Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964. | |
БТТ США.
ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ Тяжелый танк M103 В 1952 г. изготовлен опытный образец тяжелого танка T43, доработка которого продолжалась до 1956 г. Модернизированный образец этого танка T43E1 в 1956 г. был стандартизован под маркой M103. Боевой вес танка - 54,3 т. Танк M103 вооружен длинноствольной 120-мм пушкой, двумя 7,62-мм пулеметами, установленными соосно с пушкой, и одним 12,7-мм зенитным пулеметом, который устанавливается открыто на командирской башенке. Пушка танка снабжена дульным тормозом и эжекционным устройством. Стабилизаторов вооружения танк не имеет. Тяжелый танк M103 Танк оборудован дублированными приводами управления огнем, установленными у командира и наводчика. Основным прицельным устройством для ведения огня прямой наводкой является установленный у наводчика стереоскопический горизонтальнобазный дальномер-прицел, а вспомогательным - перископический прицел с шестикратным увеличением. Стрельба с закрытых позиций ведется с помощью угломер-квадранта и указателя азимута. Управление огнем зенитного пулемета дистанционное и может производиться изнутри башни. В командирской башенке смонтированы четыре перископических прибора наблюдения, обеспечивающих возможность кругового обзора. Один перископический прибор наблюдения установлен у заряжающего. У механика-водителя имеются три дневных перископических прибора наблюдения, смонтированных в крыше отделения управления, которые обеспечивают ему обзор местности в горизонтальной плоскости в пределах до 180°. При движении ночью механик-водитель пользуется инфракрасным перископом M19, который устанавливается вместо центрального дневного перископического смотрового прибора. Корпус и башня танка цельнолитые. Башня - полусферической формы. Кормовая часть ее значительно приподнята над крышей корпуса. На танке установлен 12-цилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения фирмы «Континенталь» модель AV-1790-7 мощностью 810 л. с. при 2800 об/мин. Гидромеханическая силовая передача типа «Кросс-Драйв» аналогична силовой передаче средних танков M47 и M48. Экипаж танка состоит из пяти человек - командира, наводчика, заряжающего, помощника заряжающего и водителя. Механик-водитель располагается в отделении управления, остальные члены экипажа - в башне. Силовое отделение размещено в кормовой части корпуса. По бортам силового отделения расположены топливные баки, заливные горловины которых выведены на крышу силового отделения непосредственно за башней. Отработавшие газы двигателя через два выпускных коллектора направляются к глушителю, расположенному в средней части крыши силового отделения. Танк снабжен стационарной системой противопожарного оборудования, состоящей из трех баллонов с углекислотой, установленных в отделении управления слева от сиденья механика-водителя. Все три баллона срабатывают одновременно при воздействии на рукоятку, смонтированную на одном из баллонов. В танке имеется также переносный ручной огнетушитель. На машине установлен зарядный агрегат, состоящий из одноцилиндрового 4-тактного бензинового двигателя мощностью 14,5 л. с. и электрогенератора, вырабатывающего при 3100 об/мин ток силой 300 А, напряжением 28 В. Постоянство оборотов двигателя зарядного агрегата поддерживается центробежным регулятором. Управление машины - штурвальное. Переключение передач производится посредством рычага, имеющего пять положений. Люк механика-водителя расположен в средней части крыши отделения управления. Подвеска танка - торсионная. В ходовой части каждого борта имеются семь опорных катков и шесть поддерживающих роликов. Три передних и два задних опорных катка с каждой стороны снабжены амортизаторами. Гусеница имеет резино-металлический шарнир. На танке устанавливается одна из стандартных танковых радиостанций AN/GRC-3 (или 4) или AN/VRC-7, внутрипереговорное устройство и радиостанция для связи с авиацией. Для связи пехоты с экипажем на корме машины установлен телефон. Двигатель танка M103, так же как на средних и легких танках, вместо карбюратора оборудуется аппаратурой непосредственного впрыска топлива. Модернизированный образец танка M103 получил наименование M103A1. Производство танков M103 после выпуска 250...300 шт. прекращено. Этими танками укомплектованы части корпуса морской пехоты. Некоторое количество танков имеется в американской армии, дислоцирующейся в Западной Германии. Программой, принятой в США в 1962 г., предусматривается усовершенствование до 1964 г. танков M103 по силовой установке и дальномеру. Бензиновый двигатель намечается заменить дизельным двигателем, устанавливаемым на танке M60. Одновременно будет увеличена емкость топливных баков, что должно повысить запас хода танка до 480 км. Стереоскопический дальномер будет заменен монокулярным с градуировкой шкал в метрах. Модернизированные таким образом танки получат индекс M103A2. M103 (США) Год выпуска - 1956 Боевой вес - 54,3 тонны Экипаж - 5 человек Длина с пушкой вперед - 11400 мм Длина по корпусу - 7000 мм Ширина - 3750 мм Высота - 3220 мм Клиренс - 420 мм Максимальная толщина брони - 150 мм башни / 110 мм корпуса Вооружение - 120-мм пушка T123 / 7,62-мм пулемет / 12,7-мм пулемет Начальная скорость бронебойного снаряда - свыше 1000 м/сек Боекомплект - 34 выстрелов Наличие стабилизаторов - нет Максимальная мощность двигателя - 810 л. с. Максимальная скорость движения - 34 км/час Среднее удельное давление - 0,9 кг/см2 Запас хода - 120 км Тяжелый танк T96 Разработка тяжелого танка T96 начата в 1954 г. Он создавался с использованием многих элементов шасси танка T95, на котором устанавливается другая башня со 105-мм пушкой. Вес танка составляет 40,5 т. Тяжелый танк T96, носовая часть танка приподнята На танке установлен четырехтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров AOI-1490-1 мощностью 700 л. с. Двигатель оборудован аппаратурой непосредственного впрыска топлива. По сравнению с танком T95 удельная мощность практически не изменилась и составляет 17,3 л. с./т. Танк из стадии опытных разработок не вышел. Однако работы по усовершенствованию базы танка продолжаются. При этом предпринимаются попытки установить на танке 120-мм пушку, а также газотурбинный двигатель мощностью 1100 л. с. Подвеска танка - индивидуальная, гидропневматическая; по конструкции одинакова с подвеской танка T95. Она позволяет изменять величину клиренса от 0 до 600 мм равномерно по всей длине машины, а также поднимать или опускать кормовую или носовую часть танка, что увеличивает максимальный угол обстрела по вертикали. |
М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.