Легкий танк Т-50 (СССР) | ||
Объект 126 / Объект 211 / Т-34 / Т-50 / Т-126СП |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
|
В 1939 году на Ленинградском заводе опытного
машиностроения имени С. М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов
под руководством С. А. Гинзбурга велось проектирование легкого танка
сопровождения пехоты СП. В 1940 году этот танк - объект 126 (или
Т-126СП, как его чаще называют) - был построен. По своей броневой защите
он соответствовал среднему танку Т-34 - его корпус сваривался из катаных
броневых листов толщиной 45 мм, днище и крыша - толщиной 20 мм. Лобовые,
верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40–57
градусов. В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка
образца 1933 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею пулемет
ДТ. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой
установке располагался пулемет ДС. Шестицилиндровый дизель В-3 мощностью
250 л. с. позволял 17-тонной боевой машине двигаться с максимальной
скоростью 35 км/ч. Танк Т-126СП по своей броневой защите и огневой мощи
превосходил легкие и большинство средних танков других стран. Для танка
сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же
машины можно было отнести небольшой запас хода и стесненность рабочих
мест четырех членов экипажа. Этот недостаток устранили, убрав на втором
образце танка курсовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой
крышкой на болтах. Кроме того, необрезиненные облегченные опорные катки
были заменены на обрезиненные. В таком виде объект 126 поступил на Ленинградский машиностроительный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова, где на его основе под руководством ведущего конструктора Л. С. Троянова разработали и в январе 1941 года построили легкий танк Т-50. Этот танк предназначался для замены в войсках легких танков Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии должен был стать наиболее массовым. По своей конструкции и внешнему виду он мало чем отличался от Т-126СП. Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал. Башня - сварная, обтекаемой формы с плоским кормовым листом, где имелся люк, закрываемый дверцей. В задней части крыши башни устанавливалась командирская башенка, смотровые щели которой прикрывались броневыми щитками. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования и наряду с этим увеличения мощности двигателя удалось добиться существенного прироста скорости движения. В апреле 1941-го Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод № 174 не выпустил ни одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26. Серьезные трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой неимоверных усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. Этот завод не без труда справлялся с выпуском 5-тонного Т-40, 14-тонный Т-50 был ему явно не по зубам. В августе завод № 174 эвакуировали - большей частью в Омск, а также в Нижний Тагил и Барнаул. 13 октября ГКО принял решение о строительстве в Барнауле двух заводов: одного по производству танков Т-50 и второго - по изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако в январе 1942 года производство Т-50 и двигателей к ним прекратили. Завод № 174 в Омске, выпустив в 1942 году 15 танков, перешел на изготовление Т-34. О боевой судьбе танков Т-50 известно очень мало. Боевые машины, изготовленные в Ленинграде, находились на вооружении одной из танковых бригад, действовавших на Карельском перешейке. Необходимо упомянуть еще об одном варианте танка Т-50 - объекте 211 - в инициативном порядке разработанном и построенном в 1941 году на Ленинградском Кировском заводе. Ведущим конструктором его был А. С. Ермолаев. Сварной корпус боевой машины имел суженную носовую часть с люком-пробкой механика-водителя. Башня также делалась сварной и имела коническую удлиненную форму. Вооружение и силовая установка - идентичны пятидесятке 174-го завода. Кировский вариант был несколько легче ворошиловского, однако существенных преимуществ перед ним не имел, а форма его корпуса оказалась менее удачной. С началом войны эту работу на Кировском заводе прекратили, а единственный изготовленный образец участвовал в обороне Ленинграда. Бронеколлекция - 1995 г. № 1 |