Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ЯПОНИИ

ТАНКИ

К концу тридцатых годов в Японии приступили к созданию семейства легких танков, вооруженных 47-, 75- и 77-мм пушками и 57-мм или 75-мм гаубицами.

Наиболее распространенными танками этого периода были танки «Циха», которые в 1937 г. поступили на вооружение пехотных частей японской армии. Они выпускались в двух вариантах - штурмовой танк «Циха», вооруженный 47-мм пушкой, и танк «Синхото Циха», вооруженный 47-мм пушкой и двумя пулеметами. Эти танки весили около 15 т.

В отличие от предыдущих моделей легких танков в танке «Циха» удлинен корпус и в ходовой части шесть опорных катков вместо четырех. Максимальная толщина брони 25 мм. Экипаж машины - четыре человека.

При весе 14 т и мощности двигателя 170 л. с. танк «Синхото Циха» имеет максимальную скорость движения 40 км/час.

С 1940 г. на укомплектование танковых соединений японской армии начали поступать легкие танки «Цихе», а с 1944 г. - танки «Цину». Эти танки весили около 15 т и различались в основном конструкцией башен и установленным в них вооружением.

Танк «Цихе» вооружен 47-мм пушкой, а танк «Цину» - 77-мм полевой пушкой «Шнейдер». Экипаж машин - пять человек. Максимальная толщина брони - 40 мм.

Танки «Цихе» и «Цину» использовались японцами во второй мировой войне в боевых действиях в Юго-Восточной Азии. Некоторое количество их сохранилось на вооружении японской армии до настоящего времени.

В предвоенный период в Японии изготовлен танк весом 32 т, вооруженный ?-мм пушкой и тремя пулеметами калибра 7,7 мм.

Экипаж - шесть человек. Максимальная толщина брони - 35 мм. Максимальная скорость движения - 45 км/час. Танк был приспособлен для движения по железнодорожному полотну.

К концу 1943 г. танковый парк японской армии насчитывал немногим более 2000 машин, большую часть которых составляли легкие и малые танки. Максимальное количество танков в Японии выпущено в 1942 г. и составило около 1300 единиц. В дальнейшем производство танков стало уменьшаться.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом, недостаточными средствами радиосвязи.

Характерным для предвоенного и военного периода японского танкостроения является создание семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках. Двигатели имели общую размерность цилиндро-поршневой группы.

После капитуляции Японии в 1945 г. выпуск бронетанковой техники на некоторое время был прекращен.

С возрождением японских вооруженных сил начали вновь создаваться и бронетанковые войска. В 1952 г. из США получены и приняты на вооружение легкие танки M24 и средние танки M4AЗE8.

Танк «Цихе»

Танк «Цину»

В дальнейшем были начаты работы по созданию среднего танка собственной конструкции.

Послевоенное японское танкостроение находится под влиянием США. При создании образцов бронетанковой техники используются вооружение, отдельные узлы, агрегаты, а также детали ходовой части устаревших американских танков, находящихся на вооружении японской армии.

В 1956 г. фирмой «Мицубиси» отработан образец японского среднего танка, вооруженного 90-мм американской пушкой M3 и двумя пулеметами, получивший наименование ST-A1.

Танк ST-A1

Танк весит 35 т (экипаж - четыре человека).

Пушка оборудована дульным тормозом и эжекционным устройством. 12,7-мм зенитный пулемет монтируется в специальной установке на люке командирской башенки; 7,62-мм пулемет устанавливается в носовой части танка.

Литая башня танка по форме аналогична башне американского танка M47. В башне монтируется дальномер.

Максимальная толщина брони - 75 мм.

В кормовой части корпуса установлен дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 550-600 л. с. Крыша силового отделения несколько выше основания башни.

В ходовой части установлено по семь опорных катков на сторону, индивидуальная торсионная подвеска и резино-металлическая гусеница. На двух передних и двух задних опорных катках устанавливаются гидравлические амортизаторы. Гусеница и опорные катки заимствованы с американских танков.

Максимальная скорость движения танка - 45 км/час. Запас хода - 200 км.

В 1957 г. отработан новый образец танка - танк ST-A2. Корпус его укорочен, в ходовой части используется по шесть опорных катков на сторону. Общая длина танка уменьшена на 600 мм. Подбашенная часть корпуса приподнята до уровня крыши силового отделения. Общая высота (без зенитного пулемета) на 270 мм больше. В остальном эти модели имеют одну и ту же тактико-техническую характеристику.

Танк M61

Следующий опытный образец среднего танка - ST-A3 - отличается от модели ST-A2 литой башней новой конструкции. Зенитный пулемет установлен на ней по-прежнему открыто.

В 1960 г. проводились испытания нового опытного образца ST-A4, в котором зенитный пулемет установлен в полностью закрытой башенке. В 1961 г. танк ST-A4 принят на вооружение и получил индекс M61 (Type 61). В 1962 г. началось серийное производство этого танка, которым будут заменены устаревшие американские танки M4AЗE8.

M61 (Япония)
Год выпуска - 1961
Боевой вес - 35 тонн
Экипаж - 4 человек
Длина с пушкой вперед - 8700 мм
Длина по корпусу - 6300 мм
Ширина - 2950 мм
Высота - 2480 мм
Клиренс - 400 мм
Максимальная толщина брони - 75 мм пушка / 75 мм корпус
Вооружение - 90-мм пушка M3 / 7,62-мм пулемет / 12,7-мм пулемет
Начальная скорость бронебойного снаряда - 854 м/сек
Боекомплект - ? выстрелов
Наличие стабилизаторов - нет
Максимальная мощность двигателя - 600 л. с.
Максимальная скорость движения - около 45 км/час
Среднее удельное давление - ? кг/см2
Запас хода - около 200 км

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.