ГАЗ Volga Siber (JR) `2008 - Седан (РФ/США) 2008-2010 | |
|
|
Chrysler-сибиряк
Появление Volga Siber стало первым примером реализации новой концепции спасения
российского автопрома, начавшей набирать вес в конце 1990-х гг. Согласно этой
концепции автозаводы должны были отказаться от багажа устаревших разработок, а
вместо этого закупать лицензии на производство отдельных узлов и целых
автомобилей, чтобы быстро освоить общемировые опыт и технологии.
То, что платформой для Siber стала модель Chrysler Sebring, показывает, что на
практике решить эту задачу не так-то просто. Мировые концерны не любят продавать
современные технологии, предпочитая скупать заводы менее успешных конкурентов.
ГАЗу досталась далеко не самая успешная модель 10-летней давности, занимавшая к
тому же последние строчки рейтингов качества и безопасности в США. Да и сам
Chrysler - не самый успешный концерн, постоянно переходящий из рук в руки.
Впрочем, для Горьковского автозавода и это было колоссальным прорывом вперед, и
не только по сравнению с Волгами. Chrysler Sebring по техническому уровню
превосходил даже продукцию ВАЗа, наиболее передового из российских
производителей.
Согласно плану ГАЗа сначала Sebring нужно было модифицировать с учетом
российских особенностей. Второй шаг - перевод производства компонентов в Россию,
постепенно, не допуская снижения качества, чтобы в конечном итоге около половины
деталей производилось в России. На первом этапе большинство агрегатов должны
были поставляться с завода Chrysler в Мексике, включая высококачественную
кузовную сталь.
В рамках решения этой задачи машине увеличили жесткость подвески и дорожный
просвет. Были также внесены и другие, более мелкие изменения, направленные на
приспособление машины к жестким условиям эксплуатации в России. Так, важным
отличием от Волги стал оцинкованный кузов. Машине также осовременили дизайн, для
чего пригласили английских стилистов из ателье Ultramotive.
Первые прототипы ГАЗ демонстрировал под названием GAZ Siber (англ. Siberia -
Сибирь), затем его сменили на Volga Siber.
Комплектация автомобиля превосходила большинство сравнимых по цене иномарок,
продающихся в России: в числе обязательного оборудования были кондиционер, две
подушки безопасности с многоступенчатым заполнением газом, ABS,
противобуксовочная система, галогенные фары с регулировкой уровня,
гидроусилитель руля, регулируемая по высоте рулевая колонка, электроприводы
сидения водителя и всех стекол, CD-аудиосистема с шестью колонками, обогреваемые
и складывающиеся зеркала, подсвечивающиеся зеркала в противосолнечных козырьках,
центральный замок и полноразмерное запасное колесо.
С появлением Volga Siber ГАЗ снова стал единственным российским заводом, серийно
выпускающим автомобили с автоматической коробкой передач.
Для производства машины завод закупил технологическую линию, ввел систему
контроля за качеством сборки Chrysler, рабочие прошли профессиональную
подготовку за рубежом. Любопытный нюанс: конструкторам пришлось детально
пересмотреть всю документацию, поскольку Chrysler использовал крепеж с дюймовой
резьбой, а в газовской модели должен был применяться метрический.
Интерес к автомобилю проявили правительство, министерства, Сбербанк (один из
владельцев Горьковского автозавода). Частные покупатели также с интересом
отнеслись к машине, хотя нередко встречался скепсис по поводу возможного
качества сборки, особенно сложной автоматической коробки передач.
К сожалению, начало производства Volga Siber пришлось на кризисный 2008 г. Спрос
упал настолько, что первая партия машин была сокращена в четыре раза, однако
даже при этом удалось продать лишь около половины выпущенных машин. И в
дальнейшие годы спрос на автомобиль был в четыре раза ниже ожидаемого. По этой
причине ГАЗ отказался от создания более мощной версии - 6-цилиндровой модели.
В 2010 г. завод дополнил модельный ряд вариантом с механической коробкой
передач, объяснив данное решение поступлением большого числа соответствующих
просьб: на зимнем гололеде автомобиль с механической коробкой менее склонен
буксовать.
В том же году ГАЗ прекратил производство Volga Siber из-за ее убыточности.
Сейчас на легковом конвейере завод собирает по контракту автомобили иностранных
производителей. При этом руководство ГАЗ уверяет, что будет и дальше пытаться
покупать лицензии, однако на более удачные модели, чем Chrysler Sebring.
Позитивным результатом истории Volga Siber стало знакомство Горьковского
автозавода с производством, основанным на сложных и современных иностранных
технологиях, а также обновление производства. А значит, повысились шансы завода
в следующий раз сделать все правильно.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4