KOD | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
KOD-1 Разработчик: LKOD Страна: Латвия Первый полет: 1936 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1936 году Аэроклуб Эстонии (Eesti Aeroklubi) предложил Латвии наладить выпуск многоцелевого биплана собственной разработки PON-1. Латвийское правительство одобрило заключение контракта, после подписания которого на предприятии LKOD (Лиепайская Военная Фабрика) начал разворачиваться выпуск самолёта, получившего обозначение KOD-1. Прототипы не строились и первые два самолёта можно было считать предсерийными экземплярами. Они впервые поднялись в воздух 13 января 1936 годаю. Выпуск самолётов распределился следующим образом: в марте 1936 года собрали 4 экземпляра, в августе - 1 и в декабре 1938 года ещё 3. Сначала на самолёты устанавливались 5-цилиндровые двигатели Genet Major, но в 1937 году их заменили на рядные de Havilland "Gipsy Major" (125 л.с.), так как первые имели проблемы с компрессией и перегревом цилиндров. Их основным местом службы стала авиация национальной гвардии Латвии (Aszargi), куда были переданы все построенные машины. Первые два KOD-1 были получены 15 марта 1936 года, причем за каждый самолёт Aszargi выплатила от 15000 до 17000 латов, не считая обновления моторов, которое обошлось ещё по 10400 латов за штуку. И все же сумма вложенная в KOD-1 себя оправдала. Самолёты национальной гвардии очень интенсивно использовались для обучения лётного состава и принимали участие в различных акциях и праздниках в Латвии. За всю историю KOD-1 лишь один раз произошел неприятный случай с его участием. 12 февраля 1938 года пилот Эдвинс Муиззимниекс совершил на нем перелет в СССР. О причинах этого шага ни одна из сторон не распространялась, при этом Советский Союз самолёт вернул, а пилота оставил у себя. Когда Латвия была присоединена к СССР самолёты KOD-1 временно оказались невостребованными и большая их часть пошла на металл. Единственный пригодный к полетам KOD-1 в 1941 году включили в состав авиационной школы. При попытке эвакуации в июле того же года под немецкими бомбами погиб последний самолёт и его пилот Викторс Крастинс. ЛТХ: Модификация KOD-1 Размах крыла, м 8.20 Длина, м 7.30 Высота, м 2.50 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета 620 нормальная взлетная 880 Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major Мощность, л.с. 1 х 125 Максимальная скорость , км/ч 150 Крейсерская скорость , км/ч 125 Практическая дальность, км Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж, чел 2 KOD-2 Разработчик: LKOD Страна: Латвия Первый полет: 1938 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Пока кипела работа по налаживанию серийного выпуска самолёта KOD-1 латвийские инженеры своими силами спроектировали аналогичную машину, только с чуть более высокими показателями и возможностью её использования в боевых условиях. Новый самолёт обозначался как KOD-2 и его макет был впервые продемонстрирован в конце 1936 года. Авиация национальной гвардии 23 января 1937 года выдала заказ сразу на 12 самолётов, причем их закупочная стоимость выросла до 31000, а затем и до 50000 латов за один экземпляр начиная со второго. На этот раз латвийские производители "быстро запрягали, но медленно ехали" - первый из заказанных KOD-2 был получен только 10 января 1938 года. Наибольшую проблему в выпуске самолётов оказывали финансы, а точнее их недостаток, поэтому первый самолёт оплатил банк Latvian Credit Union, следующие два - Bank of Latvia и по одному Hipotek Bank и Zemes Bank - все они были получены в июне 1938 года. Летом 1938 года предприятие LKOD было закрыто и 5 самолётов остались недостроенными. Aszargi отказались передавать заказ на завершение строительства другому предприятию и в итоге из 12 в строй вступили 7 самолётов. Интересно, что половину выплачиваемой суммы приходилась на стоимость двигателя Armstrong Siddley "Lynx" (240 л.с.), которая составила 25000 латов. Латвийским пилотам KOD-2 понравился благодаря просторной кабине и сравнительно высоким летным данным. В 1938-1939 гг. их часто привлекали к показательным полётам на различных авиашоу, после которых в кабину самолёта запросто садилось три пассажира. Служба самолётов KOD-2 протекала параллельно с их "старшими братьями" KOD-2 и завершилась почти в один день. В июле 1940 года самолёты передали на временное хранение и следы их с этого момента теряются. ЛТХ: Модификация KOD-2 Размах крыла, м 12.00 Длина, м 8.90 Высота, м 2.90 Площадь крыла, м2 37.50 Масса, кг пустого самолета 1515 нормальная взлетная 1860 максимальная взлетная 2135 Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddley Lynx Мощность, л.с. 1 х 125 Максимальная скорость , км/ч 180 Крейсерская скорость , км/ч 165 Практическая дальность, км 400 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4300 Экипаж, чел 2 Вооружение: два 7.7-мм пулемета, возможна подвеска 8х10 кг бомб KOD-4 Разработчик: LKOD Страна: Латвия Первый полет: 1938 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация KOD-4 - легкий многоцелевой самолет, разработанный латвийским конструктором А.Страздиньшом. Построен в мастерских лиепайского Военного порта LKOD (Liepājas Kara Ostas Darbnīcas, всего там было произведено 20 самолетов 5 типов) в 1938 года как "народный самолет". ЛТХ: Модификация KOD-4 Размах верхних крыльев, м 7.20 Длина самолета,м 5.40 Высота самолета,м 2.20 Площадь крыла,м2 6.80 Масса, кг пустого самолета 320 максимальная взлетная 440 Тип двигателя 1 ПД Мощность, л.с. 1 х 60 Максимальная скорость, км/ч 160 Практическая дальность, км 320 Практический потолок, м 2800 Экипаж, чел 2 |