Lada Kalina (1 G.) `2004 - Седан (РФ) 2004 | |
775445000000000000000
|
С чем едят Калину?
Автомобилисты не сразу поняли и приняли Калину. Отчасти в этом виноваты
создатели машины, не уделившие достаточного внимания подготовке будущих
покупателей, отчасти - стереотипы советских времен, когда выбор автомобилей был
небогатым, а классификация предельно простой: есть малолитражки, автомобили
среднего класса и представительские авто.
С 1993 г. по стране стала передаваться новость о том, что ВАЗ готовит новый
автомобиль мини-класса. Ничтоже сумняшеся стали считать, что новинка заменит
Оку. Уверенность будущих покупателей подкрепилась тем фактом, что в 1995 г.
Тольятти снял Оку с производства. И когда первые прототипы с названием Калина
появились на выставках в 1998 г., народ пришел в недоумение.
Машина была гораздо крупнее Оки, а точнее - чуть поменьше десятки, и уж,
конечно, гораздо дороже первой. Так с чем есть Калину? Общество дружно решило,
что произошла очередная ошибка. Из этих настроений видно, что в конце 1990-х гг.
европейская классификация (по которой Ока относится к классу А, а Калина - к
классу B) была все еще непривычной. Люди не допускали мысли, что обе машины
имеют одновременное право на жизнь.
Завод лишь усилил путаницу, когда в салонах дилеров появились первые седаны
ВАЗ-1118 Лада Калина, стоившие дороже, чем ВАЗ-2110, машина более крупная и
статусная. Конечно, у новинки был ряд преимуществ - маневренность,
электроусилитель руля, современный дизайн с хорошей обзорностью, неплохая
геометрическая проходимость. Однако на тех, кто покупал Калину, смотрели, как на
чудаков-эксцентриков.
Со временем проявились и другие преимущества машины, включая более высокий
уровень безопасности и качества. Мало кто знал, что в 2000 г. завод предпринял
целую программу комплексной перестройки производства - специально под Калину.
Широко внедрялись математическое моделирование, электронная конструкторская
документация. В результате машина дошла до конвейера быстрее предшественниц.
Завод перестроил испытательный центр, и по новым методикам опытные экземпляры
Калины прошли около 120 испытаний на соответствие 300 международным
сертификатам, проехали более 3 млн км. Доводочные испытания позволили на 10 %
улучшить аэродинамику серийной машины по сравне нию с первыми прототипами.
Безопасность Калины, хотя и не дотягивает до средних показателей европейского
автопрома, все же соответствует уровню 8,4 балла из 16 максимальных, что гораздо
лучше предыдущих моделей ВАЗ. 12 % кузова выполнено из высокопрочных сталей,
появились и подушки безопасности. Из других инноваций отметим конические
пружины, компенсирующие ухудшение управляемости при большой загрузке машины.
Спустя два года после седана появился хэтчбек, а еще через год - универсал. Цена
Калины пришла в норму относительно десятого семейства, а затем и относительно
Lada Priora. Машина заняла свою нишу - недорогой и относительно современный
автомобиль класса В, маневренный и экономичный, с дешевым ремонтом и запчастями.
Что касается надежности, Калина наконец переломила репутацию низкого качества
автомобилей из Тольятти. Стали расти и продажи, и в первой половине 2011 г.
Калина даже стала самым продаваемым автомобилем в России.
В 2008 г. ВАЗ использовал Калину для освоения сегмента горячих хэтчбеков,
выпустив Lada Kalina Sport. Этот автомобиль собирается на опытном производстве
завода тиражом до 2500 экз. в год.
Жизнь на конвейере оказалась удивительно короткой для столь удачного автомобиля.
В 2011 г., спустя 7 лет после старта, ВАЗ-1118 уступил место новой Lada Granta.
Такой короткий цикл жизни модели уже почти соответствует общемировому уровню.
Хэтчбек и универсал продолжают выпускаться и в будущем году должны получить
автоматическую коробку передач, но и они, наверное, в ближайшие годы будут
заменены.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4