TAM | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
Су-25КМ Скорпион Разработчик: ТАМ, Elbit Страна: Грузия, Израиль Первый полет: 2001 Тип: Штурмовик ЛТХ Доп. информация Су-25КМ "Скорпион" - модернизированная версия советского штурмовика Су-25. Самолет производится грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени - Тблисский авиазавод) совместно с израильской компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT). Работы над проектом модернизации Су-25 "Скорпион" начались в сентябре 2000 года. 14 апреля 2001 года шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir) поднял в воздух первый модернизированный Су-25 "Скорпион". Первый официальный полет был совершен с аэродрома Тбилисского авиазавода 18 апреля 2001. На церемонии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit. Программа модернизации "Скорпион" предусматривает оснащение штурмовиков Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с технологией "glass cocpit" и отвечающим требованиям ICAO, разработанным израильской фирмой Elbit. Новая авионика значительно расширяет возможности самолета, обеспечивают всепогодность применения, повышает безопасность полетов, обеспечивает точную навигацию и целеуказание для вооружения. Комплекс рассчитан на использование как западных, так российских образцов вооружения. Программа модернизации "Скорпион" повышает боеспособность Су-25 до современного уровня и позволяет полностью удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Су-25 "Скорпион" демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году. Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах фирмы Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина обычного Су-25 подверглась коренной реконструкции. Большинство аналоговых приборов были замены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями размером 6" x 8". Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять многие операции не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями. Старая система индикации на лобовом стекле заменена новой с с передней панелью управления. В комплекс входит новая навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Это первое применение Элбитовской навигационной системы на самолетах. На Су-25 установлены две новые радиостанции: UHF и VHF, обеспечивающих защищенную от прослушивания связь. В комплект оснащения входит и нашлемная система целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Из прежнего оборудования оставлены: радиолокационный высотомер, топливные датчики а также лазерный дальномер-целеуказатель "Клен". Хотя это демонстрационная программа, и состав комплекса может быть изменен, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По данным Jane's ВВС Грузии к началу 2007 года имели на вооружении шесть Су-25 и один Су-25УБ. Командующий ВВС Грузии, генерал-лейтенант Валерий Накопия, сообщил, что ВВС очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе "Скорпион" и будут продолжать тесное сотрудничество с израильской фирмой Elbit. Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, в прошлом году завод продал 4 Су-25, в этом году близок к подписанию контракт на продажу 12 самолетов новому заказчику и он весьма надеется продать Росси 13 Су-25Т. Штурмовик Су-25КМ Скорпион в отличие от прародителя, может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета соответствует стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них - самые современные средства поражения, такие как ракета Р-73 и, в перспективе, Х-31. Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого". Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, "развели" бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни, тем более, в СНГ не урегулированы. Стоимость превращения Су-25 в "Скорпион", по оценке российских специалистов, составляет примерно 2 млн. долл. Таким образом, за относительно небольшие деньги (новый Су-25 стоит не более 5-6 млн. долл.) потенциальный заказчик получает самолет, который оптимально подходит для действий в локальном конфликте, а в воздушном бою вполне сможет противостоять истребителям второго и третьего поколений. К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин. Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине. До настоящего времени постоянным заказчиком "Скорпионов" выступает Туркменистан, принадлежащие которому Су-25 проходят модернизацию на "Тбилавиамшени" в счет государственного долга Грузии туркменской стороне из расчета 1 миллиона долларов за 1 штурмовик. Согласно распространившейся в Тбилиси информации, в ближайшее время правительство Грузии также намерено начать на тбилисском авиастроителе производство "Скорпионов" для ВВС Грузии. В заключение надо отметить, что израильско-грузинская программа "Скорпион" не была согласована с российским разработчиком Су-25 - "ОКБ Сухого", так же как и выпуск этих машин на тбилисском авиазаводе. Фактически Су-25КМ являются ╚пиратской╩ продукцией. ЛТХ: Модификация Су-25КМ Размах крыла, м 14.36 Длина самолета, м 15.36 Высота самолета, м 4.80 Площадь крыла, м2 33.70 Масса, кг пустого самолета 9500 нормальная взлетная 14600 максимальная взлетная 17600 Топливо внутренние топливо, кг 3000 ПТБ 2 Тип двигателя 2 ТРД Р-195 Тяга, кН 2 х 44.13 Максимальная скорость, км/ч у земли 975 на высоте М=0.82 Практическая дальность, км 1850 Боевой радиус действия, км на высоте 650 у земли 320 Практический потолок, м 10000 Макс. высота боевого применения 5000 Макс. эксплуатационная перегрузка 6.5 Экипаж, чел 1 Вооружение: одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами. Боевая нагрузка - 4340 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг TAM-Jet Разработчик: TAM Страна: Грузия Первый полет: 2005 Тип: Административный самолет ЛТХ Доп. информация Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM - Тбилисский авиационный завод) известный производством, а в дальнейшем ремонтом военной авиатехники (в частности штурмовиков семейства Су-25) с 2003 года занялся сегментом реактивной бизнес-авиацией. В принципе завод уже имел небольшой опыт в этой области, в виде мелкосерийного выпуска поршневого Як-58. В соответствии с показателями федерации деловой авиации за 2007 год доля бизнес-авиации растет до 30% в год. Главные пользователи рынки являются корпоративные клиенты и различные бизнесмены, которые в для экономии времени часто используют легкие реактивные самолеты. Руководство компании утверждает что имеет полный технологический цикл изготовления самолетов с использованием углеродного волокна. Мало того те же источники уверенны что на сегодня Грузия является единственной страной на континенте, которая имеют все соответствующие технологии. ТАМ-Jet является 4-местный сверхлегким реактивным административным самолетом (Very Light Jet). ТАМ начала реализацию проекта ТАМ-Jet в 2003 году совместно с Maverick Inc (США). В 2005 году самолет совершил первый полет. В настоящее время ТАМ единственным владельцем проекта и имеет все исключительные права на него. Сегодня компания находится в процессе получения сертификата от авиавластей России. В процессе сертификации ТАМ-Jet начальный дизайн существенно изменился, в результате произошло существенное улучшения характеристик самолета. Всего планировалось произвести не менее 4 самолетов для целей сертификации. TAM планирует завершить процесс сертификации на конец 2009 и начало производства и продаж самолетов с 2010 года. Мало вероятно что из-за конфликта с Россией 2008 года, в результате которого предприятие непосредственно получило повреждения, данный вопрос был удачно решен. Авиационные двигатели производится Williams International USA (сертифицирован в 2004). Как уже отмечалось в основных элементах конструкции использовалось углеродистое волокно. Планировалось что начиная с этого года компания будет производить по крайней мере 10 самолетов в год и увеличит производство до 30 самолетов к 2017 году. Как уже отмечалось, основные клиенты таких самолетов будет различные частные компании и предпринимателям. Кроме того, TAM планирует развивать сегмент деловой авиации (бизнес такси) на своем испытательном аэродроме, которое будет включено в "план развития города Тбилиси". ЛТХ: Модификация TAM-Jet Размах крыла, м 8.66 Длина самолета, м 9.28 Высота самолета, м 3.14 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета 1490 максимальная взлетная 2720 топлива 820 Тип двигателя 2 ТРДД Williams FJ-33 Тяга, кН 2 x 8.50 Максимальная скорость, км/ч 720 Крейсерская скорость, км/ч 680 Практическая дальность, км 2200 Практический потолок, м 10500 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка 3 пассажира |