Vecihi
S%^Tt$ - 1755000550000
K-VI


Разработчик: Vecihi
Страна: Турция
Первый полет: 1925
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



Первый турцкий самолет был разработан и построен энтузиастом авиации, инженером и пилотом Ведини Хуркушем (Vecihi Hürkuş) в 1924 году. Для постройки самолета Хуркуш использовал детали от трофейных греческих самолетов.

Работы над самолетом K-VI были начаты в 1923 году и закончены в конце следующего. Машина представляла собой двухместный одностоечный биплан, оснащенный немецким двигателем Benz Bz.III мощностью 200 л.с. Предполагалось что K-VI мог использоваться как разведчик или корректировщик, а так же как гражданский самолет.

После постройки самолета начались серьезные сложности - в Турции не было организации которая бы занималась сертификацией самолетов и выдавала разрешения на полеты. Ведини Хуркуш стал одним из инициаторов создания подобной Технической комиссии, однако это не помогло в получении сертификата.

28 января 1925 года самолет совершил свой первый полет, прошедший успешно. Несмотря на неплохие показатели конструктор был наказан за несанкционированный полет. В результате Ведини Хуркуш ушел из ВВС и перешел в компанию TTK.







ЛТХ:
Модификация K-VI
Размах крыла, м 11.70
Длина самолета,м 7.61
Высота самолета,м 3.00
Площадь крыла,м2 31.80
Масса, кг
пустого самолета 830
максимальная взлетная 1270
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч 207
крейсерская скорость, км/ч 188
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2

Vecihi XIV


Разработчик: Vecihi
Страна: Турция
Первый полет: 1930
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



После возвращения в Турцию 19 октября 1925 года, Веджихи Хюркюш (Vecihi Hürkuş) принял решение расстаться с гражданской авиацией. Он вышел из управляющего совета Ассоциации, свернул все проекты, которые осуществлял в Ассоциации, передал самолет, транспортные средства и прочее имущество, которое находилось у него в ВВС, и подал рапорт о повторном зачислении в Военно-воздушные силы. Он согласовал в Министерстве Национальной обороны проект по строительству в Кайсери завода Акционерного общества авиационного и моторостроения "Tayyare ve Motor Anonim Şirketi" (Tomtaş). Для перенятия опыта для создания "Томташ" Хюркюш был направлен в Германию. Хюркюш выявил у предложенного к приобретению самолета Ju А-20 некоторые недостатки и остановился на модели Ju А-35. 18 июля 1926 года он телеграфировал на родину, что остановился на модели Ju А-35 и начал переговоры по приобретению лицензии на ее производство. Модель Юнкерса привлекла внимание Хюркюша следующими моментами: это был самый современный двухместный истребитель с большой огневой мощью, который мог применяться на любом театре военных действий как в дневное, так и в ночное время. Помимо этого изучался вопрос приобретения французской модели Newport De Large, однако 1 августа 1926 года Хюркюш остановил свой выбор на самолете Ju А-35.

После возвращения Хюркюша на родину, Акционерное общество Томташ организовало регулярное авиационное сообщение по маршруту Анкара √ Кайсери. На этой авиалинии были задействованы один трехмоторный самолет Ju-23, способный брать на борт 14 пассажиров и один Ju F-13, способный поднять в воздух 6 пассажиров. На дворе стоял 1927 год. Этими полетами, организованными Хюркюшем было открыто первое регулярное авиационное сообщение в Турции.

Хюркюш на заводе Томташ планировал установить дополнительные бензобаки на крыльях Junkers А.35 для увеличения дальности полета с целью совершить беспосадочный перелет в Тегеран, задачей которого была демонстрация самолета турецкой сборки и выполнение поручения правительства страны, которое искало зарубежные рынки сбыта для продукции авиапредприятия. В случае осуществления этого проекта, выгоду получили бы как наша страна, так и компания Томташ. Однако в то время завод Томташ не был запущен в полной мере, да и подготовка самолета А.35 не была завершена, в этой связи проект был отложен.

Работы по запуску производства национального самолета продолжились до 1928 года. В 1928 году из-за плохой деятельности правительства разразился экономический кризис, который затронул и проект по созданию национальной авиации. Проект был закрыт.

После годичного перерыва Хюркюш возвратился на свою старую должность в Технический отдел ВВС Турции. В 1930 году в Анкаре состоялся промышленный конгресс. В Народном доме демонстрировались товары турецкой промышленности. Хюркюш выставил эскизы, подробное описание и модель самолета местного производства Vecihi K-XI. Выставка прошла впустую, однако он продолжил разрабатывать новые модели.

В 1930 году Веджихи продлил ежегодный отпуск на 2 месяца за собственный счет, арендовал в Кадыкей магазин строевого леса и через три месяца первый турецкий самолет гражданского назначения, и второй его собственной конструкции, под названием Vecihi XIV (Vecihi K-XVI) был построен. Первый полет на этом самолете он совершил 16 сентября 1930 года в Фикиртепе при большом количестве народа. Самолет был двухместным, одномоторным, предназначенным для обучения и спортивных полетов. На этом самолете он совершил перелет в Анкару. В Анкаре был устроен показательный полет. Премьер-министр Исмет Иненю и представители военного командования осмотрели самолет и одобрили. Для получения летного сертификата он обратился в Министерство промышленности. 14 октября 1930 года был получен ответ: "В связи с отсутствием специалиста по технической сертификации самолетов, требуемый Вами документ не может быть выдан".

В результате хождения по инстанциям министерства, было принято решение направить Веджихи в Чехословакию для получения документов. У Хюкрюша не получилось отправиться в Прагу сразу по получению разрешения 6 декабря 1930 года. После перевода всей самолетной документации на чешский язык, самолет был повторно собран с целью прохождения технического контроля при сборке. Только после этого все требуемые формуляры были заполнены и предполетный контроль завершен. 23 апреля 1931 года Хюркюш на торжественной церемонии, организованной в казино получил от представителей Чехословакии летное свидетельство. Зал был украшен плакатом "Да здравствует турецкая авиация!". 25 апреля 1931 года самолет взлетел в Чехословакии и взял курс на Турцию, куда прибыл 5 мая 1931 года.

Самолет Хюркюша в результате нескольких проверок был признан небесполезным для Почтового ведомства. Первые почтовые линии предполагалось организовать по маршрутам Анкара-Эрзурум и Анкара √ Стамбул. В связи с этим было запланировано новое воздушное турне под эгидой Турецкого общества воздухоплавания. Вылет был произведен в Анкаре, и совершены полеты в городах Аксарай, Конья, Манавгат, Анталья, Фетхие, Мугла, Айдын, Денизли, Ушак, Эскишехир, Адапазары, Измит и завершены полеты в Ешилькёе. Показательные полеты завершились с большим успехом. В отделения общества воздухоплавания начали поступать пожертвования, однако 3 ноября 1931 года по телеграфу поступило указание прекратить полеты Хюркюша и запретить эксплуатацию самолета Vecihi XIV. После этого последовало указание прибыть вместе с самолетом в распоряжение Министерства национальной обороны. В этой ситуации Хюркюш вынужден был повторно покинуть ряды Турецкого общества воздухоплавания. Во время демонстрационных полетов он встретил множество молодых любителей авиации и задумался об открытии авиационной школы.




ЛТХ:
Модификация Vecihi XIV
Размах крыла, м 8.80
Длина самолета,м 7.20
Высота самолета,м 2.65
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 520
максимальная взлетная 850
Тип двигателя 1 ПД Gnome
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 155
крейсерская скорость, км/ч 125
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 2

Vecihi XIV


Разработчик: Vecihi
Страна: Турция
Первый полет: 1933
Тип: Легкий многоцелевой самолет
ЛТХ Доп. информация



21 апреля 1932 года, при активном участии Веджихи Хюркюша (Vecihi Hürkuş), была образована первая турецкая школа гражданской авиации, которая насчитывала 12 слушателей, в числе которых были 2 девушки.

Специально для слушателей школы Хюркюш построил в 1933 году легкий многоцелевой самолет Vecihi XV (Vecihi K-XV). Это был трехместный низкоплан смешенной конструкции, оснащенный поршневым двигателем мощностью 122 л.с. (90 кВт).

В этом же году самолет получил гражданскую регистрацию TC-S.III. Летал самолет недолго.

В 2012 году была построена точная копия самолета, используемая для разных музейных выставок.








ЛТХ:
Модификация Vecihi XV
Размах крыла, м 10.70
Длина самолета,м 7.47
Высота самолета,м 2.35
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 433
максимальная взлетная 800
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 122
Максимальная скорость, км/ч 185
крейсерская скорость, км/ч 155
Практическая дальность, км 500
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 3