ГАЗ-3111 Волга (1 G.) `2000 - Седан (РФ)
Qt - 1000550

ГАЗ-3111 Волга
ГАЗ-3111 Волга, перспективная анная модель 2001 года.
Должна выпускаться в переднеприводная (3103), заднеприводная (3111) и полноприводная (3104). Автомобиль всего на несколько сантиметров превосходит ГАЗ 3110 по длине, но визуально он кажется много длиннее. Длинная крыша - не просто стилистическое решение: салон стал длиннее на 30 см. Багажник имеет ровный пол и его объем - без малого 700 л. Под капотом продольно расположенный двигатель ЗМЗ 406. Он должен стать базовым для семейства. Планируется оснастить АБС (ориентировочно Bosch), возможно, автоматической КПП, кондиционер, «электропакет». ГАЗ-3111 внешне очень не похож на своих предшественников, но в техническом плане мало чем отличается от 3110.

Автомобильная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г. 2 CD

 

Прошлое не вернуть
В 1980-х - начале 1990-х гг. ГАЗ разрабатывал семейство перспективных новых моделей среднего класса ГАЗ-3103, 3104 и 3105 - передне- и полноприводных, с мощными 6- и 8-цилиндровыми двигателями, экономичными дизелями, богатой и красивой отделкой салона и самобытным дизайном (включая двойную оконную линию - изюминку, которая также встречалась на концепт-карах АЗЛК).
Чтобы довести их до конвейера, собственных доходов завода не хватало, а инвестиции со стороны ГАЗ так и не нашел. Поэтому в конце концов эти разработки отправились в музей завода, а конструкторское бюро сосредоточилось на менее амбициозном проекте ГАЗ-3111.
Исчезли новые трансмиссии и двигатели, уступив место модернизированным агрегатам, унаследованным от представительской ГАЗ-3110, - подвеске, коробке передач и инжекторному двигателю.
Главным новшеством стал оригинальный дизайн кузова и салона в стиле ретро, который должен был напоминать ГАЗ-21 Волга, легендарную машину золотой эры ГАЗа. Разрабатывать дизайн и создать первый углепластиковый макет, который горьковчане показывали на выставках с 1998 г., пригласили специалистов американского ателье Venture Industries.
По базовой комплектации одиннадцатая уже приближалась к иномаркам представительского класса: ABS, гидроусилитель руля, климатическая система и бортовой компьютер.
Огромное внимание завод уделил темпам разработки. Широко используя компьютерные методы, ГАЗ одновременно проектировал саму машину, технологические процессы, оснастку и тут же заранее заключал договоры с поставщиками. Для производства строился современный высокотехнологичный комплекс: немецкая линия сборки и сварки кузовов со 120 роботами и американская окрасочная.
За полтора года до предполагаемого появления новой Волги на главной проходной завода повесили табло, отсчитывавшее дни, оставшиеся до этого события, - хитрый ход президента ГАЗа. Ответственные за разработку люди вспоминали, как не любили и боялись этой меры. Опытная партия появилась точно в срок, но была крайне сырой, отчего пострадали первые покупатели. Сотрудники управления одного из нижегородских оборонных предприятий вспоминали, что когда директор отправлялся на одиннадцатой в Москву, за ним следом ехала обычная Волга для подстраховки: так высока была вероятность поломки.
Изначально ГАЗ рассчитывал выпускать 100 тыс. ГАЗ-3111 ежегодно, однако после кризиса 1998 г. снизил планку в 10 раз. При этом цена к началу выпуска подскочила с обещанных 8 000 $ до 10 000 $. Реальные продажи не превышали 150 машин в год: сказались завышенная цена, техническое отставание и низкое качество (по сравнению с иномарками того же класса). К тому же у машины была недостаточная динамика, поскольку новый двигатель, предназначенный для нее, появился с опозданием на несколько лет, и автомобили оснащали моторами, предлагаемыми для ГАЗ-3110.
ГАЗ-3111 Волга стала последней попыткой ГАЗа дать России свой уникальный представительский автомобиль. Определенную пользу заводу она тем не менее принесла: часть усовершенствований была перенесена на серийную ГАЗ-3110, включая бесшкворневую подвеску и удачные дизайнерские находки (бамперы, детали салона). Под десятку отдали производственную линию, на которой собирались выпускать одиннадцатую, что резко улучшило не только качество ГАЗ-3110, но и репутацию завода.
Нынешние владельцы одиннадцатой - настоящие ценители ее дизайна, а их автомобили быстро превращаются в живые раритеты, за которыми уже охотятся коллекционеры. Несколько мастерских из купленных на ГАЗе кузовов делают реплики ГАЗ-3111, зачастую с импортными двигателями и трансмиссией, а также отделкой салона под заказ.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4

 

История Волги ГАЗ-3111
Журнал MOTOR / 20 ЯНВАРЯ 2020
Двадцать лет назад начали выпускать российский бизнес-седан, который так и не взлетел...
Автор - Михаил Лобачев
Экстравагантная и экзотичная Волга модели 3111 добралась до конвейера ГАЗа два десятилетия назад - торжественный запуск ее производства состоялся в канун нового 2000 года. Однако стать массовым этому седану было не суждено - его тираж едва перевалил за четыре сотни экземпляров. Но проект получился заметный. Вспомним его историю.
Перспективные автомобили для замены устаревшей двадцать четвертой Волги и ее производных на ГАЗе начали разрабатывать еще во времена Перестройки - в 1986 году была принята концепция будущего модельного ряда Горьковского автозавода. Наиболее простой и доступной моделью предполагалось сделать переднеприводную Волгу с заводским индексом ГАЗ-3103, также предусматривалась ее полноприводная версия ГАЗ-3104 и флагманский вариант с удлиненной базой - ГАЗ-3105.
В реальности проектирование началось именно с ГАЗ-3105 - Советский Союз еще существовал, и проект перспективной Волги преподносился руководством ГАЗа как современный автомобиль для представителей номенклатуры. Тем более, что представительская Чайка ГАЗ-14 к концу восьмидесятых была в приказном порядке снята с производства - на очередном витке борьбы с привилегиями.
На прототипах Волги ГАЗ-3105 было внедрено реечное рулевое управление, независимая подвеска, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Рассчитывали внедрить и 3,4-литровый двигатель V8. Его карбюраторная версия развивала 156 л.с., отдачу впрысковой модификации планировалось довести до 170-190 л.с. В оснащении - электрические стеклоподъемники и регулировки сидений, климат-контроль, кожаные кресла.
Однако мы помним, что процесс проектирования нового автомобиля и подготовки его к серийному выпуску - дело не только ответственное, но и достаточно долгое. К производству новая машина была готова в 1992 году - уже в совершенно иной стране.
В новых условиях богато оснащенный и при этом дорогой отечественный автомобиль не мог конкурировать с появившимися в массовом количестве иномарками. Тем не менее, проект ГАЗ-3105 был окончательно закрыт лишь в 1996 году - к этому времени удалось собрать чуть более полусотни машин.
Запланированные к производству еще в 80-х Волги 3103 и 3104 все же спроектировали и построили, но на Московском автосалоне 1998 года показывали лишь в статусе выставочных образцов без особой надежды на серийное воплощение. А вот представленная тогда же Волга ГАЗ-3111 с дизайном, явно перекликающимся с легендарной двадцать первой, все же добралась в конечном итоге до автосалонов.
А тогда, в 1998-м, публике представили всего лишь шоукар с пластиковыми кузовными панелями - по эскизам российских дизайнеров выставочный образец на каркасе кузова серийной Волги-3110 изготовили в США. Создавалась новая Волга на старой заднеприводной платформе под руководством главного конструктора легковых автомобилей ГАЗа Сергея Батьянова и главного дизайнера Игоря Безродных.
Эксперименты с внешностью в стиле ретро на рубеже тысячелетий практиковали не только специалисты ГАЗа, но и мировые автогиганты - достаточно вспомнить, к примеру, Plymouth Prowler, Volkswagen New Beetle или Jaguar S-Type. А то и, заглянув на несколько лет вперед, весьма успешный новый Mini и вечно живой Fiat 500…
Так что хромированную птичку на крышке багажника и ободки вокруг задних фонарей, унаследованные Волгой ГАЗ-3111 от М-21 ранних выпусков, не получится назвать чем-то из ряда вон выходящим. Хотя, надо признать, что в целом образ машины вышел весьма эклектичным - но при этом безошибочно узнаваемым, этого не отнять.
Внешность под старину при этом сочеталась с грамотной инженерной проработкой. Прототипы продували в аэродинамической трубе и разрабатывали с учетом современных на тот момент требований по пассивной безопасности - в том числе с прицелом на успешное прохождение краш-теста по методике EuroNCAP. К примеру, двери были усилены продольными брусьями, а тормозная система снабжена АБС производства Bosch. Похоже, впервые в российском автопроме...
И все же в конструкции новой Волги передовые технические решения, обкатанные на предыдущих несостоявшихся проектах, соседствовали с деталями из середины XX века. К примеру, автомобиль получил реечное рулевое управление и современную переднюю подвеску на поперечных рычагах. С шаровыми шарнирами вместо привычных для Волги шкворней, требующих частого обслуживания. Неразрезной задний мост с рессорами при этом остался на своем законном месте - разве что, по сравнению с Волгой-3110, у одиннадцатой была расширена колея и амортизаторы установлены вертикально, а не под наклоном. Кроме того, сзади появился стабилизатор поперечной устойчивости.
Конструктивно новая Волга была рассчитана и на V-образные моторы, однако в базе на ГАЗ-3111 устанавливали рядный 2,5-литровый бензиновый мотор семейства ЗМЗ-405 мощностью 155 л.с. в паре с 5-ступенчатой механикой. Коробка передач также подверглась доработкам - в основном связанным с иной компоновкой машины. По индивидуальному заказу одиннадцатую можно было законно оснастить мотором Toyota с 4-диапазонным автоматом - такими доработками занимались сотрудничающие с ГАЗом придворные фирмы. Правда, тогда цена отечественного мелкосерийного автомобиля становилась пугающей...
Да и с отечественным силовым агрегатом Волга-3111 в начале нулевых стоила весьма недешево - примерно втрое больше обычной Волги ГАЗ-3110. Которая, в итоге, и продержалась на конвейере до самого 2009 года, когда, на волне экономического кризиса, Горьковский автозавод отказался от выпуска легковых машин собственной разработки. Выпуск одиннадцатой же завершился еще раньше, в 2002-м. И коллекционной редкостью эта машина стала, что называется, еще при жизни.