Плавающий легкий танк Т-38 (СССР) | ||
Т-37А / Т-38 / Т-38М1 / Т-38М2 / ТМ / ТТ-38 / ТУ-38 / ХТ-38 |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
|
В 1936 году на заводе № 37 имени С. Орджоникидзе под руководством нового
главного конструктора Н. А. Астрова был разработан плавающий танк Т-38,
в конструкции которого по возможности учли все достоинства и недостатки
предшествующих моделей. В том же году началось его серийное
производство. Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительные поплавки, как на Т-37А, не предусматривались. Башня цилиндрической формы была смещена к правому борту. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель - справа. Двигатель ГАЗ-АА устанавливался сзади вдоль оси танка. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастной гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся рулем. Ходовая часть танка в целом подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к своему предшественнику, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили его маневренные качества. В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого полубронированного тягача Комсомолец. А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-M1 мощностью 50 л. с. производился серийно. Для усиления вооружения танка предприняли попытку установить на него автоматическую пушку ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы. На базе агрегатов Т-38 была построена самоходная артустановка, вооруженная 45-мм пушкой. Помимо завода имени С. Орджоникидзе, Т-38 начал выпускать и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) - в 1935 году он изготовил 36 танков такого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии - в пику Т-38. Эта идея воплотилась в танке ТМ (Танк Молотова), созданном на базе Т-37. Он был существенно длиннее: вместо двух тележек опорных катков установили три. Наиболее же существенной его особенностью стало наличие двух двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких существенных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали. Как и Т-37, часть тридцать восьмых оснащалась радиостанцией 71-ТК-1. В 1939 году в НИИ № 20 была разработана телемеханическая (радиоуправляемая) группа танков Т-38, вооруженных, помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка ТТ-38 и танка управления ТУ-38. Дальнейшего развития эксперимент не получил. На базе Т-38 завод Компрессор в опытном порядке построил огнеметный танк ХТ-38, который серийно не выпускался. Всего же с 1936 по 1939 год изготовили 1340 танков Т-38. В 1941 году вместе с Т-37А они состояли на вооружении разведподразделений танковых дивизий и в основном применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей Форд GPA принял участие в форсировании реки Свирь. Бронеколлекция - 1995 г. № 1 |