ЗИЛ (специальные автомобили) В 2003 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ЗИЛ

Открытое Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), 109280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23

www.amo-zil.ru

Большинство грузовых автомобилей, выпускающихся на Московском автозаводе ЗИЛ, используются в качестве базы для многочисленных машин подразделений МЧС, пожарной охраны, МВД и аварийных служб. Помимо того, сегодня ЗИЛ является единственным крупным российским автомобильным заводом, который на своем главном конвейере вместе с остальными автомобилями собирает пожарные машины на собственных шасси.

Бесспорно, основным легким шасси марки ЗИЛ, предназначенным для оснащения специальным оборудованием, является хорошо известный 3-тонный развозной ЗИЛ-5301 «Бычок» полной массой около 7 т, олицетворяющий сегодня лицо этого предприятия. Надстройки для него и внутреннее оснащение изготовляют различные российские предприятия. Для пожарных и спасательных автомобилей применяются в основном шасси 5301ЕО с 3-местной кабиной и 5301ГА с двойной на 7 мест, имеющие колесную базу 4250 мм. Они комплектуются 4,75-литровым дизелем Д-245 с турбонаддувом Минского моторного завода (ММЗ), развивающим мощность 109 л.с., и механической 5-ступенчатой коробкой передач. В 2002 г. фирма «Самотлор-НН» на шасси ЗИЛ-5301Н1 с колесной базой 3245 мм представила санитарный автомобиль со 136-сильным дизелем Д-245.9 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, соответствующим нормам Euro-2. Он впервые получил заднюю регулируемую пневматическую подвеску, АБС, ведущий мост с блокируемым дифференциалом и колесами с односкатными шинами. На полноприводном шасси 432732 (4х4) со 109-сильным дизелем, базой в 4140 мм и кабиной «Бычка» Торжокский завод пожарной техники выпускает аварийно-спасательный автомобиль быстрого реагирования. В цельнометаллическом фургоне ЗИЛ-5301СС устанавливается различное спецоборудование для подразделений МВД и ФСБ. К собственной продукции специального назначения можно отнести автомобиль-эвакуатор ЗИЛ-5301ЧА для эвакуации припаркованных легковых машин и освобождения места для работы специальных служб в чрезвычайных ситуациях. Он снабжен грузовой платформой и электрической лебедкой с тяговым усилием 3,5 тс. Для ритуальных целей предлагается грузопассажирский автобус ЗИЛ-325010 на 13-17 мест с центральным грузовым подиумом между рядами сидений и задними распашными дверями. Специально для МЧС Российской Федерации разработано шасси 3858-ГВА (4х4) со 136-сильным дизелем, всеми ведущими и управляемыми колесами.

В гамме стандартных грузовиков, оснащенных 6-литровым бензиновым двигателем V8 мощностью 150 л.с., под установку противопожарного оборудования различные специализированные предприятия России используют серийные шасси 433362 и 433112 с колесной базой 3800 и 4500 мм соответственно, а также длиннобазный вариант 433114 с 4-дверной кабиной с двумя рядами сидений на 7 человек. В последнее время более широко применяется специальное пожарное шасси 433104, оснащенное дизельным двигателем ЗИЛ-645 V8 мощностью 185 л.с., 9-ступенчатой коробкой передач, дополнительной раздаточной коробкой и двойной кабиной. Для более мощных пожарных машин используются шасси 433422 (6х6) и 133Г42 (6х4) с дизельными двигателями V8 мощностью 170 и 200 л.с. До недавнего времени изготовители пожарной автотехники, расположенные в Уральском регионе и в Сибири, в качестве базового автомобиля использовали продукцию Уральского автомоторного завода (УАМЗ), в том числе шасси 431412 (4х2), ЗИЛ-131НА (6х6) и его модернизированный вариант 433440, оборудованные 6-литровым бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10 V8 мощностью 150 л.с. С 1999 г. ЗИЛ занимается изготовлением собственных пожарных автомобилей, которые разрабатывает ОГК по спецтехнике под руководством В. П. Соловьева. От прежней продукции Московского карбюраторного завода они отличаются модернизированными более удобными и низкими кузовами со шторными алюминиевыми дверями. Основой программы являются пожарные цистерны пенного тушения. Легкая модель АЦ-0,8-30/2 базируется на шасси ЗИЛ-530104 с 7-местной кабиной, тормозной системой с АБС и колесной базой 3650 мм, которое первоначально было разработано под фургоны и автобусы. В его надстройке размещены цистерны на 800 л воды и 80 л пенообразователя, а в задней части установлен 2-ступенчатый насос IVECO-Magirus MAB200 с подачей 30 л/с при напоре 100 м или 2 л/с для доставки жидкости на высоту до 400 м. По заказу предлагаются комбинированный насос НЦПК-40/100-4/400 или австрийский Rosenbauer NH20. Противопожарное оснащение включает рукава высокого давления, ручные стволы, порошковые огнетушители. В спасательном исполнении машина оборудована электрогенератором мощностью 1,5-4,0 кВт, гидравлическим инструментом и 5-метровой телескопической мачтой для прожекторов. На шасси 433104 выпускается низкопрофильная пожарная машина АЦ-3,2-40 с цистернами для воды и пенообразователя вместимостью 3200 и 200 л и простым 1-ступенчатым насосом ПН-40УВ с подачей 40 л/с. В 2002 г. появился пожарный автомобиль ЗИЛ-433474 (АЦ-2,5-40/2) полной массой 11,6 т на усиленном шасси 433475 со 175-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-509.10, 5-ступенчатой коробкой передач и дополнительным охлаждением силовых агрегатов. Предназначенный в основном для сельских районов, он получил ёмкость на 2500 л воды и насос ПН-40У. В 2003 г. завод представил тяжелую пожарную автоцистерну ЗИЛ-640904 (АЦ-5,0-40) полной массой 15,6 т, выполненную на 210-сильном шасси 6х4 с двойной 7-местной кабиной, которая может доставлять на место пожара 5000 л воды и 300 л пенообразователя.

Созданное в начале 90-х гг. ОАО «Вездеход ГВА» с производственной базой на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) в городе Балахна Нижегородской области предлагает для спасательных служб наиболее оригинальные российские многоцелевые автомобили высокой проходимости с колесной формулой 6х6, оборудованные бортовой трансмиссией, передними и задними управляемыми колесами, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами и системой регулирования давления в шинах. Для работы в самых труднопроходимых районах служат универсальные авиатранспортабельные 4,5-тонные капотные машины ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4975, оборудованные дизелем ЗИЛ-645 или Caterpillar мощностью 185 л.с. переднего расположения, 9-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, разными кабинами, бортовой платформой с гидрокраном или специальными надстройками. Наибольшую известность приобрели многоцелевые плавающие вездеходы семейства «Синяя птица». Они предлагаются в грузовом исполнении ЗИЛ-4906 или грузопассажирском ЗИЛ-49061 с серийными бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с., 10-ступенчатой трансмиссией, стеклопластиковыми кузовами, радионавигационными приборами и средствами спасения. Их полная масса составляет 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2005 - CD (Электронное издание)