Tatra
S%^Tt$ - 1755000550000
T-101


Разработчик: Tatra
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1937
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Самолетостроительная фирма Tatra начала свою деятельность в 1935 году с лицензионного производства самолетов Avro 626 Avian и Bücker Bü 131 Jungmann. На базе последнего в 1937 году был разработан первый собственный прототип, получивший обозначение Tatra T-001.

Это самолет (регистрационный номер OK-TAN) поднялся в воздух 29 мая 1937 года. От своего предшественника он отличался более длинным крылом, новой кабиной и двигателем Tatra T-100 (лицензионная копия немецкого HM 504) мощностью 95 л.с. (70 кВт.). В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки конструкции, в результате доделки которых появилась первая серийная модель - T-101. От прототипа она отличалась в основном новым крылом еще большего размаха.

Первый полет самолета (OK-TAO) состоялся 17 января 1938 года. В мае этого года чешские пилоты Ян Амбрус и Войтех Матена совершили полет без промежуточной посадки из аэропорта Рузыне, Прага в суданский Хартум, преодолев 4330 километров. Так же на T-101 дважды был побит рекорд высоты для данного класса самолетов - 7113 метров и затем в 7470 метра.

Несмотря на хорошие летных характеристики покупателей на эту модель не нашлось, и на фирме разработали сразу две новые версии самолета с укороченным крылом и удлиненным фюзеляжем - T-201 и T-301. Первый вариант был выпущен в количестве 5 машин, а второй остался в единственном экземпляре. Несколько T-201 использовались Люфтваффе в качестве учебных машин.

В начале 2000 годов чешские энтузиасты Иво и иржи Скленар (Ivo, Jiří Sklenář) решили воссоздать точную копию T-101. Реплика впервые поднялась воздух 29 сентября 2008 года, т.е. ровно через 51 год после полета первого прототипа. А в 2009 году самолет получил сертификат летной годности.










ЛТХ:
Модификация T-101 T-201
Размах крыла, м 13.00 10.00
Длина самолета,м 6.62 6.90
Высота самолета,м 2.15 ?
Площадь крыла,м2 16.40 13.20
Масса, кг
пустого самолета 500 490
нормальная взлетная 780 760
максимальная взлетная 1100 ?
Тип двигателя 1 ПД Tatra T-100 1 ПД Tatra T-100
Мощность, л.с. 1 х 95 1 х 95
Максимальная скорость, км/ч 215 225
Крейсерская скорость, км/ч 190 195
Перегоночная дальность, км 4500 ?
Практическая дальность, км 1200 800
Скороподъемность, м/мин 180 ?
Практический потолок, м 7500 4500
Экипаж, чел 2 2

T-131


Разработчик: Tatra
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1936
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Под обозначением Tatra Т-131 в Чехословакии выпускался немецкий тренировочный самолёт Bucker Bu-131. Предприятие Tatra с 1934 года занималось разработкой и внедрением в серийное производство двигателей собственно конструкции, но с появлением надежного немецкого мотора Hirth HM-504 было принято решение купить лицензию на его выпуск. Годом позже фирма Tatra приобрела лицензию на постройку легкого учебного самолёта Bu-131, развернув серийный выпуск чехословацкой копии в 1936 году. Первые 10 машин были куплены Министерством Национальной Обороны и летали только над территорией Чехословакии и только один самолёт находился в Словакии в аэроклубе в Вайнорах. Этот самолёт позднее вошел в состав Словацких ВВС и был разбит в 1940 г. Остальные чехословацкие машины также были предоставлены в пользование словакам и использовались в качестве тренировочных и пилотажных самолётов до начала 1944 года.






ЛТХ:
Модификация T-131
Размах крыла, м 7.35
Длина, м 6.62
Высота, м
Площадь крыла, м2 13.50
Масса, кг
пустого самолета 375
нормальная взлетная 630
Тип двигателя 1 ПД Tatra T-100 (Hirth HM 504A-2)
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость , км/ч 190
Крейсерская скорость , км/ч 165
Практическая дальность, км 550
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2