Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БТТ Японии. САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

В предвоенные годы, а также с началом второй мировой войны в Японии отрабатывались самоходные артиллерийские установки трех типов: полевые (105-мм и 150-мм гаубицы и 300-мм мортира), противотанковые (75-мм и 77-мм пушки) и зенитная, вооруженная спаренной системой 37-мм пушек.

Все САУ создавались в период 1938-1942 гг. на танковых базах. Часть этих машин изготовлена в небольшом количестве и из стадии опытных работ не вышла.

Самоходная 105-мм гаубица «Хони» 2

С 1942 г. в войсках использовались: 75-мм противотанковая пушка «Хони» 1, 77-мм противотанковая самоходная пушка «Хони» 3 с улучшенным бронированием и 105-мм самоходная гаубица «Хони» 2. Все они создавались на базе легкого танка «Циха», принятого на вооружение в 1937 г.

В этих машинах орудия установлены в открытых сверху и сзади боевых отделениях, размещенных в средней части корпуса.

В послевоенный период на вооружении японской армии, кроме некоторого количества самоходных орудий периода второй мировой войны собственного производства, находятся американские зенитные САУ - 40-мм спаренная установка M19 и счетверенная самоходная установка 12,7-мм пулеметов M16.

На базе американского легкого танка M24 в 1958 г. отработана и принята на вооружение 105-мм самоходная гаубица SV весом 20 т. Кроме гаубицы, машина вооружена 12,7-мм зенитным пулеметом, установленным открыто. Орудие, экипаж и боеукладка размещаются в неподвижной броневой рубке.

Самоходная 105-мм гаубица SV

Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 230 л. с. и развивает максимальную скорость движения 45 км/час.

На базе нового японского гусеничного бронетранспортера SV-2 созданы самоходные минометные установки SV и SX, вооруженные соответственно 81- и 106,7-мм минометами и 12,7-мм зенитными пулеметами.

Минометы устанавливаются в отделении для десанта, крыша которого в походном положении закрывается тремя откидными крышками. Кормовая стенка корпуса откидывается и служит аппарелью при погрузке и выгрузке миномета.

Зенитный пулемет монтируется на турели, установленной на крыше носовой части корпуса так же, как и на бронетранспортере SV-2; курсовой пулемет в этом случае не устанавливается.

Опытные образцы этих машин изготовлены к 1959 г. Боевой вес их - около 12 т (экипаж - пять человек).

Машины состоят на производстве и поступают в войска.

Для использования в качестве легких противотанковых средств пехоты в 1956-1957 гг. для японских сухопутных войск изготовлены опытные образцы спаренных 105-мм и 106-мм безоткатных орудий. Эти машины относятся к классу легких гусеничных бронированных машин, предназначенных для транспортировки противотанкового оружия пехоты.

Самоходная установка M1 спаренных 105-мм безоткатных орудий фирмы «Комацу»

Спаренная установка 105-мм безоткатных орудий M1 изготовлена в 1956 г. фирмой «Комацу». В этой машине спаренная система безоткатных орудий размещается справа от кабины водителя на платформе, имеющей ограниченный угол поворота в горизонтальной плоскости. Двигатель размещается спереди, а ведущие колеса сзади.

Аналогичная машина, модель M2, создана в том же году фирмой «Мицубиси». Установка орудий здесь аналогична установке их в машине M1.

Модели M1 и M2 различаются в основном компоновкой силовых агрегатов. В модели M2 двигатель расположен сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди.

В обеих машинах установлены четырехцилиндровые дизельные двигатели воздушного охлаждения с горизонтальным противоположным расположением цилиндров мощностью 105 и 110 л. с.

Самоходная установка SS-4 спаренных 106-мм безоткатных орудий фирмы «Мицубиси»

Применение двигателей с горизонтальным расположением цилиндров и открытая установка орудий на поворотной платформе позволили снизить высоту машин соответственно до 1250 и 1200 мм.

В ходовой части обе модели имеют с каждого борта по четыре опорных катка и металлическую гусеницу.

Подвеска в модели M1 индивидуальная с резиновыми упругими элементами, а в модели M2 - индивидуальная, торсионная.

Машины весят 6 и 6,7 т (экипаж - три человека). Боекомплект соответственно - 6 и 10 выстрелов. Максимальные скорости движения - 50 и 53 км/час. Запас хода - 150 и 94 км. Удельное давление - 0,53-0,54 кг/см2.

Машины обеспечиваются снегоходными гусеницами шириной 600 мм, при этом удельное давление снижается до 0,23-0,24 кг/см2.

При ширине 2200 мм длина машин соответственно 4120 и 4000 мм.

В 1957 г. фирмой «Мицубиси» изготовлен усовершенствованный образец аналогичной самоходной спаренной установки 106-мм безоткатных орудий SS-4.

В этой модели спаренная система монтируется открыто на вращающейся платформе.

Кроме безоткатных орудий, САУ вооружена 12,7-мм пулеметом.

База новой машины несколько увеличена - вместо четырех установлено пять опорных катков, ведущие колеса расположены спереди.

Машина весит 8 т (экипаж - три человека). На ней установлен шестицилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения.

Эта самоходная установка изготовляется и поступает в войска.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.