Marussia B1 (4114-000010) `2008 - СпортКупе (РФ) 2008 | |
|
Наконец, вы побеждаете
Заслуженно или нет, многие российские товары высоко ценятся в мире: русская
икра, русская водка, русские меха... Но русский суперкар?! В России нет дорог, с
которых начинается культура спортивных автомобилей; здесь мало автоспортивных
клубов, культивирующих любительский спорт. Соответственно, здесь мало людей,
всерьез мечтающих обзавестись суперкаром.
Тем не менее именно такой была идея Николая Фоменко, шоумена и мастера
автоспорта международного класса, - делать суперкар в России.
Фоменко - не первый, кто пытается выпускать автомобиль подобного класса в нашей
стране. Однако все прочие попытки не продвинулись дальше экспериментов. Если на
то пошло, российские бизнесмены предпочитают найти европейскую автомобильную
фирму, находящуюся в трудном финансовом положении, и приобрести ее. А Marussia
Motors, созданная Фоменко в России, уже продала несколько десятков машин.
С самого начала Marussia столкнулась с мощнейшим антипиаром. Журналисты и
простые автоэнтузиасты, никогда не ездившие на автомобилях данной марки и даже
не видевшие их вживую, заговорили о том, что качество будет отвратительным, и
дали машине нелестное полуцензурное прозвище параша (от Мараша - английское
произношение Marussia) и пузотер (за малый дорожный просвет). Скорее всего,
антипатия связана с личностью Николая Фоменко. К нему нельзя относиться
равнодушно: либо им восхищаются, либо его ненавидят.
В жизни качество суперкаров Ma russia действительно оказалось неидеальным,
однако этим грешат и многие европейские суперкары: производство-то мелкое и
штучное. Сам Фоменко на одной из пресс-конференций заметил - да, над качеством
нужно работать, но сделать суперкар посложнее, чем трусы или кроссовки! И честно
объяснил, что не ставит свой автомобиль в один ряд с Ferrari, Porsche или
Lamborghini, элитой суперкаров. Скорее, по цене и характеристикам Marussia
сравнима с приобретением подержанной Ferrari.
Главная проблема, с которой столкнулись создатели машины, - дефицит
специалистов. Несмотря на это, старались максимально привлекать именно
российских инженеров. Над внешностью работали русские дизайнеры с опытом работы
для Audi и других мировых марок. После Marussia эти люди стали знаменитыми.
Двигатели для Marussia разрабатывала британская фирма Cosworth, при участии
русских инженеров-электронщиков.
Первые экземпляры строились на арендованных площадях ЗИЛа. Впоследствии Marussia
Motors создала собственный небольшой завод в Подмосковье. Компания планировала
выпускать более 1000 автомобилей в год, однако тот же дефицит кадров ограничил
сборочную мощность до 300 машин. Поэтому решили пойти другим путем: делать
машинокомплекты и собирать их на европейских заводах, таких как финский Valmet
(по такому же принципу с финнами работает Porsche).
Производство суперкаров является чем-то средним между созданием модной одежды и
самолетов, а российские дизайнеры и авиаконструкторы имеют заслуженную
репутацию. Технически Marussia, по мировым меркам, неплоха, но не оригинальна. В
основе - пространственная стальная рама, на которую ставится двигатель с
турбонаддувом, спортивная коробка передач с переключением подрулевыми лепестками
и 2-рычажная подвеска. Такая же конструкция свойственна большинству автомобилей
соперников. Все параметры машины приведены в соответствие со спортивными
правилами кузовных гонок FIA GT, что позволяет Marussia при небольшой доработке
участвовать в этих гонках.
Есть и свои находки: например, модульная конструкция. Смысл ее в том, чтобы, не
меняя рамы, легко менять дизайн кузова, получая новые модели и следуя за модой.
В настоящий момент существует уже две модели - B1 и B2, отличающиеся обликом, и
готовится третья. У B2 черно-красный кузов, в котором черные элементы на ощупь
напоминают натуральную кожу. Кроме того, в настройках двигателя и трансмиссии
есть пробочный режим - в расчете на московский трафик.
К настоящему времени лишь около 30 энтузиастов приобрели суперкары Marussia, что
гораздо меньше оптимистичных планов. В любом случае, уже сейчас эта марка
принесла пользу России, дав стимул к технологическому развитию. Говоря словами
Махатмы Ганди: Сначала они вас не замечают. Потом над вами смеются. Затем с вами
борются. Наконец, вы побеждаете.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. —
300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4