Scania В 2004 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Scania

«Скания»: Scania AB, 15187 Soedertalje, Sweden; Представительство в России: 143040, г. Голицыно Московской области, Минское шоссе, 43-й км

www.scania.com

Для компании Scania 2004 г. стал одним из наиболее удачных в ее столетней истории: началось серийное производство нового поколения тяжелых грузовиков, высокие потребительские качества которых оценило международное журналистское жюри, присудив им почетный титул «Грузовик 2005 года». В производственной и финансовой сферах, несмотря на затяжной кризис в области сбыта тяжелых грузовиков в странах Западной Европы, положение шведской компании остается достаточно благополучным. В 2003 г. продажи грузовиков и автобусов этой марки достигли 49955 единиц (в 2002 г. - 43669 машин), а доля Scania на западноевропейском рынке возросла с 13,5 % до 14,0 %. Столь же успешно дела фирмы идут и в России: из 2400 новых грузовиков, ввезенных в 2003 г., наибольшая доля (36,8 %) принадлежит компании Scania. В первом полугодии 2004 г. она продала 522 новые машины. В Санкт-Петербурге успешно функционирует совместное предприятие, собирающее автобусы.

Модернизированное поколение грузовиков Scania Новинка

В 2004 г. на смену тяжелым грузовикам Scania всемирно известного четвертого поколения, дебютировавшего в 1995 г., пришли автомобили существенно модернизированного семейства. В него входят машины трех серий с прежними индексами Р, R и T, предназначенные для международных перевозок, развозных операций в черте крупных городов, для работы на строительстве и в других отраслях. Первые образцы появились осенью 2003 г. и были всесторонне испытаны, пройдя в общей сложности несколько миллионов километров, а до марта следующего года было собрано 600 предсерийных машин. На головном заводе компании Scania в Сёдертелье (Швеция) их выпуск начался в апреле 2004 г., в мае и июне их стали собирать на предприятиях в Бельгии и Франции. Автомобили прежнего поколения будут выпускаться только в Бразилии до 2008 г.

Грузовики нового семейства представляют собой глубокую модернизацию предшествующей серии. Основной целью их создания, по словам президента компании Лейфа Остлинга, было «максимальное улучшение эргономики рабочего места водителя, повышение эффективности эксплуатации путем снижения собственной массы, обеспечение еще более высокой надежности и производительности».

В процессе работы над новыми автомобилями специалисты фирмы провели широкие маркетинговые исследования, в частности были учтены пожелания более 1000 опрошенных водителей, работающих на прежних грузовиках Scania. Новое семейство получило упрощенную маркировку моделей, составленную из типовых для фирмы буквенных индексов P, R и T, указывающих на тип кабины, за которыми теперь следует округленное значение мощности двигателя.

В основе машин нового семейства по-прежнему остается наиболее оптимальная модульная концепция проектирования, прекрасно зарекомендовавшая себя по предыдущим проектам и предоставляющая широкие возможности для создания многочисленных производных вариантов машин. Она позволила увеличить количество унифицированных базовых моделей до рекордного количества - 450 вариантов. Новые модели предлагаются с более широким перечнем дополнительного оборудования и опций. Совершенствование конструкции машин новой гаммы предусматривало также разработку обновленных и более многочисленных версий кабин, усовершенствование и создание новых силовых агрегатов, электрооборудования, тормозной системы и т. д.

В пределах каждой серии покупателю предоставляются на выбор несколько типов кабин над двигателем (серии Р и R) и капотных вариантов (T), дизельных двигателей, трансмиссий и основных узлов, типов шасси с различными колесными формулами и исполнениями, включая версии с разными конструкциями подвески, варианты со стандартным или увеличенным дорожным просветом, размерами колесной базы, разнообразным вспомогательным оборудованием, многочисленными видами кузовов и специального оборудования. По назначению весь модельный ряд подразделяется на три группы: магистральные тягачи с кабинами серий Р, R и T, шасси, грузовики и самосвалы для работы в тяжелых дорожных условиях.

Производство автомобилей нового семейства началось с наиболее востребованных на мировом рынке магистральных тягачей с кабиной над двигателем, составляющих базовую серию R. В конце июня 2004 г. модельный ряд стали дополнять модели с более простыми кабинами серии P и капотные версии T. Одновременно произошло существенное расширение предложения по видам колесных формул, которые предусматривают все варианты от 4x2 до 8x4, причем 3- и 4-осные модели предлагаются с разным расположением неведущих управляемых осей. В гамму входят также усиленные многоосные шасси для монтажа самосвальных кузовов, бетоносмесителей и строительного оборудования. В отличие от прежней гаммы они имеют увеличенную грузоподъемность, повышенную прочность конструкции, улучшенную экономичность и обеспечивают более комфортные условия для водителя. При этом все автомобили, независимо от места их эксплуатации, соответствуют всем современным требованиям по экологической чистоте, экономичности, эргономичности и безопасности. Все они более маневренны, новые кабины обеспечивают лучший обзор, облегчено управление, в частности уменьшено число переключений передач в механических трансмиссиях.

Одним из главных достижений при создании новых машин стали кабины с более современной и броской отделкой передней панели, выполненной в новой цветовой гамме, с обновленной решеткой радиатора, новыми световыми приборами, бамперами, аэродинамическими дефлекторами и противоподкатной системой. Сохранив фамильное сходство с моделями прежнего поколения, новые автомобили выглядят одновременно еще более «стильными» и солидными. Между тем, при существенно возросших безопасности и звукоизоляции, общая конструкция кабин, их каркасы и основные габариты практически не изменились, хотя масса сокращена на 30-40 кг.

Пожалуй, главными конструктивными нововведениями являются передняя панель кабины, откидывающаяся вверх по всей ширине автомобиля, существенно облегчая обслуживание агрегатов, и вклеенное в проем окна ветровое стекло, повышающее общую жёсткость всей конструкции. Кроме того, в гамме спальных кабин магистральных тягачей серии R к стандартным вариантам CR19N и CR19T Topline с высоким расположением крыши добавился промежуточный вариант CR19H, расширив общее число исполнений и предложив покупателям возможность сделать наиболее оптимальный выбор из кабин с внутренней высотой 1700, 1900 и 2200 мм. Улучшение обтекаемости кабин, прошедших комплекс испытаний в аэродинамической трубе, позволило на 3 % снизить средний расход топлива у магистральных грузовиков, а повышение уровня установки кабины серии R на 70 мм обеспечило не только понижение расположения тоннеля в кабине, но и лучший обдув и охлаждение мотора встречным потоком воздуха.

В интерьере основные изменения сводятся к установке новых панели приборов, рулевого колеса, кресла водителя, спальных полок, которые полностью соответствуют всем современным требованиям.

Изогнутая панель приборов предлагается в двух исполнениях - коротком и длинном, в котором дополнительно размещается компьютерный монитор, выполняющий также функции телевизора и DVD-проигрывателя.

Рулевое колесо, регулируемое по углу наклона и высоте, снабжено клавишами управления аудиосистемой, круиз-контролем, программирования скорости в зависимости от условий движения и информационным дисплеем. Под рулевым колесом располагаются многофункциональные переключатели. Комфорт в кабине обеспечивают более эффективная система отопления и установка климат-контроля.

Согласно пожеланиям водителей, конструкторы увеличили число ящиков и емкостей для мелких вещей внутри кабины, а также служащих для хранения одежды, продуктов, документов и т. п. В середине центральной консоли появились держатели для чашек и бутылки с водой. Двухсекционный холодильник занял место под нижней полкой между креслами.

В кабинах Topline полностью переработана концепция компоновки спальных полок: верхняя койка, размещавшаяся ранее над ветровым стеклом, переместилась на свое традиционное место - к задней стенке кабины. Ее ширина стала немного меньше (600-700 мм вместо прежних 880 мм), зато ширина нижнего спального места возросла с 700 до 800 мм.

Стремление к снижению расхода топлива у новых грузовиков заставило конструкторов не только поработать над оптимизацией формы кабин, но и внедрить в производство новые силовые агрегаты. Была снижена и собственная масса автомобилей.

В результате общее облегчение массы шасси 2-осного тягача достигло 270 кг. Следует отметить, что снижением массы автомобилей конструкторы компании Scania занялись сразу же после официального дебюта грузовиков четвертого поколения, то есть в 1995 г., и к 2004 г. им удалось сократить массу на 400 кг.

Теперь в дополнение к этому последует второй этап уменьшения массы, который предопределяется разработкой новых облегченных узлов и агрегатов.

Например, для грузовиков серии R сконструирована рама с новой пневматической подвеской ведущего моста на четырех пневмобаллонах вместо прежних двух. Применение новой подвески с V-образным верхним рычагом позволило «снять» с машины еще 40 кг массы. Уменьшение толщины полотна лонжеронов рамы всего на 1 мм (с 8 до 7 мм) при применении более прочной стали снизило ее массу на 90 кг. Устранение опорной плиты под седельным устройством, которое теперь крепится непосредственно к раме, сокращает массу еще на 85 кг. Безусловно, снижение материалоемкости никак не отражается на долговечности и надежности новых автомобилей.

При разработке нового семейства конструкторы использовали всё лучшее, что было создано после 1995 г., модернизировали многие старые узлы и агрегаты и сконструировали новые, при этом доля уже выпускаемых узлов составляет 65 %. Среди них хорошо известные силовые агрегаты, соответствующие нормам Euro-3, - рядные 6-цилиндровые 11-литровые дизельные двигатели серии DC11 мощностью 340 и 380 л. с., 12-литровые DC1214, развивающие 420 л. с., и турбокомпаундный 470-сильный DТ1206 л. с., а также 16-литровый 32-клапанный двигатель DC1604 V8, развивающий мощность 580 л. с. Специально для нового семейства разработаны еще три новых силовых агрегата.

Первый турбокомпаундный мотор DТ1211 мощностью 420 л. с., выпуск которого начался осенью 2004 г., впервые в истории фирмы соответствует экологическим нормам Euro-4 (их ввод в действие в Западной Европе намечен на октябрь 2005 г.). По расходу топлива он практически идентичен дизелям, отвечающим требованиям Euro-3, но количество выбросов окислов азота в его отработавших газах сокращено на 30 %, а твердых частиц - на 80 %. Для повышения экологической чистоты у нового мотора оптимизирована система электронного управления HPI, улучшена конструкция форсунок высокого давления (до 2500 кг/см2), система турбокомпаундирования и внедрена новая система рециркуляции отработавших газов EGR.

Второй новый двигатель DC1604-500 V8 мощностью 500 л. с., сменивший прежний 480-сильный вариант, для снижения доли окислов азота в отработавших газах впервые будет оснащаться избирательной системой каталитической очистки SCR (Selective Catalytic Reduction) с нейтрализатором, в который подаются чистый воздух и аммиачный раствор. Такое усложнение пошло на пользу: модернизированные двигатели после их освоения в производстве должны стать одними из наиболее экологически чистых силовых агрегатов для тяжелых грузовиков.

В конце 2004 г. появилась третья новинка - рядный 5-цилиндровый дизель Euro-3 рабочим объемом 9 л, отрегулированный на мощности в пределах 230-310 л. с.

Для снижения уровня вибраций, передаваемых на раму, в нижней части блока цилиндров этого мотора устанавливаются два уравновешивающих вала, вращающихся в разные стороны. Таким образом, покупатель новых машин сможет выбрать один из 10 вариантов различных дизельных двигателей рабочим объемом от 9 до 16 л, развивающих мощность в очень широком диапазоне - 230-580 л. с. В соответствии с ними машины нового семейства будут иметь индексацию от Р230 до R580/Т580.

Существенные изменения внесены и в электрооборудование: отныне оно включает электронные блоки, соединенные между собой мультиплексными шинами CAN, заменившими пучки проводов, существенно снизившими массу оборудования и облегчившими поиск неисправностей. Новая система электронного оснащения позволила более точно управлять как самим двигателем, так и его взаимодействием с автоматизированной трансмиссией Opticruise, что также способствует уменьшению расхода топлива.

Новые грузовые автомобили получили все прежние узлы трансмиссии, и только для работы с 580-сильным мотором теперь служит новая усиленная коробка передач с системой охлаждения масла. На седельных тягачах серии R сцепление снабжено электронной системой защиты дисков от чрезмерного износа при трогании с места. На менее мощных моделях R340 и R380 используются механические 9 и 12-ступенчатые коробки передач GR900 и GRS890 соответственно.

Остальные модели (от R420 до R580) комплектуются 14-ступенчатыми агрегатами GRS900 и GRS920.

По заказу они могут быть оборудованы встроенным тормозом-замедлителем и модернизированной быстродействующей системой автоматизированного управления Opticruise с повышенной точностью включения. Автомобили комплектуются в основном прежними ведущими мостами, но на машинах с 11-литровыми дизелями устанавливается новый редуктор заднего моста R660, облегченный на 80 кг.

Семейство снабжено дисковыми тормозами всех колес с электронным управлением EBS, учитывающим нагрузку, приходящуюся на каждое колесо. Теперь одна и та же сила нажатия педали тормоза соответствует адекватному торможению как груженого, так и порожнего автомобиля. Быстрота реакции такой системы стала выше, гарантируя более точный контроль водителя над процессом торможения.

Как стандартное оборудование эта система устанавливается на грузовики с пневматической подвеской, для машин с рессорной подвеской она входит в состав оборудования, поставляемого по заказу. АБС включен в список стандартного оснащения. Система ESP доступна для тягачей с колесной формулой 4x2.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2006 - CD (Электронное издание)