Chevrolet Niva (1 G.) `2002 - Внедорожник (РФ) 2002 | |
|
Другая Нива
Автомобиль, который должен был заменить старую добрую ВАЗ-2121 Нива, в итоге
попал на другой конвейер и в другую автомобильную категорию.
Разработка замены морально устаревшей Нивы началась в 1980-х гг. и затянулась до
конца 1990-х гг., а действующий прототип нового ВАЗ-2123 появился лишь в 1998 г.
Спустя незначительное время завод начал малосерийный выпуск на опытном участке.
Главным кардинальным отличием машины стал кузов современной компоновки, более
обтекаемый и комфортабельный. Запасное колесо из-под капота переместили на
заднюю дверцу, как у большинства джипов. Кузов стал 5-дверным и более
просторным.
Моторный отсек, наоборот, оказался гораздо компактнее. По сути, настолько
компактнее, что инжекторный двигатель ВАЗ-21214 пришлось переработать, чтобы он
поместился. Так появился двигатель ВАЗ-2123.
В определенные периоды на ВАЗ-2123 пробовали ставить разные двигатели:
иностранные дизели и бензиновые, дешевый карбюраторный вариант и 2-литровый
более мощный мотор. Однако эти варианты не прижились.
Чтобы перейти от опытного производства к конвейерному, Волжский автозавод четыре
долгих года искал спонсора и нашел его в лице General Motors. Две компании
создали под выпуск ВАЗ-2123 (если быть точными, под выпуск Chevrolet Niva)
отдельное предприятие - СП GM-АвтоВАЗ.
Изучив машину, GM-овские инженеры пришли к выводу, что она страдает рядом
недоводок, которые будут вредно отражаться на имидже американской компании.
Поэтому они внесли около 1700 изменений. Например, чтобы обеспечить нужный
ресурс двигателя, небольшая самарская компания, производитель вкладышей в пробки
для пивных бутылок, предложила для двигателя Niva прокладки из пробкового дуба -
впервые в истории легкового российского автопрома.
На Chevrolet Niva появился электроусилитель оригинальной вазовской конструкции.
Это сейчас производители всего мира переходят на электроусилители, более
экономичные, чем гидроусилители, а в конце 1990-х гг. он стал революционной
новинкой. Многие покупатели даже отнеслись к нововведению с подозрением.
Chevrolet Niva открыла General Motors путь в Россию и стала одним из самых
популярных джипов страны, заслужив много наград и поставив несколько рекордов.
Автомобиль любят за сочетание невысокой цены (особенно когда речь заходит о
ремонте) и относительно высокого комфорта, неплохие динамические качества и
управляемость.
В отличие от моделей Chevrolet иностранного происхождения, которые часто
проходят обновление, Niva выпускается уже довольно долго без значительных
изменений. Слегка изменяется стиль, улучшаются безопасность и комфортность.
Постепенно машина обросла такими системами, как ABS, подушки безопасности и EBD.
Модификация подвески улучшило управляемость. В 2009 г. в рестайлинге машины
поучаствовало итальянское ателье Bertone, а измененная оптика фар стала давать
более сфокусированный свет.
Передавая документацию на GMАвтоВАЗ, Волжский автозавод настолько был уверен в
том, что ВАЗ-2123 отправит на покой старую Ниву, что заодно передал права на
использование названия Нива и его экспортного варианта Niva.
Однако получилось не так. Новинка оказалась почти в 2 раза дороже
предшественницы, и продажи прежней Нивы отнюдь не упали. А на более стильную и
комфортную новинку обратили внимание те, кто раньше покупал недорогие
иностранные джипы: KIA Sportage или Suzuki Vitara.
Перед АвтоВАЗ встала дилемма: снимать Ниву с конвейера смысла нет, но выпускать
под прежним названием ее нельзя. Поэтому машину переименовали в Lada 4х4.
Сейчас оба автомобиля относительно мирно сосуществуют: слишком разные у них
покупатели. Одна загвоздка: какие бы усилия ни прилагали заводы, приучая
покупателей к изменившимся названиям, для российских водителей Chevrolet Niva
так и остается другой Нивой. Они называют ее Шеви Нива, а Lada 4х4 - по старинке
Нивой.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4