Koolhoven
S%^Tt$ - 1755000550000
FK-29


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1923
Тип: Легкий пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-29 - легкий пассажирский самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. После возвращения из Великобритании Кулховен работал на фирме Nationale Vliegtuig Industrie. Там он в конце 1922 года разработал новую версию самолета FK-26 Commercial получившую обозначение FK-29.

Самолет имел меньшие размеры чем предшественник и оригинальную систему посадки пассажиров - откидывающийся нос. Первый полет прототипа состоялся в 1923 году. Самолет прошел весь комплекс испытаний, однако интереса у покупателей не вызвал и так и остался в единственном экземпляре.










ЛТХ:
Модификация FK-29
Размах крыла, м 10.00
Длина, м 7.10
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого снаряженного 682
нормальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД Bristol Lucifer
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость , км/ч 180
Крейсерская скорость , км/ч 154
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

FK-30 Toerist


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1927
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-30 Toerist - легкий самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Работы над самолетом были начаты в 1927 году. В этом же году он совершил свой первый полет. Самолет предназначался для частных аэроклубов, однако заказов на самолет не последовало и единственный экземпляр самолета был продан Клифорду Хармону, президенту международной ассоциации авиаторов. Однако и он не стал летать на нем, а купил его лишь для коллекции.









ЛТХ:
Модификация FK-30
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 7.50
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 490
нормальная взлетная 630
Тип двигателя 1 ПД Siemens
Мощность, л.с. 1 х 50
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 106
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

FK-31


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1920 году Фредерик Кулховен (Frederick 'Frits' Koolhoven) покинул "British Aerial Transport Company", где спроектировал одноместный истребитель FK 23 Bantam, двухместный акробатический/гоночный FK 27 и четырехместный гражданский пассажирский FK 26. Ни один из этих самолетов не строился массово. Вернувшись на родину в Голландию, Кулховен стал конструктором в учрежденной в 1922 году в Гааге фирме "Nationale Vliegtuigindustrie (NVI)". Первым самолетом, разработанным здесь, стал трехместный биплан Koolhoven FK 29 с мотором Bristol Lucifer мощностью 100 л. с. За ним последовал относительно удачный высокоплан FK 31, макет которого был представлен на в 1922 году на авиасалоне в Париже.

Первый прототип поднялся в воздух в 1931 году. Самолет отличали крыло с достаточно толстым профилем и объемистый фюзеляж круглого сечения. На втором, значительно улучшенном, прототипе стоял тщательно закапотированный мотор Jupiter и неубираемое шасси с независимыми основными опорами. Необычные стойки опоры-кабана соединяли фюзеляж опытной машины с крылом, на серийных самолетах крепление крыла к фюзеляжу было более традиционным. Четыре FK 31 для войск в голландской Ост-Индии получили доработанное горизонтальное оперение. Интерес проявили и во Франции, машина проходила испытания как De Monge М.101, но заказов так и не поступило.

В феврале 1925-го финская сторона обратилась к NVI с просьбой предоставить спецификацию на F.K. 31. В марте был получен ответ, а уже в апреле заключен контракт на поставку восьми F.K. 31, из которых два в морском варианте, двух комплектов больших "бомбардировочных" крыльев, десяти моторов "Юпитер" IV и запчастей к самолетам, а также договор о лицензионном производстве "Кулховена" в Финляндии. Заметим, что руководители финской военной авиации, только что устроившие "жесткий кастинг" на роль истребителя для своих ВВС, в данном случае уверенно приобрели "кота в мешке". Фактически, кроме увиденного в Ле Бурже макета, а также предоставленных голландцами сведений о летно-технических характеристиках, про самолет финны ничего не знали! Неудивительно, что вскоре Сомерсало & Co ждала масса "открытий чудных".

А тем временем, бизнес у NVI стремительно катился под гору. Казалось бы перспективный самолет на деле оказался никому не нужен. Голландская армия, ознакомившись с новинкой, больше ни одного подобного самолета закупать не стала, а те, что купила, отправила в колонии. Французская армия, испытав единственный построенный по лицензии F.K. 31, тоже отказалась от него. Таким образом, финны стали единственными клиентами NVI, но финский заказ не позволял компании удержаться на плаву. Кулховен оставил пост главного инженера. Это была уже вторая авиастроительная компания, разорившаяся с ним в роли главного инженера. Тем не менее, предприимчивому голландцу удалось убедить акционеров, что компанию еще можно спасти, если сосредоточить управление ею в одних руках. Естественно, руки эти должны были принадлежать самому Кулховену. В результате уже к концу 1925-го NVI была ликвидирована, а все её активы перекочевали во вновь созданную NV Koolhoven vliegtuigen. Новая компания перебивалась частными заказами, что позволяло ей худо-бедно держаться на плаву, теряясь в тени более удачливого конкурента Э. Фоккера.

Первый экземпляр F.K. 31 финны получили в октябре 1925 года. И самолет действительно "впечатлил" приемную комиссию. Взорам "счастливых обладателей" разведчика-истребителя-бомбардировщика предстал уродливый моноплан, с нелепым толстым фюзеляжем. Хвост, казалось, волочился по земле при рулении, а кабина пилота была буквально засунута под низко нависавшее над фюзеляжем крыло. Чтобы летчик мог хоть что-то видеть вверху, в крыле был сделан здоровенный вырез. Но и уродливый внешний вид был не такой уж большой бедой по сравнению с "внутренним содержанием".

К сентябрю 1926-го финские ВВС, наконец, получили все восемь заказанных самолетов. А уже с августа "Кулховены" начали поступать на вооружение Сухопутной авиаэскадры. И уже здесь "летучий голландец" окончательно раскрыл себя "во всей красе" (хотя значительная часть дефектов всплыла уже при испытаниях). Из-за огромного толстого носа и нависающего над головой крыла, пилот на взлете и посадке ничего кроме земли под колесами, не видел. Рулил самолет тяжело, норовя зацепить винтом землю, хвост отрывал от земли также с трудом, что неудивительно, учитывая, что "Кулховен" оказался почти на 400 кг тяжелее своей расчетной массы и весил 2300 кг вместо обещанных 1900. Нормы прочности, рассчитанные якобы по британским стандартам, на деле оказались превышены от полутора до пяти раз! В полете, не выдерживая нагрузки, лопались расчалки, баки нещадно текли. Выпрыгнуть из "утопленной" в крыло кабины с парашютом летчику было практически невозможно. Но самым "милым сюрпризом" был двигатель, установленный таким образом, что был способен заглохнуть от резкого порыва ветра.

Уже в апреле 1927-го был разбит первый "Кулховен", у которого при заходе на посадку в Утти заклинило руль высоты (возможно, из-за обрыва троса). В обломках самолета едва не погиб командир эскадры капитан Шнеллман. В августе из-за отказов двигателя разбились еще два F.K. 31, причем в одном из них снова едва не погиб многострадальный Шнеллман, а так же сам Вуори, вылетевший с ним в качестве наблюдателя. В результате, от греха подальше, в ноябре 1927-го эксплуатацию этих машин окончательно прекратили. Казалось, на этом история "Кулховена" наконец завершилась. Как бы ни так! В сентябре того же 1927-г года ВВС выдали авиазаводу заказ на производство еще четырех F.K.31, с доработкой выявленных недостатков. При этом авиазавод по-прежнему не имел полного комплекта чертежей на этот самолет! Ситуация начинала все больше походить на какой-то бред. Финским инженерам пришлось разобрать один из "Кулховенов" и использовать его в качестве эталона. В итоге после многомесячной возни в декабре 1929-го - феврале 1930-го авиазавод выдал-таки четыре экземпляра F.K. 31, уже вообще никому не нужных. Оставшиеся голландские "Кулховены" списали еще в ноябре 1929-го, причем ни один из них не налетал больше 45 часов, в основном же налет составлял около 20 часов на один самолет. Но как ни плохи были голландские машины, их "доработанные" финские аналоги оказались еще хуже! В итоге, после испытаний, к марту 1931 года и эти F.K. 31 были отстранены от полетов, а в ноябре 1933-го окончательно списаны. Налет на каждый из них составил от 45 минут до 7 часов.






ЛТХ:
Модификация FK-31
Размах крыла, м 13.70
Длина, м 7.80
Высота, м 3.40
Площадь крыла, м2 27.20
Масса, кг
пустого 1460
нормальная взлетная 1800
Тип двигателя 1 ПД Bristol Jupiter
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость , км/ч 255
Крейсерская скорость , км/ч 212
Продолжительность полета, ч 6
Практический потолок, м 7200
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.7-мм пулемета

FK-32


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1924
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-32 - учебно-тренировочный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. В середине 20-х годов голландский Индийский колониальный корпус объявил программу замены устаревших учебно-тренировочных самолетов Avro 504.

По этой программе первоначально были закуплены Fokker S-4 и учебный самолет французской фирмы Moran. Стараясь получить заказ от военных фирма Nationale Vliegtuig Industrie в 1924 году предложила свою разработку - FK-32. Однако в связи с трудностями доставки самолета в Индию эта затея потерпела крах, а старенькие Avro 504 еще долгие годы находились на вооружении корпуса.












ЛТХ:
Модификация FK-32
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 7.10
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 650
нормальная взлетная 870
Тип двигателя 1 ПД Clerget
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 121
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

FK-33


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1925
Тип: Пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



История самолёта FK-33 началась в 1924 году, когда руководитель голландской авиакомпании KLM Альберт Плиссман энергично решал вопрос закупки новейших авиалайнеров. В то время наиболее остро стояла проблема обеспечения ночных полётов, которые были совсем небезопасны, особенно если они совершались на самолётах времен первой мировой войны не слишком приспособленных для таких целей. Можно было обратиться к зарубежным фирмам, однако Плиссман выбрал отечественного производителя. По его заказу инженеры также недавно созданной фирмы Koolhoven разработали специализированный гражданский самолёт, способный хорошо летать как днем, так и ночью. На его проектирование ушло всего несколько месяцев и в июне 1925 года FK-33 совершил свой первый полет. Испытательный цикл самолёт прошел вполне успешно, но дальше постройки первого образца дело не продвинулось. Авиакомпания KLM уже успела обратить своё внимание на самолёты фирмы Fokker, поэтому FK-33 суждено было остаться в единственном экземпляре.

Гражданскую регистрацию и код H-NADD самолёт получил 8 октября 1925 года и согласно договору был передан в эксплуатацию KLM. Самолёт два года обслуживал трассу Амстердам-Лондон-Париж-Мальме и хотя отзывы о нем были положительными FK-33 в 1928 году продали немецкой авиакомпании Aero GmbH (Гамбург). 3-го мая ему присвоили немецкий бортовой код D-1250 и поставили летать на внутригерманских линиях. Смена имени самолёту на пользу не пошла. Первая авария с его участием случилась уже 25 июля. Самолёт отремонтировали, но под Бременом он вновь был серьёзно поврежден при посадке. Недолго думая немцы отправили FK-33 обратно в Голландию и на летном поле в Ваалхавене он вновь едва не был полностью разбит.

Такая антиреклама могла окончательно похоронить карьеру самолёта, но возможно дело было совсем не в плохом качестве изготовления, ведь голландские пилоты летали на нем достаточно долго вообще без происшествий. Как бы там ни было, в конце 1928 года FK-33 был во второй раз продан, причем покупателем стала также немецкая авиакомпания Baumer-Aero GmbH. Чтобы решить внезапно возникшую проблему с надежностью на самолёте установили новые двигатели Junkers L5, с трехлопастными винтами вместо прежних 4-х лопастных, а вместо посадочных фар были смонтированы громкоговорители. Спустя ещё три года, в июле 1931 г., FK-33 обрел нового гражданского владельца. Самолёт был отдан в эксплуатацию фирме Michelsen & Spielsen, руководство которой решило демонтировать с него двигатели и в феврале 1932 года самолёт был формально выведен из немецкого реестра гражданских самолётов.

Здесь следы самолёта теряются и вновь об FK-33 упоминается в документах, относящихся к 1939 году. В июне самолёт все ещё числился как собственность фирмы Baumer-Aero и по всей видимости был реквизирован для нужд Luftwaffe, которые использовали его в качестве учебного пособия на начальном этапе войны.


ЛТХ:
Модификация FK-33
Размах крыла, м 24.90
Длина, м 17.50
Высота, м 4.75
Площадь крыла, м2 100.00
Масса, кг
пустого снаряженного 2000
нормальная взлетная 6000
Тип двигателя 3 ПД Armstrong Siddeley Puma
Мощность, л.с. 3 х 230
Максимальная скорость , км/ч 190
Крейсерская скорость , км/ч 162
Практическая дальность, км 1500
Практический потолок, м 3800
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 пассажиров

FK-34


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1925
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-34 - трехместный разведывательный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет был построен на фирме Nationale Vliegtuig Industrie в инициативном порядке на базе истребителя FK-31. NVI надеялась получить контракт от Военного министерства на девять самолетов. Однако уже в самом начале испытаний, в 1925 году, самолет потерпел аварию, а после ремонта попал в еще одну. Эти происшествия поставили крест на дальнейших планах фирмы.












ЛТХ:
Модификация FK-34
Размах крыла, м 13.00
Длина, м 9.30
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 1980
нормальная взлетная 2500
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 50-12G
Мощность, л.с. 1 х 520
Максимальная скорость , км/ч 204
Крейсерская скорость , км/ч 162
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 3

FK-35


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет:
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



FK-35 - истребитель, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет был построен по спецификации Военного Министерства Нидерландов. Планировалось изготовить два варианта истребителя - на колесном шасси и на поплавках.

В 1926 году FK-35 демонстрировался на Парижской Авиационной выставке. После возвращения самолет был разрушен. К этому времени фирма Nationale Vliegtuig Industrie стала банкротом и Фредерик Кулховен основал собственную - Koolhoven Vliegtuigen. Самолет решено было не восстанавливать.












ЛТХ:
Модификация FK-35
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 8.70
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 1086
нормальная взлетная 1540
Тип двигателя 1 ПД Bristol Jupiter
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч 260
Крейсерская скорость , км/ч 215
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: два передних 7.7-мм пулемета и один спаренный сзади

FK-40


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1928
Тип: Легкий пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-40 - легкий пассажирский самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет был построен по специальному заказу авиакомпании KLM. Его планировалось использовать как аэротакси, а так же в виде транспортного и туристического.

Первый полет самолета состоялся в 1928 году. Он был построен в единственном экземпляре, получившим регистрационный код PH-AES и неофициальное прозвище "Piet Haas". В 1936 году компания KLM продала FK-40 спортивному аэроклубу, а в феврале 1937 года самолет был куплен франкистами и использовался транспортного и медицинского самолета.












ЛТХ:
Модификация FK-40
Размах крыла, м 14.06
Длина, м 11.50
Высота, м
Площадь крыла, м2 30.00
Масса, кг
пустого снаряженного 1520
нормальная взлетная 1900
Тип двигателя 1 ПД Gnome Rhone Titan
Мощность, л.с. 1 х 230
Максимальная скорость , км/ч 185
Крейсерская скорость , км/ч 162
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 3800
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 4-5 пассажиров

FK-41


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1928
Тип: Легкий пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



Вслед за большим количеством менее успешных проектов, включавших двухместный учебно-тренировочный полутораплан F.K.32, трехмоторный транспортный самолет F.K.33 на девять пассажиров, трехместный разведывательный гидросамолет FK 34 и ультралегкий двухместный F.K.30 "Toerist", конструктор Фредерик Кулховен (Frederick 'Frits' Koolhoven), имевший собственную компанию, выпустил самолет Koolhoven F.K.41. Это был трехместный моноплан с верхним расположением крыла и закрытой кабиной.

Первый экземпляр (H-NAER) поднялся в воздух в июле 1928г. Партия самолетов F.K.41 была построена в Голландии в двух вариантах: F.K.41 Mk I с мотором Cirrus "Hermes" мощностью 78 кВт (105 л.с.) и F.K.41 Mk.II с двигателем de Havilland "Gipsy" мощностью 97 кВт (130 л.с.).

Оба самолета в Великобритании выпускала по лицензии "Desoutter Aircraft Company", всего был построен 41 аппарат.

Позже FK 41 получил упрощенное хвостовое оперение. В годы войны самолеты голландской и британской постройки эксплуатировались в Австралии, Бельгийском Конго и в Южной Африке.



ЛТХ:
Модификация FK-41
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 7.80
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого снаряженного 620
нормальная взлетная 900
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 195
Крейсерская скорость , км/ч 161
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира

FK-42


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1929
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-42 - легкий самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Этот самолет был построен Кулховеном для личного использования в 1929 году. На нем он летал на различных аэрошоу с середины 1929 года по начала 1932 года. В феврале 1932 года Кулховен продал FK-42. После четырех месяцев использования самолет потерпел аварию и был сдан на слом.












ЛТХ:
Модификация FK-42
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 7.90
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 520
нормальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость , км/ч 192
Крейсерская скорость , км/ч 164
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

FK-43


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1931
Тип: Легкий пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1929 году Фредерик Кулховен (Frederick 'Frits' Koolhoven) спроектировал ряд самолетов. В их числе были FK 41 с закрытой кабиной, крылом типа парасоль и мотором Cirrus в 105 л.с., а также двухместный спортивный высокоплан FK 42 с мотором Gnome-Rhone Titan мощностью 230 л.с. В авиакомпании KLM начал свою карьеру FK 40 на четыре пассажира, а завершил ее санитарным самолетом у националистов во время гражданской войны в Испании.

Успех сопутствовал самолету FK 43, его прототип выполнил первый полет в 1931 году. FK 43 - высокоплан, рассчитанный на перевозку трех пассажиров. Самолет строился для частных заказчиков и использовался как аэротакси. С мотором Gipsy Major в 130 л.с. FK 43 развивал скорость 190 км/ч.

Авиакомпания KLM закупила шесть самолетов, которые в течение нескольких лет использовались в Шипхоле в качестве такси. В 1939 году три самолета передали голландским ВВС, один из них в 1940 году попал в ВВС Великобритании.

После войны, в 1947 году, завод "Fokker" построил восемь улучшенных FK 43 с мотором Genet Major мощностью 165 л. с. для компании "Frits Diepen Vliegtuigen" для использования в качестве воздушных такси. .









ЛТХ:
Модификация FK-43
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 8.30
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 17.00
Масса, кг
пустого снаряженного 630
максимальная взлетная 1140
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Major II
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость , км/ч 210
Крейсерская скорость , км/ч 190
Практическая дальность, км 850
Практический потолок, м 4100
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

FK-44 Koolmees


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1931
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-44 Koolmees - легкий самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Этот самолет был построен Кулховеном по заказу двух банковских управляющих. Хотя заказ был на две самолета в 1931 году был построен лишь один экземпляр FK-44. В этом же году он был продан, а уже в следующем - списан.











ЛТХ:
Модификация FK-44
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 7.90
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 580
нормальная взлетная 800
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость , км/ч 190
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

FK-45


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1932
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-45 - легкий самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Этот самолет был построен Кулховеном специально для французского летчика Рене Паулхана. Хотя, Рене был летчиком-испытателем фирмы Nieuport-Delage и должен был летать на спортивном самолете NiD 481, он хотел иметь более удобный самолет. FK-45 был готов в 1932 году, но передан летчику лишь в 1934 году. Через два года Паулхан продал самолет, отлетавший еще после этого два года.











ЛТХ:
Модификация FK-45
Размах крыла, м 7.00
Длина, м 5.60
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого 410
нормальная взлетная 580
Тип двигателя 1 ПД Cirrus Hermes
Мощность, л.с. 1 х 115
Максимальная скорость , км/ч 210
Крейсерская скорость , км/ч 172
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

FK-46


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-46 - учебно-тренировочный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет стал успешным развитием линии частных самолетов начатой моделями FK-42 и FK-44. Первый прототип самолета взлетевший осенью 1933 года представлял собой цельнодеревянный биплан, оборудованный двигателем Cirrus Hermes мощностью 115 л.с. Уже второй прототип значительно отличался от первого - кабина пилотов была полностью остеклена. каркас самолеты был выполнен из стальных труб, а двигатель заменен на De Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. Было выпущено четыре экземпляра самолета для летной школы Nationale Luchtvaart School. Пятый экземпляр самолета был предложен Luchtvaart Afdeling. В конкурсе так же участвовал Fokker S-IX, он то и был принят на вооружение. В 1935 году была выпущена новая модификация самолета - FK-46L с двигателем Walter Minor IV мощностью 95 л.с.











ЛТХ:
Модификация FK-46
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 7.30
Высота, м 2.45
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого 570
нормальная взлетная 870
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 175
Крейсерская скорость , км/ч 160
Практическая дальность, км 590
Практический потолок, м 4750
Экипаж, чел 2

FK-47


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-47 - учебно-тренировочный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Единственный экземпляр самолета был построен в 1933 году по спецификации заказчика. На самолет установили двигатель De Havilland Gipsy Moth мощностью 130 л.с. Как оказалось в дальнейшем это было ошибкой. Еще во время испытаний двигатель то и дело подводил пилота, а уже после продажи в 1936 году очередной "каприз" двигателя привел к тому, что самолет сел на немецкой территории. Пилота и пассажира после длительных допросов все же отпустили.











ЛТХ:
Модификация FK-47
Размах крыла, м 8.00
Длина, м 6.80
Высота, м
Площадь крыла, м2 24.00
Масса, кг
пустого 562
нормальная взлетная 830
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Moth
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 188
Крейсерская скорость , км/ч 156
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

FK-48


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1934
Тип: Пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-48 - пассажирский самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет разрабатывался по заказу авиакомпании KLM, планировавшей использовать его на внутренних авиалиниях. Первый полет прототипа состоялся 25 мая 1934 года. Через месяц FK-48 прошел лицензирование и получил гражданский регистрационный номер PH-AJX. В KLM самолет получил неофициальное прозвище Ajax и летал до 1936 года на линии Роттердам - Эндховен. После этого самолет использовался как аэротакси и самолет подготовки летного персонала KLM.










ЛТХ:
Модификация FK-48
Размах крыла, м 15.20
Длина, м 11.20
Высота, м 3.70
Площадь крыла, м2 31.00
Масса, кг
пустого снаряженного 1220
максимальная взлетная 2170
Тип двигателя 2 ПД De Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 2 х 130
Максимальная скорость , км/ч 206
Крейсерская скорость , км/ч 186
Практическая дальность, км 850
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров

FK-49


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1935
Тип: Фоторазведчик
ЛТХ Доп. информация



FK-49 - фоторазведчик и картографический самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет строился по заказу Luchtvaart Afdeling. Первый полет прототипа состоялся в 1935 году. В этом же году были заказаны семь экземпляров самолета - три для Luchtvaart Afdeling, по одному для Турции, Венгрии и два для Финляндии. После небольших доработок самолет так же можно было использовать как транспортный, эвакуационный, а так же в роли тренировочного самолета для парашютистов. Для Luchtvaart Afdeling был поставлен всего один FK-48, использовавшийся до начала Второй Мировой войны и разрушенный во время оккупации Нидерландов. Два оставшихся были в разной степени готовности к началу войны, но так же разрушены во время бомбардировки завода в мае 1940 года.

ВВС Турции заказала модернизированную версию самолета, получившую обозначение FK-49A. Самолет получил удлиненный нос, увеличенную хвостовую часть и более мощные двигатели Hirth. Такие же двигатели были установлены на заказанные Финляндией двух FK-49. Кроме того самолеты получили поплавки. Они использовались в ВВС Финляндии до 1948 года.





ЛТХ:
Модификация FK-49
Размах крыла, м 16.00
Длина, м 11.70
Высота, м 3.00
Площадь крыла, м2 35.00
Масса, кг
пустого снаряженного 1330
максимальная взлетная 2120
Тип двигателя 2 ПД De Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 2 х 130
Максимальная скорость , км/ч 202
Крейсерская скорость , км/ч 178
Практическая дальность, км 790
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2

FK-50


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1935
Тип: Пассажирский самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-50 - легкий транспортный самолет, рассчитанный на 8 пассажиров и был спроектирован под требования швейцарской компании "Alpar". Первый из двух FK 50 поднялся в воздух 18 сентября 1935 года, он получил регистрацию PH-AKX, затем был передан Швейцарии, где получил новую регистрацию - HB-AMI. Второй самолет в марте 1936 года был зарегистрирован как PH-AKZ, а после передачи швейцарской компании стал обозначаться HB-AMO.

FK 50 представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, кабиной на двух членов экипажа, неубирающимся шасси с достаточно широкой колеей и силовой установкой с двумя звездообразными двигателями Pratt & Whitney Wasp Junior IIB мощностью по 406 л.с. Максимальная скорость самолета на уровне моря составляла 295 км/ч, максимальная взлетная масса - 4250 кг, размах крыла - 17,70 м, а длина - 14,30 м.

Оба самолета эксплуатировались на регулярных авиалиниях между швейцарскими городами и французскими городами Лион и Марсель, а также на чартерных рейсах в Лондон и Париж. В 1938 году к ним присоединился третий самолет со швейцарской регистрацией HB-AMA (изначально была голландская PH-ASI), отличавшийся перепроектированным хвостовым оперением с двумя килями и рулями направления. Три этих самолета работали весьма активно и успешно, причем одна машина оставалась в эксплуатации вплоть до своего крушения в 1962 году.





ЛТХ:
Модификация FK-50A
Размах крыла, м 18.00
Длина, м 14.00
Высота, м 3.70
Площадь крыла, м2 44.70
Масса, кг
пустого снаряженного 2730
максимальная взлетная 4250
Тип двигателя 2 ПД Pratt & Whitney Wasp Junior TB
Мощность, л.с. 2 х 420
Максимальная скорость , км/ч 295
Крейсерская скорость , км/ч 255
Практическая дальность, км 1100
Практический потолок, м 5750
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров

FK-50B


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1936
Тип: Средний бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



FK-50B - средний бомбардировщик, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет разрабатывался на базе пассажирского авиалайнера Koolhoven FK-50. Экипаж самолета увеличился до четырех человек. Вооружение самолета состояло из трех пулеметов и бомбовой нагрузки до 1000 килограмм. FK-50B проходил испытания до начала Второй мировой войны, больше сведений об этом самолете нет.










ЛТХ:
Модификация FK-50B
Размах крыла, м 20.60
Длина, м 15.00
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 55.00
Масса, кг
пустого снаряженного 3250
максимальная взлетная 5900
Тип двигателя 2 ПД Bristol Mercury
Мощность, л.с. 2 х 830
Максимальная скорость , км/ч 403
Крейсерская скорость , км/ч 364
Практическая дальность, км 1150
Практический потолок, м 8500
Экипаж, чел 4
Вооружение: три 7.7-мм пулемета
до 1000 кг бомб

FK-51


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1935
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-51 - учебно-тренировочный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет разрабатывался по спецификации выданной Королевскими голландскими ВВС в 1934 году. Биплан Kollhoven FK-51 (его другие обозначения Z-1, PH-AJH) для первоначального обучения впервые поднялся в воздух 25 мая 1935 года. Он был спроектирован под двигатели мощностью от 250 л.с. до 500 л.с. Его шасси с раздельными стойками имело широкую колею и подходило для грубых посадок, что неизбежно при обучении пилотов.

Королевские голландские ВВС заказали в 1936-37 гг. 25 самолетов FK-51, которые были оснащены звездообразным двигателем Armstrong Siddeley Cheetah V мощностью 270 л.с. Позднее 29 машин были приобретены с двигателями Cheetah IX мощностью 350 л.с. Военно-морская авиация Голландии приобрела 24 экземпляра FK-51, обозначенных от Е-1 до Е-24 и оснащенных звездообразным двигателем Pratt & Whitney мощностью 450 л.с.. Армия Голландской Ост-Индии (LA) между 1936 и 1938гг. заказала 28 самолетов с двигателями Wright Whirlwind мощностью 420 л.с.

Республиканское правительство Испании приобрело 28 машин FK-51 в двух вариантах: 11 с звездообразными двигателями Armsrtong Siddeley Jaguar IV мощностью 400 л.с. и 17 машин FK-51bis с звездообразными двигателями Wright Whirlwind R-975E мощностью 450 л.с. Для целей разведки они вооружались двумя пулеметами Vickers калибра 7,7 мм в передней кромке верхнего крыла и одним пулеметом Lewis в кабине наблюдателя. Самолет FK-51, выпущенный в количестве 142 экземпляров, был наиболее удачным проектом Фредерика Кулховена после его возвращения в Голландию.











ЛТХ:
Модификация FK-51
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 7.85
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 27.00
Масса, кг
пустого 1000
нормальная взлетная 1600
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Cheetah IX
Мощность, л.с. 1 х 350
Максимальная скорость , км/ч 235
Крейсерская скорость , км/ч 215
Практическая дальность, км 730
Практический потолок, м 5600
Экипаж, чел 2

FK-52


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1937
Тип: Разведчик-бомбардировщик
ЛТХ Доп. информация



FK-52 - разведывательный самолет, разработанный голландским конструктором Фредериком Кулховеном. Самолет разрабатывался по заказу Королевские ВВС Нидерландов (Luchtvaart Afdeling) для замены самолета Fokker C.V. Двухместный разведчик-бомбардировщик Koolhoven FK.52 поднялся в воздух 9 февраля 1937 года и представлял собой биплан с крыльями одинакового размаха, неубирающимся шасси, застекленным фонарем двухместной кабины и звездообразным двигателем Bristol Mercury VIII мощностью 830 л.с. Этот опытный самолет разбился 11 августа 1937 года.

Примерно в это же время готовились к выпуску пять других машин. Три из них так и не были выпущены, а две остальные были приобретены шведским графом фон Розеном и переданы в ВВС Финляндии, где успешно эксплуатировались в годы войны а качестве легких бомбардировщиков и разведчиков. В начале 1940-го эти два FK-52 получили подразделения LLv-6 и LLv-36 ВВС Финляндии. Самолеты поступили через Швецию как помощь стране, отражавшей советскую агрессию. Обе машины были потеряны во время следующей войны с СССР. 16 августа 1941 г. FK-52, борт "КО-129", вылетевший на разведку и разбрасывание листовок, сбили над Ханко. "КО-130", переведенный в учебные, разбился 23 февраля 43-го в Каувахе. Хорошие данные и внешнее изящество "Кольховена" выгодно отличали его от большинства "коллег", популярнейших в 30-е годы многоцелевых бипланов.

В конце 1939 года Королевские ВВС Нидерландов снова вернулись к FK-52, заказав серию из 36 машин для замены в войсках самолетов Fokker C.X. Однако самолеты не были построены, так как заводы Koolhoven были уничтожены раньше, чем первый самолет серии был закончен.








ЛТХ:
Модификация FK-52
Размах крыла, м 9.80
Длина, м 8.50
Высота, м 3.30
Площадь крыла, м2 28.40
Масса, кг
пустого самолета 1650
взлетная 2500
Тип двигателя 1 ПД Bristol Mercury VIII
Мощность, л.с. 1 х 830
Максимальная скорость , км/ч 382
Крейсерская скорость , км/ч 335
Практическая дальность, км 1150
Боевая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин 540
Практический потолок, м 9300
Экипаж 2
Вооружение: два неподвижных 7.7-мм пулемета Browning и
один поворотный 7,62-мм пулемет L-33/34
до 150 кг бомб.

FK-53


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1936
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-53 - легкий самолет, разработанный голландской фирмой Koolhoven. Этот самолет был построен конструктором Ван Хаттерном. Работы над самолетом были начаты в 1935 года, а в августе следующего года был совершен первый полет прототипа. В 1937 году первый экземпляр самолета был куплен Nationale Luchtvaart School. В 1938 году эта авиашкола купила и второй самолет FK-54. Оба экземпляра были уничтожены во время налета немецкой авиации на Ваалхавен в мае 1940 года.











ЛТХ:
Модификация FK-53
Размах крыла, м 10.50
Длина, м 7.20
Высота, м 2.05
Площадь крыла, м2 15.50
Масса, кг
пустого 310
нормальная взлетная 540
Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron
Мощность, л.с. 1 х 62
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 135
Практическая дальность, км 370
Практический потолок, м 3200
Экипаж, чел 2

FK-54


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1938
Тип: Легкий самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-54 - легкий самолет, разработанный голландской фирмой Koolhoven. Самолет стал первым летательным аппаратом фирмы Koolhoven с убирающимся шасси. Первый полет прототипа состоялся в 1938 году. В связи с увеличением военных заказов времени на развитие этого интересного проекта у фирмы не было. Единственный экземпляр самолета был уничтожен во время налета немецкой авиации на Ваалхавен в мае 1940 года.











ЛТХ:
Модификация FK-54
Размах крыла, м 11.00
Длина, м 7.70
Высота, м 2.15
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого 680
нормальная взлетная 1060
Тип двигателя 1 ПД De Havilland Gipsy Major II
Мощность, л.с. 1 х 140
Максимальная скорость , км/ч 250
Крейсерская скорость , км/ч 215
Практическая дальность, км 1100
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров

FK-55


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1938
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



FK-55 - истребитель, разработанный голландской фирмой Koolhoven. Самолет представлял собой выдающийся, революционный для того времени проект - V-образный двигатель водяного охлаждения размещался за кабиной пилота, вблизи центра тяжести, он приводил в движение винты противоположного вращения. Воздух для охлаждения водо- и маслорадиаторов поступал из щелевых воздухозаборников в носовой части фюзеляжа.

Два соосных двухлопастных металлических винта "Ратье" с регулируемым шагом вращались в противоположных направлениях, гася разворачивающие моменты. Пропеллеры приводились в движение через вал длиной 1,75 м, проходивший в цилиндрическом кожухе под сиденьем летчика, и два редуктора с передаточным отношением 1/1,33, служившие для рассогласования направлений вращения. Все эти новшества предназначались для улучшения управляемости и маневренности самолета. Необычная компоновка обеспечивала отличный обзор. Способствовало этому и применение остекления "Перспекс" с козырьком без переплетов.

Фюзеляж FK-55 имел "фирменную" схему Кулховена: передняя и центральная секции - металлический каркас с деревянной обшивкой, хвостовая часть - фанерный монокок, выполненный заодно с оперением. Высокорасположенное крыло состояло из двух коробчатых лонжеронов из спруса, нервюр и обшивки из фанеры. На плоскостях располагались закрылки и удлиненные элероны. Шасси, снабженное амортизаторами типа "Кулховен", убиралось в фюзеляж. Состав вооружения: четыре пулемета "Браунинг" FN калибра 7,7 мм (боекомплект - 500 патронов) в крыле и 20-мм пушка "Бритиш-Испано", стрелявшая через полые валы винтов.

Из-за необычности схемы FK-55 работы по нему шли медленно. Главной трудностью оказалось плохое охлаждение двигателя. Центр тяжести самолета был расположен очень неблагоприятно из-за заднего расположения двигателя, кроме того из-за высокорасположенных крыльев не удалось сделать надежное убирающееся шасси, от которого пришлось отказаться в пользу неубирающегося. К тому же конструкция самолета оказалась тяжелее проектных величин. Это привело к снижению летных характеристик самолета.

Тем не менее, в 1936 году на Парижском авиасалоне показали первый вариант истребителя с макетом вооружения. Мотора на демонстрационном образце не было. И только в мае 38-го летный экземпляр доставили из Роттердама в Эиндховен и начали готовить к испытаниям.

Машину временно оснастили неубираемым шасси. 12-цилиндровый Lorraine Petrel 12Hars, установленный на прототипе, в дальнейшем планировалось заменить на более мощный двигатель с наддувом Lorraine Sterna (1200 л. с. на взлете, 900 л.с. на высоте 4000 м). 30 июня 1938-го, почти за год до начала испытаний прототипа американской "Аэрокобры" - самолета аналогичной схемы, летчик-испытатель фирмы Koolhoven Томас Копперс впервые поднял FK-55 с аэродрома Велшап. Полет продолжался всего две минуты. На земле между пилотом и Кулховеном состоялся жаркий спор, о чем он был не известно, но после него было принято решение самолет больше в воздух не поднимать. Кулховен понимал, что для "доведения до ума" столь революционного самолета ему не хватит ни сил, ни времени, ни средств. Поэтому приоритетом стало завершение другого, более реального проекта истребителя.






ЛТХ:
Модификация FK-55
Размах крыла, м 9.60
Длина, м 9.25
Высота, м 2.60
Площадь крыла, м2 16.00
Масса, кг
пустого самолета 1600
нормальная взлетная 2280
Тип двигателя 1 ПД Lorraine Petrel
Мощность, л.с. 1 х 860
Максимальная скорость , км/ч 560
Крейсерская скорость , км/ч 475
Практическая дальность, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 1020
Практический потолок, м 10100
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм пушка, четыре 7,5-мм пулемета FN Browning

FK-56


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



FK-56 - учебно-тренировочный самолет, разработанный голландской фирмой Koolhoven. В 1937 году Королевские ВВС Нидерландов стали искать новый учебно-тренировочный самолет для подготовки пилотов, наблюдателей и стрелков. В конце этого же года фирме Koolhoven были переданы спецификации на новый самолет, а уже в февраля 1938 года совершил первый полет прототип самолета созданный на базе самолета FK-51. Он представлял собой низкоплан с неубирающимися шасси, оборудованный двигателем Wright Whirlwind R-975 мощностью 420 л.с. Появившийся за ним второй прототип значительно отличался от первого - была изменено конструкция и расположение крыла, установлены убирающие шасси, кабина инструктора была лишена остекленения.

Заключительная модель получила новое крыло и двигатель Armstrong Siddeley Cheetah X мощностью 500 л.с. Эта модель была заказана для Королевские ВВС Нидерландов в количестве 20 штук. К маю 1940 года было поставлено всего 10 экземпляров самолета. В 1938 году фирма Koolhoven получила заказ от ВВС Бельгии (Aéronautique Militaire Belge) на 20 самолетов FK-56 для летной школы École de Pilotage Avancé. В связи с проблема поставки двигателей к началу войны были поставлены лишь семь самолетов, а оставшиеся 13 были уничтожены вместе с заводом фирмы.





ЛТХ:
Модификация FK-56
Размах крыла, м 11.50
Длина, м 7.85
Высота, м 2.30
Площадь крыла, м2 20.00
Масса, кг
пустого 1150
нормальная взлетная 1700
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Cheetah X
Мощность, л.с. 1 х 500
Максимальная скорость , км/ч 305
Крейсерская скорость , км/ч 275
Практическая дальность, км 850
Практический потолок, м 7600
Экипаж, чел 2

FK-57


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1938
Тип: Легкий разведчик и учебный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1930-е годы рынок легких пассажирских самолётов прочно "оккупировали" американские и английские производители. Соперничать с широко известными "локхиды" и "де хэвилленды" было действительно весьма трудно, однако находились смелые конструкторы, бросившие вызов могучим брендам. И не без успеха.

В конце 1937 года голландский инженер Й.Е.Ф. до Кок (J.E.F. de Kok), работавший на фирме Koolhoven закончил проектирование самолёта, получившего обозначение FK-57. Машина имела деревянную конструкцию и оснащалась двумя 201-сильными двигателями de Havilland "Gipsy Six" II. Пассажирская кабина FK-57 была рассчитана на перевозку четырех человек - пассажиры располагались на диване, установленном вдоль левой стенки фюзеляжа.

Первый и последний опытный образец поступил на испытания 20 июня 1938 года. Самолёт имел заводской номер 5701 и гражданское регистрационное обозначение РН-КОК, перешедшее от личного самолёта DH-90 инженера Кока. Испытания FK-57 прошли вполне успешно, однако среди авиакомпаний заказчика на него не нашлось. На этот случай нашелся запасной вариант.

Машина де Кока как нельзя лучше подходил на роль легкого транспортного и связного самолёта для ВВС. Пытаясь разрекламировать свой самолёт де Кок предпринял дальний перелет по странам Европы и Ближнего Востока. 22 сентября 1938 года FK-57 под управлением пилота Шмидта-Кранса, с самим конструктором в качестве пассажира, взял старт с аэродрома Ипенбург и в течении недели налетал 14839 км, посетив Индию, Италию и Ирак.

Более высокого показателя надежности представить было трудно, но только голландские ВВС по достоинству оценили труд де Кока. Заказ на выпуск военной модификации FK-57M был получен в начале 1939 года. Самолёту предстояло заменить устаревшие Fokker VII/3m, ресурс использования которых уже давно подошел к концу, однако вскоре задание на серийное производство FK-57M было аннулировано. Голландские ВВС предпочли закупить в Германии уже готовые многоцелевые самолёты FW.58B-2 "Weiche", чем строить собственные. Единственный экземпляр FK-57 остался в Голландии и получил военный код 963 (по другим данным - 978 или 980). Вплоть до полной оккупации страны он эксплуатировался в роли связного и курьерского самолёта.




ЛТХ:
Модификация FK-57
Размах крыла, м 13.20
Длина, м 9.00
Высота, м 2.40
Площадь крыла, м2 24.20
Масса, кг
пустого самолета 1490
нормальная взлетная 2350
Тип двигателя 2 ПД De Havilland Gipsy Six Series II
Мощность, л.с. 2 х 205
Максимальная скорость , км/ч 291
Крейсерская скорость , км/ч 270
Практическая дальность, км 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 312
Практический потолок, м 4650
Экипаж 1
Полезная нагрузка: до 3 пассажиров

FK-58


Разработчик: Koolhoven
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1938
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



С 1934-го в Голландии работал конструктор Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после установления нацистского режима. Устроившись на фирму Фоккер, он приступил к проектированию истребителя для ВВС Голландской Ост-Индии. Немецкий инженер предложил цельнометаллический моноплан с двигателем водяного охлаждения Роллс-Ройс "Кестрел", убирающимся шасси и пушечным вооружением. Э.Фоккер забраковал проект как слишком сложный и дорогой для колониальной авиации и отдал его на переработку ведущему специалисту фирмы И.Беелингу. В результате значительного упрощения конструкции появился истребитель D. XXI, которому суждено было повоевать, но не в Юго-Восточной Азии, а на севере Европы.

Не нашедший общего языка с Фоккером, доктор Шацки ушел к Кулховену. Пойдя на некоторые компромиссы, он реализовал большинство своих прогрессивных идей в истребителе FK-58. Фюзеляж самолета имел каркас, сваренный из цельнотянутых, стальных труб, и комбинированную обшивку: дюралевые листы - от носа кабины, далее - полотно. Цельнодеревянное крыло - неразъемное, трапециевидной формы, закругленное на концах, с небольшим поперечным V -несло статически сбалансированные элероны с аэродинамической компенсацией и закрылки с механическим приводом. Крыло соединялось с фюзеляжем всего четырьмя болтами. Вообще, FK-58 отличался несложностью сборки и обслуживания. Множество легкосъемных панелей и смотровых люков облегчало его ремонт.

Горизонтальное оперение, вынесенное вперед относительно киля, опиралось на V-образные подкосы. Стабилизатор и киль связывали профилированные ленты. Рули и киль - из стальных труб-лонжеронов и дюралевых нервюр под полотняной обшивкой. Статически сбалансированные рули имели осевую компенсацию. На руле направления устанавливался триммер. Шасси подкосного типа убиралось в углубления в фюзеляже и в крыле и прикрывалось щитками, укрепленными на стойках. Хвостовое колесо было неубирающимся. Шасси оснащалось масляными амортизаторами конструкции Кулховена и гидравлическими тормозами.

Три топливных бака общей емкостью 500 л размещались в крыле, 40-литровый маслобак - в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех пулеметов MAC (FN-Браунинг Мlе38) калибра 7,5 мм (по 1000 патронов на каждый), сгруппированных по два в подкрыльевых обтекателях. Предполагалось наличие легких бомб или дополнительной емкости для бензина на внутренней подвеске под центральной частью крыла.

Эскизная проработка скоростного истребителя подобного американскому Кертисс "Хаук" 75А и французскому Блок MB.151 велась в КБ Кулховена еще до прихода Э.Шацки. Организационные и технические сложности, с которыми столкнулись создатели самолета, отодвинули все предполагаемые сроки. В ВВС Нидерландов не дождались серийных "Кулховенов" ни в 1936-м, ни в 1937-м. Подразделения истребителей в метрополии получили "колониальные" "Фоккеры" D.XXI и мощные двухмоторные "Фоккеры" G1.

Летом 38-го на заводской аэродром в Валхавене, наконец, выкатили прототип истребителя FK-58, оснащенный двухрядным звездообразным двигателем "Испано-Сюиза" 14 АА-10 (1080л. с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трехлопастным винтом с постоянным числом оборотов. От начала работ над проектом Э. Шацки до постройки опытной машины прошло всего три месяца.

Самолет испытывался Т.Копперсом с 17 июля 1938 г. Несмотря на вес, превысивший расчетную величину, "Кулховен" обладал неплохими характеристиками, на уровне "Блока" и "Кертисса". Разработчики FK-58 ориентировались на американский истребитель не зря. Потенциальным покупателем "Кулховенов" было французское правительство, которое с февраля 1938-го вело переговоры об импорте 300 самолетов "Хаук" 75А. Предложив в два раза дешевле истребитель, который почти не уступал бы заокеанскому, голландцы надеялись занять рынок.

С 25 ноября по 1 декабря 1938 г прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером "58" на борту, показывали в Париже. Подобно FK-55 за два года до этого, новый истребитель был заявлен, как один из самых быстрых в мире. Ведь в испытательном полете 22 сентября бортовые приборы зафиксировали 504 км/ч, а в одном из следующих полетов - 890 км/ч в пикировании с 5000 м. Реальная (не приборная) скорость "Кулховена" не превышала 448 км/ч.

Командование "Арме дель Эр" (ВВС Франции) заинтересовалось FK-58 еще до выставки. 10 октября Копперс перегнал самолет в Виллакубли, на аэродром летно-исследовательского центра (по другим данным, французы изучали опытный FK-58 с конца лета). Накануне войны авиапромышленность Франции, подорванная укрупнением предприятий и "политикой прототипов", провалила программу срочного перехода на новую технику. Поэтому изыскивались все возможные способы для пополнения боевых частей современными самолетами.

После закрытия авиасалона истребитель вернули на испытания. Согласно отчету капитана Ладуза, характеристики FK-58 были вполне удовлетворительны (не понравилась посадочная скорость в 130 км/ч). В декабре самолет, возвращавшийся в Голландию, разбился на бельгийской территории. Во Франции машину восстановили и передали в качестве наглядного пособия в школу авиамехаников в Рошфоре. Второй прототип, доработанный с учетом замечаний, летал с 14 февраля 1939-го.

Французы заказали 50 истребителей FK-58. Договор находился в ведении министерства колоний: замена "древних" разведчиков-бомбардировщиков "Потез" Р.25 и истребителей "Девуатин" D.510 на "Кулховены" в Индокитае помогла бы оставить немалое количество более ценных в военном отношении "Моран-Сольнье" MS. 406 во Франции. К концу 39-го в Юго-Восточной Азии предполагалось развернуть три эскадрильи истребителей FK-58.





ЛТХ:
Модификация FK-58A
Размах крыла, м 10.97
Длина, м 8.68
Высота, м 2.99
Площадь крыла, м2 17.30
Масса, кг
пустого самолета 1800
максимальная взлетная 2550
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 14AA
Мощность, л.с. 1 х 1080
Максимальная скорость , км/ч 504
Крейсерская скорость , км/ч 450
Практическая дальность, км 750
Максимальная скороподъемность, м/мин 870
Практический потолок, м 10400
Экипаж 1
Вооружение: четыре 7,5-мм пулемета FN Browning