ГАЗ-2330 Тигр (1 G.) `2005 - Многоцелевой внедорожник (РФ) 2005 | |
|
ГАЗ-2330 Тигр - российский многоцелевой
внедорожник ОТ предприятия ГАЗ (производителя - автобусов /
автоспецтехники / бронетранспортеров / военных автомобилей / грузовых
автомобилей). Производитель ГАЗ-2330 Тигр - Арзамасский МашиноСтроительный Завод (входит В состав, предприятия Военно-Промышленная Компания). Производится - С 2005 г. ГАЗ-233034 СПМ-1 Тигр `2005
ГАЗ-233036 СПМ-2 Тигр `2005
|
По воле Абдуллы
Самое необычное в истории Тигра - его первый заказчик. Крупнейший российский
легковой внедорожник появился не как ответ Хамви или Хаммеру, не по заказу
вооруженных сил. Знаменитого американца начала 1980-х гг. от российского аналога
отделяют целых 20 лет.
60 000 000 $ на разработку джипа дал король Иордании Абдулла II. По его заказу
ГАЗ совместно с дочерними предприятиями разработали большой военный внедорожник,
пригодный для бронирования, приспособленный для движения по пустыням Аравийского
полуострова, оснащенный дизелем Cummins (его по лицензии выпускал КамАЗ),
импортной коробкой передач и рядом других узлов. Гидропневматическую подвеску с
редукторами в колесах и автоматической подкачкой шин позаимствовали у родного
БТР-80.
Арабы показали прототипы на милитаристской выставке в Абу-Даби, поблагодарили
ГАЗ, после чего забрали свой комплект чертежей и три изготовленных образца и
наладили выпуск джипа у себя под названием Nimr, переработав его конструкцию под
свое видение.
Вот почему российский аналог знаменитого американского Хамви или Хаммера
появился с 20-летним опозданием. Армия (точнее, министерство внутренних дел)
заинтересовалась машиной лишь в 2005 г., когда ГАЗ представил собственно
ГАЗ-2330 Тигр, использовав задел, который был обеспечен деньгами
ближневосточного спонсора. Первым заказчиком стал СОБР, оценивший повышенную
маневренность, компактность и универсальность нового автомобиля по сравнению с
БТР.
Как и Хаммер, Тигр имеет модульную конструкцию, хотя и немного другого принципа.
Лонжеронная рама может нести несколько разных кузовов - открытый пикап, 3- или
5-дверный, который с натяжкой может быть назван универсалом, или бронированный
фургон. Пневмоподвеска с шинами регулируемого давления - главное принципиальное
отличие Тигра от Хаммера. Российский внедорожник способен двигаться по пескам и
слабым грунтам, понизив давление в шинах. Кроме этого, автомобиль преодолевает
водные препятствия глубиной до 1,2 м и может двигаться по уклонам до 30°. От
других российских джипов и грузовиков машина выгодно отличается легкостью
управления и комфортностью - за это водителям нужно сказать спасибо арабским
заказчикам. Руль и тормоза оснащены гидроусилителями, дифференциал блокируется
нажатием кнопки, водительское сиденье имеет широкий диапазон регулировок и
хорошую обзорность. Салон несколько напоминает хаммеровский, поскольку в
передней части разделен на две половины широким кожухом мотора.
ГАЗ предложил несколько вариантов использования автомобиля: для городских боев;
антитеррористических операций; устранения беспорядков. Ну и, конечно, для
мирного использования. Тигр стоит в 1,5 раза дешевле Hummer, гораздо более
комфортен, чем полноприводные грузовики, и в то же время может везти до 1,5 т
груза - больше любого другого внедорожника. На ГАЗе считают, что машина может
быть полезна для геологоразведки и других служб, частично заменив гусеничные
вездеходы за счет больших универсальности и экономичности.
Учтя первый опыт общения с покупателями, ГАЗ модернизировал Тигр до модели
ГАЗ-2975. Возможно, самым важным фактором в судьбе машины стал широкий выбор
двигателей и трансмиссий, учитывая разные потребности заказчиков. Для военных
предлагаются простая механическая коробка передач и российский двигатель
ГАЗ-562, частные заказчики могут получить машину не только с иностранным
двигателем, но и с автоматической коробкой передач. Сегодня Тигр можно встретить
не только на полигонах, но и на дорогах общего пользования.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4