BelAZ (карьерные самосвалы) В 2003 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

BelAZ (Республика Беларусь)

ПО «БелАЗ», ул. 40 лет Октября, 4, 222160 г. Жодино, Республика Беларусь, E-mail: root@belaz.minsk.by, info@belaz.ru

Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), созданный в 1958 г. в поселке Жодино близ Минска, со временем превратился в одного из крупнейших в мире изготовителей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т и тяжелой внедорожной техники. В трудное время после распада СССР и формирования независимой Республики Беларусь, несмотря на огромные производственные и финансовые проблемы, БелАЗ не только не прекращал своей деятельности, но и создавал новые образцы уникальных машин, которые выпускаются на конвейере в кооперации с многочисленными предприятиями России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время завод работает над созданием новых машин повышенной грузоподъемности и принципиально новой техники, находящейся на уровне лучших зарубежных аналогов. Совместно с российскими специалистами проводятся разработки систем электронного управления и диагностики агрегатов, а также контроля давления в шинах. Систематическая борьба за качество и надежность продукции позволили БелАЗу получить в ноябре 2000 г. международный Сертификат на соответствие качества стандарту ISO 9001. Сегодня его машины эксплуатируются более чем в 50 странах мира. Современная программа карьерных самосвалов БелАЗ сформирована из машин, представляющих собой дальнейшие модификации автомобилей, разработанных несколько десятилетий назад, и совершенно новой техники, соответствующей большинству мировых стандартов. Главными задачами предприятия являются не только расширение своей номенклатуры и создание комплексной программы карьерной техники, но и постоянное совершенствование уже освоенных машин, повышение их технического уровня, экономичности, надежности и конкурентоспособности на рынках России, стран СНГ и зарубежных покупателей, а также повышение комфортности работы и безопасности труда водителя, расширение дилерской и сервисной сети. За более чем 40-летнюю историю самосвалы БелАЗ зарекомендовали себя как простые, прочные, производительные и маневренные машины с достаточно высоким ресурсом, которого удалось достичь благодаря применению современных силовых агрегатов и узлов отечественного и зарубежного производства, использованию высокопрочных материалов и современных дизайнерских решений. Большинство самосвалов БелАЗа имеют принципиально одинаковую конструкцию. Их основой является сварная лонжеронная рама коробчатого сечения переменной высоты, изготовленная из высокопрочной низколегированной стали. В ее передней части устанавливаются современные экономичные многоцилиндровые дизельные силовые агрегаты мощностью от 360 до 2500 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Машины «легкого класса» грузоподъемностью 30-55 т оснащаются гидромеханической трансмиссией, состоящей из одноступенчатого гидротрансформатора с автоматической блокировкой, 1-ступенчатого согласующего редуктора, планетарной 4-вальной коробки передач с электрогидравлическим включением и гидродинамическим тормозом-замедлителем с электрическим управлением. В зависимости от исполнения трансмиссия имеет 3, 5 или 6 передач вперед и 1-2 назад. Самосвалы оборудованы задними ведущими мостами с 1-ступенчатой конической парой, дифференциалом с 4 сателлитами и планетарными колесными редукторами. На машинах грузоподъемностью более 80 т используется электромеханическая трансмиссия, включающая генератор мощностью 630-1400 кВт, от которого ток подается на тяговые электродвигатели переменного или постоянного тока мощностью 360-640 кВт, встроенные в обе задние ступицы. Подвеска каждой пары колес пневмогидравлическая на двух цилиндрах, заполненных маслом и азотом. Рабочие тормоза барабанные с пневматическим 2-контурным приводом - раздельным на передние и задние колеса. На новых тяжелых машинах - дисковые с гидроприводом и устройством регулировки зазора. Все автомобили оборудованы объединенной гидросистемой, в которую входят усилитель рулевого механизма, привод тормозов и гидроподъемник кузова. Рулевое управление оснащено аварийным приводом от энергетического гидропневматического аккумулятора. Колеса снабжены камерными или бескамерными радиальными шинами с посадочным размером от 25 до 57 дюймов. Грузовые платформы ковшового типа с геометрической ёмкостью от 15 до 92 м3 (с «шапкой» - 18,5-130 м3) выполнены из высокопрочной и износостойкой стали, снабжены телескопическими гидроцилиндрами для заднего опрокидывания, поперечными или продольными ребрами жёсткости, передним защитным козырьком и обогреваются отработавшими газами двигателя. Машины могут оснащаться бортовой системой управления и контроля, которая анализирует работу основных агрегатов и исполнительных органов. Собранные ею данные передаются водителю на приборный щиток, позволяя выбрать наиболее оптимальный режим управления машиной и предупреждая об опасных ситуациях. Специальный «черный ящик» служит на накапливания информации о неисправностях и аварийных случаях. Одно- или 2-местная местная кабина снабжена системой безопасности ROPS, сиденьем водителя на торсионной или пневматической подвеске, регулируемой рулевой колонкой, дополнительным боковым сиденьем, 3-слойным лобовым стеклом, отопителем и стеклоомывателем, соответствует требованиям стандартов по уровню внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха. По заказу машины комплектуются системами централизованной смазки и автоматического пожаротушения, предпусковым подогревателем, взвешивающим устройством. В кабине могут быть установлены бортовой компьютер, кондиционер, тонированные стекла, радиоприемник и аудиопроигрыватель. Полная масса машин БелАЗ колеблется от 53 до 370 т. Их габаритная длина составляет 7,1-14,6 м, ширина - 4,5-7,8 м, высота -3,9-6,5 м. Максимальная скорость - 40-55 км/ч. Производственную программу БелАЗа возглавляют самосвалы серий 7540 и 7548, являющиеся развитием хорошо известных машин БелАЗ-540 и БелАЗ-548, созданных еще в 60-е гг. По сравнению со своими предшественниками они имеют усиленную ходовую часть, модернизированную трансмиссию, тормоз-замедлитель, кузова увеличенной ширины, бескамерные шины, кабины повышенной комфортности и более современный внешний вид. В 30-тонную серию 7540 входят 7 унифицированных моделей, отличающихся типом двигателя и коробки передач. Прямыми наследниками БелАЗа-540 являются машины 7540В и 7540Е с 360-сильным дизелем ЯМЗ-240М2 и 3-ступенчатой коробкой передач. На модели 75406 установлен 420-сильный вариант этого мотора. Машины 7540А и 75404 оснащены двигателями ЯМЗ-240ПМ2 и ТМЗ-8424 в 420-425 л.с. и 5-ступенчатой коробкой, а на модели 7540D используется немецкий 15,8-литровый дизель Deutz BF8M V8 мощностью 395 л.с. жидкостного охлаждения. Гамму 7548 составляют 42-тонные модели 7548А, 75481, 7548D и 75483, оборудованные соответственно двигателями ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-8401, Deutz BF8M и американским рядным 6-цилиндровым Cummins KTA19C мощностью 500-600 л.с. и 5-ступенчатой трансмиссией. Развитием этой серии стало новое усиленное 45-тонное поколение 7547, состоящее из соответствующих моделей 7547, 75471, 7547D и 75473. Программу «механических» самосвалов замыкает 55-тонное семейство 7555, созданное в 1995 г. Сегодня оно включает 3 машины 7555А, 7555В и 7555Е, отличающиеся установкой 6-ступенчатой коробки передач и 3 типов двигателей - ЯМЗ-845.10, Cummins KTA19C и QSK19 мощностью 730, 700 и 710 л.с. соответственно. Вторую группу самосвалов БелАЗ составляют машины с электрической трансмиссией. Ее возглавляет 80-тонная серия 7549, восходящая к известной модели БелАЗ-549. Теперь в нее входят 2 варианта 75491 и 75492, оборудованные отечественным 1100-сильным дизелем 6ДМ-21АМ или американским Cummins KTA38C в 1020 л.с. с турбонаддувом, которые служат для привода 630-киловаттного генератора, от которого ток поступает на 2 тяговых электромотора ДК-722 мощностью по 360 кВт. Автомобили имеют ёмкость кузова 35 м3, полную массу 154 т и развивают скорость 50 км/ч. Следующая 120-тонная серия 7514 состоит из моделей 7514-10, 75141-10 и 75145 полной массой 215 т, оборудованных силовыми агрегатами 8ДМ-21АМ, 8РАЧ-185М2 и КТА38С мощностью 1200 и 1400 л.с., генератором переменного тока в 800 кВт, указанными выше тяговыми электродвигателям и передней независимой подвеской. Ее развитием стала 130-тонная гамма 7513 с улучшенным дизайном и всеми дисковыми тормозами. В нее входят модели 75131 и 75132 с двигателями мощностью 1500-1620 л.с. и тяговыми электромоторами в 420 кВт. Такие самосвалы предлагаются с 47-кубовыми кузовами, имеют полную массу 205-236 т и достигают скорости 45 км/ч. Развитием БелАЗа-7521, разработанного еще в начале 80-х гг., стали самые крупные в программе машины 75215 и 75216 грузоподъемностью 180-190 т с габаритной длиной около 15 м, оборудованные одним 2300-сильным агрегатом 12ЧН1А V12 рабочим объемом 165,5 л, генератором в 1400 кВт, разными типами тяговых электромоторов мощностью 560-640 кВт, задними дисковыми тормозами и кузовами вместимостью 84-92 м3. На их основе разработан новый более совершенный компактный и низкий самосвал 7530 грузоподъемностью 200-220 т, который предлагается с разными силовыми агрегатами мощностью 2400-2500 л.с. Эта модель стала базой для дальнейшего совершенствования самосвалов БелАЗ в сторону увеличения их полезной нагрузки и повышения технического уровня. На шасси карьерных самосвалов БелАЗ предлагает поливооросительную цистерну 7648 и 2 модели тяжелых ремонтно-эвакуационных машин - 7423 и 7424. К новым перспективным разработкам БелАЗа относятся первые образцы 3-осного 36-тонного самосвала 7528 с шарнирно-сочлененной рамой.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2004 - CD (Электронное издание)