ГАЗ-3111 Волга (1 G.) `2000 - Седан (РФ) | |
Qt - 1000550
|
|
ГАЗ-3111 Волга
ГАЗ-3111 Волга, перспективная анная модель 2001 года.
Должна выпускаться в переднеприводная (3103), заднеприводная (3111) и
полноприводная (3104). Автомобиль всего на несколько сантиметров превосходит ГАЗ
3110 по длине, но визуально он кажется много длиннее. Длинная крыша - не просто
стилистическое решение: салон стал длиннее на 30 см. Багажник имеет ровный пол и
его объем - без малого 700 л. Под капотом продольно расположенный двигатель ЗМЗ
406. Он должен стать базовым для семейства. Планируется оснастить АБС
(ориентировочно Bosch), возможно, автоматической КПП, кондиционер, «электропакет».
ГАЗ-3111 внешне очень не похож на своих предшественников, но в техническом плане
мало чем отличается от 3110.
Автомобильная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г. 2 CD
Прошлое не вернуть
В 1980-х - начале 1990-х гг. ГАЗ разрабатывал семейство перспективных новых
моделей среднего класса ГАЗ-3103, 3104 и 3105 - передне- и полноприводных, с
мощными 6- и 8-цилиндровыми двигателями, экономичными дизелями, богатой и
красивой отделкой салона и самобытным дизайном (включая двойную оконную линию -
изюминку, которая также встречалась на концепт-карах АЗЛК).
Чтобы довести их до конвейера, собственных доходов завода не хватало, а
инвестиции со стороны ГАЗ так и не нашел. Поэтому в конце концов эти разработки
отправились в музей завода, а конструкторское бюро сосредоточилось на менее
амбициозном проекте ГАЗ-3111.
Исчезли новые трансмиссии и двигатели, уступив место модернизированным
агрегатам, унаследованным от представительской ГАЗ-3110, - подвеске, коробке
передач и инжекторному двигателю.
Главным новшеством стал оригинальный дизайн кузова и салона в стиле ретро,
который должен был напоминать ГАЗ-21 Волга, легендарную машину золотой эры ГАЗа.
Разрабатывать дизайн и создать первый углепластиковый макет, который горьковчане
показывали на выставках с 1998 г., пригласили специалистов американского ателье
Venture Industries.
По базовой комплектации одиннадцатая уже приближалась к иномаркам
представительского класса: ABS, гидроусилитель руля, климатическая система и
бортовой компьютер.
Огромное внимание завод уделил темпам разработки. Широко используя компьютерные
методы, ГАЗ одновременно проектировал саму машину, технологические процессы,
оснастку и тут же заранее заключал договоры с поставщиками. Для производства
строился современный высокотехнологичный комплекс: немецкая линия сборки и
сварки кузовов со 120 роботами и американская окрасочная.
За полтора года до предполагаемого появления новой Волги на главной проходной
завода повесили табло, отсчитывавшее дни, оставшиеся до этого события, - хитрый
ход президента ГАЗа. Ответственные за разработку люди вспоминали, как не любили
и боялись этой меры. Опытная партия появилась точно в срок, но была крайне
сырой, отчего пострадали первые покупатели. Сотрудники управления одного из
нижегородских оборонных предприятий вспоминали, что когда директор отправлялся
на одиннадцатой в Москву, за ним следом ехала обычная Волга для подстраховки:
так высока была вероятность поломки.
Изначально ГАЗ рассчитывал выпускать 100 тыс. ГАЗ-3111 ежегодно, однако после
кризиса 1998 г. снизил планку в 10 раз. При этом цена к началу выпуска
подскочила с обещанных 8 000 $ до 10 000 $. Реальные продажи не превышали 150
машин в год: сказались завышенная цена, техническое отставание и низкое качество
(по сравнению с иномарками того же класса). К тому же у машины была
недостаточная динамика, поскольку новый двигатель, предназначенный для нее,
появился с опозданием на несколько лет, и автомобили оснащали моторами,
предлагаемыми для ГАЗ-3110.
ГАЗ-3111 Волга стала последней попыткой ГАЗа дать России свой уникальный
представительский автомобиль. Определенную пользу заводу она тем не менее
принесла: часть усовершенствований была перенесена на серийную ГАЗ-3110, включая
бесшкворневую подвеску и удачные дизайнерские находки (бамперы, детали салона).
Под десятку отдали производственную линию, на которой собирались выпускать
одиннадцатую, что резко улучшило не только качество ГАЗ-3110, но и репутацию
завода.
Нынешние владельцы одиннадцатой - настоящие ценители ее дизайна, а их автомобили
быстро превращаются в живые раритеты, за которыми уже охотятся коллекционеры.
Несколько мастерских из купленных на ГАЗе кузовов делают реплики ГАЗ-3111,
зачастую с импортными двигателями и трансмиссией, а также отделкой салона под
заказ.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4
История Волги ГАЗ-3111
Журнал MOTOR / 20 ЯНВАРЯ 2020
Двадцать лет назад начали выпускать российский
бизнес-седан, который так и не взлетел...
Автор - Михаил Лобачев
Экстравагантная и экзотичная Волга модели 3111 добралась до конвейера ГАЗа два
десятилетия назад - торжественный запуск ее производства состоялся в канун
нового 2000 года. Однако стать массовым этому седану было не суждено - его тираж
едва перевалил за четыре сотни экземпляров. Но проект получился заметный.
Вспомним его историю.
Перспективные автомобили для замены устаревшей двадцать четвертой Волги и ее
производных на ГАЗе начали разрабатывать еще во времена Перестройки - в 1986
году была принята концепция будущего модельного ряда Горьковского автозавода.
Наиболее простой и доступной моделью предполагалось сделать переднеприводную
Волгу с заводским индексом ГАЗ-3103, также предусматривалась ее полноприводная
версия ГАЗ-3104 и флагманский вариант с удлиненной базой - ГАЗ-3105.
В реальности проектирование началось именно с ГАЗ-3105 - Советский Союз еще
существовал, и проект перспективной Волги преподносился руководством ГАЗа как
современный автомобиль для представителей номенклатуры. Тем более, что
представительская Чайка ГАЗ-14 к концу восьмидесятых была в приказном порядке
снята с производства - на очередном витке борьбы с привилегиями.
На прототипах Волги ГАЗ-3105 было внедрено реечное рулевое управление,
независимая подвеска, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.
Рассчитывали внедрить и 3,4-литровый двигатель V8. Его карбюраторная версия
развивала 156 л.с., отдачу впрысковой модификации планировалось довести до
170-190 л.с. В оснащении - электрические стеклоподъемники и регулировки сидений,
климат-контроль, кожаные кресла.
Однако мы помним, что процесс проектирования нового автомобиля и подготовки его
к серийному выпуску - дело не только ответственное, но и достаточно долгое. К
производству новая машина была готова в 1992 году - уже в совершенно иной
стране.
В новых условиях богато оснащенный и при этом дорогой отечественный автомобиль
не мог конкурировать с появившимися в массовом количестве иномарками. Тем не
менее, проект ГАЗ-3105 был окончательно закрыт лишь в 1996 году - к этому
времени удалось собрать чуть более полусотни машин.
Запланированные к производству еще в 80-х Волги 3103 и 3104 все же
спроектировали и построили, но на Московском автосалоне 1998 года показывали
лишь в статусе выставочных образцов без особой надежды на серийное воплощение. А
вот представленная тогда же Волга ГАЗ-3111 с дизайном, явно перекликающимся с
легендарной двадцать первой, все же добралась в конечном итоге до автосалонов.
А тогда, в 1998-м, публике представили всего лишь шоукар с пластиковыми
кузовными панелями - по эскизам российских дизайнеров выставочный образец на
каркасе кузова серийной Волги-3110 изготовили в США. Создавалась новая Волга на
старой заднеприводной платформе под руководством главного конструктора легковых
автомобилей ГАЗа Сергея Батьянова и главного дизайнера Игоря Безродных.
Эксперименты с внешностью в стиле ретро на рубеже тысячелетий практиковали не
только специалисты ГАЗа, но и мировые автогиганты - достаточно вспомнить, к
примеру, Plymouth Prowler, Volkswagen New Beetle или Jaguar S-Type. А то и,
заглянув на несколько лет вперед, весьма успешный новый Mini и вечно живой Fiat
500…
Так что хромированную птичку на крышке багажника и ободки вокруг задних фонарей,
унаследованные Волгой ГАЗ-3111 от М-21 ранних выпусков, не получится назвать
чем-то из ряда вон выходящим. Хотя, надо признать, что в целом образ машины
вышел весьма эклектичным - но при этом безошибочно узнаваемым, этого не отнять.
Внешность под старину при этом сочеталась с грамотной инженерной проработкой.
Прототипы продували в аэродинамической трубе и разрабатывали с учетом
современных на тот момент требований по пассивной безопасности - в том числе с
прицелом на успешное прохождение краш-теста по методике EuroNCAP. К примеру,
двери были усилены продольными брусьями, а тормозная система снабжена АБС
производства Bosch. Похоже, впервые в российском автопроме...
И все же в конструкции новой Волги передовые технические решения, обкатанные на
предыдущих несостоявшихся проектах, соседствовали с деталями из середины XX
века. К примеру, автомобиль получил реечное рулевое управление и современную
переднюю подвеску на поперечных рычагах. С шаровыми шарнирами вместо привычных
для Волги шкворней, требующих частого обслуживания. Неразрезной задний мост с
рессорами при этом остался на своем законном месте - разве что, по сравнению с
Волгой-3110, у одиннадцатой была расширена колея и амортизаторы установлены
вертикально, а не под наклоном. Кроме того, сзади появился стабилизатор
поперечной устойчивости.
Конструктивно новая Волга была рассчитана и на V-образные моторы, однако в базе
на ГАЗ-3111 устанавливали рядный 2,5-литровый бензиновый мотор семейства ЗМЗ-405
мощностью 155 л.с. в паре с 5-ступенчатой механикой. Коробка передач также
подверглась доработкам - в основном связанным с иной компоновкой машины. По
индивидуальному заказу одиннадцатую можно было законно оснастить мотором Toyota
с 4-диапазонным автоматом - такими доработками занимались сотрудничающие с ГАЗом
придворные фирмы. Правда, тогда цена отечественного мелкосерийного автомобиля
становилась пугающей...
Да и с отечественным силовым агрегатом Волга-3111 в начале нулевых стоила весьма
недешево - примерно втрое больше обычной Волги ГАЗ-3110. Которая, в итоге, и
продержалась на конвейере до самого 2009 года, когда, на волне экономического
кризиса, Горьковский автозавод отказался от выпуска легковых машин собственной
разработки. Выпуск одиннадцатой же завершился еще раньше, в 2002-м. И
коллекционной редкостью эта машина стала, что называется, еще при жизни.