Z.R.P.S.L. | |
S%^Tt$ - 1755000550000
|
EM-10 Bielik Разработчик: ZRPSL Страна: Польша Первый полет: 2003 Тип: Учебно-тренировочный самолет ЛТХ Доп. информация Ниша учебно-тренировочных самолетов (УТС) не выглядит сегодня пустой. Заказчику предлагаются как новые самолеты, например, российские МиГ-АТ и Як-130, итальянский Aermachhi M346, южнокорейский KAI T-50 Golden Eagle, так и модификации хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации машин - чешские L-59 и L-159, усовершенствованные варианты британского BAe Hawk. Самолет нового поколения "Мако" разрабатывается европейским концерном DASA. Казалось бы, рынок насыщен до предела, но число смельчаков, готовых вступить в борьбу за заказы, возрастает. Причем, на ринг наряду с тяжеловесами выходят и бойцы более легкой весовой категории: 4 июня 2003 г., с опозданием примерно на 2 года против запланированных сроков, состоялся первый полет новейшего польского легкого учебно-тренировочного самолета ЕМ-10 Bielik, разработанного предприятием Zaklad Remonmtow i Produkcji Sprzetu Lotniczego из города Бельско-Бяла. Что же предложили поляки авиационному миру? Прежде всего -экономичность, которую они положили в основу всей концепции самолета. Ради нее "Белик", в отличие от большинства перечисленных УТС, сделан исключительно учебным, учебно-боевой вариант этого самолета не предусмотрен. Уже одно это позволило радикально уменьшить размеры и массу машины, упростить ее конструктивно и удешевить в производстве и эксплуатации. Например, на "Белике" не только отсутствуют узлы подвески вооружения, но и силовые нервюры, к которым их можно было бы прикрепить в будущем. За исключением задней части фюзеляжа, изготовленной из алюминиевых сплавов, "Белик" целиком сделан из композиционных материалов, что является большим достижением польских конструкторов и технологов. Снижению массы способствует применение современной авионики и небольшого двигателя General Electric J85 тягой всего 1380 кгс. Тем не менее, по заявленным высотно-скоростным характеристикам ЕМ-10 находится на уровне МиГ-17 и F-86, а по маневренности приближается к МиГ-29 и F-16. И это при цене, меньшей, чем у турбовинтового Pilatus PC-9! Совокупность этих и других факторов, а особенно малый расход топлива, по заявлению польских инженеров, приводит к снижению стоимости летного часа "Велика" по сравнению с современными боевыми самолетами в 7-8 раз! Решительно пожертвовав боевым потенциалом самолета, его создатели сосредоточились на учебных функциях, которых у "Белика" действительно много. Начнем с того, что машина предназначена для тренировки как военных, так и гражданских летчиков. Для военных разработан так называемый вариант "А", на котором можно выполнять как начальную, так и повышенную подготовку летчиков, включая отработку приемов пилотирования, навигации и самолетовождения, полетов на малых высотах с огибанием рельефа местности, в строю и в плохих метеоусловиях. Авионика варианта "А" будет позволять инструктору из задней кабины корректировать полетное задание прямо в воздухе, вводя в него новые тактические элементы. Она же позволит имитировать применение оружия, работу обзорных и прицельных систем истребителей, в частности, бортовой РЛС и ИК-станции, а также активность средств ПВО противника. Новой функцией бортовой электроники станет оценка действий курсантов с возможностью указания на допущенные ошибки. Как заявляют разработчики "Велика", в недалеком будущем этот УТС вместо механической должен получить перепрограммируемую электродистанционную систему управления, чтобы имитировать особенности различных современных и перспективных боевых самолетов, в том числе маневры на больших углах атаки. По крайней мере, аэродинамическая компоновка ЕМ-10 это позволяет. Дополнительным аргументом в пользу установки ЭДСУ считается потенциальная возможность применения двигателя с управляемым вектором тяги. Оборудование гражданской версии самолета - варианта "В" будет попроще. Скорее всего, этот вариант будет использоваться лишь для начальной подготовки коммерческих пилотов. Однако все это в будущем. Судя по всему, взлетевший экземпляр самолета оборудован крайне слабо, что, впрочем, совершенно нормально для первого летного образца. В его герметичной кабине установлены катапультные кресла "0-0". Крыло самолета однолонжеронное, с суперкритическим профилем толщиной 6%, механизировано по всему размаху. Интересной особенностью двухкилевого хвостового оперения являются рули направления, каждый из которых отклоняется только в одну сторону - внешнюю, т.е. правый руль поворачивается только вправо, а левый - только влево. Вес пустого самолета равен 1700 кг, максимальный взлетный - 2500 кг. Размах крыла - 6,6 м, длина - 9,0 м. Максимальная скорость "Велика" заявлена на уровне 1000 км/ч, а скорость захода на посадку - около 200 км/ч. Сегодня жизнь "Велика" только начинается. Польским конструкторам предстоит проделать еще очень большую работу, чтобы обеспечить своему маленькому самолетику достойное будущее. А шансы у них, безусловно, есть. Заметим, что поляки обладают богатым опытом разработки и создания самолетов именно такого класса. В течение последних десятилетий они прорабатывали различные проекты легких учебно-тренировочных и боевых самолетов практически беспрерывно. Это понятно: машины такой размерности в наибольшей мере соответствуют потенциалу польской авиапромышленности. Проекты зачастую выглядели необычно, но в них всегда содержалось рациональное зерно. Это с полным основанием можно сказать и о ЕМ-10. ЛТХ: Модификация EM-10 Размах крыла, м 6.60 Длина самолета, м 9.00 Высота самолета, м Площадь крыла,м2 11.90 Масса, кг пустого самолета 1700 максимальная взлетная 2550 топлива 850 Тип двигателя 1 ТРД General Electric J-85 Тяга, кгс 1 х 1380 Максимальная скорость, км/ч 1000 Минимальная скорость, км/ч 155 Практическая дальность с ПТБ, км 2500 Максимальная скороподъемность, м/мин 4500 Практический потолок, м Экипаж, чел 2 |