Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БТТ ФРГ. БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

Гусеничный бронетранспортер для перевозки пехоты HS-30 («длинный»)

Швейцарской фирмой «Испано-Сюиза» по заказу ФРГ разработан бронетранспортер для перевозки пехоты на базе многоцелевого гусеничного шасси HS-30. Машина весит 14,6 т, вмещает девять человек, включая водителя. Максимальная скорость движения - 51 км/час.

В соответствии с тактико-техническими требованиями ФРГ этот бронетранспортер вооружается швейцарской 20-мм автоматической пушкой HSS-820 и пулеметом. Машина предназначается для поддержки пехотой боевых действий танков.

Пушка, установленная во вращающейся башне, имеет ленточное питание осколочно-фугасными и магазинное бронебойными выстрелами. Механизм закрывания затвора - рычажного типа.

Автоматика пушки работает за счет отвода части газов через газоотводные каналы в стволе, оканчивающиеся двумя соплами. Применение сопел с отверстиями различного диаметра позволяет иметь различный темп стрельбы.

Башня установлена на крыше корпуса спереди справа. Слева от нее спереди размещается водитель, а за ним радист. В крыше корпуса для них предусмотрены специальные люки.

Сиденья стрелка и водителя регулируются по высоте.

Для входа и выхода десанта на крыше машины имеются два люка, крышки которых откидываются в сторону бортов. Кроме того, при необходимости может быть использован кормовой люк.

В отделении для десанта располагается шесть человек, которые могут вести огонь из машины через открытые верхние люки.

Бронетранспортер снабжен водяным обогревателем и автоматическим противопожарным оборудованием.

Защита экипажа от проникновения радиоактивной пыли обеспечивается герметизацией корпуса.

Бронетранспортер для перевозки пехоты HS-30 (SPW) («длинный»)

Машина оборудована радиостанцией.

Запас хода в средних условиях - около 270 км.

Бронетранспортер принят на вооружение в ФРГ.

Гусеничные бронетранспортеры «Гочкис», изготовляемые по заказу бундесвера

Командованием бундесвера в 1955 г. выдан заказ французской фирме «Гочкис» на разработку семейства бронетранспортеров для разведывательных подразделений западногерманской армии. В качестве базы решено использовать принятые на вооружение французской армии гусеничные бронетранспортеры «Гочкис» (CC2-55 и TT6-55).

Отрабатываемые для бундесвера машины получили наименование «коротких» в отличие от бронетранспортеров HS-30.

В 1963 г. в производстве находились четыре типа бронетранспортеров, отработанных фирмой «Гочкис» для бундесвера: грузовой бронетранспортер SP; бронетранспортер SP-1A (разведывательная машина для полуотделения); подвижный наблюдательный пункт SP-3; санитарный бронетранспортер SP-4. Кроме того, в стадии разработки находился разведывательный бронетранспортер SP-1C, вооруженный 90-мм пушкой.

По сравнению с французскими бронетранспортерами в машинах для бундесвера несколько изменены силуэты броневых корпусов; во всех машинах, кроме грузового бронетранспортера SP, удлинена база (вместо четырех опорных катков установлено пять).

У всех этих машин, за исключением пушечного бронетранспортера, одна и та же силовая установка и силовая передача, подвеска и ходовая часть, противопожарное оборудование и установка для кондиционирования воздуха.

Сварные корпуса всех машин изготовлены из хромо-никеле-молибденовой катаной брони толщиной от 8 до 15 мм и имеют большие углы наклона. Компоновка всех машин одинаковая.

Шестицилиндровый однорядный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения установлен в носовой части корпуса справа. Для грузового бронетранспортера он отрегулирован на 145 л. с., для всех других машин - на 164 л. с. Водитель сидит спереди слева. Отделение управления отделено от двигателя герметичной перегородкой.

Коробка передач - четырехступенчатая с синхронизаторами, механизм поворота типа «Кливленд». Тормоза работают в масле. Ведущие колеса переднего расположения.

Траки стальной гусеницы имеют открытые металлические шарниры и снабжены съемными резиновыми башмаками.

Боевой вес всех машин, за исключением грузового бронетранспортера и бронетранспортера с пушечным вооружением, около 8 т.

Максимальные скорости движения - до 60 км/час.

Грузовой бронетранспортер SP весит около 7 т, а грузоподъемность его - 1 т. Ходовая часть по сравнению с французским грузовым бронетранспортером «Гочкис» CC2-55 не изменилась.

Броней здесь также защищена только передняя часть корпуса. Конфигурация носовой части корпуса - изменена.

Бронетранспортер SP для перевозки грузов

Разведывательный бронетранспортер SP-1A («короткий»)

Бронетранспортер SP-1A является основной машиной разведывательных подразделений бронетанковых войск бундесвера. Он весит 8,2 т, вооружен 20-мм швейцарской автоматической пушкой HSS-820, установленной в полностью закрытой башне. Огонь из пушки можно вести по наземным и воздушным целям.

Экипаж машины - пять человек: командир, водитель, наводчик и два стрелка, один из которых исполняет обязанности радиста.

При использовании машины в качестве бронетранспортера для полуотделения пехоты она укомплектовывается одной радиостанцией.

В бронетранспортере, предназначенном для использования в качестве машины связи, устанавливаются две радиостанции, из них одна выносная.

Для обеспечения посадки и высадки экипажа имеются двери в корме, а также люк в башне, три люка на крыше корпуса и люк водителя. В днище корпуса имеется аварийный люк.

Бронетранспортер SP-3 предназначается для использования в качестве подвижного наблюдательного пункта. Он отличается от бронетранспортера SP-1A вооружением, наличием командирской башенки, специальных приборов наблюдения, а также усилением средств связи. Машина весит около 8 т, вооружена 7,62-мм пулеметом, установленным на турели. Экипаж состоит из четырех человек: командира, водителя, радиста и пулеметчика.

Машина оснащена тремя передатчиками и тремя приемниками, для которых имеются три антенны. Кроме того, имеется переносная радиостанция, которой пользуется для связи с машиной спешившаяся с нее часть экипажа.

Подвижный наблюдательный пункт может быть оборудован и несколько иначе с расчетом на экипаж из пяти человек. Тогда обязанности командира-наблюдателя разделяются, а машина оборудуется закрытой командирской башенкой. Наблюдение из башенки при закрытом люке может вестись через пять перископов.

Справа от башенки размещается съемная панорама, позволяющая вести наблюдение в секторе 120°.

Она может быть убрана внутрь машины или использована вне машины, на специальной подставке. На месте панорамы может устанавливаться дальномер.

В качестве вооружения остается пулемет.

Санитарный бронетранспортер SP-4 предназначается для эвакуации раненых с поля боя.

Он весит 8,2 т, вооружение на нем не устанавливается.

Экипаж состоит из трех человек: водителя и двух санитаров. Внутри машина оборудована койками для размещения двух тяжелораненых, а также сиденьем для одного легкораненого.

Разведывательный бронетранспортер SP-1C

В машине устанавливается радиостанция.

В стадии разработки в 1962 г. находился разведывательный бронетранспортер SP-1C. Он вооружен 90-мм пушкой, установленной в закрытой вращающейся башне.

При сохранении основного силуэта, характерного для машин этого семейства, в машине установлены более мощный двигатель и пятиступенчатая коробка передач; усилена подвеска; применено новое тормозное устройство, обеспечивающее блокировку одной гусеницы при повороте машины на месте.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.