ГАЗ М-72 (1 G.) `1955 - Легковой автомобиль повышенной проходимости (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М-72 (автомобиль)
М-72
Общие данные
Производитель - ГАЗ
Годы производства - 1955-1958
Сборка - СССР
Класс - легковой автомобиль повышенной проходимости
Дизайн и конструкция
Тип кузова - 4‑дв. фастбэк (5‑мест.), несущий
Компоновка - переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула - 4 × 4 (подключаемый полный привод)
Двигатель
- ГАЗ-20
Общие данные
Производитель - ГАЗ
Тип - Бензиновый
Макс. скорость - 110
Разгон до 100 км/ч - 46
Производительность
Максимальная мощность - 55 л. с., при 3600 об/мин
Максимальный крутящий момент - 122,5 Н·м
Камера сгорания
Конфигурация - рядный, 4-цилиндр.
Объём - 2 112 см3
Цилиндров - 4
Клапанов - 8
Диаметр цилиндра - 82 мм
Ход поршня - 100 мм
Тактность (число тактов) - 4
Порядок работы цилиндров - 1-2-4-3
Степень сжатия - 6,5
Питание
Рекомендованное топливо - А-72
Охлаждение - жидкостное
Система питания - Карбюратор К22-Д (вертикальный, балансированный, с падающим
потоком)
Расход топлива при смешанном цикле - 14 на скорости 40 км/ч
Трансмиссия - 3-ступенчатая двухходовая механическая с напольным рычагом
Массогабаритные характеристики
Длина - 4665 мм
Ширина - 1695 мм
Высота - 1790 мм
Клиренс - 210 мм
Колёсная база - 2712 мм
Колея задняя - 1388 мм
Колея передняя - 1355 мм
Масса - 2040 кг
На рынке
Связанные - ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-69
Другая информация
Объём бака - 55 л
{ ГАЗ-61
М-72 - советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся
Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база -
автомобили М-20 «Победа» и ГАЗ-69. Всего было выпущено 4677 экземпляров.
История
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в
производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового
отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.
Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и
агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М-20 «Победа» для этого автомобиля
были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был
видоизменён и дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного
коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя - закрытого
тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа». Для
компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной
и поперечной жёсткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14
дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от
М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на
крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний мост.
Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных
боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на
«Победе» применялся кулисный (рычаг выведен на рулевую колонку) механизм
переключения передач, на ГАЗ-69 - напольный, (устанавливавшийся непосредственно
на КПП).
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка
салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприёмник. Но, с учётом
необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной
практике применён омыватель ветрового стекла. Некоторые новшества, впервые
появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». В частности,
именно для М-72 была разработана новая облицовка радиатора в виде трёх массивных
брусьев, осенью 1955-го в целях унификации появившаяся и на «Победах». На этой
же модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.
Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым
ведущим передним мостом. На 16-дюймовых колёсах с увеличенными грунтозацепами
(как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный
просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне
и разбитым дорогам. На «Ниве» автомобильные шины 6,95-16 с наружным диаметром
692 мм, на М-72 - 6,50-16, но наружный диаметр несколько больше - 765 мм.
Дорожный просвет под передним и задним мостом на «родных» шинах - 210 мм[1].
Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Первая партия была
собрана в июне 1955 г., в серию автомобиль пошёл в сентябре. В 1955 г. выпущено
1525 штук, в 1956-1151, в 1957-2001. С завершением выпуска М-20 «Победа»
прекратилось и производство М-72.
М-72 (слева) и М-20 «Победа» (справа)
Задняя колёсная ниша прикрыта щитком, чего нет на «Победе»
Место водителя
Эмблема над облицовкой радиатора
Шильдик на боковине капота
Передний ведущий мост
Раздаточная коробка
Задний мост
wikipedia.org (ru)
ГАЗ-М-72
ГАЗ-М-72
Загальні дані
Виробник: - СРСР, ГАЗ
Роки виробництва: - 1955 - 1958
Дизайн
Двигуни
- М-72 (варіант модернізації М-20)
Виробник: - ГАЗ
Марка: - М-72 (варіант модернізації М-20)
Тип: - бензиновий 4-тактний 4-циліндровий рядний (R4)
Робочий об'єм: - 2120 см3
Максимальна потужність: - 55 к.с. (41 кВт [56 к.с. по ГОСТ]), при 3600 об/хв
Максимальний обертовий момент: - 12,7 кГс Н·м, при 2000 об/хв
Хід поршня: - 100 мм
Діаметр циліндра: - 82 мм
Ступінь стиску: - 6,5:1
Система живлення: - карбюратор К-22Д
Охолодження: - рідинне
Газорозподільний механізм: - OHV
Порядок роботи циліндрів: - 1-2-4-3
Характеристики
Масово-габаритні
Довжина: - 4665 мм
Ширина: - 1695 мм
Висота: - 1790 мм
Кліренс: - 210 мм
Колісна база: - 2700 мм
Колія передня: - 1364 мм
Колія задня: - 1362 мм
На ринку
Попередник: ГАЗ-61
Схожі моделі: - Renault Colorale
Інше
Об'єм бака: - 55 л
ГАЗ-М-72 - легковий автомобіль підвищеної прохідності, що серійно виготовлявся
на Горьківському автомобільному заводі у 1955-1958 рр, перший у світі
повноприводний фастбек у серійному виробництві. Всього було виготовлено 4677
екземплярів (1955 р. - 1525 авт., 1956 р. - 1151 авт., 1957 р. - 2001 авт. 1958
р. - офіційна дата завершення виробництва). Повнопривідний легковик був
виконаний на базі кузова ГАЗ-М-20 "Победа" та агрегатів ГАЗ-69 з суттєвими
змінами (у «чистому вигляді» від ГАЗ-69 була взята тільки роздавальна коробка).
Історія
У повоєнні роки з відходом морально застарілого ГАЗ-61 і запуском у виробництво
ГАЗ-М-20 «Победа» було піднято питання про створення нового комфортабельного
легкового автомобіля підвищеної прохідності.
Позашляховик, що отримав назву ГАЗ-М-72, був створений на базі кузова «Побєди» й
агрегатів армійського всюдиходу ГАЗ-69. Від ГАЗ-М20 «Побєда» для цього
автомобіля були взяті лише зовнішні кузовні панелі та тримальний каркас кузова,
який був видозмінений і додатково посилений.
Для розміщення роздавальної коробки довелося відмовитися від поперечного
коробчастого підсилювача кузова, а також від поздовжнього підсилювача -
закритого тунелю карданної передачі, які були властиві кузову ГАЗ-М20 «Побєда».
Для компенсації цих відсутніх силових елементів, а також збільшення поздовжньої
і поперечної жорсткості кузова в цілому, в його конструкцію було введено 14
додаткових підсилювачів днища, лонжеронів, дверних стійок і даху. На відміну від
ГАЗ-М20 «Побєда», у М-72 була абсолютно нова підмоторна рама, розрахована на
кріплення ресорної підвіски переднього моста.
Ресори М-72 відрізнялись від ресор ГАЗ-69, оскільки підбирались під іншу
(підресорену) масу та інакший розподіл маси між осями. Для збільшення плавності
ходу (зменшення жорсткості ресор) довжину усіх ресор збільшили. Крім того в
задніх ресорах прибрали один лист, а у передніх навпаки, додали. В задній
підвісці з'явився стабілізатор поперечної стійкості. Колія переднього моста була
меншою, ніж у ГАЗ-69 через вкорочення картера ведучого (і керованого) моста.
Відповідно встановлювались дещо змінені кермові тяги.
Галерея
ГАЗ-М-72 (ліворуч) i ГАЗ-М-20 «Победа» (праворуч)
ГАЗ-М-72, передній ведучий міст
Задня колісна арка прикрита щитком, що відсутнє у «Побєди»
ГАЗ-М-72, місце водія
ГАЗ-М-73
ГАЗ-М-72
wikipedia.org (uk)