Wagner
S%^Tt$ - 1755000550000
Aerocar


Разработчик: Wagner
Страна: Германия
Первый полет: 1962
Тип: Легкий вертолет-автомобиль
ЛТХ Доп. информация



Традиционный аэрокар, если вообще можно говорить о традиционности подобных конструкций, представляет собой гибрид автомобиля и самолета. Винтокрылая машина способная, при необходимости, передвигаться по дорогам была представлена в 1965 году на Парижском авиашоу, немецкой фирмой Helikopter Technik Wagner - производителем легких вертолетов.

Будущий конструктор необычных машин родился 10 марта 1907 года недалеко от маленького баварского городка Вюрцбурга (Wurzburg), точнее, в коммуне Хаузен (Hausen) с населением всего несколько сотен человек. Девятый ребенок в семье фермера Вагнера окончил школу в Хаузене, затем учился техническим наукам в Констанце (Konstanz) и Аугсбурге (Augsburg). Его профессиональная карьера авиационного инженера началась в 1935-м на заводе, выпускавшем самолеты Messerschmitt. Йозефом Вагнер работал на различных участках производства, в том числе принимал участие в испытательных полетах, хорошо зарекомендовал себя и вскоре был назначен на должность управляющего новым заводом по сборке самолетов в Инсбруке-Кематене (Insbruck-Kematen). В 1940 году он стал техническим директором по производству самолетов в Аугсбурге.

После окончания Второй мировой войны немецким компаниям было запрещено строить самолеты, поэтому молодой инженер ищет другую сферу деятельности и в 1946-м начинает торговать древесным клеем, оконной шпатлевкой и инструментами. Помимо этого, он занимался ремонтом механизмов, которые вышли из строя. Однако торговля не могла принести удовлетворение человеку, который являлся инженером по призванию. В 1953 году он спроектировал пистолет для безвоздушного распыления краски. Это устройство могло быть использовано как для выполнения домашних ремонтных работ, так и цеховыми рабочими в промышленности. В городе Фридрихшафен-Фишбах строится двухэтажное офисное здание и фабрика для развития производства и проектирования новых моделей.

Со временем компания Wagner становится самым крупным разработчиком и изготовителем электрических пистолетов-краскораспылителей в мире. Однако Йозефом не утрачивает интереса к авиации и мечтает о постройке машины необычной конструкции, которая смогла бы одинаково хорошо передвигаться как по суше, так и по воздуху. В 1961 г. он делится этой идеей со своим другом пилотом Йозефом Майером и основывает компанию Helikopter Technik Wagner (WHT). Поначалу целью новой фирмы является создание легкого в полете обычного вертолета (народного вертолета) для решения широкого круга гражданских задач. Первая машина создавалась по соосной схеме, когда два винта противоположного вращения придают вертолету возможность движения и маневрирования.

Для решения множества трудных задач Вагнер собирает команду из разносторонне образованных специалистов. Альфонс Фесслер принял на себя коммерческое руководство компанией, инженер Альфред Фогт был назначен техническим директором компании, Отто Хинрайнер - инженером-механиком. За проектную документацию отвечал Курт Беллер, который работал фотографом в компании, а затем начал фотографировать вертолеты.

Необычное конструкторское решение первой модели Rotocar III - установка ротативного 4-цилиндрового мотора с воздушным охлаждением непосредственно на втулке нижнего несущего винта. Это решение позволило исключить из конструкции сложный и тяжелый редуктор, передающий номинальные 120 л.с. от мотора к несущим винтам. Каждая из двух лопастей соединялась со втулками несущих винтов диаметром 6,4 м посредством осевого и горизонтального шарниров.

Наземное перемещение обеспечивал мотор Goggo с приводом на задние колеса. Штурвал пилота поворачивал передние колеса. Максимальный взлетный вес аппарата составлял 780 кг при массе конструкции 520 кг.

В 1962 году на берегах озера Констанца, вблизи Фридрихшафена, начались первые полеты гибридов, которые выполняли военные летчики-испытатели Нимейер, Загер, Рис, Руссер, Джулиц и Вагата. По земле аппарат с фиксированными в направлении движения лопастями перемещался со скоростью до 35 км/ч, достигнутая скорость в испытательных полетах не была зафиксирована. Не обошлось и без происшествий: в одном из полетов погиб Руди Рис.

Накопленный опыт дал возможность приступить к разработке необычного гибрида автомобиля и вертолета. Проекту присвоили обозначение Wagner FJ-V3 Aerocar.

Кузов-фюзеляж машины представлял собой цельнометаллический монокок, выполненный из легких сплавов, с широким панорамным ветровым стеклом большой площади. Фюзеляж мог вместить трех пассажиров и пилота-водителя. В хвостовой части расположили багажный отсек. Позади опоры ротора был установлен поршневый карбюраторный двигатель Franklin 6AS-335-B мощностью 260 л.с. Задние колеса машины приводились в движение уже с помощью гидравлической системы. Опытному образцу был присвоен собственный регистрационный номер D-NAGU, и в 1965 году этот удивительный гибрид автомобиля и вертолета успешно поднялся в воздух. В воздухе конструкция вела себя вполне устойчиво, даже был разработан проект оснащения автомобиля-вертолета турбовальным двигателем Turbomeca Oredon . Но решение о серийной постройке так и не было принято из-за слабой заинтересованности потенциальных покупателей в таком типе транспортного средства.

В 1969 году Вагнер стал первым немецким производителем со времен войны, который получил лицензию Федерального агентства по авиации на изготовление такого типа машины. За верную службу Йозеф Вагнер награждался Федеральным крестом с лентой и Федеральным крестом 1-й степени. В ноябре 1982-го его избрали почетным членом сената Университета в Тюбингене. Йозеф Вагнер скончался 28 марта 1987 года.



ЛТХ:
Модификация Aerocar
Диаметр несущего винта, м 10.00
Длина,м 7.10
Высота ,м 3.60
Масса, кг
пустого 977
максимальная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД Franklin 6AS-335-B
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальаня скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 140
Практическая дальность, км 600
Скороподъемность, м/мин 240
Практический потолок, м 3860
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира

Skytrac


Разработчик: Wagner
Страна: Германия
Первый полет: 1965
Тип: Легкий вертолет
ЛТХ Доп. информация



Фирма Helikopter Technik Wagner, основанная Йозефом Вагнером, разработала в 1960-х годах серию вертолетов коаксиальной схемы. Первые несколько моделей были настолько примитивны, что использовались лишь для опробования новых идей. Среди них были два экспериментальных вертолета, один двухместный с лыжным шасси, второй - вертолет-автомобиль Rotocar III. Оба они были оснащены ротативным двигателем мощностью 70кВт.

На основе последнего фирма построила вертолет Skytrac 1, имевший фюзеляж ферменной конструкцией с закрытой кабиной для одного пилота, он впервые поднялся в воздух в июле 1965 года. Следующий вертолет, Skytrac 3, уже имел трехместную кабину и был оснащен оборудованием для распыления химикатов. Кроме того, в медицинском варианте он мог перевозить одни носилки с сопровождающим, а в грузовом - траснспортировать на внешней подвеске груз массой свыше 700кг. Оба вертолета были впервые представлены на авиасалоне в Ганновере в мае 1966 года.

Фирма также построила вертолет-автомобиль Aerocar, оснащенный таким же двигателем, что и Skytrac и имевший четырехколесное шасси с приводом от двигателя для езды по дороге. Он впервые поднялся в воздух также в 1965 году. Позднее поршневой двигатель на нем был заменен на турбовальный Turbomeca "Oredon".





ЛТХ:
Модификация Skytrac 3
Диаметр несущего винта, м 10.40
Длина,м 4.00
Высота ,м 3.80
Масса, кг
пустого 850
максимальная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД Franklin 6AS-335-B
Мощность, л.с. 1 х 260
Максимальаня скорость, км/ч 160
Практическая дальность, км 400
Скороподъемность, м/мин 120
Практический потолок, м 3500
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка: 2 пассажира