Lada Granta (1 G.) `2011 - Седан (РФ) 2011
 
 

Уроки французского
Парадокс, но в 2011 г. классика держит рекорд по количеству проданных машин ВАЗ - более 100 тыс. в год. Все попытки завода создать заменитель провалились. Помог кризис, случившийся в двух иностранных компаниях - французской Renault и японской Nissan - в конце XX - начале XXI вв. На грани банкротства эти автопроизводители пересмотрели все производство, значительно повысив его бережливость. В середине 2000-х гг. объединенный концерн Renault-Nissan выкупил большой пакет акций Авто ВАЗа и начал проводить аналогичные реформы на российском заводе.
Результатом этой работы стала Lada Granta (заводское название - ВАЗ-2190). Когда автомобиль разрабатывался, АвтоВАЗ пообещал, что модель будет стоить от 220 тыс. руб., и почти не обманул: когда начался сбор заказов, цена базовой комплектации составила 229 тыс. руб., что всего на 10 % превысило стоимость классики ВАЗ-2107.
Рабочим названием Granta на этапе разработки было Low cost (низкая цена - англ.). Экономили на всем. Машина разработана на платформе Lada Kalina, что позволило максимально задействовать оборудование, закупленное для производства последней (продажи Kalina никогда не достигали плановых, поэтому оно пока далеко от исчерпания своего ресурса), и минимизировать время опытно-конструкторских работ. Отсюда короткий срок разработки - 22 месяца. Для сравнения заметим, что инвестиции в разработку в среднем составляют около 30 % от цены автомобиля, а Granta была создана в два с лишним раза быстрее Kalina.
Второй важнейший источник экономии - технологичность. К примеру, в переднем бампере Granta в три раза меньше деталей, чем в том же узле Kalina. В дверях Granta в пять раз меньше декоративных деталей, чем в Kalina, а в панели приборов - примерно в 1,5 раза. Таким образом, снизилась трудоемкость сборки. Здесь явно прослеживается опыт Renault по созданию модели для развивающихся стран - Renault Logan. В свое время именно Logan первой из иномарок заметно потеснила ВАЗ в России.
Наконец, иностранцы научили ВАЗ делать пустые машины, по расхожему выражению среди автолюбителей. Это означает, что машина может быть богато оснащена, но базовая версия (та самая, что предлагается за рекламную цену) фактически представляет из себя комбинацию двигателя, кузова и шасси - и ничего больше. Так, в базовой версии Granta даже стекла и зеркала не атермальные, а простые. Бамперы не окрашиваются, нет ни аудиосистемы, ни ABS, ни подушек безопасности, ни усилителя руля.
Правда, даже при этом Granta гораздо комфортабельнее классики. Уменьшение количества деталей отделки означает меньшую шумность. За плохую подгонку деталей и дребезжание волжские машины получили сборное прозвище тазики, которое, вполне возможно, с появлением Granta отомрет. Автомобиль оснащается новыми сиденьями, привозимыми из Словении, имеет более объемный и удобный багажник и эргономичный салон.
Что касается безопасности, то, по утверждению ВАЗа, Lada Granta вписывается в российские нормы (по косому лобовому столкновению на скорости 56 км/ч) даже без подушек безопасности. По сравнению с Kalina кузов жестче на 14 %. Кроме этого, Granta оснащается задними ремнями безопасности системы изофикс, позволяющими крепить детское кресло.
Одно из новшеств, примененное на Lada Granta, сыграло с создателями злую шутку - электронная педаль газа. Когда предсерийную машину в 2011 г. опробовал премьер-министр РФ Владимир Путин, машина завелась лишь... с пятого раза. Злые языки сразу списали это на традиционное качество Тольятти, а на деле оказалось, что премьер-министра просто не проинструктировали, как правильно заводить машину.
Название Granta было выбрано через открытый конкурс, а его победитель получил Lada Kalina в качестве приза.
Первые партии Lada Granta должны сойти с конвейера практически одновременно с публикацией данной книги. АвтоВАЗ делает на эту модель много ставок: создать новое поколение хэтчбеков и универсалов в замену Lada Kalina, 2-топливную газобензиновую версию и вариант с автоматической коробкой передач. Ну и, конечно, отправить классику на пенсию.
Назаров Р. А. Русские автомобили. Полная энциклопедия — М.: Эксмо, 2012. — 300 с. ISBN: 978 5 699 53845 4