BelAZ (карьерные самосвалы) В 2003 г. | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
BelAZ (Республика Беларусь)
ПО «БелАЗ», ул. 40 лет Октября, 4, 222160 г. Жодино, Республика Беларусь, E-mail:
root@belaz.minsk.by, info@belaz.ru
Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), созданный в 1958 г. в поселке Жодино
близ Минска, со временем превратился в одного из крупнейших в мире изготовителей
карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т и тяжелой внедорожной
техники. В трудное время после распада СССР и формирования независимой
Республики Беларусь, несмотря на огромные производственные и финансовые
проблемы, БелАЗ не только не прекращал своей деятельности, но и создавал новые
образцы уникальных машин, которые выпускаются на конвейере в кооперации с
многочисленными предприятиями России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В
настоящее время завод работает над созданием новых машин повышенной
грузоподъемности и принципиально новой техники, находящейся на уровне лучших
зарубежных аналогов. Совместно с российскими специалистами проводятся разработки
систем электронного управления и диагностики агрегатов, а также контроля
давления в шинах. Систематическая борьба за качество и надежность продукции
позволили БелАЗу получить в ноябре 2000 г. международный Сертификат на
соответствие качества стандарту ISO 9001. Сегодня его машины эксплуатируются
более чем в 50 странах мира. Современная программа карьерных самосвалов БелАЗ
сформирована из машин, представляющих собой дальнейшие модификации автомобилей,
разработанных несколько десятилетий назад, и совершенно новой техники,
соответствующей большинству мировых стандартов. Главными задачами предприятия
являются не только расширение своей номенклатуры и создание комплексной
программы карьерной техники, но и постоянное совершенствование уже освоенных
машин, повышение их технического уровня, экономичности, надежности и
конкурентоспособности на рынках России, стран СНГ и зарубежных покупателей, а
также повышение комфортности работы и безопасности труда водителя, расширение
дилерской и сервисной сети. За более чем 40-летнюю историю самосвалы БелАЗ
зарекомендовали себя как простые, прочные, производительные и маневренные машины
с достаточно высоким ресурсом, которого удалось достичь благодаря применению
современных силовых агрегатов и узлов отечественного и зарубежного производства,
использованию высокопрочных материалов и современных дизайнерских решений.
Большинство самосвалов БелАЗа имеют принципиально одинаковую конструкцию. Их
основой является сварная лонжеронная рама коробчатого сечения переменной высоты,
изготовленная из высокопрочной низколегированной стали. В ее передней части
устанавливаются современные экономичные многоцилиндровые дизельные силовые
агрегаты мощностью от 360 до 2500 л.с. с непосредственным впрыском топлива.
Машины «легкого класса» грузоподъемностью 30-55 т оснащаются гидромеханической
трансмиссией, состоящей из одноступенчатого гидротрансформатора с автоматической
блокировкой, 1-ступенчатого согласующего редуктора, планетарной 4-вальной
коробки передач с электрогидравлическим включением и гидродинамическим
тормозом-замедлителем с электрическим управлением. В зависимости от исполнения
трансмиссия имеет 3, 5 или 6 передач вперед и 1-2 назад. Самосвалы оборудованы
задними ведущими мостами с 1-ступенчатой конической парой, дифференциалом с 4
сателлитами и планетарными колесными редукторами. На машинах грузоподъемностью
более 80 т используется электромеханическая трансмиссия, включающая генератор
мощностью 630-1400 кВт, от которого ток подается на тяговые электродвигатели
переменного или постоянного тока мощностью 360-640 кВт, встроенные в обе задние
ступицы. Подвеска каждой пары колес пневмогидравлическая на двух цилиндрах,
заполненных маслом и азотом. Рабочие тормоза барабанные с пневматическим
2-контурным приводом - раздельным на передние и задние колеса. На новых тяжелых
машинах - дисковые с гидроприводом и устройством регулировки зазора. Все
автомобили оборудованы объединенной гидросистемой, в которую входят усилитель
рулевого механизма, привод тормозов и гидроподъемник кузова. Рулевое управление
оснащено аварийным приводом от энергетического гидропневматического
аккумулятора. Колеса снабжены камерными или бескамерными радиальными шинами с
посадочным размером от 25 до 57 дюймов. Грузовые платформы ковшового типа с
геометрической ёмкостью от 15 до 92 м3 (с «шапкой» - 18,5-130 м3) выполнены из
высокопрочной и износостойкой стали, снабжены телескопическими гидроцилиндрами
для заднего опрокидывания, поперечными или продольными ребрами жёсткости,
передним защитным козырьком и обогреваются отработавшими газами двигателя.
Машины могут оснащаться бортовой системой управления и контроля, которая
анализирует работу основных агрегатов и исполнительных органов. Собранные ею
данные передаются водителю на приборный щиток, позволяя выбрать наиболее
оптимальный режим управления машиной и предупреждая об опасных ситуациях.
Специальный «черный ящик» служит на накапливания информации о неисправностях и
аварийных случаях. Одно- или 2-местная местная кабина снабжена системой
безопасности ROPS, сиденьем водителя на торсионной или пневматической подвеске,
регулируемой рулевой колонкой, дополнительным боковым сиденьем, 3-слойным
лобовым стеклом, отопителем и стеклоомывателем, соответствует требованиям
стандартов по уровню внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и
запыленности воздуха. По заказу машины комплектуются системами централизованной
смазки и автоматического пожаротушения, предпусковым подогревателем,
взвешивающим устройством. В кабине могут быть установлены бортовой компьютер,
кондиционер, тонированные стекла, радиоприемник и аудиопроигрыватель. Полная
масса машин БелАЗ колеблется от 53 до 370 т. Их габаритная длина составляет
7,1-14,6 м, ширина - 4,5-7,8 м, высота -3,9-6,5 м. Максимальная скорость - 40-55
км/ч. Производственную программу БелАЗа возглавляют самосвалы серий 7540 и 7548,
являющиеся развитием хорошо известных машин БелАЗ-540 и БелАЗ-548, созданных еще
в 60-е гг. По сравнению со своими предшественниками они имеют усиленную ходовую
часть, модернизированную трансмиссию, тормоз-замедлитель, кузова увеличенной
ширины, бескамерные шины, кабины повышенной комфортности и более современный
внешний вид. В 30-тонную серию 7540 входят 7 унифицированных моделей,
отличающихся типом двигателя и коробки передач. Прямыми наследниками БелАЗа-540
являются машины 7540В и 7540Е с 360-сильным дизелем ЯМЗ-240М2 и 3-ступенчатой
коробкой передач. На модели 75406 установлен 420-сильный вариант этого мотора.
Машины 7540А и 75404 оснащены двигателями ЯМЗ-240ПМ2 и ТМЗ-8424 в 420-425 л.с. и
5-ступенчатой коробкой, а на модели 7540D используется немецкий 15,8-литровый
дизель Deutz BF8M V8 мощностью 395 л.с. жидкостного охлаждения. Гамму 7548
составляют 42-тонные модели 7548А, 75481, 7548D и 75483, оборудованные
соответственно двигателями ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-8401, Deutz BF8M и американским
рядным 6-цилиндровым Cummins KTA19C мощностью 500-600 л.с. и 5-ступенчатой
трансмиссией. Развитием этой серии стало новое усиленное 45-тонное поколение
7547, состоящее из соответствующих моделей 7547, 75471, 7547D и 75473. Программу
«механических» самосвалов замыкает 55-тонное семейство 7555, созданное в 1995 г.
Сегодня оно включает 3 машины 7555А, 7555В и 7555Е, отличающиеся установкой
6-ступенчатой коробки передач и 3 типов двигателей - ЯМЗ-845.10, Cummins KTA19C
и QSK19 мощностью 730, 700 и 710 л.с. соответственно. Вторую группу самосвалов
БелАЗ составляют машины с электрической трансмиссией. Ее возглавляет 80-тонная
серия 7549, восходящая к известной модели БелАЗ-549. Теперь в нее входят 2
варианта 75491 и 75492, оборудованные отечественным 1100-сильным дизелем
6ДМ-21АМ или американским Cummins KTA38C в 1020 л.с. с турбонаддувом, которые
служат для привода 630-киловаттного генератора, от которого ток поступает на 2
тяговых электромотора ДК-722 мощностью по 360 кВт. Автомобили имеют ёмкость
кузова 35 м3, полную массу 154 т и развивают скорость 50 км/ч. Следующая
120-тонная серия 7514 состоит из моделей 7514-10, 75141-10 и 75145 полной массой
215 т, оборудованных силовыми агрегатами 8ДМ-21АМ, 8РАЧ-185М2 и КТА38С мощностью
1200 и 1400 л.с., генератором переменного тока в 800 кВт, указанными выше
тяговыми электродвигателям и передней независимой подвеской. Ее развитием стала
130-тонная гамма 7513 с улучшенным дизайном и всеми дисковыми тормозами. В нее
входят модели 75131 и 75132 с двигателями мощностью 1500-1620 л.с. и тяговыми
электромоторами в 420 кВт. Такие самосвалы предлагаются с 47-кубовыми кузовами,
имеют полную массу 205-236 т и достигают скорости 45 км/ч. Развитием
БелАЗа-7521, разработанного еще в начале 80-х гг., стали самые крупные в
программе машины 75215 и 75216 грузоподъемностью 180-190 т с габаритной длиной
около 15 м, оборудованные одним 2300-сильным агрегатом 12ЧН1А V12 рабочим
объемом 165,5 л, генератором в 1400 кВт, разными типами тяговых электромоторов
мощностью 560-640 кВт, задними дисковыми тормозами и кузовами вместимостью 84-92
м3. На их основе разработан новый более совершенный компактный и низкий самосвал
7530 грузоподъемностью 200-220 т, который предлагается с разными силовыми
агрегатами мощностью 2400-2500 л.с. Эта модель стала базой для дальнейшего
совершенствования самосвалов БелАЗ в сторону увеличения их полезной нагрузки и
повышения технического уровня. На шасси карьерных самосвалов БелАЗ предлагает
поливооросительную цистерну 7648 и 2 модели тяжелых ремонтно-эвакуационных машин
- 7423 и 7424. К новым перспективным разработкам БелАЗа относятся первые образцы
3-осного 36-тонного самосвала 7528 с шарнирно-сочлененной рамой.
КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2004 - CD (Электронное издание)