Thomas-Morse
S%^Tt$ - 1755000550000
D-2 (HS)


Разработчик: Thomas Brothers
Страна: США
Первый полет: 1915
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



После успешного поставок в Великобританию Т-2 компания "Thomas Brothers Aeroplane Company" была готова к новым заказам, однако возникли трудности с поставками двигателей фирмой Curtiss Aeroplane and Motors Company. Для преодоления этой проблемы братья Томас основали свою моторостроительную компанию "Thomas Aeromotor Company".

Первым двигателем компании стал восьмицилиндровый Thomas 8, представлявший собой практически копию 135-сильного мотора компании Sturtevant. Первым самолетом получившим подобный двигатель стал учебно-тренировочный D-2, взлетевший весной 1915 года.

Это был двухместный деревянный двухстоечный биплан, оснащенный двигателем Sturtevant или Thomas 8 мощностью 135-л.с. Всего было выпущено два экземпляра D-2.

Заинтересованность в подобном самолете выявил Флот США, заказавших два поплавковых варианта самолета, получившие обозначение HS. Самолеты были готовы к концу лета этого же года. В ходе испытаний первый экземпляр разбился и конструкцию пришлось доработать. Только в следующем году оба HS были приняты на вооружение авиации флота. Они первоначально использовались как учебно-тренировочные, а затем переданы для проведения исследований в радиотелеграфии.

Не остался в стороне и Авиационный корпус Армии США, так же заказавший в 1916 году два учебных самолета под обозначением D-5. D-5 практически ничем не отличался от D-2, кроме размаха крыла. Оба построенных самолета были оснащены двигателями Thomas 8.








ЛТХ:
Модификация HS
Размах крыла, м 14.63
Длина, м 9.07
Высота, м 3.12
Площадь крыла, м2 40.97
Масса, кг
пустого самолета 1179
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Thomas 8 (Sturtevant)
Мощность, л.с. 1 х 135
Максимальная скорость, км/ч 132
Крейсерская скорость, км/ч 115
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

MB-1


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1918 году американская фирма Thomas Brothers Aeroplane Company приступила к проектировке истребителей. Первым из этого семейства стал MB-1 (Mono-Biplane 1). Это был одноместный высокоплан с крылом типа парасоль, оснащенный двигателем Liberty 12 мощностью 400 л.с. В 1918 году было заказано строительство двух прототипов самолета (один для статических испытаний).

Еще в ходе строительства самолет подвергался всяким неприятностям, в основном в виде поломок. Как результат самолет поднялся в воздух всего один раз, после чего был разобран на запчасти.










ЛТХ:
Модификация MB-1
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 6.70
Высота, м 2.56
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 680
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Liberty 12
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета

MB-2


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Вторым истребителем американской фирмы Thomas Brothers Aeroplane Company (Thomas-Morse) стал MB-2. Это был двухместный деревянный биплан, оснащенный двигателем Liberty 12 мощностью 400 л.с. Вооружение истребителя состояло из двух передних пулеметов (одного 7.62-мм и одного 12.7-мм) и одного 7.62-мм на подвижной турели в задней кабине.

В начале осени 1918 году Signal Corps заказали фирме два прототипа самолета, однако был закончен только один (25806) в одностоечном варианте. В ноябре этого же года самолет был поставлен для испытаний. В ходе испытаний прототип был переделан в двухстоечный.

Результаты испытаний разочаровали военных и они отказались от заказа MB-2. Не помогло даже замена двигателя на более мощный 450-сильный Liberty.










ЛТХ:
Модификация MB-2
Размах крыла, м 9.45
Длина, м 7.31
Высота, м 2.43
Площадь крыла, м2 30.00
Масса, кг
пустого самолета 929
нормальная взлетная 1258
Тип двигателя 1 ПД Liberty 12
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: два 7.62-мм пулемета, один 12.7-мм пулемет

MB-3


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Первым серийным истребителем американской фирмы Thomas Brothers Aeroplane Company (Thomas-Morse) стал MB-3. Этот самолет, разработанный Дугласом Томасом (B. Douglas Thomas), представлял собой одноместный деревянный одностоечный биплан, оснащенный восьмицилиндровым V-образным двигателем водяного охлаждения Hispano-Suiza H мощностью 300 л.с. Вооружение истребителя состояло из двух передних 7.62-мм пулеметов.

Первый из четырех заказных прототипов (40092/40095) поднялся в воздух 21 декабря 1919 года. Зимой следующего года все машины были переведены на McCook Field для испытаний, в ходе которых они показали себя с лучшей стороны. Однако был выдвинут и целый ряд замечаний - неудобная, маленькая кабина пилота с ограниченным обзором, недоработанная топливная система и неудачная система охлаждения двигателя.

К счастью для фирмы все замечания были довольно быстро устранены, что послужило поводом для подписания в июне 1920 года контракта на 50 экземпляров MB-3. Все серийный машины оснащались лицензионным двигателем Wright-Hispano H и несли усиленное вооружение (один 7.62-мм и один 12.7-мм пулеметы).

Следующий заказ на 200 модернизированных истребителей MB-3A уже выполнила фирма Boeing. Новые самолеты отличались новым двигателем Wright-Hispano H-3 (320 л.с.) с улучшенной системой охлаждения. Последние 50 самолетов из этой серии получили полностью новые хвостовые части. Все самолеты MB-3A были поставлены Авиационному корпусу Армии США с 29 июля по 27 декабря 1922 года.

Еще 11 самолетов MB-3 были заказаны Thomas-Morse флотом для авиации морской пехоты. Все они были переданы морпехам в феврале 1922 года, но уже в ноябре следующего года 10 уцелевших экземпляров были перепроданы армейской авиации.

Несколько армейских истребителей позднее были переделаны в учебно-тренировочные для повышенной летной подготовки под обозначением MB-3M.






ЛТХ:
Модификация MB-3A
Размах крыла, м 7.92
Длина, м 6.10
Высота, м 2.59
Площадь крыла, м2 21.32
Масса, кг
пустого самолета 778
нормальная взлетная 1152
Тип двигателя 1 ПД Wright-Hispano H-3
Мощность, л.с. 1 х 320
Максимальная скорость , км/ч 225
Крейсерская скорость , км/ч 205
Продолжительность полета, ч.мин 2.15
Максимальная скороподъемность, м/мин 376
Практический потолок, м 7220
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.62-мм пулемет, один 12.7-мм пулемет

MB-4


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1920
Тип: Почтовый самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1919 г. американская фирма Thomas-Morse Aircraft (Итака, шт. Нью-Йорк) ответила на опубликованный Почтовым управлением США запрос проектом четырехдви-гательного почтового самолета. Разработанный фирмой самолет МВ-4 явился, по сути дела, более современным вариантом самолета Fokker K.I, хотя, вероятно, инженеры фирмы ╚Томас-Морз╩ об этом и не знали.

В схеме самолета прослеживаются, с незначительными изменениями, те же концепции, что и у Фоккера. Почтовое отделение располагалось в гондоле между двигателями, а два летчика размещались в своих кабинах с дублированным связанным управлением, которые находились в разных фюзеляжах. Удивительно, как летчикам удавалось поддерживать между собой связь (в то время электронные системы связи еще не существовали). Вероятнее всего, для данного самолета была малопригодной и рупорная переговорная труба, распространенная в те годы на учебных самолетах с тандемным расположением кабин.

Как и в конструкции самолета Fokker K.I, в отличие от некоторых других двух-фюзеляжных самолетов, хвостовые части фюзеляжей МВ-4 имели вид консольных балок, не скрепленных между собой. Каждый из этих фюзеляжей оснащался отдельным комплектом оперения с истребителя МВ-3 этой же фирмы. Силовая установка состояла из двигателей Hisso H фирмы Wright, американского варианта французского двигателя Hispano-Suiza мощностью 300 л. с.

Почтовое управление США приобрело опытный образец МВ-4, но воздержалось от заказа на серийное производство. Три экземпляра самолета (AS64306, AS64373/64374) были проданы для Авиакорпуса Армии США.





ЛТХ:
Модификация MB-4
Размах крыла, м 14.80
Длина самолета,м 7.75
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 1435
максимальная взлетная 2524
Тип двигателя 2 ПД Wright Hisso H
Мощность, л.с. 2 х 300
Максимальная скорость, км/ч 225
Крейсерская скорость, км/ч 196
Практическая дальность, км 966
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: груз почты

MB-6


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1921
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1920 году фирма Thomas-Morse Aircraft выставила на соревнования Pulitzer Trophy race сразу два своих самолета MB-3, под номерами 41 и 43. Лейтенант Гарольд Хартней на 41-м занял второе место. Этот успех побудил командование Армейской авиации заказать фирме специализированный гоночный самолет и 24 мая 1921 года был подписан контракт на строительство трех MB-6 (68537/68539). Новый самолет представлял собой облегченную модификацию MB-3 с укороченными крыльями и двигателем Wright H-2 мощностью 400 л.с.

Осенью 1921 года все три самолета были переданы для испытаний в McCook Field. 21 октября этого же года первым поднялся в воздух самолет с номером 68537. Еще один самолет (68539) использовался только для статических тестов, а последний (68538) был разрушен в ходе испытаний.

В гонке Pulitzer Trophy race 1921 года MB-6 занял третье место (развив среднюю скорость в 258.64 км/ч) пропустив вперед два самолета фирмы Curtiss. В следующем году обозначение самолета изменили на R-2 (стандартное обозначение армейских гоночных самолетов). А в 1924 году единственный оставшийся самолет пустили на слом.








ЛТХ:
Модификация MB-6
Размах крыла, м 5.79
Длина, м 5.64
Высота, м 2.38
Площадь крыла, м2 14.68
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 922
Тип двигателя 1 ПД Wright H-2
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч 258
Крейсерская скорость , км/ч 220
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

MB-7


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1921
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1921 году Флот США заказал фирме Thomas-Morse Aircraft десять истребителей MB-3 и два гоночных самолета на их базе, получивших обозначение MB-7. Этот самолет представлял собой облегченную и уменьшенную версию MB-3 с крылом типа "парасоль" Alula. Как и MB-3 новый самолет получил двигатель Wright H-2 мощностью 400 л.с.

Первый MB-7 (64373, затем знаменный на 6070) поднялся в воздух 24 октября 1921 года. Еще в ходе испытаний он был разрушен. Второй экземпляр (64374, позднее - 6071) был закончен только в начале следующего года. Он получил новый двигатель Wright H-3 и впервые поднялся в воздух 14 апреля.

В октябре 1922 года MB-7 принял участие в гонке Pulitzer Trophy race, но пролетев всего 30 минут прервал ее из-за перегрева двигателя.

После гонок самолет передали в Naval Aircraft Factiry, где он хранился до пуска на слом в мае 1925 года.






ЛТХ:
Модификация MB-7
Размах крыла, м 7.31
Длина, м 5.63
Высота, м 2.21
Площадь крыла, м2 10.42
Масса, кг
пустого самолета 645
нормальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД Wright H-2
Мощность, л.с. 1 х 400
Максимальная скорость , км/ч 291
Крейсерская скорость , км/ч 250
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

MB-9


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1922
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



Зимой 1919-1920 годов конструктор фирмы Thomas-Morse Aircraft Дуглас Томас (B. Douglas Thomas) начал разработку сразу двух проектов цельнометаллических монопланов с крылом типа "парасоль". Первым был закончен двухместный учебно-тренировочный самолет MB-10. После удаления передней кабины и установки восмицилиндрового двигателя водяного охлаждения Wright H-3 мощностью 300 л.с. учебно-тренировочный самолет стал одноместным истребителем MB-9. Естественно истребитель получил и вооружение - один 7.62-мм и один 12.7-мм пулемет.

Первый полет MB-9 состоялся в начале 1922 года. В ходе испытаний истребитель показал себя с худшей стороны - его летные характеристики были гораздо ниже требуемых, к тому же в полете возникала неприятная вибрация. В результате было решено прекратить проект, а самолет доработать до гоночной машины.






ЛТХ:
Модификация MB-9
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 5.79
Высота, м
Площадь крыла, м2 16.17
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Wright H-3
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 274
Крейсерская скорость , км/ч 245
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.62-мм пулемет, один 12.7-мм пулемет

MB-10


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1921
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Зимой 1919-1920 годов конструктор фирмы Thomas-Morse Aircraft Дуглас Томас (B. Douglas Thomas) начал разработку сразу двух проектов цельнометаллических монопланов с крылом типа "парасоль". Первым был закончен двухместный учебно-тренировочный самолет MB-10. Самолет планировали оборудовать 200-сильными двигателями воздушного охлаждения Wright или Lawrance. Однако требуемых двигателей в наличии не оказалось и на самолет поставили французский Le Rhone мощностью 110 л.с. Первый полет самолет состоялся в 1921 году. Испытания были совсем не долгими - слабенький двигатель конечно же не мог дать желаемых летных характеристик и самолет было решено переделать в истребитель MB-9.







ЛТХ:
Модификация MB-10
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 6.52
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

Model B


Разработчик: Thomas Brothers
Страна: США
Первый полет: 1912
Тип: Легкая летающая лодка
ЛТХ Доп. информация



Первой летающей лодкой компании "Thomas Brothers Aeroplane Company" стала Model B, представляющая собой классический биплан, оснащенный двигателем 60-65 л.с. Первый полет лодки состоялся в 1912 году с на поверхности озера Салюбри, расположенной недалеко от города Бате.

Вскоре появилась модернизированная версия лодки с двигателем оснащенный мотором Austro-Daimler 90 л.с., позволявшим развивать скорость до 105 км/ч.

В 1914 году и в 1915 году были выпущены еще две лодки семейства - B-3 и B-4 (соответственно). Эти самолеты отделанные красным деревом предназначались в роли роскошных летающих яхт на два-три пассажира.






ЛТХ:
Модификация B-4
Размах крыла, м 11.58
Длина самолета,м 8.68
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2 33.45
Масса, кг
пустого самолета 567
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Austro-Daimler
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 112
Крейсерская скорость, км/ч 85
Продолжительность полета, ч 4
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2-3

Model E


Разработчик: Thomas Brothers
Страна: США
Первый полет: 1913
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Одним из первых серийных самолетов компании "Thomas Brothers Aeroplane Company" стал легкий биплан, получивший обозначение Thomas Brothers Model E (шестой проект разработанный Уильямом Томасом). Это был одноместный трехстоечный биплан, оснащенный двигателем Kirkham мощностью 65 л.с.

В 1913 году было выпущено двенадцать экземпляров самолета. Один из них был модернизирован в Thomas Special Biplane с крылом увеличенного размаха (10.06 м) и двигателем Curtiss мощностью 80 л.с. На этом самолете Фрэнк Барнсайд установил рекорд поднявшись на высоту в 13 000 футов (3962 м).






ЛТХ:
Модификация Model E
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 8.23
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 333
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Kirkham
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость, км/ч 90
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 1

O-6


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1926
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



21 апреля 1926 года USAAC заказало фирме Thomas-Morse Aircraft постройку двух экземпляров цельнометаллического варианта разведывательного и наблюдательного самолет Douglas O-2.

Первый экземпляр самолета, получивший обозначение XO-6 (25-435), получил двигатель Liberty 12 мощностью 400 л.с. Он был испытан на McCook Field в мае 1926 года (под номером P-439). Второй самолет O-6 (25-436) был оборудован двигателем Liberty V-1650-1 мощностью 435 л.с. Под номером P-456 он также прошел испытания на McCook Field. После положительной оценки, полученной на испытаниях было дозаказано еще три экземпляра самолета (25-437/439).

В 1926 году был выпущен вариант самолета под двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp. Этот самолет получил обозначение XO-6B. Хорошие оценки полученные после его испытания, дали возможность фирме в июне 1928 году заключить контракт на четыре самолета на базе этого же дизайна. Новые самолеты получили обозначение XO-19.







ЛТХ:
Модификация O-6
Размах крыла, м 12.09
Длина, м 8.76
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 38.18
Масса, кг
пустого самолета 1415
максимальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ПД Liberty V-1650-1
Мощность, л.с. 1 х 435
Максимальная скорость, км/ч 210
Крейсерская скорость, км/ч 180
Продолжительность полета, ч.мин 2.45
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

O-19


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Продолжая совершенствовать конструкцию самолета Douglas O-2 конструкторы фирмы Thomas-Morse Aircraft разработали уменьшенный вариант самолета под двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp. Этот самолет, впервые поднявшийся в воздух в 1926 году, получил обозначение XO-6B. Хорошие оценки полученные после его испытания, дали возможность фирме в июне 1928 году заключить контракт на четыре самолета на базе этого же дизайна. Новые самолеты получили обозначение XO-19.

Первый экземпляр самолета (28-400), оснащенный двигателем R-1340-3 мощностью 450 л.с., поднялся в воздух в апреле 1929 года. Затем были выпущены два предсерийных O-19 с двигателем R-1340-9 мощностью 500 л.с. Завершился предсерийный выпуск одним O-19A с меньшим топливным баком.

В августе 1929 года был подписан контракт на производство 70 экземпляров (30-90/159) серийной версии O-19B. Cерийный O-19B представлял собой двухместный биплан металлической конструкции, c полотняной обшивкой крыльев и неподвижных частей хвостового оперения, он отличался от аппарата O-19A модифицированными кабинами пилотов и двигателем R-1340-7 мощностью 450 л.с.

Следующий контракт был заключен в июне 1930 года еще на 70 самолетов, но у же другой модификации - O-19C. Они отличались от базовой модели наличием кругового радиатора и хвостового колеса.

Единственный транспортный самолет для VIP-персон O-19D был переделан из варианта O-19C. А последним серийным стал самолет O-19E (выпущено 30 машин). Он отличался от O-19C увеличенным размахом верхнего крыла и двигателем R-1340-15 мощностью 575 л.с.







ЛТХ:
Модификация O-19B
Размах крыла, м 12.12
Длина, м 8.64
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 32.33
Масса, кг
пустого самолета 1235
максимальная взлетная 1724
Тип двигателя 1 ПД Pratt & Whitney R-1340 Wasp
Мощность, л.с. 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 185
Продолжительность полета, ч.мин 2.45
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6250
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний 7.62-мм пулемет, один 7.62-мм пулемет в задней кабине на подвижной турели

O-20 (23)


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Кроме серийных O-19 на фирме Thomas-Morse Aircraft были выпущены еще несколько вариантов самолета. В декабре были заказаны два экземпляра - O-20 (28-402) с двигателем Pratt & Whitney R-1690-1 Hornet мощностью 525 л.с. и O-21 (28-403) с Curtiss H-1640-1 Chieftain мощностью 600 л.с. Немного позднее на последнем заменили двигатель на Wright R-1750-1 Cyclone (525 л.с.), сменив и обозначение на XO-21A.

В ноябре 1928 году был заказан O-23 с двигателем Curtiss V-1570-1 Conqueror мощностью 600 л.с. Он был испытан на McCook Field в сентябре 1929 года.

Два последних варианта включали самолет Y10-33, переделанный в августе 1930 года из O-19B (с двигателем Curtiss V-1570-11 Conqueror), и самолет Y10-41 (XO-932) - полутораплан переделанный из Y10-33 с двигателем Curtiss V-1570-79. Впоследствии последний был доработан фирмой Consolidated Aircraft и под маркой Model 23 продан в Мексику.







ЛТХ:
Модификация O-23
Размах крыла, м 9.06
Длина, м
Высота, м 3.35
Площадь крыла, м2 19.97
Масса, кг
пустого самолета 1120
максимальная взлетная 1585
Тип двигателя 1 ПД Curtiss V-1570-1 Conqueror
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч 309
Крейсерская скорость, км/ч 255
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин 508
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний 7.62-мм пулемет, один 7.62-мм пулемет в задней кабине на подвижной турели

P-13 Viper


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1929
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1930 году USAAC выразило большую заинтересованность в новых истребителях оборудованных перспективным 600-сильным двенадцатицилиндровым двигателем Curtiss H-1640-1 Chieftain. В ответ на эту заинтересованность фирма Thomas-Morse Aircraft разработала в частном порядке истребитель P-13 Viper.

Первый прототип самолета XP-13 (29-453) поднялся в воздух в июне 1929 года. В этом же месяце он был передан для испытаний на Wrighr Field, где получил бортовой номер P-559. Еще в самом начале испытаний было выявлены серьезные проблемы в системе охлаждения двигателем и было решено переоснастить истребитель девятицилиндровым двигателем Pratt and Whitney SR-1340-C Wasp мощностью 525 л.с. Этот вариант самолета получил обозначение XP-13A.

Последующие испытания закончились для XP-13A с оценкой удовлетворительно, однако до серийного заказа дело не дошло из-за очередной аварии прототипа, загоревшегося в полете.

Viper стал последним самолетом фирмы Thomas-Morse Aircraft, а в августе 1929 года фирма был куплена Consolidated Aircraft.








ЛТХ:
Модификация XP-13A
Размах крыла, м 8.53
Длина, м 7.16
Высота, м 2.56
Площадь крыла, м2 17.56
Масса, кг
пустого самолета 1026
нормальная взлетная 1477
Тип двигателя 1 ПД Pratt and Whitney SR-1340-C Wasp
Мощность, л.с. 1 х 525
Максимальная скорость , км/ч 277
Крейсерская скорость , км/ч 241
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин 508
Практический потолок, м 7361
Экипаж, чел 1
Вооружение: два пулемета

R-5 (TM-22)


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1922
Тип: Гоночный самолет
ЛТХ Доп. информация



После неудачи с истребителем MB-9 фирмой Thomas-Morse Aircraft было решено переделать самолет в гоночный, прототип которого получил обозначение TM-22. Для нового самолета был выбран мощный 600-сильный двенадцатицилиндровый двигатель Packard 1A-2025. Всего было построено два экземпляра (68561 и 68562) самолета, получившего новое обозначение R-5.

Первый R-5 поднялся в воздух 29 сентября 1922 года. За ним последовал второй, отличающийся размером крыльев. В ходе испытаний самолеты получили новые радиаторы и в таком виде попали на авиагонки Pulitzer Trophy race. Первый R-5 (гоночный номер 47) стал в результате одиннадцатым (развив скорость 240 км/ч), второй (номер 48) - десятым (250 км/ч). А победителем стал Curtiss R-6 с результатом 330 км/ч.

После гонки оба самолета были переданы McCook Field, где до июня 1923 года использовались для различных испытаний.






ЛТХ:
Модификация R-5
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 5.92
Высота, м
Площадь крыла, м2 16.17
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Packard 1A-2025
Мощность, л.с. 1 х 600
Максимальная скорость , км/ч 280
Крейсерская скорость , км/ч 250
Продолжительность полета, ч.мин
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1

S-4


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1917
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания Thomas-Morse Aircraft, образованная в 1914 году, начинала с лицензионного производства в небольшом количестве самолетов английских фирм Vickers и Sopwith. В конце 1916 года Дуглас Томас (В Douglas Thomas) разработал проект легкого учебного самолета с девятицилиндровым двигателем Gnome, который производился по лицензии американской фирмой General Vehicle Company. Прототип самолета поднялся в воздух с аэродрома Ithaca весной 1917 года, а в июне этого же года его испытали военные в Hampton.

Главным недостатком самолета оказался двигатель, не пригодный для длительных полетов, кроме того Engineering Division составила целый список замечаний к проекту. После выполнения всех замечаний был подписан первый контракт на выпуск ста серийных самолетов S-4B (4276/4375). Первый из заказанных самолетов в взлетел 3 октября 1917 года. В ноябре месяце был изготовлен второй экземпляр самолета.

Вскоре был подписан контракт на производство еще пятидесяти самолетов (41359/41408) модификации S-4C. Этот самолет отличался системой управления элеронов и установкой одного 7.62-мм пулемета Marlin. S-4C представлял собой одноместный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж прямоугольного сечения с полукруглым гарготом, обтягивался полотном. Капот двигателя алюминиевый. Крыло двухлонжеронное деревянное, с полотяной обтяжкой. Элероны только на верхнем крыле. Хорда нижнего крыла несколько меньшей длины. Оперение обычного типа со стабилизатором и килем. Шасси обычное, со сплошной осью и резиновой шнуровой амортизацией.

На первых S-4C стоял все тот же Gnome, однако во всех последующих 447 (36509, 38633 38982, 44578 44674) его заменили на более совершенный и надежный 9-цилиндровый звездообразный ротативный двигатель воздушного охлаждения Le Rhone С-9 мощностью 90 л. с.

В общей сложности было изготовлено 601 модификаций S-4B и C.

После окончания Первой мировой было изготовлено несколько опытных модификаций самолета и всего один серийный вариант - S-4E с крылом большего размаха, двигателем Le Rhone (110 л.с.) и синхронизированным пулеметом. Этот самолет использовался как учебный истребитель, на нем. впервые устанавливались фотопулеметы для определения результатов учебного боя.

ЛТХ:
Модификация S-4C
Размах крыла, м 8.08
Длина, м 6.05
Высота, м 2.46
Площадь крыла, м2 21.74
Масса, кг
пустого самолета 437
максимальная взлетная 605
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone C-9
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 156
Крейсерская скорость, км/ч 124
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин 229
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел: 1

S-5


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1918
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Успешная эксплуатация Армией США учебно-тренировочных самолетов S-4 компании Thomas-Morse Aircraft побудило командование Флота США так же заказать подобные самолеты. Специально доработанная для этих целей версия самолета S-5 получила три поплавка, скопированных с гидроверсии английского самолета Sopwith Baby.

В 1918 году Флот заказа производство шести таких машин (BuA-757/762). Все они были поставлены на базу флота Dinner Key в Майами. Один из самолетов (A-758) получил полностью новый руль высоты.




ЛТХ:
Модификация S-5
Размах крыла, м 8.08
Длина, м 6.05
Высота, м 2.46
Площадь крыла, м2 21.74
Масса, кг
пустого самолета 520
максимальная взлетная 722
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone C-9
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 122
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел: 1

S-6


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После окончания Первой Мировой войны компания Thomas-Morse Aircraft начала модернизировать хорошо зарекомендовавшие себя учебно-тренировочные самолеты S-4. Одной из версий стал легкий многоцелевой самолет S-6, отличавшийся от S-4 двумя кабинами пилотов с двойным управлением, удлиненным фюзеляжем и крыльями. Самолет так же получил новый двигатель Le Rhone мощностью 80 л.с.

В 1919 году самолет, пилотируемый Полом Д. Уилсоном (Paul D Wilson), принял участие в гонках National Air Races, проводимых в Канзасе, где занял второе место. Весной следующего года самолет показали на аэродромах Ithaca и McCook Field. В ходе выступлений S-6 развил максимальную скорость в 169 км/ч и достиг потолка в 6096 метров.

Позже самолет получил регистрационный номер C98 и использовался Ithaca Flying Service. В 1931 году S-6 был продан частному лицу (Фреду Кренлеину) и вскоре был утерян в результате серьезной аварии.





ЛТХ:
Модификация S-6
Размах крыла, м 8.84
Длина, м 6.30
Высота, м 2.46
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 465
максимальная взлетная 628
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 140
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6096
Экипаж, чел: 2

S-7


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1919
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Следующим, после S-6, гражданской версией учебно-тренировочного самолета S-4 компания Thomas-Morse Aircraft стал S-7. Этот самолет, рекламируемый как Sociable Seater, был так же двухместным, но имел одну кабину с посадкой пилота и пассажира бок-о-бок. S-7 был разработан группой инженеров в составе W T Thomas, Agnew Larsen и Raymond Dowd всего за 29 дней.

Единственный экземпляр был продан Basil Rowe и Clarence Chamberlain и использовался для авиационного картографирования.





ЛТХ:
Модификация S-7
Размах крыла, м 9.75
Длина, м 6.10
Высота, м 2.52
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 478
максимальная взлетная 685
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 145
Крейсерская скорость, км/ч 115
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4200
Экипаж, чел: 2

T-2 (SH-4)


Разработчик: Thomas Brothers
Страна: США
Первый полет: 1912
Тип: Вспомогательный самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1915 году компания "Thomas Brothers Aeroplane Company" построила для ВМС Великобритании 24 биплана T-2. Это был первый самолет разработанный конструктором Бенджамином Дугласом Томасом (B. Douglas Thomas).

Самолет созданный на базе Curtiss Model J, представлял собой двухместный двухстоечный биплан, оснащенный двигателем Austro-Daimler 90 л.с.

Самолеты были поставлены Великобритании двумя партиями (3809-3820 и 8269-8280). Все они были оснащены моторами Curtiss OX-5 той же мощности.

В 1916 году ВМС США закупили 15 аналогичных машин под обозначением SH-4. SH-4 почти не отличались от T-2 для ВМС Великобритании. Вместо двухстоечного крыла установили трехстоечное, колесное шасси заменили поплавками и установили моторы Thomas мощностью 100 л. с.

В ВМС США SH-4 использовались в роли наблюдательных и учебно-тренировочных.








ЛТХ:
Модификация T-2
Размах крыла, м 10.98
Длина, м 7.93
Высота, м
Площадь крыла, м2 32.50
Масса, кг
пустого самолета 489
максимальная взлетная 896
Тип двигателя 1 ПД Curtiss OX-5
Мощность, л.с. 1 х 90
Максимальная скорость, км/ч 134
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

TA


Разработчик: Thomas Brothers
Страна: США
Первый полет: 1910
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Компания "Thomas Brothers Aeroplane Company" была основана в Бате, Нью-Йорк, в 1910 году братьями Уильямом и Оливером Томасами (William T. Thomas & Oliver Thomas). Первым самолетом фирмы (и вторым разработанным Уильямом) стал легкий биплан TA, построенный в этом же году.

Это был трехместный двустоечный биплан, оснащенный двигателем Kirkham мощностью 50 л.с. с толкающим пропеллером. Через два года двигатель заменили на 65-сильный этой же фирмы. С этим двигателем TA установил рекорд США по продолжительности полета - 3 часа 51 минуту.

Биплан TA использовался в основном самими братьями Томасами, принимал участие в выставках и соревнования. Призовые собранные самолетом стали источником дополнительного дохода фирмы.

Позднее колесное шасси самолета сменили на поплавки, при этом экипаж пришлось уменьшить до двух человек.

На базе TA были построены еще два варианта самолета - TA Tractor с тянущим винтом и Model E.






ЛТХ:
Модификация TA Tractor
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 7.62
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 408
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД Kirkham
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость, км/ч 93
Крейсерская скорость, км/ч
Продолжительность полета, ч 2
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2

TM-23


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1924
Тип: Истребитель
ЛТХ Доп. информация



В 1923 году конструктор фирмы Thomas-Morse Aircraft Дуглас Томас (B. Douglas Thomas) предпринял вторую попытку создать удачный цельнометаллический самолет. На этот раз это был истребитель получивший фирменное обозначение TM-23. Самолет представлял собой одноместный биплан, оснащенный двенадцатицилиндровым V-образным двигателем водяного охлаждения Curtiss D-12 мощностью 440 л.с. Вооружение TM-23 было стандартным - один 7.62-мм и один 12.7-мм пулемет.

Самолет впервые поднялся в воздух в 1924 году. В ходе заводских испытаний выяснилось, что у самолета перетяжелен нос и он тяжел в управлении, а главное летные характеристики желают лучшего. Это все привело к решению полностью перестроить самолет, и в ходе модернизации TM-23 получил новые укороченные крылья, удлиненный фюзеляж, полностью переделанную хвостовую часть и модернизированную кабину с улучшенным обзором для летчика.

Полностью обновленный самолет был передан для испытаний в McCook Field. Уже в ходе первого полета, в марте 1926 года, у самолета отказал масляный радиатор. За ним последовали еще три неудачных вылета, после чего TM-23 вернули на завод для хранения.






ЛТХ:
Модификация TM-23
Размах крыла, м 8.12
Длина, м 6.60
Высота, м
Площадь крыла, м2 24.52
Масса, кг
пустого самолета 870
нормальная взлетная 1227
Тип двигателя 1 ПД Curtiss D-12
Мощность, л.с. 1 х 440
Максимальная скорость , км/ч 269
Крейсерская скорость , км/ч 240
Продолжительность полета, ч.мин 2.15
Скороподъемность, м/мин 418
Практический потолок, м 6142
Экипаж, чел 1
Вооружение: один 7.62-мм пулемет, один 12.7-мм пулемет

TM-24


Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1924
Тип: Разведывательный самолет
ЛТХ Доп. информация



Еще одним результатом экспериментов Дугласа Томаса (B. Douglas Thomas), конструктора фирмы Thomas-Morse Aircraft стал разведывательный и наблюдательный самолет, получивший заводское обозначение TM-24. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический биплан, оснащенный двенадцатицилиндровым V-образным двигателем водяного охлаждения Curtiss D-12 мощностью 440 л.с.

Первый полет самолет состоялся в конце 1924 года. В феврале следующего года TM-24 был передан для испытаний на McCook Field. В ходе испытаний было выявлено множество недостатков и самолет забраковали.







ЛТХ:
Модификация TM-24
Размах крыла, м 9.17
Длина, м 6.22
Высота, м
Площадь крыла, м2 22.02
Масса, кг
пустого самолета 893
максимальная взлетная 1574
Тип двигателя 1 ПД Curtiss D-12
Мощность, л.с. 1 х 440
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 184
Продолжительность полета, ч.мин 2.45
Скороподъемность, м/мин 359
Практический потолок, м
Экипаж, чел: 2