Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964. | |
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА КАНАДЫ В период второй мировой войны Канада тесно сотрудничала с США и Англией в вопросах разработки и выпуска вооружения и боевой техники. По английским лицензиям канадская промышленность выпускала ряд образцов боевой техники и вооружения, в том числе пехотные танки «Валентайн». В 1942 г. в Канаде отработан средний танк «Рэм», который выпускался с 40-мм пушкой («Рэм I») и с 57-мм пушкой («Рэм II»). По конструкции шасси, внешнему виду, бронированию, подвижности и весу, равному 30 т, они близки к американскому танку M4. Обладая слабым вооружением, танки «Рэм» широкого распространения не получили - их база была использована для создания 87,6-мм самоходной гаубицы «Секстон»; 94-мм зенитной самоходной пушки; зенитной самоходной установки «Скинк», вооруженной счетверенной системой 20-мм пушек «Полстен»; бронетранспортера «Рэм Кенгуру» и командирской машины. САУ «Секстон» с 1943 г. широко использовалась в английской армии, на вооружении которой состоит до настоящего времени. В 1943 г. на шасси легкого грузового автомобиля с двумя ведущими осями создан бронетранспортер M6 многоцелевого назначения, который кроме канадской армии использовался также в армиях Англии, Италии, Бельгии, Португалии и Ливана. До последних лет новых образцов бронетанковой техники в Канаде создано не было. Сухопутные войска канадской армии в основном вооружены английскими бронированными машинами, и в частности танками «Центурион». В 1947 г. Канада, США и Англия приступили к осуществлению программы стандартизации вооружения. В соответствии с этой программой достигнут ряд соглашений в области организационной структуры соединений, а также стандартизации различных предметов снабжения. В 1961 г. принята программа совместной разработки и производства вооружения и боевой техники сухопутных войск США и Канады, предусматривающая более тесное сотрудничество этих двух стран в области проведения научных исследований и организации производства военной техники. Вместе с тем в Канаде проводились работы по созданию образцов бронетанковой техники для собственных нужд. В 1957 г. промышленности заказана отработка универсального шасси для создания семейства легких бронированных машин. В результате проведения работ в 1958 г. созданы первые опытные образцы гусеничного плавающего бронетранспортера «Бобкэт» для перевозки пехоты, которые в 1959 г. проходили войсковые испытания. В 1960 г. бронетранспортер принят на вооружение и с 1961 г. начал поступать в войска. Бронетранспортер «Бобкэт» вмещает два человека экипажа и десять человек десанта. Он весит 10 т, вооружен одним 7,62-мм пулеметом, максимальная скорость движения на суше около 50 км/час, на воде - 6 км/час. Бронетранспортер «Бобкэт» Броня - противопульная. Крыша над десантным отделением выполнена из неброневой стали. В конструкции бронетранспортера используются автомобильные агрегаты - бензиновый двигатель мощностью 180 л. с., шестиступенчатая коробка передач с автоматическим переключением передач и др. Двигатель установлен в носовой части корпуса машины. Воздухопритоки расположены в крыше над силовой установкой. За силовой установкой размещается слева водитель, а справа командир. Над местами их расположения на крыше установлены две башенки. По периметру башенки водителя расположено пять смотровых блоков, в башенке командира размещаются пулемет, смотровые блоки и перископ. Отделение для десанта занимает среднюю и кормовую части корпуса и имеет откидную крышу. Десант размещается на двух скамьях по бортам машины. Посадка и высадка десанта производится через двухстворчатую дверь в кормовом листе корпуса. При закрытой крыше десантного отделения перевозимая пехота ввиду отсутствия амбразур не имеет возможности вести огонь из личного оружия. Силовая передача и ведущие колеса расположены в кормовой части машины. Каждая гусеница состоит из двух резиновых лент, которые соединяются посредством стальных поперечин, образующих грунтозацепы. Гусеница позволяет передвигаться по мягким и болотистым грунтам, а также по снегу. Движение бронетранспортера на воде осуществляется за счет перематывания гусениц. На вертикальном лобовом броневом листе устанавливается волноотражательный щит. Бронетранспортер «Бобкэт» предполагается использовать в качестве базы для создания плавающего танка, вооруженного 105-мм гаубицей, самоходной гаубицы, установки для запуска ПТУРС, командирской машины, тягача и санитарной машины. |
М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.