Tipsy | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
Tipsy B(Trainer) Разработчик: Tipsy Страна: Бельгия Первый полет: 1937 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Настоящий коммерческий успех к бельгийской фирме Avions Tipsy пришел с появлением модели Tipsy В. Это был цельнодеревянный двухместный спортивный самолёт, разработанный Эрнестом Оскаром Типсом (Ernest Oscar Tips). Курсант и инструктор располагались бок о бок, что несомненно улучшало взаимдействие между ними. Как и в случае с S.2 самолёт мог выпускаться с закрытой или открытой кабиной. Соответственно, обозначение самолёта во втором случае менялось на Tipsy Вс. Управление было дублированным. Установленный на этот самолёте 60-сильный двигатель Walter Mikron II позволял развивать скорость до 160 км/ч. Основной задачей при проектировании выше перечисленных моделей являлось создание самолёта с высокими лётными качествами, который мог бы использоваться как частными лицами, так и для обучения военных лётчиков. Констркуторскому коллективу под руководством Типса это удалось в полной мере. Первый полёт прототип Tipsy В совершил 8-го мая 1937 года на аэродроме Госли под Шарлеруа. Управлял самолётом пилот А.Й.Ейскенс (A.J.Eyskens). Двумя неделями позже самолёт показали британским экспертам и провели серию полётов в Great West Aerodrome. Удача улыбнулась бельгийцам практически мгновенно - уже 5-го июня 1937 года была образована компания Tipsy Light Aircraft Company, которая должна была собирать самолёты Tipsy В по лицензии. Тем не менее, до оккупации Бельгии в мае 1940 года удалось собрать всего 23 самолёта, из которых 8 относились к одноместныму Tipsy B. Задержки в производстве были вызваны конструктивными особенностями. Несмотря на хорощие пилотажные качества Tipsy B оказались слишком медлительными и на низких скоростях вели себя не лучшим образом, сваливаясь на крыло. Этот недостаток был преодолен на 14 лицензионных самолётах. Доработке подвергли крыло, у которого были улучшены зализы и добавлены закрылки. Также была проведена дополнительная балансировка массы, которая в конечном итоге повысилась до 544 кг. В августе 1938 года британский вариант Tipsy B получил сертификат лётной годности, однако на испытаниях в Martlesham Heath выявились проблемы с управляемостью. Для их решения на 18% увеличили площадь руля направления, после чего существенных замечаний к самолёту более не предъявлялось. Модернизированные самолёты были приняты в эксплуатацию под новым обозначением Tipsy Trainer. Всего было собрано 18 самолётов (все с открытыми кабинами), причем последние три выпустили после войны. Последний серийный Tipsy Trainer прошел испытания в 1948 году. К настоящему времени в лётном состоянии поддерживаются пять самолётов: три Tipsy Trainer (регистрационные коды G-AFWR, G-AISB и OO-EOT), а также по одному Tipsy Belfair и Tipsy B. Несмотря на сугубо гражданскую специализацию Tipsy довелось послужить в армиях различных стран. Причем эксплуатация была скорее принудительной. Если верить зарубежным источникам, что несколько бельгийских Tipsy В попали в руки немцев и были направлены в учебные соединения. Кроме того, пять Tipsy Trainer были реквизированы RAF в метрополии в течении 1940-1944 гг. Об их использовании практически ничего не известно, за исключением того факта, что самолёт с регистрационным кодом G-AGBM до 1942 года летал в АТА, а затем был передан 5 MU. В 1945 года его продали частному владельцу и разбили в 1948 г. Ещё один Tipsy Trainer реквизировали в Индии (VK-AKQ, впоследствии √ МА930). Машина использовалась как связная и летала в Бенгалии в 1942-1943 гг. Самолёт потерпел аварию в марте 1943 года и восстановлению не подлежал. ЛТХ: Модификация Tipsy B Размах крыла, м 9.50 Длина самолета,м 6.60 Высота самолета,м 1.73 Площадь крыла,м2 12.00 Масса, кг пустого самолета 225 максимальная взлетная 450 Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron II Мощность, л.с. 1 х 62 Максимальная скорость, км/ч 200 Крейсерская скорость, км/ч 170 Практическая дальность, км 725 Скороподъмность, м/мин 137 Практический потолок, м 6000 Экипаж, чел 2 Tipsy Nipper Разработчик: Tipsy Страна: Бельгия Первый полет: 1957 Тип: Легкий спортивный самолет ЛТХ Доп. информация Эрнест Оскар Типс (Ernest Oscar Tips) - конструктор бельгийской фирмы Avions Fairey спроектировал в 1952 году легкий спортивный самолет Tipsy Nipper T.66 (Nipper - прозвище первого внука Типса). T.66 представлял собой простой и дешевый самолет для самостоятельной постройки. Впервые Tipsy Nipper поднялся в воздух 12 декабря 1957 года под управлением летчика-испытателя Бернара Нифса (Bernard Neefs). В отличии от серийных машин прототип был оборудован открытой кабиной. Первые серийные самолеты оснащались двигателями Stamo VW (40 л.с.), Pollman-Hepu (40 л.с.) или 45-ти сильным Stark Stamo. С 1959 по 1961 год было выпущено 59 самолетов и произведено 78 комплектов для самостоятельной сборки. В 1961 году Avions Fairey остановила производство, начав сборку истребителей F-104G Starfighter для ВВС Бельгии. В 1962 права и большое количество запасных частей были проданы компании Cobelavia SA-Compagnie, и произведшей затем еще 18 самолетов под маркой Cobelavia D-158 Nipper. В июне 1966 года лицензия была продана фирме Nipper Aircraft Ltd. в Castle Donington. В результате появились новые самолеты Nipper Mk.III с двигателем Rollason Ardem Mk X мощностью 45 л.с. Производство самолетов продолжалось в течении двух лет в ходе которых было выпущено 32 экземпляра. ЛТХ: Модификация Nipper Mk.2 Размах крыла, м 5.99 Длина, м 4.50 Высота, м 1.88 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета 163 нормальная взлетная 299 Тип двигателя 1 ПД Stark Stamo 1400A Мощность, л.с. 1 х 45 Максимальная скорость , км/ч 162 Крейсерская скорость , км/ч 150 Практическая дальность, км 320 Скороподъемность, м/мин 195 Практический потолок, м Экипаж,чел 1 Tipsy S.2 Разработчик: Tipsy Страна: Бельгия Первый полет: 1935 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация В середине 1930-х гг. бельгийская фирма Avions Fairey находилась на подъёме. Благодаря налаженным контактам с англичанами заказы на военные самолёты и не думали уменьшаться. Однако, главный инженер фирмы Эрнест Типс (Ernest Oscar Tips) всё же нашел время для разработки совершенно нового спортивного самолёта. Так было положено начало модельному ряду самолётов Tipsy. Несмотря на целый ряд различий все Tipsy представляли собой монопланы с низкорасположенным крылом и однокилевым оперением. Предпочтение отдавалось рядным двигателям. Шасси было трехстоечным неубираемым с хвостовым костылем. Основные стойки и колеса закрывались обтекателями. Первой моделью, появившейся в 1933 году, стал опытный одноместный самолёт Tipsy оснащенный двигателем Douglas "Sprite" мощностью всего 16 л.с. На нём отработали несколько конструктивных решений и в течении 1935 года появилось сразу две модели: Tipsy S оснащенная улучшенным двигателем Douglas Sprite II (24 л.с.) и Tipsy S.2 с двигателем Sarolea Epervier (32 л.с.). Удача улыбнулась второй из них, которая была выпущена в количестве 19 экземпляров. В альтернативном варианте самолёт мог оснащаться двигателем Train (40 л.с.), а также открытой или закрытой двухместной кабиной. Практически все построенные самолёты использовались в Европе. В ходе войны несколько S.2 досталось немецким войскам в качестве трофеев. Некоторые из них использовались для подготовки пилотов-истребителей в авиагруппе III./JG3. Захваченные самолёты несли камуфляж наподобие ранних Bf.109E и немецкие регистрационные коды. ЛТХ: Модификация Tipsy S.2 Размах крыла, м 7.50 Длина самолета,м 5.72 Высота самолета,м 1.45 Площадь крыла,м2 9.50 Масса, кг пустого самолета 160 максимальная взлетная 280 Тип двигателя 1 ПД Sarolea Epervier Мощность, л.с. 1 х 32 Максимальная скорость, км/ч 165 Крейсерская скорость, км/ч 150 Практическая дальность, км 600 Скороподъмность, м/мин Практический потолок, м 1500 Экипаж, чел 1 |