Легкий танк Т-26 (СССР)
АТ-1 / В-26 / ОТ-26 / ОТ-130 / СТ-26 / СУ-1 / СУ-5-1 / СУ-5-2 / СУ-5-3 / СУ-6 / Т-26 Образец 1931 / Т-26 Образец 1932 / Т-26 Образец 1933 / Т-26 Образец 1935 / Т-26 Образец 1937 / Т-26 Образец 1938 / Т-26 Образец 1939 / Т-26 Образец 1940 / ТММ-1 / ТММ-2 / ТР-4
SDF$ ^^^ - 21 x 17005

 

Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И. А. Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой Виккерс о производстве для СССР 15 двухбашенных танков Виккерс 6-тонный.
Первые поставленные машины (получившие у нас обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2 с шестицилиндровым двигателем Геркулес, однако в серийное производство они запушены не были.
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк Виккерс приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе Большевик, уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С. А. Гинзбурга.
Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом Большевик были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова.
Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Клёпаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа и устанавливался пулемёт ДТ. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа. В 1932 году в правой башне вместо пулемёта ДТ стали устанавливать 37-мм пушку Гочкиса, её боекомплект состоял из 113 выстрелов. Боевая масса двухбашенного пулемётного варианта Т-26 составляла 8 т, а двухбашенного пушечно-пулемётного - 8,4 т.
В 1933 году началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и спаренного с нею пулемёта ДТ. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели со стеклоблоками в корпусе и башне. Средством внешней связи служили сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились.
С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных катках ввели съёмные бандажи, изменили натяжной механизм и установили пулемёт ДТ в нише башни. При этом боекомплект пушки сократился до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т. В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулемёты на турельных установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла до 95 л. с. Вновь несколько увеличилась масса танка.
Крупную модернизацию осуществили в 1938 году. Корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь был введён люк-лаз в днище. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой образца 1934 года. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков, на машине поставили два топливных бака ёмкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас хода.
В 1939 году прошла очередная модернизация танка, в результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемёт, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после чего его мощность достигла 97 л. с.
Наконец, в 1940 году был проведён последний цикл изменений конструкции танка Т-26. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную, толщиной 20 мм. Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса двадцать шестого с экранами уже превысила 12 т.
На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились огнемётные (по тогдашней терминологии - химические) танки. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26, созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнемётное оборудование - резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок ёмкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемёт пневматического типа и пулемёт ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемёта и пулемёта на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемёта, танк оборудовался системой дымопуска.
Другой танк - ОТ-130 - строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от неё находились два резервуара для огнесмеси общей ёмкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество односекундных выстрелов - 40. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин - от электрозапальной свечи.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнемётных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Всего в химическом варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады.
Помимо огнемётных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке - СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причём последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 года. А вот самоходок, так называемого малого триплекса, на унифицированном шасси было построено несколько десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 года, СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой.
Кроме того, на базе Т-26, как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы бронетранспортёр ТР-4, мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, транспортёр для подвоза боеприпасов, бензоцистерна, ремонтный танк, артиллерийские тягачи и телетанки.
В общей сложности за 10 лет серийного производства с 1931 по 1941 год в войска поступило 11 208 танков Т-26 всех типов. Они достаточно интенсивно использовались в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 года. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 году на Дальнем Востоке. Несколько танковых бригад, вооружённых этими боевыми машинами, участвовали в разгроме Квантунской армии.
Бронеколлекция - 1995 г. № 1