Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БТТ АНГЛИИ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ

В настоящее время в английской армии сохранились изготовленные еще в период второй мировой войны образцы специальных бронированных машин и навесного оборудования к линейным танкам, используемого для инженерного обеспечения боевых действий.

Это огнеметные и саперные танки, десантные гусеничные машины, ремонтно-эвакуационные машины, мостоукладчики, минные тральщики и др.

Вместе с тем в результате работ, проведенных за послевоенные годы, созданы новые специальные машины, а также усовершенствовано навесное оборудование. Однако принципиальных изменений эти машины и оборудование не претерпели.

Огнеметный танк

Из числа машин с огнеметной аппаратурой на вооружении английских войск состоит еще огнеметный танк «Крокодил», созданный во время второй мировой войны на базе танка «Черчилль».

Огнеметная аппаратура устанавливается в отделении управления, слева от водителя, вместо курсового пулемета. Все остальное вооружение танка сохранено. Огнесмесь размещена в специальном бронированном одноосном прицепе, который буксируется танком. Жидкость подается из баков под давлением, создаваемым сжатым азотом. Количество огнесмеси - 1800 л. Давление в баллонах со сжатым газом - 175-210 кг/см2. Рабочее давление в баках с огнесмесью - 20 кг/см2.

Дальность огнеметания - 135-150 м. Зажигание огнесмеси - электрическое. В качестве огнесмеси используется бензин, обработанный алюминием. Количество выстрелов - 60.

Огнеметные танки «Крокодил» использовались в боевых действиях английских войск в Корее.

Новых огнеметных танков за послевоенные годы на вооружение английской армии принято не было.

Десантный бронетранспортер

Бронетранспортер «Нептун», выпущенный в 1943 г., представляет собой открытую сверху машину, предназначенную для транспортировки личного состава и грузов через водные преграды и по труднопроходимой (заболоченной или песчаной) местности.

Движение бронетранспортера по воде осуществляется посредством гусениц, траки которых снабжены специальными выступающими лопатками.

Задняя стенка бронетранспортера для удобства посадки и высадки десанта и погрузки грузов сделана откидной.

Вес машины без груза - 13 т. Грузоподъемность - 4,5 т.

Толщина брони - 10 мм.

Вооружения машина не имеет.

На бронетранспортере установлены два двигателя мощностью по 125 л. с. Скорость движения на суше 30 км/час, на воде 9 км/час.

Размеры машины позволяют погрузить в нее бронеавтомобиль.

Саперные танки

Для разрушения долговременных огневых точек и выполнения других инженерных задач в 1953 г. на базе танка «Черчилль» создан саперный танк AVRE. Танк весит 38,3 т. Экипаж - пять человек.

Первые образцы этого танка были вооружены мортирой калибра 304,8 мм и двумя пулеметами калибра 7,92 и 7,69 мм. Мортира вела огонь зарядами BB весом 15 кг на дальность до 90 м.

В дальнейшем танк был вооружен 165-мм короткоствольным орудием и двумя 7,92-мм пулеметами. Начальная скорость снаряда орудия - 240 м/сек. Дальность стрельбы - 1800 м.

Саперный танк может быть оснащен специальным оборудованием: бульдозером для расчистки завалов, срезания слоя почвы и преодоления невзрывных заграждений; фашиной, предназначенной для преодоления противотанковых рвов; удлиненным зарядом для проделывания проходов в минных полях.

Танк может буксировать прицеп с запасом взрывчатого вещества и других средств, перевозить на своей носовой части мост из коробчатых балок длиной 9 м и перекрывать им противотанковый ров.

Он может буксировать, а затем наводить через препятствия мост длиной 18 м или 24 м, проталкивая его перед собой.

Максимальная скорость движения машины - 27 км/час (запас хода - 180 км).

Саперный танк состоит на вооружении английской армии.

В 1962 г. создан аналогичный саперный танк AVRE на базе танка «Центурион».

Саперный танк на базе танка «Центурион»

Он вооружен 165-мм короткоствольным орудием, ствол которого оснащен эжекционным устройством, и 7,62-мм пулеметом.

В боекомплекте орудия имеются снаряды, предназначенные для подрыва стен, заграждений, мостов и других сооружений.

Для постановки дымовых завес на башне установлены два шестиствольных гранатомета.

Танк оборудован бульдозером, лебедкой, приспособлением для перевозки и сбрасывания фашин; на нем может быть установлен подъемный кран.

Фашина, подъемный кран и резервные подрывные средства возятся на двухосном прицепе.

Подъем и опускание отвала бульдозера производятся посредством гидравлического механизма, приводимого в действие от основного двигателя танка.

Аналогичные бульдозеры навешиваются также на линейные танки танковых полков (по три машины на полк).

Над бульдозером саперного танка укреплено приспособление в виде откидной вогнутой рамы для перевозки и сбрасывания фашины. Фашина крепится к этой раме посредством тросов. Рама приводится в действие от гидравлического механизма без выхода экипажа из танка.

Перевозимый на прицепе подъемный кран монтируется в случае необходимости в передней части танка и приводится в действие от основной лебедки.

Танк может буксировать прицеп с удлиненным зарядом разминирования или мост на одноосной колесной тележке.

Он может также буксировать минный заградитель плужного типа для механизированной установки противотанковых мин в грунт.

Новым саперным танком «Центурион» AVRE предполагается постепенно заменить в войсках саперный танк AVRE, созданный на базе танка «Черчилль».

Ремонтно-эвакуационные машины

Для выполнения ремонтных работ на месте выхода машин из строя, а также для эвакуации неисправных танков в бронетанковых войсках английской армии наряду с ремонтными летучками и тягачами применяются бронированные ремонтно-эвакуационные машины.

Эти машины создавались на базе танков. Вместо башни и основного вооружения на корпусе машины устанавливается бронированная невращающаяся рубка, в которой размещаются оборудование, инструмент и механизмы управления.

Ремонтно-эвакуационные машины оборудованы краном-стрелой, лебедкой, сцепным устройством для буксировки неисправных танков, оборудованием для газовой резки, монтажным инструментом, приспособлениями и некоторыми запасными частями, анкерами, шанцевым инструментом и др.

Они вооружены 7,62-мм пулеметом и гранатометом для постановки дымовых завес.

В период второй мировой войны созданы ремонтно-эвакуационные машины Мк1 и Мк2 на базе танков «Черчилль».

Машина Мк1 оборудована краном-стрелой грузоподъемностью 3 т. На этой машине башня не устанавливалась.

Машина Мк2 в отличие от машины Мк1 оборудована лебедкой, развивающей тяговое усилие на тросе до 60 т. Механизмы лебедки и оператор размещались в ложной башне, в которой также устанавливался макет пушки. Обе машины снабжались оборудованием для преодоления глубоких бродов.

Кроме того, использовалась ремонтно-эвакуационная машина, созданная на базе американского танка M4 «Шерман».

Для форсирования речных преград и высадки бронетанковых войск на морском побережье выпущена береговая ремонтно-эвакуационная машина на базе танка M4 «Шерман».

Башня танка заменена специальной надстройкой из стального листа. Корпус и надстройка загерметизированы, машина может преодолевать брод глубиной до 3 м. Для сцепки и расцепки береговой ремонтно-эвакуационной машины с машинами, потерпевшими аварию в воде, личный состав снабжается водолазными костюмами.

Береговые ремонтно-эвакуационные машины, построенные на базе танка M4 «Шерман», в 1958 г. участвовали в ежегодных маневрах по высадке десанта морской пехоты.

В послевоенный период были разработаны новые образцы ремонтно-эвакуационных машин.

На базе танка «Центурион» созданы ремонтно-эвакуационная машина Мк2 и береговая ремонтно-эвакуационная машина «BARV», а на базе танка «Конкэрор» - ремонтно-эвакуационная машина Мк1.

Ремонтно-эвакуационная машина Мк2

Ремонтно-эвакуационная машина Мк2 создана в 1956 г. Она весит 50,3 т. Экипаж - четыре человека: командир, водитель и два оператора.

Машина вооружена одним 7,62-мм пулеметом. Два шестиствольных гранатомета установлены на рубке справа и слева.

Вместо башни на шасси танка установлена невращающаяся броневая рубка.

На машине спереди и на корме смонтированы две крановые стрелы. Стрела, установленная на корме, снабжена поворотным направляющим устройством для троса лебедки. Этот же трос служит для поднятия и опускания сошника.

Грузоподъемность крана - 30 т. Тяговое усилие лебедки - 30 т. Вес буксируемого прицепа - 60 т.

В походном положении стрела переднего крана снимается и укладывается на машину.

Ремонтно-эвакуационная машина на базе танка «Центурион»

На крыше рубки справа размещается люк оператора, слева люк командира.

Шкивы, барабан лебедки, крепежные скобы размещены на крыше рубки и на лобовой ее стенке.

Береговая ремонтно-эвакуационная машина «BARV»

Береговая ремонтно-эвакуационная машина «BARV» изготовлена в 1961 г. и предназначена для эвакуации бронетанковой техники, застрявшей во время десантных операций при выгрузке с десантных судов.

На шасси танка «Центурион» вместо башни установлена высокая бронированная рубка, в которой размещаются экипаж и оборудование для управления механизмами машины.

Корпус и рубка - загерметизированы. Машина может преодолевать брод глубиной около 2,5 м.

Ремонтно-эвакуационная машина Мк2 на базе танка «Конкэрор»

Ремонтно-эвакуационная машина Мк2 на базе танка «Конкэрор» создана в 1955 г. Вместо башни на шасси танка установлена невращающаяся рубка и специальное оборудование - крановая стрела, лебедка, сошник, ролик для направления троса лебедки и др.

Машина весит около 60 т. Максимальный вес буксируемого прицепа - около 70 т. Тяговое усилие лебедки - 90 т. Экипаж - четыре человека. Машина вооружена 7,62-мм пулеметом. Спереди по обеим сторонам на рубке установлены два шестиствольных гранатомета.

Береговая ремонтно-эвакуационная машина «BARV»

На крыше рубки расположены: справа - люк оператора; слева - люк командира. Впереди на крыше корпуса находятся люки механика-водителя и его помощника. На бортах рубки закреплены ящики для имущества, а сзади установлен прожектор.

В походном положении стрела крана перевозится на машине в разобранном виде.

Мостоукладчики, мостоопорные танки и минные тральщики.

Для преодоления танками и другими машинами различных препятствий с ходу в зоне боевых действий в английской армии используются мостоукладчики, представляющие собой обычные линейные танки, на которых вместо башен монтируются мостовые конструкции.

На вооружении английской армии еще состоят мостоукладчики, созданные в период второй мировой войны на шасси танков «Черчилль», M4 «Шерман», «Валентайн» и «Ковенантор».

За последние годы для обеспечения переправы танков «Центурион» и «Конкэрор» созданы мостоукладчики и мостоопорные танки повышенной грузоподъемности на шасси двух танков «Черчилль», а также танка «Центурион».

Минными тралами оборудовались танки собственного и американского производства.

На базе английского танка «Матильда» и американского танка M4 «Шерман» были созданы минные тральщики, оборудованные бойковыми тралами «Барон» и «Краб».

На базе танка «Черчилль» в 1944 г. создан танк-тральщик с колейным или катковым тралом и миновыкапывателем плужного типа. На танке установлена специальная башня без вооружения, в которой монтируется оборудование для управления механизмами подъема и опускания трала и миновыкапывателя.

В том же году на базе танка «Черчилль» создан минный тральщик для проделывания колейных проходов в минных полях посредством специальных удлиненных зарядов разминирования типа «Змея», возимых в разобранном виде на надгусеничных полках.

Трубы со взрывчатым веществом собираются в колонну необходимой длины и наводятся на минное поле. Подрывом такого удлиненного заряда проделываются проходы в минном поле.

Эти машины состоят на вооружении английской армии.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.