Utva
S%^Tt$ - 1755000550000
Aero 3


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1956
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



Aero 3 - учебно-тренировочный самолет, разработанный югославской фирмой Aero (вошедшей позднее в компанию UTVA). Самолет имел полностью деревянный фюзеляж и крылья. Первый полет самолета состоялся в августе 1956 года. Благодаря улучшившимся отношениям с США на самолет был установлен поршневой двигатель Lycoming O-435-A мощностью 190 л.с.

Самолет был принят на вооружение Югославских ВВС в 1957 году. В учебных частях он заменял своего предшественника Aero 2. Самолет состоял на вооружении до середины 70-х годов. Кроме подготовки летного персонала он использовался так же как легкий связной самолет, самолет наблюдения и целеуказания, а так же в качестве буксировщика мишеней. В 70-х годах самолет стал замещаться моделью UTVA 75.












ЛТХ:
Модификация Aero 3
Размах крыла, м 10.50
Длина самолета, м 8.58
Высота самолета, м 2.70
Площадь крыла,м2 18.90
Масса, кг
пустого самолета 679
максимальная взлетная 1198
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-435-A
Мощность, л.с. 1 х 190
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 207
Практическая дальность, км 680
Практический потолок, м 6800
Экипаж, чел 2

251 (BC-3)


Разработчик: Ikarus, UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1946
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация


В 1946 году группой конструкторов государственного предприятия Ikarus во главе с инженерами Борисом Цияном и Драгославом Петковичем разработали проект учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение "251". Это был двухместный низкоплан смешенной конструкции, оснащенный двигателем Walter Mikron III мощностью 65 л.с. (48 КВт). Пилот и инструктор располагались в кабине бок-о-бок.

После успешного проведения испытаний было принято решение о запуске самолета в серийное производство. Постройку самолета передали Фабрика авиона Утва (UTVA). Всего было выпущено более 80 экземпляров самолета под обозначением БЦ-3 (BC-3), получивших прозвище "Тройка" (Тро╪ка).









ЛТХ:
Модификация BC-3
Размах крыла, м 10.36
Длина самолета, м 8.33
Высота самолета, м 2.08
Площадь крыла,м2 15.50
Масса, кг
пустого самолета 374
максимальная взлетная 602
Тип двигателя 1 ПД Walter Mikron III
Мощность, л.с. 1 х 65
Максимальная скорость, км/ч 166
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км 605
Практический потолок, м 3900
Экипаж, чел 2

Lasta 95


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия (Сербия)
Первый полет: 1985
Тип: Учебно-тренировочный самолет
ЛТХ Доп. информация



В конце 2012 года ВВС Сербии начали получать новые самолеты - впервые за двадцать лет, прошедших со времени СФРЮ. И, что любопытно, самолеты отечественного производства. Конечно, наивно было бы надеяться, что это окажется сверхсовременный истребитель: хотя авиационная промышленность в Югославии имелась, причем с глубокими корнями и отмеченная разработкой неплохих самолетов, но ее наивысшим достижением была разработка легких реактивных штурмовиков. Но то было давно, с тех пор и Югославия исчезла, а авиационная промышленность, как и прочие военные производства, пострадала не только от экономических пертурбаций, но и от НАТО-вских бомбежек. И все же в серию пошли новые самолеты с оптимистическим именем "Ласта" - "Ласточка".

Компания Utva Aircraft Industry существует с 1937 года и занимается разработкой и производством легких самолетов, ее завод расположен в Панчево. Продолжая линию поршневых учебно-боевых самолетов, в начале 1980-х на смену достаточно удачному учебно-тренировочному самолету "Утва 75" там началась разработка нового УТС "Утва 95". Машина также должна была быть поршневой, но с улучшенной аэродинамикой, авионикой и возможностью использования подвесного вооружения. Главным внешним отличием стало иное размещение пилотов - тандемом, а не бок о бок, как на "Утва 75", который вообще проектировался скорее как туристический самолет. С "Утвы 95" пилоты должны были пересаживаться в кабины реактивных Soko G-4 Super Galeb, а оттуда на Миг-21 или МиГ-29.

"Утва 95 Ласта 1" впервые поднялась в воздух еще в 1985 году, в 1986 году появился второй прототип, "Ласта 2". Он имел существенные отличия от первого - фюзеляж был короче на полметра, зато размах крыла на столько же больше, увеличилось и горизонтальное оперение. В кабине появился прицел Feranti ISIS-282D - такой же, как и на "Супер Галебах".

По результатам испытаний первых прототипов была заказана серия из десяти предсерийных самолетов по образцу "Ласта 2".

Поскольку дело происходило еще во времена Югославии, производство решили распределить между заводом в Панчево и предприятием компании Soko в Мостаре. В Боснии должны были изготавливаться крылья, после чего доставляться в Сербию, где делали фюзеляжи и происходила окончательная сборка. Но дела пошли сами знаете как, и вместо сотрудничества началась война. До нее успели собрать шесть предсерийных "Ласточек", но их судьба оказалась печальной: пять самолетов были уничтожены в 1999 году НАТО-вскими бомбами, шестой тоже попал под удар, поврежденную машину не стали восстанавливать до летного состояния и отдали в авиационный музей в белградском аэропорту имени Николы Теслы.

Казалось бы, это был конец и "Ласточки", и "Утвы", однако завод пострадал не слишком сильно, был восстановлен, и из оставшихся деталей удалось в 2003 году даже собрать две "Утвы 75". Одновременно на "Утве" стали подумывать о возобновлении производства "Ласты", но в обновленном виде, тем более что после бомбежек и перемен в руководстве Сербии международные санкции были сняты, и страна получила возможность производить технику военного назначения с использованием иностранных агрегатов и комплектующих.

Сначала попытались соорудить нечто из задела по "двойкам", но потом решили, что машина нуждается в более значительной переработке. В качестве силовой установки сербы выбрали американский 295-сильный Lycoming AEIO 540-L 1B5.D с трехлопастным пропеллером Hofman HO-V-123-KV/200 AH. Планер был заметно доработан - применены новые материалы,длина стала несколько больше, чем у "двойки", а размах крыла увеличился почти на метр. Были установлены более короткие шасси, что позволило уменьшить массу самолета. Он стал еще легче после замены электросистемы и аккумуляторов, так что в итоге удалось сэкономить целых 200 килограмм. И это несмотря на то, что на борту установлено оборудование, обеспечивающее полеты в сложных метеоусловиях и ночью, посадку по II категории как на бетонку, так и на траву, катапультные кресла, а также вооружение. На "Ласточке" наличествует прицел Feranti ISIS-282D и два узла подвески под крыльями, на которые можно повесить контейнеры с пулеметами (боезапас до 500 патронов на ствол), блоки 57-мм неуправляемых ракет (по семь штук в блоке) или стокилограммовые бомбы. "Ласточка", таким образом, получилась с весьма хищными коготками и клювиком.

Публике новый самолет, названный не "Ласта 3", а "Ласта 95", был показан в 2007 году. Серьезную поддержку проекту оказали американцы, которые совсем недавно бомбили Сербию. Надо отдать янки должное: после кнута они через некоторое время предложили сербам пряник. Пряником оказался заказ из Ирака на 20 (плюс опцион на 16) самолетов, поступивший в 2007 году; одновременно иракцы (точнее, стоящие за ними американцы) заказали и крупную партию стрелкового оружия, всего на 350 миллионов долларов, так что пряник оказался весьма сладким - особенно если учесть, что сербские военные не имели денег на то, чтобы обеспечить доводку самолета и развертывание серийного производства. Но Министерство обороны Сербии не преминуло помазать американский пряник отечественным вареньем, заявив о желании купить еще 15 самолетов, и "Ласточка" из полутеоретической разработки превратилась в жирную "синицу в руке", а завод - во вполне перспективное предприятие.

Правда, были сомнения, что страна, чей военно-промышленный комплекс переживает не лучшие времена, даже получив деньги, сумеет обеспечить сборку и техническую поддержку самолетов на должном уровне, тем более что завод в Панчево находился практически в состоянии банкротства. Однако появилось и оборудование, и 330 человек персонала, и работа закипела.

Первый полет обновленного самолета состоялся в начале 2009 года, а поставки серийных машин "Ласта 95Н" в Ирак начались летом 2010 года. В феврале 2012 года иракцы получили последнюю, двадцатую машину, о реализации опциона пока речи не шло, а вот производство "Ласточек" для ВВС Сербии начало набирать обороты. Первая была сдана осенью прошлого года, к настоящему времени поставлено три штуки. Новые самолеты, отличающиеся от иракских оборудованием (например, авионикой Garmin G500), поступают в 252 тренировочную эскадрилью на базе Батайница, где продолжают эксплуатироваться собранные еще во времена СФРЮ "Утва 72".

Конкуренция на внешнем рынке велика, и таких подарков, как иракский заказ, скорее всего не предвидится. Но небольшое количество самолетов, вероятно, можно будет продать соседям по бывшей Югославии, что-то куда-нибудь в Африку и небогатые арабские страны ("Ласточками" интересовались в Алжире и Ливии, есть у них перспективы в Уганде и Анголе) или еще куда в третий мир, где нет денег на Pilatus или Super Tucano- в Мьянму там или даже Афганистан. Ведь стоимость машины всего около 300000 евро, стоимость летного часа - 300 евро.

Но потенциальных заказчиков, вероятно, больше заинтересует новый самолет, создаваемый "Утвой" на базе "Ласты", причем именно с экспортными намерениями. "Ласточка", как уже было сказано, может использоваться как легкий штурмовик, но все же ей сильно не хватает для этого скорости и грузоподьемности. И тогда вроде бы алжирские военные подали идею оснастить самолет турбовинтовым двигателем и усиленным вооружением, превратив его в "антитеррористический" - он же "противопартизанский" - с возможностью использовать его и как учебный.





ЛТХ:
Модификация Lasta 1 Lasta 95
Размах крыла, м 8.34 9.70
Длина самолета,м 8.04 7.97
Высота самолета,м 2.97 2.84
Площадь крыла,м2 11.00 12.90
Масса, кг
пустого самолета 1100 888
нормальная взлетная 1387 1145
максимальная взлетная 1650 1210
Тип двигателя 1 ПД Lycoming AEIO-540-L1B5D 1 ПД Lycoming AEIO-580-B1A
Мощность, л.с. 1 х 224 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч 560 345
Крейсерская скорость, км/ч 300 280
Практическая дальность, км 1060 1160
Макc. скороподъемность, м/мин 444 510
Практический потолок, м 5200 6000
Макс. эксплуатационная перегрузка 6 6
Экипаж, чел 2 2
Вооружение: боевая нагрузка - 240 кг на 2 узлах подвески
2 х 120-кг бомбы или
2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
2 ПУ L- 57-07 7х55-мм НУР. боевая нагрузка - 200 кг на 2 узлах подвески
2х 100-кг бомбы или
2 контейнера с 7.62-мм пулеметом и 500 патронами, или
2 контейнера с 12.7-мм пулеметом или
2 ПУ L-57-07 7х57-мм НУР.

UTVA-56


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1959
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1956 году в конструкторском бюро югославской фирмы UTVA (Fabrica Aviona Utva) начали разработку легкого многоцелевого самолета. Над проектом работали инженеры Бранислав Николич, Драгослав Петкович, Йован Кубрило и Никола Димитриевич.

22 апреля 1959 года поднялся в воздух самолет UTVA-56. Это был цельнометаллический четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный шестицилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением Lycoming GO-435-C2B2 мощностью 260 л.с. (запланированный второй прототип с 240-сильным двигателем Praga Doris построен не был).

Самолет UTVA-56 предназначался для начального обучения гражданских пилотов, а так же как мог использоваться туристический, спортивный и медицинский самолет. После цикла успешного испытаний было решено начать серийный выпуск модели UTVA-60 с двигателем Lycoming GO-480 мощностью 270 л.с.










ЛТХ:
Модификация UTVA-56
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета,м 8.25
Высота самолета,м 2.67
Площадь крыла,м2 18.08
Масса, кг
пустого самолета 1220
максимальная взлетная 1540
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-435-C2B2
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 686
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

UTVA-60


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1960
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



В 1960 году на заводе югославской фирмы UTVA (Fabrica Aviona Utva) началася серийный выпуск легкого многоцелевого самолета UTVA-60, созданного на базе прототипа UTVA-56. Разрабатывался самолет группой инженеров - Браниславом Николичем, Драгославом Петковичем, Йованом Кубрило и Никола Димитриевичем.

Самолет представлял собой цельнометаллический четырехместный подкосный высокоплан, оснащенный шестицилиндровым оппозитным двигателем с воздушным охлаждением Lycoming GO-480-B1A1 мощностью 270 л.с с двухлопастным пропеллером фиксированного шага Hartzell HC-A2X20-1B/10133-3. На шасси могли быть установлены лыжи, колеса и поплавки.

Самолёт был разработан для обучения пилотов, туризма, спорта, в качестве скорой помощи (был способен перевозить двух пациентов/раненых на носилках с доктором), для аэрофотосъёмки, для коммерческих целей, мог (с модификацией) использоваться как гидросамолёт. Часто использовался в сельскохозяйственной авиации ≈ в сельскохозяйственном варианте вместо задних сидений в салоне был бак объёмом 500 литров, заполнение которого осуществлялось через задний навес. Самолет был оснащен форсункой для распыления химических веществ, которые были прикреплены к концам крыльев. Для распределения плоскости удобрений было специальное устройство "гранулятор", который был смонтирован под фюзеляжем. Эта версия самолета получила обозначение UTVA-60AG.

Помимо гражданской сферы авиации, летательный аппарат UTVA-60 активно эксплуатировался и военно-воздушными силами этой страны, что было связано с высокими технически показателями самолёта, в частности, большой грузоподъёмностью и скоростью полёта. В большей мере самолёт применялся для перевозки военного контингента и транспортировки небольших грузов, однако, использование летательного аппарата затрагивало также и выполнение патрулирования местности. Военные самолеты прослужили до начала 1980-х голов.

Всего выпущено в общей сложности 37 экземпляров самолёта, которые были в эксплуатации в течение многих лет.







Модификации :
UTVA-60 AT1 базовый серийный вариант, с двигателем GO-480-В1А6.
UTVA-60 AT2 вариант аналогичный AT1, с двойной системой управления.
UTVA-60AG сельскохозяйственный самолет.
UTVA-60AF самолет для аэрофотосъемки.
UTVA-60AM санитарный самолет, вмещавший двое носилок и сопровождающего.
UTVA-60H многоцелевой гидросамолет.



ЛТХ:
Модификация UTVA-60 AT1
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета,м 8.20
Высота самолета,м 2.70
Площадь крыла,м2 18.08
Масса, кг
пустого самолета 1030
максимальная взлетная 1540
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-480-В1А6
Мощность, л.с. 1 х 270
Максимальная скорость, км/ч 233
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 686
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 4400
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

UTVA-60H


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1961
Тип: Легкий многоцелевой гидросамолет
ЛТХ Доп. информация



В 1961 году на заводе югославской фирмы UTVA (Fabrica Aviona Utva) начали работы по выпуску многоцелевого гидросамолета . Опытный вариант, созданный на базе серийного UTVA-60 (регистрационный номер YU-BAL), получил металлические поплавки компании Edo.

В ходе испытаний стало ясно, что для улучшения летных характеристик требуется более мощный двигатель. С 1962 года в серию пошел самолет UTVA-60H BIN / P с двигателем Lycoming GO-480 мощностью 295 л.с. и с поплавками Bin-1600. При необходимости поплавки могли заменятся стандартным колесным шасси.

Вторая серия самолетов получила обозначение UTVA-60H BIN / ČS (V-50) и незначительно отличалась бортовым оборудованием. Все UTVA-60H применялись в качестве самолета связи, туристского и санитарного.

Краткое техническое описание.

UTVA-60H - Четырехместный поплавковый гидросамолет, моноплан.

Крыло - подкосное, высокорасположенное крыло. Каждое полукрыло подкреплено обтекаемым подкосом из легкого сплава. Усовершенствованный профиль NACA 4412. Угол поперечного равен 2╟. Установочный угол 2╟30'. Удлинение 7,19. Длина коневой хорды 1,73 м, концевой -1,21 м. Цельнометаллическая однолонжеронная конструкция. Закрылки управляются гидравлически и распложены по отношению к элеронам так, что, когда закрылки выдвинуты на 40╟, элероны приспущены на 15╟.

Фюзеляж - цельнометаллическая конструкция. Носовая часть и кабина имеют работающую обшивку. Хвостовая часть фюзеляжа полумонококовой конструкции.

Хвостовое оперение - свободнонесущая цельнометаллическая конструкция. На руле высоты имеется управляемый триммер.

Шасси - поплавки Edo и Bin-1600. В амфибийном варианте поплавки и колеса.

Силовая установка - Один шестициллиндровый двигатель Lycoming GO-480-G1H6 с воздушным охлаждением. Двухлопастный металлический воздушный винт-автомат Hartzell HC-A2X20-1B/10133-3. Два металлических крыльевых топливных бака общей емкостью 210 л. Запас масла 12 л.

Компоновка - Закрытая кабина для пилота и трех пассажиров или для пилота, двух носилок и сопровождающего - в санитарном варианте. С убранными пассажирскими сиденьями самолет может перевозить 412 кг груза.

С каждой стороны кабины имеется дверь. Задняя крышка фонаря служит третьей дверью для погрузки носилок и груза.

Системы вентиляции и обогрева стандартны.

Оборудование - Аппаратура для слепой посадки. Двухканальная радиостанция Нарко Мк5, радиокомпас Нарко ADF-30. Прочее навигационное и радиосвязное оборудование и аппаратура автоматического управления полетом входит в число необязательного оборудования. Для сельскохозяйственного варианта предусматривается различное оборудование; химикаты перевозятся в баке, который помещается в кабине, или в подфюзеляжном контейнере. В санитарном варианте самолет может нести под фюзеляжем парашютную сумку с продовольственным и медицинским запасом.




ЛТХ:
Модификация UTVA-60H
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета,м 8.81
Высота самолета,м 4.36
Площадь крыла,м2 18.08
Масса, кг
пустого самолета 1360
максимальная взлетная 1830
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-480-G1H6
Мощность, л.с. 1 х 295
Максимальная скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 2170
Практическая дальность, км 526
Скороподъемность, м/мин 174
Практический потолок, м 3140
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

UTVA-65 Privrednik


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1965
Тип: Легкий сельскохозяйственный самолет
ЛТХ Доп. информация



UTVA-65 Privrednik - легкий сельскохозяйственный самолет, разработанный югославской фирмой UTVA. В 1965 году компания UTVA испытала сельскохозяйственный самолет UTVA-65 Privrednik, в котором к новому фюзеляжу крепились крылья, хвостовое оперение и шасси самолета UTVA-60.

Самолет UTVA-65 имел варианты UTVA-65 Privrednik GO и UTVA-65 Privrednik IO с двигателями Lycoming GO-480 мощностью 295 л.с. и Lycoming IO-540 300 л.с. соответственно.

В 1973 году появилась модифицированная версия самолета получившая обозначение UTVA-65 Super Privrednik-350 с двигателем IGO-540-A1C мощностью 350 л.с.

Последний вариант, UTVA-67, получил фюзеляж увеличенной вместительности. Он совершил первый полет в 1967 году и был оснащен ПД Lycoming IO-720-A1A мощностью 400 л. с. (298 кВт).










ЛТХ:
Модификация UTVA-65 GO UTVA-65 Super 350
Размах крыла, м 12.22 12.95
Длина самолета,м 8.46 8.65
Высота самолета,м 2.60 2.60
Площадь крыла,м2 19.50 20.53
Масса, кг
пустого самолета 1043 1170
максимальная взлетная 1800 2080
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GO-480 1 ПД IGO-540-A1C
Мощность, л.с. 2 х 270 2 х 350
Максимальная скорость, км/ч 179 185
Крейсерская скорость, км/ч 157 1163
Практическая дальность, км 620 407
Скороподъемность, м/мин 126 132
Практический потолок, м 2000 4000
Экипаж, чел 1 1

UTVA-66


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1968
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



UTVA-66 - легкий многоцелевой самолет, разработанный югославской фирмой UTVA (Fabrica Aviona Utva). В конце 60-х гг. компания UTVA представила усовершенствованный вариант легкого многоцелевого самолета UTVA-60 получивший обозначение UTVA-66, в котором использовался шестицилиндровый двигатель с нагнетателем Lycoming GSO-480-B1A6 с трехлопастным пропеллером Hartzell HC-B3Z20-1/10151C-5.

В зависимости от модиифкации и целевого назначения, в кабине самолёта может разместиться до четырёх человек, включая одного пилота и четырёх пассажиров. Когда самолет применяется в качестве медицинского самолёта, он рассчитан на перевозку одгого медицинского работника и размещение в кабине двух носилок для больных и раненых. Помимо прочего, самолёт UTVA-66 также способен перевозить на своём борту и различного рода грузы общей массой до 569 килограмм.

Первый полет самолета состоялся в 1968 году. UTVA-66 выпускался в нескольких модификациях - базовый UTVA-66 (V-51), санитарный UTVA-66-АМ, поплавковый гидросамолет UTVA-66Н (V-52( и военный самолет вспомогательного назначения UTVA-66A (серийно не строился).

Всего было произведено около 130 экземпляров самолета, которые поставлялись во Францию, Ирландию, Канаду, Соединенные Штаты и бывшие республики Югослоавии.












ЛТХ:
Модификация UTVA-66
Размах крыла, м 11.40
Длина самолета,м 8.38
Высота самолета,м 3.20
Площадь крыла,м2 18.08
Масса, кг
пустого самолета 1207
максимальная взлетная 1748
Тип двигателя 1 ПД Lycoming GSO-480-B1A6
Мощность, л.с. 1 х 340
Максимальная скорость, км/ч 211
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 602
Скороподъемность, м/мин 324
Практический потолок, м 6700
Экипаж, чел 1
полезная нагрузка: 3 пассажира

UTVA-75


Разработчик: UTVA
Страна: Югославия
Первый полет: 1976
Тип: Самолет целеуказания
ЛТХ Доп. информация



UTVA-75 - самолет целеуказания, разработанный югославской фирмой UTVA. В разработке так же принимали участие фирма Prva Petoletka-Trstenik, институт Vazduhoplovno Tehnicki Institut и механический факультет Белградского университета. Cамолет создан на базе UTVA-66V, военного варианта гражданского самолета UTVA-66. Первый полет прототипа состоялся в мае 1976 года. Серийное производство начато в 1977 году. До 1989 года было произведено 136 самолетов UTVA-75A21.

Самолет используется в ВВС Югославии как самолет целеуказания и как самолет начальной летной подготовки. На каждой консоли крыла имеется узел подвески, так что при подготовке военных летчиков самолет может нести вооружение небольшого веса. Самолет UTVA-75 может использоваться так же и для буксировки планеров. Модернизированный вариант UTVA-75A41 начал поставляться в войска с 1987 года. Построено 10 экземпляров. Всего произведено до 200 экземпляров самолета.

В 1981 году на базе самолета UTVA-75 был выпущен опытный 4-местный учебно-тренировочный самолет UTVA-78.










Модификации :
UTVA-75А21 первый серийный вариант.
UTVA-75А41
модернизированный вариант с улучшенной электроникой и возможностью размещения до 2 пассажиров.

UTVA-75AG11 гражданский сельскохозяйственный вариант.
UTVA-78 4-местный учебно-тренировочный самолет.



ЛТХ:
Модификация UTVA-75А21
Размах крыла, м 9.73
Длина самолета,м 7.11
Высота самолета,м 3.15
Площадь крыла,м2 14.63
Масса, кг
пустого самолета 685
максимальная взлетная 960
Топливо, кг
внутренние топливо 103
ПТБ 153 ( 2 х 100 л)
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming IO-360-B1F
Мощность, л.с. 1 х 180
Максимальная скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 185
Практическая дальность, км 2000
Дальность действия, км 800
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2
Вооружение: боевая нагрузка - 200 кг на 2 узлах подвески
2х 100 кг бомбы или 2 ПУ НУР или
2 контейнера с 7.62-мм или 12.7-мм пулеметами