Komatsu (карьерные самосвалы) В 2003 г. | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Komatsu (Япония/США)
«Комацу»: Komatsu Ltd., 2-3-6 Akasaka, Minato-ku, Tokyo 107, Japan, Komatsu
Mining Systems, Inc., 568 Atrium Drive, Vernon Hills, Illinois 60061-8131, USA,
E-mail: yuevt@komos.ru
Основанная в мае 1921 г., небольшая фирма Komatsu по производству
горнодобывающего оборудования со временем превратилась в многоотраслевой
транснациональный концерн с предприятиями во многих странах мира, где трудятся
42 тыс. человек. Главным направлением его деятельности остается гусеничная
дорожно-строительная и горная техника, к которой в начале 50-х гг.
присоединились карьерные самосвалы, оборудованные дизельными двигателями с
турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, выпускавшимися в Японии по
лицензии компании Cummins. Наиболее обширная современная гамма тяжелых
внедорожных самосвалов Komatsu берет начало от 32-тонной машины HD320
собственной конструкции, которая сразу же вывела фирму на мировой уровень, но
наиболее известным и популярным стал самосвал HD1200 c электрической
трансмиссией, созданный в середине 70-х гг. Очередной этап расширения компании
Komatsu произошел в 1996 г., когда в США было образовано собственное отделение,
взявшее в свои руки выпуск сверхтяжелых самосвалов фирмы WABCO. Современная
программа тяжелых самосвалов Komatsu включает 18 базовых моделей
грузоподъемностью от 25 до 290 т и полной массой 50-500 т. Вся гамма достаточно
четко делится на 3 группы. Первая включает семейство 3-осных полноприводных
внедорожных машин с шарнирно-сочлененной рамой, две остальные группы составляют
карьерные самосвалы японского производства с гидромеханической трансмиссией и с
электрической, выпускаемые в США. Программу Komatsu возглавляют
шарнирно-сочлененные машины с колесной формулой 6х6, разработанные в 80-е гг. в
кооперации с норвежской фирмой Moxy. Сегодня на смену первой серии НА пришла
новая гамма НМ, включающая 3 унифицированные базовые модели НМ300-1, НМ350-1 и
НМ400-1 грузоподъемностью 27,5-36,5 т с полной массой 50-67 т, оборудованные
опрокидывающимися назад кузовами ковшового типа ёмкостью 12,9-16,5 м3 (с
«шапкой» - 16,6-22,3 м3). Все они укомплектованы рядными 6-цилиндровыми
дизельными двигателями Komatsu мощностью 324-430 л.с. и автоматической
6-ступенчатой коробкой передач с электронным управлением K-ATOMiCS, постоянным
приводом на все колеса с блокируемыми дифференциалами повышенного трения и
планетарными колесными редукторами, подвеской на гидропневматических и резиновых
амортизаторах, дисковыми тормозами с гидроприводом и безопасной 2-местной
кабиной, откидывающейся назад. В основе гаммы карьерных самосвалов японского
производства грузоподъемностью 20-105 т лежат конструкции 70-80-х гг.,
неоднократно модернизированные и улучшенные, причем отдельные модели сегодня
выпускаются в третьем, пятом и даже шестом поколениях, о чем свидетельствует
последняя цифра в их маркировке. Большинство машин оснащаются собственными
силовыми агрегатами и узлами, в том числе экономичными 6- или 12-цилиндровыми
дизелями с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным
охлаждением воздуха наддува и электронным управлением, автоматическими
гидромеханическими 6- или 7-ступенчатыми коробками передач, планетарными
колесными редукторами, многодисковыми гидродинамическими
тормозами-замедлителями, подвеской на гидропневматических стойках, заполненных
маслом и азотом (передняя - независимая типа McPherson), механизмом управления с
гидроцилиндрами двойного действия, всеми дисковыми тормозами с
гидропневматическим приводом, прочной лонжеронной рамой и кузовами, выполненными
из высокопрочной стали с сопротивлением растяжению до 130 кг/см2. Самым
маленьким карьерным самосвалом Komatsu является 25-тонная модель HD255-5 с
11-литровым мотором мощностью 316 л.с. и 6-ступенчатой трансмиссией. За ней
следует обширное унифицированное семейство машин HD325-6, HD405-6, HD465-5 и
HD605-5 грузоподъемностью 36-63 т, оснащенных рядными 6-цилиндровыми двигателями
повышенной экономичности с рабочим объемом 15,2 и 23,2 л, развивающими мощность
488 и 715 л.с. соответственно, и автоматической 7-ступенчатой коробкой передач с
электронным управлением K-ATOMiCS, гарантирующим безударное переключение и выбор
оптимальной ступени при любых условиях работы. В ступицы задних колес
вмонтированы многодисковые гидродинамические замедлители, обеспечивающие
безопасное движение по затяжным и крутым карьерным спускам. Наиболее
совершенными и прогрессивными являются самосвалы HD785-5 и HD985-5 с полезной
нагрузкой 91 и 105 т, оборудованные экономичным 30,5-литровым дизелем Komatsu
SA12V140 V12 мощностью 1010-1050 л.с. Они относятся к наиболее популярному в
мире 100-тонному классу, в котором доля Komatsu составляет 25%, а общее
количество выпущенных машин превышает 2000 единиц. Параметры этого двигателя с
электронной системой управления признаны наилучшими в своем классе, а
продолжительность его эксплуатации между заменами масла, составляющая 500
мото-часов, в 2 раза превышает показатели других изготовителей. Самосвалы имеют
пониженное расположение центра тяжести, V-образную грузовую платформу с
геометрической ёмкостью 39-45 м3, обогреваемую отработавшими газами, удобную
кабину с панорамным остеклением и дисплейными приборами. Их максимальная
скорость составляет 65-70 км/ч. Особое положение в программе Komatsu занимают
самосвалы HD1200 с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 120-136 т
и полной массой 219-237 т. Они комплектуются 37,7-литровым дизелем Cummins V12
мощностью 1160-1310 л.с. и электрической трансмиссией, состоящей из генератора
переменного тока в 811 кВт и двух электромоторов мощностью по 343 кВт в ступицах
задних колес. 136-тонный вариант HD1200-1D с мотором в 1350 л.с. был создан
специально для России, где работает в глубоких карьерах. Теперь ему на смену
пришел самосвал HD1500-5 грузоподъемностью 150-164 т, выпускающийся в США. Он
оборудован 45-литровым дизелем Komatsu V12 в 1406 л.с. и гидромеханической
7-ступенчатой трансмиссией, снабжен кузовом ёмкостью 54 м3, имеет полную массу
около 250 т и развивает скорость 57,5 км/ч. Важным поворотным моментом в истории
фирмы стал 1988 г., когда она начала сотрудничество с американской компанией
Dresser, незадолго до того выкупившей у фирмы WABCO производство самосвалов
Haulpak. В январе 1996 г. она вошла в состав Komatsu как американское отделение
Komatsu America International Co., переименованное впоследствии в Komatsu Mining
Systems, Inc. Оно предлагает 4 модели 630Е, 730Е, 830Е и 930Е-2
грузоподъемностью 172-290 т, оборудованные дизелями Cummins K1800E или Komatsu
SSA/SSDA16V V16 мощностью 1728-2550 л.с. и электрической трансмиссией General
Electric с системой управления и диагностики Statex III. По наследству от машин
WABCO они получили модернизированные узлы шасси: пространственную А-образную
раму из высокопрочной стали с интегрированным бампером и задней трубчатой
поперечиной, гидропневматическую подвеску Hydrair, сухие дисковые тормоза
Rockwell с гидроприводом (на модели 930Е-2 - в масляной ванне), а также
характерный общий стиль. Крупнейший в программе Komatsu самосвал 930Е-2,
грузоподъемность которого в США составляет 320 «коротких» тонн, впервые
превзошел заветный 300-тонный барьер. Автомобили Komatsu американского
производства оборудованы гидродинамическими замедлителями с тормозной мощностью
до 5400 л.с., кузовами с геометрической ёмкостью 77-171 м3 (с «шапкой» - 103-211
м3), имеют полную массу 294,5-499,0 т и способны двигаться со скоростями от 49
до 64,5.
КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2004 - CD (Электронное издание)