Zlín | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
Z.IX Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1934 Тип: Легкий самолет ЛТХ Доп. информация Фирма Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) была создана в городе Злин в 1934 году собственниками известной обувной фирмы "Bata". Первым серийным изделием, выпускаемым в г. Злин, стал планер Z-I, сконструированный инженером Яном Крышпином. С этого момента и началось постепенное развитие других типов планеров √ с Z-II по Z-VIII. Первыми изделиями фирмы под обозначением от Z.I до Z.8 были планеры. Первой попыткой создать самолет стал построенный в 1934 году Z.IX. Главным конструктором был Ярослав Лонек (Jaroslav Lonek). Самолет представлял собой одноместный деревянный низкоплан, оснащенный французским двигателем Salmson AD-XII мощностью 16 л.с. (11.8 кВт). Летательный аппарат, названный Post▓ak ("почтальон"), создавался под лозунгом "быть столь дешевым, чтобы стать доступным каждому почтальону". Дешевизна была обеспечена, а вот летал Z.IX неважно. Дальнейшего развития этот проект не получил, самолет в 1936 году разобрали после нескольких полетов на поле аэроклуба. ЛТХ: Модификация Z.IX Размах крыла, м 9.00 Длина самолета,м 5.60 Высота самолета,м Площадь крыла,м2 12.00 Масса, кг пустого самолета 137 нормальная взлетная 220 максимальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Salmson AD-XII Мощность, л.с. 1 х 16 Максимальная скорость, км/ч 90 Крейсерская скорость, км/ч 80 Практическая дальность, км 150 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 3500 Экипаж, чел 1 Z.XI Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1934 Тип: Легкий самолет ЛТХ Доп. информация После выпуска первой авиетки Z.IX на фирме Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) построили еще один планер Z.X (на этот раз мотопланер) и только после этого вернулись опять к самолетам. В 1934 году был закончен прототип самолета Z.XI. Это был был одноместный деревянный низкоплан, оснащенный американским двигателем Continental A40-2 мощностью 32 л.с. (24 кВт). На испытаниях самолет показал хорошие летные характеристики, к тому же пилоты хвалили его за легкость в управлении. Однако средств на серийное производство Министерством авиации Чехословакии выделено не было. На свои средства фирма достроила только еще один подобный самолет. ЛТХ: Модификация Z.XI Размах крыла, м 10.00 Длина самолета,м 5.00 Высота самолета,м Площадь крыла,м2 12.00 Масса, кг пустого самолета 250 нормальная взлетная 420 максимальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Continental A40-2 Мощность, л.с. 1 х 32 Максимальная скорость, км/ч 160 Крейсерская скорость, км/ч 120 Практическая дальность, км 260 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 3100 Экипаж, чел 1 Z.XII Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1935 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Первым, по настоящему успешным, самолетом фирмы Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) стал легкий многоцелевой самолет Zlin Z.XII. Аэродинамичные формы моноплана обеспечивали самолёту высокую скорость перемещения, а также хорошую манёвренность, что является одним из важнейших свойств спортивных воздушных судов. Тем не менее, проект данного летательного аппарат предполагал под собой многоцелевое назначение, так как воздушное судно могло использоваться и для частных целей, в том числе для перевозки людей и небольших грузов на дистанциях малой протяжённости. В кабине Z.XII могли разместиться до двух человек - пилот и один пассажир, однако, благодаря конструктивным особенностям данного моноплана, на его борту можно также осуществлять и транспортировку небольших грузов общей массой, с учётом собственного веса пилота, не превышающей 230 килограмм. Кабины самолета могла быть открытой и закрытой. Первоначально самолет был оснащен оригинальным американским двигателем Continental. Вскоре на самолете была установлена лицензионная копия этого двигателя марки Zlin Persy II, и его производство связано с началом осуществления деятельности отдела моторостроителей компании ZLAS. В апреле 1935 года прототип самолета совершил первый полет. Испытания Z.XII оказались успешным и полностью оправдали надежды разработчиков. Спустя ещё несколько месяцев, машина была запущена в серийное производство, где находилось вплоть до аннексии в Чехословакии немцами, но и после этого производство самолетов не было остановлено, а построенные Z.XII уже использовались для военных нужд. За весь период производства, авиастроительной компанией Zlin было построено 201 воздушных судов данной модели (что сделало его самым успешным спортивным самолетом в довоенной Чехословакии), из которых, на сегодняшний день, известно о существовании лишь 15 экземпляров. В 1938 году на фирме начали выпуск модернизированного вариант, получившего обозначение Z.212. От предшественника он отличался немного меньшими размерами и мотором Walter Mikron II (60 л.с.). Всего за два года выпуска было построено 51 экземпляр самолета. ЛТХ: Модификация Z.XII Z.212 Размах крыла, м 10.00 9.90 Длина самолета,м 7.80 7.20 Высота самолета,м 2.10 1.80 Площадь крыла,м2 12.00 12.00 Масса, кг пустого самолета 290 290 нормальная взлетная 520 520 максимальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Zlin Persy II 1 ПД Walter Mikron II Мощность, л.с. 1 х 45 1 х 60 Максимальная скорость, км/ч 155 165 Крейсерская скорость, км/ч 135 140 Практическая дальность, км 300 300 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 3800 4000 Экипаж, чел 2 2 Z.XIII Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1937 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация В 1937 году инженером Ярославом Лонеком (Jaroslav Lonek) на фирме Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) был сконструирован легкий многоцелевой самолет Z.XIII, который мог использоваться как сверхбыстрый пассажирский или курьерский самолет. Это был элегантный цельнодеревянный двухместный низкоплан, оснащенный посадочными щитками и винтом изменяемого в полете шага типа Ratier. На самолете был установлен четырехцилиндровый двигатель Walter Major 4 мощностью 130 л.с. (97 кВт), позволявший развивать удивительно высокую скоростью до 350 км/ч. В июле 1937 года Z.XIII с регистрационным номером OK-TBZ был показан на 10-м авиашоу Prague Aero Show. Самолет хотели задействовать в престижной гонке Circuit де l'Est, проводимой во Франции, но немного не успели к старту. Из-за военных событий 1939 года разработку этого самолета не продолжали, и развитие всех других проектов было прекращено. ЛТХ: Модификация Z.XIII Размах крыла, м 7.00 Длина самолета,м 6.81 Высота самолета,м 1.80 Площадь крыла,м2 7.00 Масса, кг пустого самолета 460 нормальная взлетная 635 максимальная взлетная 650 Тип двигателя 1 ПД Walter Major 4 Мощность, л.с. 1 х 130 Максимальная скорость, км/ч 350 Крейсерская скорость, км/ч 280 Практическая дальность, км 700 Скороподъемность, м/мин 330 Практический потолок, м 6000 Экипаж, чел 2 Z.XV Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1939 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Последним предвоенным самолетом спроектированным и построенным на фирме Zlínská letecká společnost, a. s. (ZLAS) стал легкий многоцелевой Zlin Z.XV. Он мог использоваться как спортивный, туристический и учебный, причем как для гражданских так и для военных пилотов. Z.XV представлял собой двухместный деревянный низкоплан, оснащенный двигателем Zlin Toma 4 мощностью 105 л.с. (77 кВт). Спроектировал его Франтишек Поспишел (František Pospíšil). Первый полет самолет совершил не задолго до немецкой аннексии Чехословакии. Испытывали его уже под руководством офицеров Люфтваффе. В целом военные остались довольны самолетом и на фирме достроили еще один экземпляр. Оба Z.XV использовались в качестве учебно-тренировочных в летных школах на территории оккупированной Чехословакии. ЛТХ: Модификация Z.XV Размах крыла, м 9.90 Длина самолета,м 7.20 Высота самолета,м Площадь крыла,м2 13.50 Масса, кг пустого самолета 510 нормальная взлетная 780 максимальная взлетная Тип двигателя 1 ПД Zlin Toma 4 Мощность, л.с. 1 х 105 Максимальная скорость, км/ч 230 Крейсерская скорость, км/ч 205 Практическая дальность, км 700 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 5400 Экипаж, чел 2 Z.20 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1946 Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет ЛТХ Доп. информация После немецкой аннексии Чехословакии работа на заводе Zlin не прекращалась, разве что называние самой фирмы сменили на Zlínské letecké závody, a.s. С конвейера завода сходили лицензионные самолеты типа Klemm Kl.25 и Bücker Bü.181 для нужд вооружения германского Вермахта. Всего их было выпущено 723 экземпляра. Для ВВС Словакии строили учебные самолеты Z.212. Не оставалось без работы и конструкторское бюро фирмы. Еще в ходе войны инженеры разработали проект ближнемагистрального шестиместного пассажирского самолета Z.XX, напоминавшего собой 104-й Siebel. Перед окончанием войны немцы потребовали уничтожить всю техническую документацию по этому самолету, но благодаря самоотверженности рабочих чертежи спасли. После освобождения в 1945 году предприятие перешло под управление органов государственной власти, в очередной раз сменив название на Zlínské letecké závody, a.s. v národní správě. Первым самолетом фирмы стал построенный по спасенным чертежам Z.20 (послевоенные самолеты решили обозначать арабскими цифрами вместо римских). Первый полет самолета, оснащенного трофейными двигателями Argus As.10, состоялся 14 июня 1946 года. На испытаниях самолет показал отличные летные характеристики, но даже они не смогли повлиять на выделение государственных средств необходимых для серийного выпуска подобных машин. ЛТХ: Модификация Z.20 Размах крыла, м 15.00 Длина самолета,м 10.25 Высота самолета,м 3.41 Площадь крыла,м2 24.55 Масса, кг пустого самолета 2000 нормальная взлетная 2800 Тип двигателя 2 ПД Argus As.10 Мощность, л.с. 2 х 240 Максимальная скорость, км/ч 315 Крейсерская скорость, км/ч 295 Перегоночная дальность, км 800 Практическая дальность, км 600 Практический потолок, м 5000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 4 пассажира Z.22 Junák Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1947 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация После окончания Второй Мировой войны чехословацкая фирма Zlínské letecké závody, a.s. v národní správě (Zlin) начала разработку сразу нескольких гражданских самолетов. Одним из первых стал Z-22 Junák. Самолет разработанный на базе модели Z-381 (копии немецкого Bu.181) предоставлял собой двухместный низкоплан, оснащенный двигателем собственной разработки Zlin Persy III мощностью 57 л.с. (43 кВт). Благодаря уменьшению габаритов воздушного судна, Z-22 Junak стал более манёвренным, что обеспечило более высокую безопасность при осуществлении авиаперелётов. Прототип самолета поднялся в воздух 10 апреля 1947 года. Ввиду того, что потребность в этом летательном аппарате росла, самолет практически сразу же был запущен в серийное производство под маркой Z-22D. Впрочем, серийное производство продолжалось всего лишь несколько лет. Серийные машины оснащались двигателем Praga D мощностью 75 л.с. (56 кВт). Кроме основной версии выпускались еще две - трехместный Z-22M со 105-сильным мотором Walter Minor 4-III и трех-четырехместный Z-122 с мотором Toma 4 той же мощности (выпущены только два прототипа). В Junak, в зависимости от его варианта и модификации, могло разместиться до трёх человек, что по своей сути позволяло организовывать выполнение коммерческих авиарейсов на непротяжённых маршрутах, хотя в большей мере самолёт пользовался популярностью у частных владельцев. Помимо перевозки людей, данный летательный аппарат обладал возможностью также транспортировать на своём борту и небольшие грузы, при условии, что максимальный взлётный вес самолёта не будет превышен. Более того, самолёт также нашёл активное применение и в сфере военной авиации, где использовался преимущественно в качестве учебно-тренировочного, а также для выполнения наблюдательных и патрульных полётов. Всего с 1947 по 1952 год было построено 201 экземпляр самолета. Из них 50 экземпляров Z-22 были поставлены в Румынию и еще 25 проданы частным лицам в Западной Европе. ЛТХ: Модификация Z-22D Размах крыла, м 10.60 Длина самолета,м 7.25 Высота самолета,м 1.96 Площадь крыла,м2 14.65 Масса, кг пустого самолета 365 максимальная взлетная 600 Тип двигателя 1 ПД Praga D Мощность, л.с. 1 х 75 Максимальная скорость, км/ч 176 Крейсерская скорость, км/ч 155 Практическая дальность, км 500 Скороподъемность, м/мин 198 Практический потолок, м 4200 Экипаж, чел 2 Zlin 26 Trener Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1948 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26" "Trener", был спроектирован в 1946 году главным конструктором компании "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем. Оригинальный Z-26 был разработан в 1940 годах и строился в 1946 году Чехословацкой компанией Moravan для удовлетворения потребности в базовом учебном самолете для замены Bucker Jungmann и Bestmann. Это низкоплан, с деревянным крылом и фюзеляжем сваренным из труб, оснащенный одним четырехцилиндровым двигателем Walter Minor 4-III. Свой первый полет он совершил в начале 1947 года, победив в честном соревновании самолет Praga 112, и после победы его производство началось в 1948 году. Более поздние варианты Z-26 были модернизированы для участия в соревнованиях по пилотажу и многие из них принадлежали частным пилотам. Оба,двухместный Trener и одноместный Akrobat считались весьма успешными выиграв в 1960 годах несколько наград на соревнованиях. На самолете Z-26 устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность Zlin - крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку. Zlin-26 имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина. В 1953 году был модифицирован в варианте Zlin-126 ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены: Zlin-226 с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с. Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты Zlin. Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями. Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной работе инженеров и рабочих компании "Мораван",самолеты Zlin приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно небольшими сериями. На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные Zlin с индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР. В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов. Модификации : Z-26 двухместный основной учебный самолет. 163 построено. Z-126 представлен в 1953 году, обозначение чешских военных C-105, цельнометаллическое крыло вместо оригинального деревянного. Z-226 вариант под более мощный шестицилиндровый двигатель Walter Minor 6-III , C-205. Z-226A одноместный пилотажный самолет. Z-226B буксировщик планеров. Z-226T основной учебно-тренировочный вариант. ЛТХ: Модификация Zlin 226 Размах крыла, м 10.29 Длина самолета,м 7.80 Высота самолета,м 2.06 Площадь крыла,м2 14.09 Масса, кг пустого самолета 570 нормальная взлетная 820 Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 6III Мощность, л.с. 1 х 160 Максимальная скорость, км/ч 220 Крейсерская скорость, км/ч 195 Практическая дальность, км 485 Максимальная скороподъемность, м/мин 290 Практический потолок, м 5300 Экипаж, чел 2 Z-35 Heli Trener Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1950 Тип: Легкий вертолет ЛТХ Доп. информация Вертолет Zlin Z-35 Heli-Trener (главный конструктор - Ян Микула), принадлежавший к этому же семейству, что и Aero HC-2 Heli Baby, выпускался на заводе "Аего Moravan" в Отроковице. Его первый прототип XZ-35, испытали 7 октября 1960 года. Z-35 почти целиком состоял из алюминия, приводился в движение 140-сильным двигателем Walter М 332 мощностью 140 л. с. Он имел несущий и рулевой винты, взятые от вертолета HC-102, а хвостовая часть была позаимствована у Bell 47. Необычным в Z-35 было то, что двигатель на нем располагался ниже летчика, в передней части фюзеляжа. Z-35 мог нести до 180 кг полезного груза. Максимальная взлетная масса машины равнялась машины равнялся 500 кг, вертолет развивал скорость до 157 км/ч, а дальность его полета составляла 250 км. В 1965 году появился усовершенствованный вариант Z-35 с двигателем M-337 мощностью 117 кВт. Он также имел переделанную носовую часть. Из-за сильной вибрации несущий винт был увеличен до 10м. Позднее вертолет получил наименование Z-135A. Z-35 Heli-Trener предназначался для проведения аэрофотосъемки, а также использовался как медицинский транспорт, сельскохозяйственный вертолет, вертолет для проведения геологоразведки и патрулирования линий электропередач. ЛТХ: Модификация Z-35 Диаметр несущего винта, м 8.80 Длина,м 8.22 Высота ,м Масса, кг пустого 465 максимальная взлетная 725 Тип двигателя 1 ПД Walter М 332 Мощность, кВт 1 х 140 Максимальная скорость, км/ч 140 Крейсерская скорость, км/ч 100 Практическая дальность, км 130 Скороподъемность, м/мин 215 Практический потолок, м 3850 Статический потолок, м Экипаж, чел 2 Z-37 Cmelak Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1963 Тип: Сельскохозяйственный самолет ЛТХ Доп. информация Работы по проектированию самолета сельскохозяйственной авиации Z-37 Cmelak ("Шмель") были начаты в Чехословакии в 1961 году, а опытный самолет XZ-37 совершил свой первый полет 29 марта 1963 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан преимущественно металлической конструкции (но в некоторых местах имел полотняную обшивку) и с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет был рассчитан на одного пилота. Закрытая кабина располагалась перед баком с химикатами. Позади бака с химикатами было установлено сиденье, которое при необходимости могло использоваться для размещения оператора груза или механика. Кроме того, в зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет мог использоваться для перевозки почты или грузов. Машина могла также применяться и для буксировки планеров. Серийный самолет оснащался звездообразным двигателем Avia M 462RF мощностью 315 л.с., но минимум один самолет в процессе разработки был оснащен двигателем Continental мощностью 300 л.с. Поздние серийные Z-37A отличались усиленной конструкцией, рядом усовершенствований и более широким использованием некорродирующих конструкционных материалов, включая нержавеющую сталь. К моменту окончания серийного выпуска самолетов Z-37A в 1977 году завод покинули 600 машин всех модификаций, включая 27 двухместных учебно-тренировочных Z-37-2 Sparka. Были также построены два самолета Z-37-2C с двумя местами для пассажиров. В дополнение к применению внутри страны эти самолеты активно поставлялись в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Индию, Ирак, Польшу, Финляндию и Югославию. В 1981 году была построена дополнительная партия из 40 самолетов, а 6 сентября 1981 года компания "Let" облетала прототип самолета XZ-37T, оснащенного турбовинтовым двигателем Walter M 601B мощностью 691 л.с. Вскоре за ним появились такие машины, как серийный Z-37T (затем Z-137T) Agro Turbo, оснащенный турбовинтовым двигателем Motorlet M 601Z, учебно-тренировочный самолет с двойным управлением Z-37T-2 (затем Z-237), а также трехместный вариант Z-437 Kurier. ЛТХ: Модификация Z-37 Размах крыла, м 10.29 Длина самолета,м 7.80 Высота самолета,м 2.06 Площадь крыла,м2 14.09 Масса, кг пустого самолета 570 нормальная взлетная 820 Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 6III Мощность, л.с. 1 х 160 Максимальная скорость, км/ч 220 Крейсерская скорость, км/ч 195 Практическая дальность, км 485 Максимальная скороподъемность, м/мин 290 Практический потолок, м 5300 Экипаж, чел 2 Z.42 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1967 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Если семейство Zlin Z.26 было в основном предназначено для пилотажа, потребность в учебном и туристическом самолете с рядным расположением экипажа привела к созданию Zlin Z.42, прототип которого взлетел 17 октября 1967 года. Оснащенный двигателем M137A, Zlin 42 мог использоваться и для буксировки планеров. Прототип серийного варианта Z.42, получивший обозначение Zlin Z.42M, совершил первый полет в ноябре 1972 года. Было построено около 250 самолетов, оснащенных винтом с постоянной скоростью вращения и увеличенным хвостовым оперением, аналогичным используемому на Zlin 43. Дальнейшим развитием самолета стали варианты Z.142 и Z.242. Первый взлетевший в декабре 1978 года отличался новым увеличенным планером и более мощным двигателем Walter (сейчас LOM) M 337. Второй, 1990 года выпуска, получил американский двигатель Lycoming IO-360. До 1994 года было изготовлено около 100 экземпляров самолета, предназначенных в основном на экспорт. ЛТХ: Модификация Z-42M Размах крыла, м 9.11 Длина самолета,м 7.05 Высота самолета,м 2.69 Площадь крыла,м2 13.15 Масса, кг пустого самолета 645 максимальная взлетная 970 Тип двигателя 1 ПД Walter M 337 Мощность, л.с. 1 х 210 Максимальная скорость, км/ч 226 Крейсерская скорость, км/ч 215 Практическая дальность, км 530 Скороподъемность, м/мин 313 Практический потолок, м 4250 Экипаж, чел 2 Z.43 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1968 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Если семейство Z.26 было в основном предназначено для пилотажа, потребность в учебном и туристическом самолете с рядным расположением экипажа привела к созданию Zlin Z/42, прототип которого взлетел 17 октября 1967 года. Его четырехместный вариант Zlin Z.43, взлетевший 10 декабря 1968 года, был оснащен 210-сильным (157 кВт) двигателем Avia M337. Оба варианта имели 80% общих конструктивных элементов и были запущены в серийное производство. Zlin 43 имел более широкую и длинную кабину. В кабине Zlin Z.43 может разместиться до четырёх человек, включая помимо пилота, также и трёх пассажиров. Как и прежде, авиаконструкторы предусмотрели возможность транспортировки на борту летательного аппарата небольших грузов, однако, по ряду причин для подобных целей данная модель практически не эксплуатировалась. Более того, благодаря наличию спаренных органов управления, самолёт также активно использовался, и продолжает применяться и в настоящее время, для обучения навыкам пилотирования. Выпуск Zlin 43 начался в 1972 году, но построили всего 80 самолетов к моменту завершения производства в начале 1977 года. Помимо частной сферы эксплуатации самолёта Zlin Z 43, самолет нашел также применение и в коммерческом секторе гражданской сферы авиации, где летательный аппарат применялся для выполнения авиарейсов на маршрутах небольшой протяжённости, хотя и не весьма долгий период. Пять Z.43 были поставлены Алжиру в 1991 году под обозначением Safir 43. ЛТХ: Модификация Z-43 Размах крыла, м 9.76 Длина самолета,м 7.75 Высота самолета,м 2.91 Площадь крыла,м2 14.50 Масса, кг пустого самолета 730 максимальная взлетная 1350 Тип двигателя 1 ПД Walter (Avia) M 337A Мощность, л.с. 1 х 210 Максимальная скорость, км/ч 273 Крейсерская скорость, км/ч 235 Практическая дальность, км 610 Скороподъемность, м/мин 210 Практический потолок, м 3800 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: до 3 пассажиров Z.142 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1978 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Zlin Z.142 - многоцелевой учебно-тренировочный самолет, разработанный чешской фирмой Zlin. Самолет предназначен для начального обучения пилотов и акробатических выступлений. Самолет создан на базе учебно-тренировочного самолета Zlin 42. Основными отличиями самолета стала увеличенная кабина пилота, более мощный двигатель Avia M 337K мощностью 210 л.с. и новая приборная панель с подсветкой, что дает возможность полетов в ночное время. Первый полет состоялся 29 декабря 1978 года. Серийное производство самолета была начато в 1981 году и продолжалось до 1989 года. За это время было выпущено 269 самолетов. Кроме Чехословакии самолет поставлялся также в Болгарию и Германскую Демократическую Республику. ЛТХ: Модификация Z.142 Размах крыла, м 9.16 Длина самолета,м 7.33 Высота самолета,м 2.23 Площадь крыла,м2 13.15 Масса, кг пустого самолета 730 нормальная взлетная 970 Тип двигателя 1 ПД Avia M 337K Мощность, л.с. 1 х 210 Максимальная скорость, км/ч 230 Крейсерская скорость, км/ч 206 Практическая дальность, км 525 Практический потолок, м 5000 Экипаж, чел 2 Z.143 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1992 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Zlin Z.143 - лёгкий четырёхместный многоцелевой самолёт, разработанный чешской авиастроительной компанией "Zlin Aircraft Otrokovice". Компания приступила к проектированию Z.143 в конце 80-х годов прошлого столетия, при этом, новое воздушное судно было ориентировано в большей мере на коммерческую и частный сектора гражданской авиации, хотя самолёт по-прежнему позиционировался как учебно-тренировочный самолёт. Для обеспечения высокой востребованности в данном летательном аппарате, авиастроители в значительной мере расширили кабину самолёта, позволяя тем самым размещаться на борту самолета четырём людям, к тому же, сама модель Zlin Z 143 сконфигурирована таким образом, что самолёт может также применяться и для транспортировки на своём борту грузов. Несмотря на значительно расширившуюся кабину, Z.143 обладает достаточно компактными габаритами, что обеспечивает самолёту помимо хорошей аэродинамики, так и вполне приемлемые показатели манёвренности и управляемости. Первоначально предполагалось, что самолёт может также эксплуатироваться и в качестве спортивного, однако, ряд технических особенностей и особенностей в конструкции не позволяют применять его в этой сфере. Многоцелевой легкомоторный летательный аппарат модели Zlin Z 143 произвёл свой первый полёт 24 апреля 1992 года, и ввиду того, что воздушное судно успешно завершило все необходимые испытания, авиастроители получили возможность налаживания серийного производства самолёта, причём, модель воздушного судна оказалась настолько популярной, что, несмотря на более чем 20-летний период выпуска, летательные аппараты этой модели продолжают строиться и по сегодняшний день. Кабина обеспечивает весьма эффективную и широкую сферу эксплуатации самолётов данной модели, причём, относится это и к коммерческой, и в частной сфере применения. Помимо прочего, летательный аппарат модели Zlin Z 143 может также использоваться и для транспортировки небольших грузов, однако, максимальный взлётный вес воздушного судна, составляющий 1350 килограмм, не должен быть превышен. ЛТХ: Модификация Z-143 Размах крыла, м 10.14 Длина самолета, м 7.58 Высота самолета, м 2.91 Площадь крыла,м2 14.78 Масса, кг пустого самолета 850 максимальная взлетная 1350 Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-540-J3A5 Мощность, л.с. 1 х 235 Максимальная скорость, км/ч 231 Крейсерская скорость, км/ч 223 Практическая дальность, км 480 Скороподъемность, м/мин 294 Практический потолок, м 4170 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: 3 пассажиров Z.242 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1990 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Zlin Z.142 - многоцелевой учебно-тренировочный самолет, разработанный чешской фирмой Zlin. Учебно-тренировочный и акробатический двухместный самолет спроектирован для основной подготовки пилотов и курсов для продолжающих обучение в гражданских и военных авиационных школах, буксировки планеров и транспарантов, обучения ночным полетам и полетам по IFR, и, главным образом, для выполнения фигурных полетов и обучения высшему пилотажу. Благодаря своей классической конструкции самолет предназначен для военной подготовки. Парашюты находятся сзади за спинкой кресла. Внешние питательные розетки и топливные фильтры сконструированы очень удачно. Первый полет самолета состоялся 14 февраля 1990 года. Он представляет собой свободнонесущий моноплан с длинным крылом цельнометаллической конструкции, с трехопорным шасси с неубирающейся носовой стойкой. Расположение кресел в ряд обеспечивает всем пассажирам хороший обзор через остекление фонаря кабины. Самолет оборудован поршневым Textron Lycoming AEIO-360-A1B6 мощностью 200 л.с. (149 кВт). Самолет Z.242 пригодный для выполнения фигур высшего пилотажа с перегрузкой +6/-3,5 g. Летные характеристики в сочетании с IFR оборудованием и ценовой доступностью повышают комфорт полета, и таким образом, Z.242 опережает другие типы учебно-тренировочных самолетов. Z.242 получил Сертификат РОА, Сертификат типа EASA, действительный во всех странах Европейского Союза, Сертификат типа FAA, действительный в США, и Сертификат типа Transport Canada, действительный на территории Канады. Производство сертифицировано по ISO 9001:2008. ЛТХ: Модификация Z.242L Размах крыла, м 9.34 Длина самолета,м 6.34 Высота самолета,м 2.95 Площадь крыла,м2 13.86 Масса, кг пустого самолета 745 нормальная взлетная 1090 Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming AEIO-360-A1B6 Мощность, л.с. 1 х 200 Максимальная скорость, км/ч 233 Крейсерская скорость, км/ч 225 Практическая дальность, км 495 Скороподъемность, м/мин 300 Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 Z.281 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1946 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация После освобождения в 1945 г. предприятие перешло под управление органов государственной власти. Предприятие сменило название на "Moravan", но имя "Zlin" в обозначении самолетов было оставлено. Сразу после окончания войны в 1945 г. на предприятии началось производство двухместных спортивных самолетов Z.181, оснащенных германскими двигателями. Это были, по сути, модифицированные версии самолета Bu-181. Впоследствии на них начали устанавливать двигатели собственного производства. Они обозначались Z.281 и оснащались двигателем Tom 4 мощностью 78 кВт (105 л.с.). Всего c 1946 по 1949 года было выпущено 79 таких самолетов для гражданской авиации. ЛТХ: Модификация Z.281 Размах крыла, м 10.60 Длина самолета,м 7.85 Высота самолета,м 2.05 Площадь крыла,м2 13.50 Масса, кг пустого самолета 475 нормальная взлетная 760 Тип двигателя 1 ПД Tom 4 Мощность, л.с. 1 х 105 Максимальная скорость, км/ч 200 Крейсерская скорость, км/ч 180 Практическая дальность, км 1000 Максимальная скороподъемность, м/мин 216 Практический потолок, м 4600 Экипаж, чел 2 Zlin 326 Trener Master Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1957 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Спортсмены-летчики нашей страны - участники почти всех чемпионатов мира и Европы по высшему пилотажу. Они - неоднократные обладатели кубка имени П.Н.Нестерова. Многие из них начинали овладевать секретами перевернутого или обратного, как его называют спортсмены, пилотажа на чехословацких самолетах Zlin. На них в свое время оттачивали" летное мастерство наши ведущие спортсмены, ставшие затем абсолютными чемпионами мира, Владимир Мартемьянов, Игорь Егоров, Виктор Лецко и другие. Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26" ("Trener"), был спроектирован в 1946 году главным конструктором фирмы "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем. На самолете устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность "Zlin-ов" - крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку. "Zlin-26" имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина. В 1953 году был модифицирован в варианте "Zlin-126" ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены: "Zlin-226" с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с, "Zlin-326" с убирающимся шасси, "Zlin-526" с воздушным винтом изменяемого шага. Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты "Zlin-ов". Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями. Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной работе инженеров и рабочих фирмы "Мораван", "Zlinы" приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно небольшими сериями. На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные "Zlinы" с индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР. В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов. На "Zlin-326" был установлен двигатель Вальтер Минор-6-III, мощностью 160 л.с. с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Крыло имело однолонжеронную металлическую конструкцию. Элероны также цельнометаллические с гофрированной обшивкой из тонкого дюралевого листа. Крыло снабжено посадочным щитком с ручным приводом. Фюзеляж представлял собой стальную сварную из труб ферму с полотняной обшивкой. Полотняную обшивку имели также рули высоты и направления. Шасси самолета убирающееся, выпуск и уборка осуществлялись электромеханизмом. Тормоза колес управлялись гидравлически. В семидесятые годы чехословацкие конструкторы, ориентируясь в основном на потребности аэроклубов ДОСААФ, разработали новую модификацию "Trenerа" - "Zlin-726". Однако серийно он не выпускался, так как одновременно с ним был создан Як-52, обладавший лучшими данными. ЛТХ: Модификация Zlin 326M Размах крыла, м 10.59 Длина самолета,м 7.83 Высота самолета,м 2.06 Площадь крыла,м2 15.45 Масса, кг пустого самолета 665 нормальная взлетная 940 Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 6III Мощность, л.с. 1 х 160 Максимальная скорость, км/ч 245 Крейсерская скорость, км/ч 210 Практическая дальность, км 980 Максимальная скороподъемность, м/мин 270 Практический потолок, м 4750 Экипаж, чел 2 Z.381 Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1947 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация В 1947 году компания "Moravan" ("Zlin") перешла на производство самолета Zlin Z.381 с двигателем Walter Minor 4-III мощностью 78 кВт (105 л.с.). Было выпущено 184 машины, многие из них поступили на вооружение ВВС Чехословакии с обозначением С-106, а 45 самолетов - на вооружение ВВС Венгрии. Выпускалось несколько вариантов - туристический, полупилотажный и пилотажный. Один самолет использовался для испытания двигателя Praga E мощностью 112 кВт (150 л.с.). Самолеты производились по лицензии в Египте с обозначением Gomhouria Mk 1 c двигателем Walter Minor. ЛТХ: Модификация Z.381 Размах крыла, м 10.60 Длина самолета,м 7.85 Высота самолета,м 2.06 Площадь крыла,м2 13.50 Масса, кг пустого самолета 495 нормальная взлетная 760 Тип двигателя 1 ПД Walter Minor 4-III Мощность, л.с. 1 х 105 Максимальная скорость, км/ч 196 Крейсерская скорость, км/ч 180 Практическая дальность, км 960 Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 4500 Экипаж, чел 2 Z.400 Разработчик: Zlin Страна: Чехия Первый полет: 1992 Тип: Легкий многоцелевой самолет ЛТХ Доп. информация Легкий многоцелевой самолет Zlin Z.400 стал наследником российского СМ-92 Финист, разработанного компанией Техноавиа. СМ-92, в целом хоть и показал себя перспективной разработкой, долгое время не мог пройти сертификацию. Плюс к этому устанавливающийся на машину бензиновый двигатель М-14 (альтернативы которому в России не производилось) имел недостаточную мощность для самолётов подобного типа. А для установки подходящего зарубежного двигателя с последующей сертификацией у Техноавиа не хватало средств. Поэтому разработчики были вынуждены продать проект сторонней фирме с условием совместной сертификации. Осенью 2000 года чешская компания Moravan (бывший Zlin) приобрела полный пакет документации, и уже в начале следующего года был построен планер будущего Z.400. Новый самолет, доработанный для установки канадского V-8 двигателя Canadian Orenda OE600A мощностью 600 л.с., был впервые представлен широкой публике в апреле 2001 года. Доработка фюзеляжа под новый двигатель и задержки с его поставкой отодвинули испытания почти на год. Первый полет Z.400 смог состоятся только 23 мая 2002 года. Испытания прошли успешно и планировалось с 2004 года начать серийное производство по 50 машин в месяц по средней цене 26 миллионов чешских крон. Заинтересованность в самолете выразили ряд заказчиков из Канады, Бразилии, США, Австралии и даже Африки. Однако дальнейшие испытания выявили проблемы с перегревом двигателя, доводка проекта затруднилась возникшими финансовыми проблемами. А окончательно проект добил отказ Canadian Orenda от производства двигателей OE600A. В результате Z.400 так и остался в единственном числе (регистрационный номер OK-HZL). ЛТХ: Модификация Z-400 Размах крыла, м 14.60 Длина самолета, м 9.20 Высота самолета, м 3.08 Площадь крыла,м2 20.44 Масса, кг пустого самолета максимальная взлетная 2700 Тип двигателя 1 ПД Canadian Orenda OE600A Мощность, л.с. 1 х 600 Максимальная скорость, км/ч 345 Крейсерская скорость, км/ч 270 Практическая дальность, км 2000 Скороподъемность, м/мин Практический потолок, м 6000 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: до 7 пассажиров Zlin 526 Trener Разработчик: Zlin Страна: Чехословакия Первый полет: 1966 Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Zlin 526 Trener - многоцелевой учебно-тренировочный самолет, разработанный чешской фирмой Zlin. Является дальнейшим продолжением линии Zlin 26 Trener. Самолет Zlin 526, впервые поднявшийся в воздух в 1966г., имел воздушный винт изменяемого шага, инструктор размещался в задней кабине. Существовал также одноместный вариант Z.526A Akrobat для выполнения фигур высшего пилотажа. Затем был разработан двухместный Z.526F, который поднялся в воздух в 1968г. Стандартный самолет был оснащен двигателем Avia M137A мощностью 180 л.с., но по желанию заказчика мог иметь другую силовую установку. Последним вариантом в этой серии был самолет Zlin 726, поднявшийся в воздух в марте 1973г. и отличавшийся укороченным размахом крыла и металлической обшивкой рулевых поверхностей. Вариант Z.726K имел двигатель с нагнетателем Avia М337АК мощностью 210 л.с. Производство самолетов серий Z.26/726 было прекращено в 1977г. на 1452-й машине. Самолеты серии весьма успешно участвовали в соревнованиях по высшему пилотажу в период с 1957 по 1969гг. Они неоднократно занимали первые места в соревнованиях на приз Локхид в Великобритании на приз Леон Бьянкотто, проводившихся во Франции. Модификации : Z-526 с двигателем Walter 6-III карбюраторный шестицилиндровый,двухместный. Z-526A одноместный пилотажный самолет. Z-526AS одноместный пилотажный самолет. Z-526AF одноместный пилотажный самолет, модернизированная версия Z-526A. Z-526AFS одноместный пилотажный самолет, с более мощным двигателем в 180 л.с. Z-526AFM Condor с двигателем Avia M337 мощностью 210 л.с. (157 кВт), баки в законцовках и удлиненный фюзеляж. Строился с 1981 по 1984. Z-526F улучшенная версия. Двигатель 135 кВт (180 л.с.) Avia M 137A со впрыском топлива, двухместный. 1968 года. Z-526L экспортная версия с двигателем 150 кВт (200 л.с.) Lycoming AEIO-360, двухместный. Z-726 версия с турбонаддувным двигателем Walter M 337.(использовался в Румынии с двигателем M-137 Sh под названием Zlin-726 Universal). Z-726K улучшенная версия Z-726. ЛТХ: Модификация Zlin 526 Размах крыла, м 10.60 Длина самолета,м 8.00 Высота самолета,м 2.06 Площадь крыла,м2 15.50 Масса, кг пустого самолета 665 нормальная взлетная 975 Тип двигателя 1 ПД Avia M137 A Мощность, л.с. 1 х 180 Максимальная скорость, км/ч 244 Крейсерская скорость, км/ч 210 Практическая дальность, км 837 Максимальная скороподъемность, м/мин 360 Практический потолок, м 5200 Экипаж, чел 2 |