпляр самолета был продан рекламной компании Skylight. 22 числа этого же месяца самолет получил гражданский регистрационный номер (PH-NGX). При прохождении регистрации на нем заменили двигатель на deHavilland Gipsy Major мощностью 130 л.с.

До лета 1965 года HA-001 использовали для буксировки рекламных баннеров. В июне 1965 года самолет во время грозы налетел на деревья и был практически полностью уничтожен. А 10 февраля следующего года он был полностью удален из реестра.






ЛТХ:
Модификация HA-001
Размах крыла, м 15.09
Длина, м 8.46
Высота, м 1.83
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная 1200
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-290-D2
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 193
Крейсерская скорость, км/ч 145
Рабочая скорость, км/ч 90
Практическая дальность, км 375
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж,чел 1
Полезная нагрузка: 300 литровый бак с химикатами