Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964. | |
БТТ США.
ЛЕГКИЕ ТАНКИ Легкий танк M41 «Уокер Бульдог» Выпуск первых образцов легкого танка M41 относится к 1950 г., а на вооружение он принят в 1953 г. после устранения некоторых недостатков его конструкции. Танк предназначался главным образом для использования в разведывательных батальонах бронетанковых дивизий и воздушно-десантных войсках. По сравнению с танком M24 в нем усилено вооружение, повышена маневренность, облегчены условия работы экипажа. Пушка, имеющая короткий откат, снабжена противооткатными устройствами, расположенными концентрично относительно ствола, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола и гильзы после выстрела. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а 12,7-мм зенитный пулемет установлен открыто на крыше башни танка. В приводах наведения пушки использованы гидрообъемные передачи. Управлять огнем могут наводчик и командир. У них установлены перископические прицелы, совмещенные с прибором наблюдения и имеющие общую головную часть. Легкий танк M41 «Уокер Бульдог» Бронирование танка - противопульное. Толщина переднего листа днища для усиления противоминной защиты доведена до 25 мм, т. е. равна толщине лобового листа корпуса. Башня танка имеет удлиненную кормовую нишу. На крыше башни установлена неподвижная башенка с пятью стеклоблоками, обеспечивающая круговой обзор командиру. Экипаж четыре человека, из которых трое размещаются в башне, а водитель находится спереди слева в отделении управления. Сиденье водителя регулируется по высоте; в случае необходимости водитель вместе с сиденьем может выброситься через люк в днище на землю, для чего необходимо оттянуть специальный рычаг. На танке установлен бензиновый двигатель «Континенталь» воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, обеспечивающий удельную мощность 21,7 л. с./т. Гидромеханическая силовая передача «Кросс-Драйв» фирмы «Аллисон» состоит из гидротрансформатора, двухступенчатой коробки передач, дифференциального механизма поворота и тормозов. Все эти механизмы смонтированы в одном картере, который фланцем крепится к картеру двигателя. Таким образом, двигатель и гидромеханическая силовая передача составляют одно целое и могут одновременно демонтироваться из танка при замене или ремонте. Легкость монтажа и демонтажа обеспечивается конструкцией опор крепления и легкоразъемными соединениями трубопроводов. Управление поворотом осуществляется посредством Т-образного рычага, расположенного на уровне груди водителя. В силовой передаче танка M41 предусмотрена блокировка гидротрансформатора однодисковым фрикционом, что необходимо при запуске двигателя буксировкой танка и для торможения танка двигателем на спусках. Силовая установка и силовая передача монтируются в кормовой части танка. Для соединения коробки передач с бортовой передачей применены карданные сочленения. Контроль за работой агрегатов облегчается системой сигнальных ламп, выведенных на щиток приборов водителя. На танке имеется вспомогательная силовая установка (зарядный агрегат), состоящая из одноцилиндрового бензинового двигателя и генератора, предназначенная для питания потребителей электроэнергии при неработающем двигателе и для зарядки аккумуляторных батарей. Эта же установка в условиях низких температур может использоваться для обогрева агрегатов силовой установки и силовой передачи. Возможность запуска двигателя при низких температурах без подогрева обеспечивается использованием маловязкого масла. Подвеска танка - индивидуальная, торсионная. Гидравлические амортизаторы установлены только на передних катках. Для обеспечения постоянного натяжения гусеницы при движении по неровной местности имеется специальное компенсационное устройство, связывающее балансир переднего опорного катка посредством тяги с кривошипом направляющего колеса. Гусеница танка с резино-металлическими шарнирами. Для предупреждения повреждения дорог на траки надеваются резиновые подушки. На танке установлены две радиостанции, танковое переговорное устройство и телефон для связи пехоты с экипажем. Для вождения танка ночью имеются инфракрасные фары и перископ M19. На модернизированных образцах танка - танке M41A1 - установлены усовершенствованные приводы управления огнем, а на танках M41A2 и M41AЗ применена система непосредственного впрыска бензина, повысившая экономичность двигателя и соответственно запас хода танка. Кроме того, внесены некоторые усовершенствования в конструкцию механизмов и приборов танка. В вооруженных силах США танками M41 укомплектованы бронекавалерийские подразделения Национальной Гвардии. Танки M41 состоят также на вооружении западногерманской и турецкой армий. В 1958 г. проходил испытания опытный образец модернизированного танка M41, известный под индексом T49. В этом танке ствол 76-мм пушки, установленной в старой башне танка M41, был рассверлен до 90 мм. В целях обеспечения высокой бронепробиваемости при стрельбе из 90-мм пушки с ослабленным стволом в боекомплекте танка используются кумулятивные снаряды и бронебойные снаряды с пластическим взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью. Начальная скорость этих снарядов ниже начальной скорости обычного бронебойного снаряда. Обладая огневой мощью среднепушечных танков, танк T49 имеет вдвое меньший вес и более высокую маневренность. Однако по бронированию он значительно уступает средним танкам, обеспечивая защиту лишь от пулеметного огня и осколков снарядов. Танк T49 на вооружение принят не был, и разработка его, по-видимому, прекращена. Легкий танк T92, разработка которого была начата в 1954 г., предназначался для использования в воздушно-десантных войсках в качестве разведывательного танка и противотанкового средства. В 1957-1958 гг. танк проходил войсковые испытания. Вес танка 16,2 т; он вооружен 76,2-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм. Экипаж - три человека. В этом танке американцы изменили обычную для танков США схему компоновки. Боевое отделение расположено в кормовой части танка, где установлена башня новой конструкции, имеющая небольшую высоту вследствие того, что орудие установлено в ней почти открыто. Легкий танк T92 Под казенной частью пушки в башне имеется люк, через который посредством специального автоматического механизма производится заряжание пушки. Пушка снабжена дульным тормозом и эжекционным устройством. Пулеметы установлены в специальных башенках кругового вращения, которые монтируются на основной башне справа и слева от орудия. Командир танка размещается в боевом отделении справа и может вести огонь из крупнокалиберного пулемета. Слева от пушки сидит наводчик, управляющий огнем орудия и 7,62-мм пулемета. Обе башенки снабжены смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Силовое отделение танка расположено спереди, где установлен бензиновый двигатель «Континенталь» AOI-628 мощностью 310 л. с. и силовая передача «Аллисон» XT-300. На верхнем лобовом броневом листе корпуса установлены жалюзи. Водитель размещается слева по ходу танка в отделении управления. Подвеска танка - новой конструкции, индивидуальная, с резиновыми рессорами. С каждой стороны корпус подвешен на четырех катках, включая несущее направляющее колесо. Бронирование танка выполнено с применением легких материалов и обеспечивает защиту экипажа от пуль крупнокалиберного пулемета и осколков снарядов и мин. Погон башни - диаметром 2286 мм. В процессе отработки танка стальные шары погона башни заменены пластмассовыми. При испытаниях пластмассовые шары показали высокое сопротивление динамическим нагрузкам. По сообщениям печати, во время испытаний танка был обнаружен ряд серьезных недостатков, особенно в оборудовании башни. Танк T92 не вышел из стадии опытных разработок. По бронированию, мощности вооружения, удельной мощности этот танк не имеет преимуществ перед своим предшественником - танком M41. Однако вес и размеры его значительно снижены. Танк может транспортироваться по воздуху. M41A3 «Уокер Бульдог» (США) Год выпуска - 1956 Боевой вес - 23 тонны Экипаж - 4 человек Длина с пушкой вперед - 8080 мм Длина по корпусу - 5600 мм Ширина - 3264 мм Высота - 2850 мм Клиренс - 440 мм Максимальная толщина брони - 25 мм башни / 38 мм корпуса Вооружение - 76,2-мм пушка / 7,62-мм пулемет / 12,7-мм пулемет Начальная скорость бронебойного снаряда - 1000 м/сек Боекомплект - 57 выстрелов Наличие стабилизаторов - нет Максимальная мощность двигателя - 525 л. с. Максимальная скорость движения - 65 км/час Среднее удельное давление - 0,72 кг/см2 Запас хода - 240 км Легкий танк «Шеридан» Легкий авиадесантный плавающий танк «Шеридан» (XM551) предназначается для многоцелевого использования, и в частности для разведки и боевого охранения и в качестве противотанкового средства взамен легкого танка M41 и 90-мм противотанковой самоходной пушки M56. Первые опытные образцы были изготовлены в конце 1962 г. В начале 1963 г. один из них проходил полигонные испытания. Танк вооружен облегченным орудием калибра 152 мм, установленным во вращающейся башне. Из ствола орудия можно вести огонь как боеприпасами обычного типа, так и управляемыми реактивными снарядами «Шиллейла». Кроме орудия, танк вооружен спаренным 7,62-мм пулеметом, 12,7-мм зенитным пулеметом, открыто установленным на крыше командирской башенки, и двумя пистолетами-пулеметами калибра 11,43 мм, которые возятся в укладке. ПТУРС «Шиллейла» весит около 20 кг. По длине он не больше 90-мм выстрела. Снаряд снабжен крестообразными стабилизаторами. Наведение его осуществляется полуавтоматически с подачей команд с помощью инфракрасной или радиолокационной системы управления. Наводчик при стрельбе сопровождает цель вручную, совмещая линию прицеливания с целью посредством оптического прицела. Реактивный снаряд «Шиллейла» предполагается оснастить как обычной, так и ядерной боеголовкой небольшой мощности. В частности, возможно использование боевой головки, аналогичной боевой головке снаряда безоткатного орудия «Дэви-Крокет», тротиловый эквивалент которой равен 0,1-0,2 кт. Легкий танк «Шеридан» Снаряд предназначен для борьбы с танками, разрушения полевых оборонительных сооружений и уничтожения живой силы. Снаряд «Шиллейла» впервые проходил испытания в 1959 г. В последующие годы он дорабатывался. Военным бюджетом США на 1963 г. были предусмотрены специальные ассигнования на работы по этому снаряду, к выполнению которых привлечено большое количество фирм. Бронирование танка - противопульное из алюминиевого сплава. В танке установлен дизельный двигатель мощностью около 300 л. с. и гидромеханическая четырехступенчатая планетарная силовая передача «Аллисон» с автоматическим переключением передач. Компоновка машины с кормовым расположением силового отделения. В ходовой части с каждого борта имеется по пять сдвоенных опорных катков большого диаметра с наружными резиновыми бандажами, индивидуальная торсионная подвеска и гусеница с металлическим шарниром. Танк плавает. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, скорость движения на воде - 6,2 км/час. Испытывается также водометный движитель. В целях обеспечения дополнительной плавучести катки с торцов имеют выпуклые колпаки. Водитель размещается в средней части отделения управления и ведет наблюдение за местностью через перископы, установленные в колпаке башенки водителя. Для обеспечения вождения машины в ночных условиях имеются инфракрасные приборы. На лобовом листе корпуса укреплен волноотражательный щит, поднимаемый при движении на плаву. Ассигнованиями на 1963-1964 гг. предусматривается изготовление еще четырех опытных образцов этого танка для проведения испытаний. Поступление машины в войска ожидается после 1965 г. «Шеридан» (США) Год выпуска - 1963 Боевой вес - 14,4 тонны Экипаж - 4 человек Длина с пушкой вперед - . мм Длина по корпусу - 6000 мм Ширина - 2700 мм Высота - 2400 мм Клиренс - . мм Максимальная толщина брони - противопульное бронирование Вооружение - 152-мм орудие - пусковая установка / 7,62-мм пулемет / 12,7-мм пулемет Начальная скорость бронебойного снаряда - . м/сек Боекомплект - . выстрелов Наличие стабилизаторов - . Максимальная мощность двигателя - 300 л. с. Максимальная скорость движения - 62,4 км/час на суше / 6,2 км/час на воде Среднее удельное давление - . кг/см2 Запас хода - 480 км |
М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.