Mitsubishi В 2005 г.
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Mitsubishi

«Мицубиси»: Mitsubishi Motors Corp., 16-4, Konan 2-chome, Minato-ky, Tokyo 108-8410, Japan

www.mitsubishi-motors.com

Согласно антикризисной программе вывода Mitsubishi Motors Corp. (MMC) из острого экономического кризиса, в который ее ввергли бывшие топ-менеджеры ММС, корпорация должна предельно сократить производственные и прочие расходы при максимальной эффективной работе и наращивании автомобильного производства. Для увеличения объема оборотных средств была проведена дополнительная эмиссия акций уставного капитала и значительная их часть продана финансово-кредитным учреждениям.

Кроме этого, ММС были представлены кредиты со стороны одной из крупнейших в Японии финансово-промышленных групп Mitsubishi и ряда дружественных банков. Со своей стороны руководство ММС, согласно плану реструктуризации, планирует сократить на 30 % число занятых, включая и топ-менеджеров, а также производственные мощности (закрыть один завод), понизить заработную плату оставшимся сотрудникам и снизить производственные расходы путем сокращения гаммы выпускаемых моделей. Все эти меры позволят получить в 2005 г. экономию средств в 0,655 млрд долларов и 1,3 млрд долларов в 2006 г. В случае роста производства до 1,5 млн автомобилей это позволит выйти на безубыточный уровень работы уже в финансовом 2006/2007 году. А пока по итогам финансового 2004/2005 года чистые убытки ММС достигли 4,39 млрд долларов. В 2004 г. производство автомобилей Mitsubishi сократилось на 10,6 % относительно предыдущего года до 1 413,4 тыс. ед. Особенно сильно (на 30,5 %) упали продажи в самой Японии - до 255,22 тыс. автомобилей.

В 2005 г. ситуация пока не улучшается. За первые 6 месяцев 2005 г. выпуск машин вновь снизился на 12,0 % и составил всего 659,89 тыс. ед., причем падение производства на японских заводах зафиксировано на уровне 14,1 %, а на зарубежных заводах ММС - около 10,0 %. Единственным, пожалуй, положительным моментом является относительно устойчивая для МСС ситуация на европейском рынке, где продажи автомобилей марки Mitsubishi, напротив, растут. Так, по итогам 2004 г., здесь было реализовано 225,82 тыс. машин, что на 8,6 % больше результата предыдущего года.

Неплохо обстоят дела и в 2005 г., в котором менеджеры европейского подразделения ММС намерены продать примерно 254 тыс. автомобилей. Причем, по итогам продаж легковых автомобилей, за первые 6 месяцев 2005 г. на автомобильном рынке 26 стран Западной, Центральной и Восточной Европы спрос на Mitsubishi вырос на 10,2 % и достиг 72,1 тыс. ед., а рыночная доля ММС возросла с 0,8 до 0,9 %. Еще лучше обстоят дела с реализацией на российском рынке, где за первое полугодие 2005 г. спрос на Mitsubishi удвоился относительно того же периода 2004 г. и достиг 24,73 тыс. ед.

Используя благоприятную конъюнктуру европейского рынка, менеджеры ММС в ближайшие 2-3 года планируют заметно обновить модельный ряд Mitsubishi для Европы. Так, уже осенью 2005 г. планируется показать новый Colt с комбинированным кузовом «купе-кабриолет», оснащенный жесткой складной крышей. Его производство в начале 2006 г. начнется на итальянском заводе кузовного ателье Pininfarina.

В 2006 г. ожидаются еще три премьеры: нового универсала повышенной вместимости (УПВ) взамен сегодняшнего Space Star (его аналог уже собирают в Японии как Сolt Plus), а также двух новых семейств моделей Pajero и Outlander. Интересно, что новый Outlander станет базовой машиной для создания нового «кроссовера» Peugeot (и, возможно, Citroen), который будет собираться в Японии на заводе ММС. Подписано соглашение между ММС и PSA-Peugeot Citroen о производстве такого автомобиля с дизельным двигателем PSA в количестве 30 тыс. ед. в год, начиная с 2007 г.

До осени 2005 г. модельный ряд Mitsubishi для европейского рынка оставался без существенных изменений. Весной 2005 г. начаты продажи 3-дверного хэтчбека Colt CZ3 и его турбонаддувной модификации CZT.

Colt/Colt CZ3

Хэтчбеки Colt собирают как в Японии, так и в Нидерландах на заводе NedCar. Европейские исполнения несколько отличаются от японских, причем на значительной их части устанавливают 1,5-литровые 3-цилиндровые турбонаддувные дизели мощностью 68 и 95 л.с. производства DaimlerChrysler.

Модели Colt представляют Mitsubishi в европейском размерном классе B и существуют в двух вариантах с трех- и пятидверными кузовами, причем трехдверная версия имеет индекс CZ3 и отличается чуть меньшими размерами (на 60 мм короче и на 30 мм ниже). Это позволило CZ3 обеспечить большую жесткость кузова, на 20 мм понизить его центр масс (тяжести) и сделать облик автомобиля более динамичным, а ходовые характеристики - более спортивными. Задние сиденья этого хэтчбека могут передвигаться вперед-назад на расстояние до 150 мм, однако раздельно складывается только спинка сиденья, а не подушка. В свою очередь, спинка переднего пассажирского сиденья тоже складывается для перевозки длинномерных грузов. В базовых комплектациях все CZ3 оснащены электромеханическими усилителями рулевого управления, АБС в тормозной системе и (по заказу) системой динамической стабилизации при движении MASC с функцией контроля тяги колес ТС.

Все бензиновые двигатели семейства MIVEC отличаются применением системы регулирования фаз газораспределения и подъема клапанов, а их сборка ведется в Европе на совместном (между ММС и DaimlerChrysler) предприятии MDC Power GmbH. Вместе с 1,3-литровым мотором можно заказать автоматизированную механическую 6-ступенчатую коробку передач Allshift.

Кроме моделей CZ3, выпускается спортивная трехдверная модификация CZT с 1,5-литровым турбонаддувным бензиновым двигателем разработки ММС мощностью 150 л.с. и механической коробкой передач. Несмотря на хорошую прессу и отзывы покупателей, конкуренция в этом размерном классе машин столь велика, что спрос на модели Colt оказался меньше прогнозируемого.

В 2005 г. руководство ММС приняло решение о сокращении примерно на 10 % численности занятых на NedCar и снижении годового объема производства моделей Colt со 130 до 115 тыс. ед.

Lancer

Седаны и универсалы Lancer собирают в Японии без существенных изменений с лета 2003 г., поэтому в конце 2005 г. ожидается легкая модернизация этих машин. Силовые агрегаты включают только бензиновые двигатели рабочим объемом 1,3; 1,6; 2,0 л мощностью 82-135 л.с., но в Японии автомобили Lancer Cedia оснащают другими моторами рабочим объемом 1,5 и 1,8 л.

Универсалы Lancer для европейского и российского рынков вместимостью багажного отсека до 1,47 м3 имеют только 1,6- и 2,0-литровые двигатели. Отдельно позиционируется спортивный седан Lancer Evo, представляющий собой дорожную модификацию автомобиля Lancer WRC, на котором заводская команда Mitsubishi Motor Sport выступает в мировом чемпионате по ралли. Этот, без сомнения, выдающийся автомобиль Evo VIII появился в Японии весной 2003 г., а через год - на европейском рынке.

Основными особенностями Evo VIII являются очень жесткая и мощная «раллистская» подвеска, турбонаддувный 2,0-литровый двигатель мощностью 280 л.с. (в Европе - 265 л.с.) и полноприводная трансмиссия с электронными системами регулирования потока мощности двигателя по осям ADC и AYC. В Европе и России автомобиль продается в двух вариантах - комфортном GSR и облегченном RS.

В марте 2005 г. на японском рынке появился новый Lancer Evo IX, который дебютирует в Европе не раньше 2006 г.

Новинка является модифицированным вариантом Evo VIII, отличаясь от последнего обновленным шасси (это связано с некоторыми изменениями в техническом регламенте на конструкцию автомобилей для WRC), более свершенной аэродинамикой кузова и турбонаддувным мотором улучшенной конструкции с повышенным крутящим моментом (до 407 Н•м вместо 355 Н•м) на малых и средних частотах вращения.

Space Star

Компактный и многофункциональный УПВ Space Star был разработан специально для Европы и с 1998 г. собирается на заводе NedCar. Комплектуется бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 1,3-1,9 л мощностью 82-115 л.с. В начале 2006 г. ожидается его замена на новый УПВ, который будет создан на платформе хэтчбеков Colt. В Японии такой автомобиль с кузовом длиной 4 185 мм продается как Colt Plus с осени 2004 г.

Grandis

Вместительный и комфортабельный УПВ Grandis в 2005 г. выпускался без существенных изменений. Летом 2005 г. специально для европейского рынка были разработаны дизельные модификации Grandis DI-D, оснащенные 2,0-литровым турбонаддувным дизелем фирмы Volkswagen мощностью 136 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой передач.

Базовые исполнения по-прежнему приводятся 2,4-литровой бензиновой «четверкой» мощностью 165 л.с. Из стандартного и заказного оснащения Grandis отметим комплект из 6 подушек и шторок безопасности, автоматическую климатическую систему с контролем параметров климата в двух зонах салона, отделку интерьера из натуральной кожи, ксеноновые фары и другое оборудование.

Этот среднеразмерный «кроссовер» предлагается как в обычном переднеприводном, так и в полноприводном вариантах. В Японии машина с видоизмененной внешностью известна как Airtrek.

Outlander

Все модели Outlander комплектуют только бензиновыми двигателями рабочим объемом 2,0 и 2,4 л мощностью от 136 до 202 л.с. В 2006 г. ожидается появление нового поколения автомобилей этого типа с более вместительным кузовом, который вмещает до 7 пассажиров.

Pajero Pinin

Компактные вседорожники Pajero Pinin собирают в Италии на заводе кузовного ателье Pininfarina. В 2004 г. было собрано 8,56 тыс. автомобилей с трех- и пятидверными кузовами «универсал».

Несмотря на свои относительно небольшие размеры, вседорожник отличается сочетанием большого дорожного просвета (200 мм), рамного шасси и классической компоновки. В 2005 г. Pajero Pinin выпускался без существенных изменений с силовыми агрегатами, включающими бензиновые двигатели рабочим объемом 1,8 и 2,0 л мощностью 114 и 129 л.с. Уровень европейских цен - от 19,3 тыс. евро и выше.

Pajero Sport

Осенью 2004 г. состоялся легкий рестайлинг вседорожника Pajero Sport, который располагает теперь новой фальшрадиаторной решеткой с двумя трапециевидными воздухозаборниками, видоизмененными задними фонарями и обновленным салоном. Появились новые комплектации под названиями Invite и Instyle. Однако в остальном машина существенно не изменилась и продолжает оснащаться 2,5-литровым турбонаддувным дизелем мощностью 115 и 133 л.с. либо 3,0-литровым бензиновым мотором V6 в 170 л.с. Уровень европейских цен - от 30,0 тыс. евро.

Pajero

В 2005 г. семейство больших вседорожников Pajero выпускалось без существенных изменений. В некоторых европейских странах предлагают Pajero с 3-дверным кузовом и более дешевым 2,5-литровым турбонаддувным дизелем мощностью 115 л.с. Остальные, как и ранее, оснащаются 3,2-литровым дизелем в 160 л.с. и 3,5-литровым бензиновым двигателем типа GDI (с непосредственным впрыском бензина в цилиндры) мощностью 202 л.с. В 2006 г. ожидается появление новых машин Pajero четвертого поколения.

Автомобили для Японии

Ситуация с продажами Mitsubishi на японском рынке является ярким примером того, как покупатель реагирует на недобросовестное к ним отношение со стороны бывших топ-менеджеров ММС, длительное время скрывавших информацию о конструктивных дефектах в автомобилях марки Mitsubishi. Результатом явилось катастрофическое падение спроса на легковые автомобили этой марки.

Так, если в 1998-1999 гг. в Японии ежегодно продавалось примерно по 320 тыс. машин, то в 2001-2003 гг. продажи снизились до 270 тыс., а в 2005 г. ожидаемый уровень продаж сократится примерно до 170 тыс. ед. Теперь новые менеджеры ММС прилагают немалые усилия, для того чтобы вернуть доверие покупателей и остановить падение спроса на свои автомобили. Для этого они пытаются предложить что-то новое и оригинальное, что помогло бы придать облику Mitsubishi больше привлекательности.

Так, готовится премьера нового заднемоторного микроавтомобиля (класса Mini с двигателем рабочим объемом 0,66 л) с удлиненной колесной базой, у которого пока нет аналогов среди машин этого класса. Ведутся работы по созданию высокотехнологичных электромобилей с мотор-колесами, что позволит более полно использовать полезный объем кузова из-за отсутствия силового агрегата.

Модельный ряд Mitsubishi для японского рынка, несмотря на падение спроса, пока остается довольно обширным и включает свыше 10 семейств моделей размерных классов Mini, Small и Standard (по японской классификации). Наибольшим спросом пользуются микроавтомобили класса Mini, на долю которых приходится 2/3 всех продаж легковых Mitsubishi. Один из типичных представителей таких машин - микровэн eK-Sport с бензиновым турбонаддувным мотором мощностью 64 л.с.

Автомобили для США

Объем производства моделей Mitsubishi в США сократился до минимума - за первые 6 месяцев 2005 г. на заводе Mitsubishi Motor Mnfc. он упал с 67,47 тыс. ед. (за аналогичный период 2004 г.) до 39,27 тыс. ед. Из тех машин, что собираются в США, спрос повысился только на два автомобиля. Это большой вседорожник Endeavor и новое спортивное купе Eclipse четвертого поколения 2006 модельного года, дебютировавшие в начале 2005 г.

Новинка пока предлагается только с кузовом «купе» вместимостью 2+2 в комплектациях GS и GT. Базовое исполнение GS стоимостью от 19,4 тыс. долларов оснащено 2,4-литровым двигателем мощностью 164 л.с. с механической 5-ступенчатой коробкой передач либо с гидромеханическим 4-ступенчатым «автоматом» типа Sportronic и функцией ручного переключения передач.

Более мощная модификация GT приводится 3,8-литровым мотором V6 в 266 л.с., который работает с 6-ступенчатой «механикой» или 5-ступенчатым «автоматом» типа Sportronic. Все модели оснащены комплектом из 6 подушек и боковых шторок безопасности, а также характерным для спортивных автомобилей оборудованием.

ДЛЯ MITSUBISHI MOTORS РОССИЯ - ОДИН ИЗ САМЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ РЫНКОВ

На вопросы нашего корреспондента ответили Дмитрий Роткин, генеральный менеджер компании «Рольф Холдинг» - дистрибьютора Mitsubishi Motors в России, и Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу Группы компаний «Рольф».

- Продажи автомобилей марки Mitsubishi в Европе относительно невелики. Значит, российский рынок является для фирмы одним из приоритетных? Каковы его перспективы?

- Дмитрий Роткин: Да, абсолютные цифры продаж автомобилей Mitsubishi в Европе не так уж и велики. Но для компании, которая выпускает примерно 1,4 млн автомобилей в год, европейские продажи сейчас весьма существенны. В 2005 г. они превысили 250 тыс. единиц, включая российские, и в течение последних трех лет постоянно растут. Это связано с обновлением модельной гаммы и конкурентоспособным предложением на основных рынках. Одной из главных причин роста продаж машин Mitsubishi в Европе конечно же является ее колоссальный успех в России - мы стали номером один в первом полугодии 2005 г. Наш план на 2005 г. - продать 56 тыс. автомобилей. В 2004 г. было продано чуть больше 30 тыс.

По динамике роста продаж мы опережаем темпы развития российского рынка иномарок. Причина в том, что мы держим стабильные цены в долларах, а также то, что за последние три года существенно обновлена модельная гамма. Так что для Mitsubishi Motors Россия представляет собой один из самых приоритетных, один из немногих крупных рынков, где еще так интенсивно растут продажи.

В 2008 г., я думаю, мы вполне будем способны продавать более 70 тыс. автомобилей ежегодно, не имея местного производства. Рынок иномарок в ближайшее время будет прирастать за счет низших ценовых сегментов, где автомобили Mitsubishi не представлены. Это недорогие машины - в ценовом диапазоне от 9 до 12 тыс. долларов. В этом сегменте рынка будет колоссальный рост за счет оттока клиентов от продукции отечественных производителей. Поэтому таких же высоких темпов роста в будущем году, как в 2005-м, скорее всего, мы не сможем достигнуть, да и рынок иномарок в 2006 г. вырастет не на 60 %, а максимум на 40 %.

Добавлю, что для Mitsubishi приоритетным рынком, помимо внутреннего - японского, по-прежнему является американский, хотя сейчас там и наблюдается спад. Для компании традиционно очень важны Европа и так называемый БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай (четыре перспективных рынка). Все крупнейшие производители сейчас ориентируют свои усилия на их развитие, поэтому и Россия для Mitsubishi уже давно стала одним из важнейших рынков.

- Lancer - лидер продаж в России среди иномарок (исключая модели, собираемые в СНГ). В чем секрет?

- Дмитрий Роткин: Не случайно в 2003 г. журнал «За рулем» дал седану Lancer «Золотого Пегаса», точно угадав одного из будущих главных игроков на рынке иномарок. Среди импортируемых из-за границ СНГ Lancer - самый продаваемый. Секрет его успеха не только в достоинствах самого продукта, но и в правильном ценовом позиционировании. Lancer стал одним из лучших предложений по критерию цена - качество. По разумной цене мы предлагаем настоящий японский автомобиль, имеющий в стандартной комплектации все необходимое. Мы держим практически неизменную долларовую цену с самого момента вывода модели на рынок, постоянно расширяем дилерскую сеть.

Появилась обновленная рестайлинговая модель Lancer 2006 модельного года. Производить ее начали в августе 2005 г., а продавать в России - в октябре. Несмотря на изменения, ценовое позиционирование не изменится. А это очень важно.

- Как может повлиять решение о снижении пошлин на комплектующие на импорт автомобилей Mitsubishi в Россию? Будет ли здесь организована их сборка?

- Дмитрий Роткин: Пока конкретного плана по организации сборки автомобилей в России у Mitsubishi нет по двум причинам. Во-первых, на наш взгляд, преимущество инвестиций в масштабное производство автомобилей в России не очевидно. Льготы, касающиеся нулевых пошлин на компоненты, предоставляются на ограниченный период, примерно на 7 лет. После вступления России в ВТО 7-летний переходный период закончится, а ведь Россия, согласно договоренности с крупнейшими членами ВТО (в частности с Евросоюзом), согласилась снизить пошлины на ввоз новых импортных автомобилей с нынешних 25 % до 15 %. Мы предвидим, что после 2012 г. ситуация на рынке изменится - усилится конкуренция. При этом позиции импортных автомобилей будут достаточно сильны - они смогут конкурировать с автомобилями местного производства. Поэтому в долгосрочной перспективе мы не видим оснований, чтобы создавать здесь масштабное производство. А небольшое производство, на 25 тыс. в год, не имеет смысла, поскольку выпускать нужно самую массовую модель. Уже сейчас, в 2005 г., мы планируем продать более 35 тыс. единиц модели Lancer, поэтому переносить в Россию ее производство или доводить его, скажем, до уровня 50 тыс. с обязательствами локализации компонентов нет смысла, так как в 2012-2013 гг. пошлины на импортные автомобили снизятся и мы вполне сможем конкурировать на этом рынке, не организовывая производства. Mitsubishi Motors никогда не являлась компанией-производителем простых дешевых автомобилей. И в будущем бренд Mitsubishi будет дрейфовать в сторону High Tech, поэтому в России мы сможем конкурировать именно за счет высококлассного, но недешевого продукта.

Скажу и о второй причине: сегодняшняя задача Mitsubishi Motors - эффективно использовать уже существующие производственные мощности в Японии, США, Нидерландах, Таиланде. Новые заводы планируется построить только в Китае.

- «Рольф» славится гибкой ценовой политикой и успешными сезонными программами. Чего ждать в этом плане в ближайшем будущем?

- Валерий Тараканов: У нас всегда бывают сезонные предложения. Автомобили, выпущенные в прошлом году, быстро теряют в цене, и мы требуем от дилеров, чтобы они активно занимались продажами до сезона скидок, который обычно начинается в марте.

Теперь мы начинаем эту кампанию раньше, ведь производство автомобилей текущего года начинается в январе, и они поступают в продажу в марте, т. е. в марте у нас уже есть «свежие» машины, в это же время многие наши конкуренты открывают сезон скидок на прошлогодние автомобили. Мы, в свою очередь, начинаем сезонную кампанию по внедрению скидок если не в январе, то не позднее февраля. Это позволяет постоянно поддерживать структуру нашего склада так, чтобы доля старых машин была минимальной. Теперь насчет гибкости ценовой политики. Цена каждой модели согласуется с производителем. Мы не можем менять цены, но, проводя стимулирующие кампании в течение одного-двух месяцев, уравниваем складские запасы со спросом и поддерживаем оптимальную структуру склада.

На IV квартал приходятся самые большие продажи, примерно 30-32 % годового объема. Это лучший период для потребителя, потому что практически все продавцы в IV квартале проводят кампании и предлагают подарки. Скорее всего, мы традиционно в ноябре - декабре будем делать специальные предложения - это бесплатные аксессуары, зимние шины к тем моделям, которые будут продаваться ниже запланированных объемов. Конечно, мечта любого продавца - обойтись без подобных акций. Вероятно, обновленный Lancer по старой цене позволит избежать этого.

- О стратегических целях вообще и в частности - по вседорожникам. Они играют большую роль в нынешних продажах. Но все эти машины либо старые, либо немолодые. Пора бы менять... Что грядет?

- Дмитрий Роткин: Я принципиально не согласен с Вашим утверждением. У нас широкая гамма полноприводных автомобилей, и мы идем в ногу со временем. Например, Outlander дебютировал на рынке в 2003 г., а в том виде, в котором мы видим его сегодня (я имею ввиду рестайлинг), и вовсе появился менее года назад. Уже в 2005 г. мы представили еще одну новинку 4x4 - Outlander Turbo. В остальных классах наши продажи также растут. Mitsubishi L200 - безусловный лидер в своем классе. Дизельный Pajero также упрочил свои позиции. Pajero Sport, практически не имеющий на рынке конкурентов, был обновлен в прошлом году.

Если говорить о новинках, то до конца 2007 г. наша модельная гамма, включая вседорожники, полностью обновится.

- Как идет продвижение на региональных рынках?

- Дмитрий Роткин: Очень актуальный вопрос, потому что в настоящий момент наша сеть уже является одной из крупнейших в России среди иностранных производителей - она насчитывает 66 дилеров в 49 городах России. На продажи в регионах (за исключением Петербурга и Москвы) сегодня уже приходится порядка 38 %, и эта доля вырастет в 2006 г. до 40 %.

- Валерий Тараканов: Хочу особо отметить, что определяет развитие рынка сейчас и будет определять в будущем, - спрос очень сильно стал расти благодаря развитию кредитных программ. Клиенту не нужно вести переговоры, изучать предложения разных банков, страховых компаний. В каждом автосалоне «Рольф» представитель недавно созданной компании «Рольф Пронто» может сразу сделать клиенту самое выгодное предложение от всех банков и страховых компаний, брокером которых она является.

Второй важный фактор, который будет определять объемы продаж, - trade-in, обмен старого автомобиля на новый с доплатой. Раньше предложение подержанных иномарок на вторичном рынке было небольшим, поэтому имел место массированный импорт подержанных автомобилей. Если учесть, что в среднем наши клиенты каждые три-четыре года меняют машины, если посмотреть на объемы продаж в 2003-2005 гг., можно предположить что через три-четыре года предложение на вторичном рынке будет колоссальное. И уже сейчас большинство клиентов не хотят заниматься продажей своих машин перед покупкой новых. Они готовы поручить это дилеру.

- Спасибо за исчерпывающие ответы. Успехов Вам и вашей компании.

КАТАЛОГ ЗА РУЛЕМ 2006 - CD (Электронное издание)