VEF | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
I-11 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1936 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация I-11 - легкий многоцелевой самолет конструкции Карлиса Ирбитиса (Kārlis Irbītis). Построен в начале 1936 года на латвийском заводе VEF. Первый полет состоялся 23 июня 1936 года. В рекламных целях самолет совершил несколько небольших перелетов, самым большим из которых стал перелет 26 апреля 1937 года на расстояние 1000 километровый в течении 5 часов 30 минут. Было выпущено несколько экземпляров. Конструкция самолета была использована для проектирования самолета I-12. ЛТХ: Модификация I-11 Размах верхних крыльев, м 9.30 Длина самолета,м 7.10 Высота самолета,м 1.90 Площадь крыла,м2 Масса, кг пустого самолета максимальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Cirrus Minor Мощность, л.с. 1 х 90 Максимальная скорость, км/ч 230 Практическая дальность, км 800 Практический потолок, м 4000 Экипаж, чел 2 I-12 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1938 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация I-12 - учебный самолет конструкции Карлиса Ирбитиса, произведенный в 1938 году на авиационном отделении завода VEF. Были выпущены варианты на одно и два места. Серия из четырех самолетов, двигатели закуплены в Англии путем сбора средств (2 подарило Министерство земледелия Латвии, по одному - Общество промышленников и Общество торговцев). Стоимость изготовления - 22 000 латов. В мае 1938 года 4 летчика авиации айзсаргов (добровольная военизированная организация) совершили на 2 I-12 перелет на авиапраздник в Хельсинки. Демонстрационные полеты закончились катастрофой 17 мая, в результате которой погибли латвийский пилот Карлис Лещинскис и финский Марти Куопамяки. Вторая катастрофа с данным типом произошла 30 октября 1938 года на основной авиабазе ВВС Латвии Спилве (Рига), когда разбился Томс Гайлитис. Оставшиеся самолеты были разукомплектованы после аннексии 1940 года. ЛТХ: Модификация I-12 Размах крыла, м 7.80 Длина, м 8.20 Высота, м 2.20 Площадь крыла, м2 9.40 Масса, кг пустого самолета 767 максимальная взлетная 1060 Тип двигателя 1 ПД Cirrus Minor Мощность, л.с. 1 х 90 Максимальная скорость , км/ч 230 Крейсерская скорость , км/ч 196 Практическая дальность, км 400 Скороподъемность, м/мин 444 Практический потолок, м 8000 Экипаж, чел 2 I-14 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1937 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В ожидании поступления новых типов истребителей ВВС Латвии сделали заказ на специализированный учебный самолёт. Работы по легкому тренировочному истребителю проводились специалистами фирмы Irbitis, которые в качестве примера взяли монопланы Miles, а постройка самолёт проходила на предприятии VEF в конце 1936 года и завершились в ноябре 1937 года, когда первый прототип I-14 был представлен для испытаний. По схеме это был моноплан с закрытой кабиной пилота и неубираемым шасси в обтекателях. Вооружение на прототипе не устанавливалось. Первый полет он совершил 19 ноября 1937 года. Почти шесть месяцев продолжались тестовые полеты, но 23 апреля 1938 года самолёт потерпел аварию. Пилот Бандениекс практически не пострадал, хотя машина оказалась почти полностью разрушена. В связи с этим дальнейшие работы по I-14 решили не продолжать, так как в скором времени ожидался более совершенный учебный истребитель I-15. ЛТХ: Модификация I-14 Размах крыла, м 8.00 Длина, м 7.30 Высота, м 2.00 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета 410 максимальная взлетная 665 Тип двигателя 1 ПД Menasco B6S Bucaneer Мощность, л.с. 1 х 200 Максимальная скорость , км/ч Крейсерская скорость , км/ч Практическая дальность, км Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж, чел 1 I-15 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1939 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1938 году фирмой Irbitis был разработан легкий учебный самолёт, предназначенный для подготовки пилотов военной авиации. Конструкция самолёта I-15 была в целом аналогична более раннему I-14, но выполнялась с учетом требований ВВС Латвии. Были незначительно перепроектированы фюзеляж и крыло, установлен новый двигатель de Havilland Gipsy Six-I (200 л.с.) с деревянным винтом. Первый полет I-15a с регистрационным номером "190" полетел в апреле 1939 года. Вскоре был испытан и второй опытный образец (I-15b, "191"), оснащенный мотором de Havilland Gipsy Six-II (210 л.с.) и металлическим винтом, благодаря которым скорость повысилась с 314 до 330 км\ч. Работы по I-15 были прекращены в 1940 году, когда успешно прошел испытания более совершенный учебный истребитель I-16. ЛТХ: Модификация I-15b Размах крыла, м 8.00 Длина, м 7.10 Высота, м 2.10 Площадь крыла, м2 Масса, кг пустого самолета 430 максимальная взлетная 680 Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Six-II Мощность, л.с. 1 х 210 Максимальная скорость , км/ч 330 Крейсерская скорость , км/ч Практическая дальность, км Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Экипаж, чел 1 I-16 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1940 Тип: Легкий истребитель ЛТХ Доп. информация Свастика, также известная как ломаный крест, была известна человечеству задолго до того, как Гитлер сделал ее символом безумия и ненависти. Для жителей крайнего севера, ряда азиатских народов и некоторых племен североамериканских индейцев свастика была символом успеха и наилучших пожеланий. Также свастика была выбрана в качестве опознавательного знака в военно-воздушных силах некоторых стран Прибалтики: в Финляндии была прямая голубая свастика в белом круге, а в Латвии - повернутая на 45╟ красная свастика в белом круге. Это было сделано в то время, когда Гитлера знали лишь несколько десятков собутыльников из мюнхенской пивной. Герой данной статьи - опытный истребитель VEF I-16 - представлял собой кульминацию развития собственного самолетостроения довоенной Латвии. Этот самолет был создан рижской компанией Valsts Elektrotechniska Fabrika (VEF), которая помимо своей основной продукции, т.е. электротехнического оборудования, также изготовила небольшое количество самолетов. Главным конструктором авиационного отделения компании был Карлис Ирбитис (Kārlis Irbītis), который разработал несколько учебных и спортивных самолетов (главным образом монопланов). В 1938 году военно-воздушные силы Латвии начали рассматривать вопрос о возможности строительства и принятия на вооружение отечественных самолетов-истребителей. Учитывая технологические и экономические возможности страны, командование ВВС и сам Ирбитис сосредоточились на легком истребителе с силовой установкой мощностью менее 500 л.с. (367 кВт). Компенсировать маломощность силовой установки планировалось осуществить за счет легкости конструкции и аэродинамического совершенства планера, а также мастерства пилотов. В конце 1930-х годов тема создания легких истребителей была модной в ряде европейских стран, и наибольшее развитие она получила во Франции. После Второй Мировой войны над темой легких истребителей работали в министерстве национальной обороны ЧССР и ряд западных авиастроительных компаний (самый известный образец послевоенного легкого истребителя - Folland Gnat). При выборе подходящего двигателя первой в списке была французская компания Renault, которая интенсивно работала над двигателями подобного класса и которая была экономически связана с авиастроительной компанией Caudron. В свою очередь компания Caudron была первой в мире, кто начала работы по легким истребителям с рядными двигателями воздушного охлаждения. Карлис Ирбитис считал идеальным 450-сильный (330 кВт) 12-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Renault 12Roi, но у Латвии были серьезные проблемы с валютой. С Чехословакией торговый баланс был более благоприятным, и поэтому выбор был сделан в пользу нового 12-цилиндрового 460-сильного (340 кВт) двигателя Walter Sagitta I-SR. Следует сказать, что двигатели Sagitta появились слишком поздно, но несмотря на это к ним возник определенный интерес, выразившийся в их использовании в силовых установках прототипов легкого истребителя Fokker D.XXIII и пикирующего бомбардировщика Savoia-Marchetti SM-86W. В силу ряда обстоятельств контракт компании Walter с Латвией был заключен осенью 1939 года, когда первая Чехословацкая республика уже перестала существовать. Истребитель VEF I-16 представлял собой миниатюрный цельнодеревянный низкоплан чистых аэродинамических форм с заключенными в обтекатели основными стойками шасси (убирающиеся стойки шасси были запланированы для серийных машин) и закрытой каплевидным фонарем кабиной пилота. Вооружение должно было состоять из установленных над двигателем двух синхронизированных 7,92-мм пулеметов Browning. Под крылом можно было подвесить гондолы с двумя пулеметами такого же калибра, которые на серийных истребителях предполагалось заменить на 20-мм пушки. Однако на практике прототип не нес никакого вооружения. Помимо чехословацкого двигателя в конструкции опытного истребителя I-16 использовались немецкий винт фиксированного шага Schwarz и американское бортовое оборудование. Постройка прототипа была завершена зимой 1939-40 годов. В первую очередь это было связано с задержкой поставки винтомоторной группы, без которой почти собранный самолёт стоял почти полгода. Лишь в начале 1940 года начались испытания двигателя. На земле, когда самолет находился под углом к горизонту, авиамотор немного сбоил, поскольку задние цилиндры получали переобогащенную топливную смесь. Однако в горизонтальном положении двигатель работал штатно. Весной 1940 года заводской летчик-испытатель Константинс Рейхманис впервые поднял истребитель в небо; к сожалению, точная дата первого полета не сохранилась. На высоте 1000 метров спустя 20 минут после старта двигатель неожиданно остановился. Пилот едва справился с потерявшей скорость машиной, и при посадке прототип получил повреждения. Компании Walter был отправлен отчет по результатам полета, но ответа из протектората Богемии и Моравии не последовало. Позднее комиссия, расследовавшая это происшествие, пришла к выводу, что остановка двигателя произошла по причине низкого давления подачи топлива. В конце концов в компании VEF смогли починить двигатель собственными силами, и летные испытания были продолжены, но до присоединения страны к СССР успели сделать не более 3 вылетов. К этому времени определили, что на постройку I-16 было затрачено 36 465 человеко-часов, а его стоимость составила 130 000 латов (примерно $ 27 000), из которых половина пошла на закупку импортных мотора, пропеллера и приборного оборудования. Поскольку уверенности в двигателях Sagitta больше не было, то в компании VEF по собственной инициативе решили обратиться к американцам и начать с компанией Ranger переговоры о приобретении двенадцати 450-сильных (330 кВт) двигателей SGV-770. Данные двигатели предназначались для оснащения запланированной к постройке первой производственной серии из 12 истребителей I-16. В некоторых источниках утверждается, что до июня 1940 года построили два серийных экземпляра и даже начали подготавливать завод для его полномасштабного выпуска в пригороде Риги, однако это далеко не так. Латвийские ВВС не успели выдать заказ на I-16, но даже если была заложена небольшая серия этих легких истребителей, реально ни один из этих самолётов не был достроен. После вступления Латвии в состав Советского Союза работы по легким истребителям I-16 были продолжены, равно как и другая авиационная деятельность компании VEF: Карлис Ирбитис переработал учебно-тренировочный самолет I-17 под советский двигатель М-11. Советские специалисты ознакомились с технической документацией, и легкий истребитель I-16 вызвал у них немалый интерес. Чтобы исключить утечку информации о нём, прототип срочно убрали в ангар в городе Спилве. По мнению чешского историка авиации Вацлава Немечека прототип, все еще выкрашенный алюминиевой краской, получил на поверхности крыла и фюзеляжа красные звезды. Москва долгое время не давала ответа относительно дальнейшей судьбы I-16. В феврале 1941 года генерал-майор Федоров наконец рассмотрел материалы по самолётам Ирбитиса и в марте распорядился подготовить все имеющиеся опытные образцы для отправки в Москву. Сделать это оказалось не так просто, поскольку I-16 требовал проведения дополнительных испытаний. Возможно, летом 1941 года он мог бы попасть в НИИ ВВС, но начавшаяся Великая Отечественная война и хаос первых дней войны помешали этому. При немецкой администрации удалось решить проблемы с мотоустановкой. Испытания доработанного самолёта проводили пилоты Кирилс Микельсонс и Янис Рудзитис. Они провели несколько полетов с аэродрома Калнциемс, прежде чем I-16 успели конфисковать. По латвийским данным на высоте 4000 метров была достигнута скорость 460 км/ч. По сообщениям летчиков-испытателей самолёт неплохо управлялся, но провести пристрелку вооружения не успели. После конфискации немцы вновь нанесли на I-16 свастики - на этот раз черные - и присвоили прототипу регистрационный номер AW+10. Машина была отправлена в Германию и около года использовалась в лётной школе в Торне. Далее судьба I-16 достаточно туманна. По одним данным его разобрали на металл (что довольно странно для цельнодеревянного самолета), а по утверждению самого Ирбитиса он был продан в нейтральную страну и "утерян" при транспортировке. Впрочем, его заявление также является по меньшей мере спорным. Компания VEF была включена в состав концерна Siemens. Первоначально Карлис Ирбитис работал в оккупированной Латвии, но в 1942 году был переведен в компанию Messerschmitt AG, в которой проработал до 1948 году. Затем он эмигрировал в Канаду, где работал в компании Canadair. В 1957 году Ирбитис стал главным конструктором экспериментального самолета СВВП CL-84. ЛТХ: Модификация I-16 Размах крыла, м 8.23 Длина, м 7.30 Высота, м 2.40 Площадь крыла, м2 11.43 Масса, кг пустого самолета 1100 нормальная взлетная 1540 Тип двигателя 1 ПД Walter Sagitta I-SR Мощность, л.с. 1 х 454 Максимальная скорость , км/ч 483 Крейсерская скорость , км/ч Практическая дальность, км 400 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 8000 Экипаж, чел 1 Вооружение: две 20-мм пушки и два 7.9-мм пулемета I-17 Разработчик: Irbitis (VEF) Страна: Латвия Первый полет: 1940 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация I-17 - учебный тренировочный самолет конструкции Карлиса Ирбитиса (Kārlis Irbītis). I-17 - последний из построенных на заводе VEF самолетов конструкции Карлиса Ирбитиса. В 1940 году для нужд обучения летчиков было построено 6 подобных самолетов, был сделан заказ еще на 6 машин I-17A, но ему помешала инкорпорация в состав СССР. Некоторые из самолетов изучались советскими (в НИИ ВВС, с советским мотором М-11), а затем немецкими специалистами в Торне. Считалось, что I-17 в пилотировании лучше британского Miles Magister (2 из них эксплуатировались в Латвии) и советского УТ-2. Моноплан для обучения летчиков ВВС Латвии потребовался срочно, так как предполагалась закупка 39 истребителей Hawker Hurrikane в Британии, и поэтому испытания прототипа I-17 не проходили, он сразу же пошел в серию. ЛТХ: Модификация I-17 Размах крыла, м 9.80 Длина, м 8.20 Высота, м 2.90 Площадь крыла, м2 19.20 Масса, кг пустого самолета 790 максимальная взлетная 1140 Тип двигателя 1 ПД Menasco C4 Pirate Мощность, л.с. 1 х 125 Максимальная скорость , км/ч 230 Крейсерская скорость , км/ч 189 Практическая дальность, км 592 Практический потолок, м 5900 Экипаж, чел 2 JDA-10M Разработчик: VEF Страна: Латвия Первый полет: 1939 Тип: Легкий пассажирский самолет ЛТХ Доп. информация JDA-10M - легкий пассажирский самолет, разработанный латвийской фирмой VEF. JDA-10M - единственный двухмоторный пассажирский самолет, построенный в Латвии в авиационном цеху завода VEF. Конструктор - Янис Акерманис, профессор авиационной кафедры университета Миннесота (США). Обозначение дано по первым буквам фамилии и имени конструктора на американский манер - John D. Akerman. Конструкция деревянная, шасси неубираемое. Оснащен двумя 7-цилиндровыми двигателями Armstrong Siddeley Cheetah IX мощностью 350 л.с. первый полет состоялся 4 сентября 1939 года на авиабазе Спилве, пилотировал Карлис Алкснис, летчик Государственного гражданского сообщения (линия Рига-Лиепая). Планировалось переделать самолет под легкий бомбардировщик. ЛТХ: Модификация JDA-10M Размах крыла, м 12.40 Длина, м 9.00 Высота, м 3.30 Площадь крыла, м2 24.00 Масса, кг пустого снаряженного 1680 нормальная взлетная 2800 Тип двигателя 2 ПД Armstrong Siddeley Cheetah IX Мощность, л.с. 2 х 350 Максимальная скорость , км/ч 350 Крейсерская скорость , км/ч 280 Практическая дальность, км 560 Скороподъемность, м/мин 385 Практический потолок, м 6800 Экипаж, чел 2 |