Бронетанковая техника армий капиталистических государств - 1964.
  БТТ США. ПОЛЕВЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ

Самоходная установка M44

Самоходная установка M44 выпускается с 1951 г. Она вооружена 155-мм гаубицей и 12,7-мм зенитным пулеметом, который монтируется слева в задней части боевого отделения на специальной установке, обеспечивающей круговой обстрел.

Самоходная установка M44 создана на базе агрегатов легкого танка M41 и является самой большой и тяжелой машиной семейства этого типа.

Открытое сверху боевое отделение расположено в кормовой части корпуса и защищено противопульной броней. Задняя стенка боевого отделения откидывается и служит площадкой для боевого расчета. Боковые стенки могут сниматься.

Самоходная установка M44

В кормовой части машины имеется откидной сошник.

С целью уменьшения удельного давления на грунт и некоторого повышения устойчивости при выстреле направляющее колесо выполнено несущим.

Все члены экипажа размещаются внутри боевого отделения. Сиденье водителя находится слева. На марше при натянутой брезентовой крыше наблюдение из боевого отделения ведется через ветровое стекло. Сиденье командира машины расположено справа от орудия.

155-мм гаубица заряжается вручную выстрелами раздельного заряжания с помощью пружинно-гидравлического досылателя, который облегчает работу заряжающего, гарантирует полноту досылания и обеспечивает высокую скорострельность; она может быть заряжена и без досылателя. Для наведения орудия в цель используется прицел панорамного типа.

Орудийная установка оснащена гидравлической противооткатной системой с уменьшенной величиной отката. Это позволило использовать освободившееся в боевом отделении место для увеличения углов вертикальной и горизонтальной наводки до таких величин, которых не удавалось достичь в других самоходных гаубицах этого калибра.

Самоходная установка M52

Орудие снабжено затвором поршневого типа.

Боеукладка позволяет производить несколько выстрелов без изменения положения орудия для доступа к снарядам.

Самоходная установка M44 предназначена для замены 155-мм самоходной гаубицы M41 выпуска 1945 г.

В 1956 г. САУ M44 была модернизирована путем оборудования двигателя системой непосредственного впрыска топлива. Модернизированный образец получил наименование M44A1.

M44A1 (США)
Год выпуска - 1956
БАЗА - танк M41
Боевой вес - 28,4 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 6030 мм
Ширина - 3230 мм
Высота - 3150 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 155-мм гаубица / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - 564 м/сек
Дальность стрельбы - 15000 м
Максимальная мощность двигателя - 525 л. с.
Максимальная скорость движения - 56 км/час
Запас хода - 120 км

Самоходная установка M52

Самоходная установка M52 разработана в 1952-1953 гг. на базе агрегатов легкого танка M41. Она вооружена 105-мм гаубицей и 12,7-мм зенитным пулеметом.

Схематический продольный разрез САУ M52: 1 - 105-мм гаубица T96E1; 2 - командирская башенка; 3 - сиденье командира; 4 - буксирное приспособление; 5 - огнетушитель; 6 - воздухоочиститель; 7 - двигатель; 8 - силовая передача

Полностью закрытое боевое отделение выполнено в виде башни, защищающей экипаж от пулеметного огня и осколков снарядов. Башня установлена на поворотной платформе, что обеспечивает угол горизонтального наведения 120°. Компоновка агрегатов аналогична компоновке их в САУ M44. Продольный разрез машины приведен на...

Самоходная установка M52 предназначена для замены 105-мм гаубицы M37 выпуска 1945 г.

В 1956 г. САУ M52 была модернизирована путем оборудования двигателя системой непосредственного впрыска топлива. Модернизированный образец получил наименование M52A1.

M52A1 (США)
Год выпуска - 1956
БАЗА - танк M41
Боевой вес - 24,5 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 5050 мм
Ширина - 3150 мм
Высота - 3400 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 105-мм гаубица / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 120
Начальная скорость снаряда - 473 м/сек
Дальность стрельбы - 11000 м
Максимальная мощность двигателя - 525 л. с.
Максимальная скорость движения - 56 км/час
Запас хода - 130 км

Самоходная установка M53

Самоходная установка M53

Самоходная установка M53 разработана в 1953 г. на базе агрегатов танка M48.

155-мм пушка снабжена механизмом заряжания. Стрельбу из зенитного пулемета ведет стрелок, имеющий доступ к пулемету через люк, расположенный на крыше башни. Закрытая башня имеет противопульное бронирование. Она установлена в кормовой части и обеспечивает горизонтальный угол наведения орудия в секторе 60°. Задняя стенка башни состоит из двух откидывающихся вверх и вниз деталей. Для входа и выхода экипажа имеются бортовые люки. В задней части корпуса установлен откидной сошник.

Конструкция ходовой части машины несколько изменена по сравнению с ходовой частью танка M48: направляющее колесо выполнено несущим.

Максимальная скорость движения составляет 48 км/час. Для вождения машины ночью используется инфракрасный перископ.

Продольный разрез САУ M53 приведен на...

САУ M53 предназначена для замены 155-мм самоходной пушки M40 выпуска 1945 г.

M53 (США)
Год выпуска - 1953
БАЗА - танк M48
Боевой вес - 45 тонны
Экипаж - 6 человек
Длина с орудием вперед - ? мм
Ширина - ? мм
Высота - ? мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 155-мм пушка / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - 853 м/сек
Дальность стрельбы - 24000 м
Максимальная мощность двигателя - 810 л. с.
Максимальная скорость движения - 48 км/час
Запас хода - 250 км

Самоходная установка M55

Самоходная установка M55 создана в 1953-1954 гг., на базе агрегатов танка M48.

Полностью закрытая башня имеет противопульное бронирование и обеспечивает наведение 203,2-мм гаубицы по горизонтали в секторе 60°.

Орудие снабжено механизмом заряжания. Из гаубицы можно вести огонь боеприпасами с обычной или ядерной боевой частью.

В кормовой части машины установлен откидной сошник, для подъема и опускания которого используется гидравлический привод.

Силовая установка, силовая передача, детали ходовой части и компоновка те же, что и на самоходной установке M53.

Самоходная установка M55 предназначена для замены 203,2-мм самоходной гаубицы M43 выпуска 1945 г.

M55 (США)
Год выпуска - 1953-1954
БАЗА - танк M48
Боевой вес - 43 тонны
Экипаж - 6 человек
Длина с орудием вперед - ? мм
Ширина - ? мм
Высота - ? мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 203,2-мм гаубица / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - 600 м/сек
Дальность стрельбы - 17000 м
Максимальная мощность двигателя - 810 л. с.
Максимальная скорость движения - 48 км/час
Запас хода - 250 км

Самоходная установка M108

Самоходная установка M108 принята на вооружение в 1962 г. Она представляет собой плавающую авиатранспортабельную самоходную установку весом 20,7 т и предназначена для замены в войсках 105-мм самоходной гаубицы M52.

Экипаж машины - пять человек: командир, водитель, наводчик и два заряжающих.

105-мм гаубица установлена в закрытой вращающейся башне с диаметром погона 2540 мм. Ствол гаубицы снабжен дульным тормозом и эжекционным устройством.

Машина оборудована подъемником и досылателем, имеющими гидравлические приводы.

Зенитный 12,7-мм пулемет установлен на специальном кронштейне над командирской башенкой.

Кроме стандартных боеприпасов, в боекомплект гаубицы введен новый тип боеприпасов, обеспечивающих увеличение дальности стрельбы до 14 000 м.

Схематический продольный разрез САУ M53: 1 - двигатель; 2 - выхлопной коллектор; 3 - обогреватель; 4 - вспомогательный компенсатор; 5 - щиток приборов; 6 - сиденье водителя; 7 - накатник; 8 - компенсатор; 9 - сиденье командира; 10 - боеукладка; 11 - досылатель; 12 - погон башни; 13 - горизонтальный компенсатор; 14 - резервуары компенсатора; 15 - аккумулятор компенсатора; 16 - трюмный насос; 17 - вспомогательный пусковой двигатель; 18 - карбюратор; 19 - масляный радиатор; 20 - силовая передача

Машина может вести огонь из орудия и пулемета на плаву.

Броневая защита самоходной установки выполнена из алюминиевого сплава и защищает экипаж от светового излучения, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия.

Машина построена на шасси, в котором использован ряд узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера M113.

Ходовая часть имеет по семь опорных катков на сторону, изготовленных из алюминиевого сплава.

Самоходная установка M108

Силовое отделение расположено спереди. В первых образцах машины устанавливался бензиновый двигатель «Континенталь» AOI-623-1 мощностью 340 л. с. и силовая передача фирмы «Аллисон» XT-300-2. В дальнейшем в порядке модернизации был установлен дизель 8V-71T (GM? . Detroit Diesel) мощностью 420 л. с.

Боевое отделение расположено в кормовой части машины. Для входа и выхода орудийного расчета в кормовом листе корпуса имеется большой двухстворчатый люк.

Для вождения машины ночью имеется инфракрасный перископ.

M108 (США)
Год выпуска - 1959
БАЗА - специальная
Боевой вес - 20,7 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 5700 мм
Ширина - 3100 мм
Высота - 2500 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 105-мм гаубица T252 / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +75...-10 / по горизонту - 360
Начальная скорость снаряда - ? м/сек
Дальность стрельбы - до 14000 м
Максимальная мощность двигателя - 420 л. с.
Максимальная скорость движения - 56 км/час
Запас хода - 400 км

Самоходная установка M109

155-мм самоходная гаубица M109 весом 23,4 т принята на вооружение в 1962 г. Она представляет собой плавающую авиатранспортабельную самоходную установку, предназначенную для замены в войсках 155-мм самоходной гаубицы M44A1.

Экипаж машины - пять человек: командир, водитель, наводчик и два заряжающих.

Самоходная установка M109

В этой машине орудие установлено в закрытой башне кругового вращения. Гаубица имеет дульный тормоз и эжекционное устройство.

Машина оборудована подъемником и досылателем, имеющими гидравлические приводы.

Кроме стандартных боеприпасов, в боекомплект гаубицы введен новый тип боеприпасов, обеспечивающий увеличение дальности стрельбы примерно на 30 %.

Машина вооружена также 12,7-мм зенитным пулеметом, установленным открыто на специальном кронштейне над командирской башенкой.

Броневая защита выполнена из алюминиевого сплава и защищает экипаж от светового излучения, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия.

В целях увеличения пулестойкости конфигурация носовой части корпуса этой машины по сравнению с носовой частью машины M108 изменена за счет придания броне больших углов наклона.

Боевое отделение расположено в кормовой части корпуса.

Для входа и выхода экипажа в корме имеется двухстворчатый люк.

Силовое отделение расположено спереди. Силовая установка, агрегаты силовой передачи и ходовая часть те же, что у машины M108.

Для вождения машины ночью имеется инфракрасный перископ.

Самоходные установки M109 предназначаются для использования в качестве артиллерии непосредственной поддержки в составе бронетанковой дивизии. Они могут применяться также в воздушно-десантных операциях. Предполагается обеспечить возможность сбрасывания машины M109 с парашютом.

M109 (США)
Год выпуска - 1959
БАЗА - специальная
Боевой вес - 23,4 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 6500 мм
Ширина - 3100 мм
Высота - 2800 мм
Бронирование - противопульное
Вооружение: орудие - 155-мм гаубица / пулеметы - 12,7-мм пулемет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +75...-5 / по горизонту - 360
Начальная скорость снаряда - ? м/сек
Дальность стрельбы - 18000 м
Максимальная мощность двигателя - 420 л. с.
Максимальная скорость движения - 51 км/час
Запас хода - 400 км

Универсальное гусеничное шасси T249

Для повышения подвижности, увеличения дальности действия, обеспечения авиатранспортабельности и унификации базы самоходной артиллерии большой мощности создано гусеничное шасси T249 многоцелевого назначения. На этом шасси построено следующее семейство машин: 155-мм самоходная пушка T245, 175-мм самоходная пушка M107 (T235), 203,2-мм самоходная гаубица M110 (T236), небронированная ремонтно-эвакуационная машина T119, бронированная ремонтно-эвакуационная машина T120.

Особенностями нового гусеничного шасси являются небольшие габариты и вес, сравнительно высокая грузоподъемность, обеспечение машинам, созданным на его базе, максимальной скорости движения - свыше 50 км/час.

Корпус машины сварен из стальных листов. Первые опытные образцы шасси оснащались восьмицилиндровым бензиновым двигателем «Континенталь» модель AOI-628-3 с горизонтальным противоположным расположением цилиндров воздушного охлаждения мощностью 312 л. с. и силовой передачей фирмы «Аллисон» марки XTG-410-2. Двигатель был оборудован системой непосредственного впрыска топлива. В дальнейшем был установлен дизельный двигатель мощностью 420 л. с.

Силовое отделение и ведущие колеса расположены спереди. Двигатель устанавливается справа от водителя. На крыше корпуса справа от люка водителя над двигателем имеется люк.

В ходовой части имеется пять катков большого диаметра на сторону. Направляющее колесо опущено и одновременно выполняет функции опорного катка. Поддерживающие катки - отсутствуют.

Подвеска - индивидуальная, торсионная. Каждый каток снабжен гидравлическим амортизатором двойного действия. Устройство амортизатора позволяет с места механика-водителя регулировать жесткость подвески, а следовательно, и плавность хода в различных дорожных условиях или блокировать всю подвеску для обеспечения устойчивости корпуса при ведении огня.

Механизм блокировки подвески обеспечивает передачу усилия, прилагаемого к машине, непосредственно на грунт. Это новое качество подвески использовано также при создании ремонтно-эвакуационных машин, оснащенных подъемным краном. Оно позволяет сохранить положение крана постоянным при подъеме груза на заданную высоту.

Наличие механизма блокировки подвески допускает в определенных пределах изменение величины клиренса машины, а также возможность придания корпусу различных углов наклона относительно поперечной оси, что может быть использовано для увеличения углов вертикального наведения орудия.

Гусеница с металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками. В кормовой части шасси имеется сошник, откидывающийся посредством гидравлического механизма.

При необходимости транспортировки по воздуху шасси предусматривается перевозить отдельно от устанавливаемого на нем оборудования. Ширина шасси - 3150 мм. Высота - 1300 мм. Запас хода - около 800 км.

Самоходная установка T245

155-мм самоходная пушка T245 изготовлена на универсальном гусеничном шасси T249. Она предназначена для замены состоящей на вооружении самоходной 155-мм пушки M53. Пушка монтируется на специальной тумбовой установке.

Процесс заряжания облегчается использованием подъемника и досылателя с гидравлическим приводом.

Механизмы наведения орудия имеют гидравлический и ручной приводы. Для вождения машины ночью у водителя установлен инфракрасный перископ. Орудийная установка и расчет установки защищены съемными щитами из нейлона.

Самоходная установка T245

T245 (США)
Год выпуска - 1959
БАЗА - шасси T249
Боевой вес - 25,6 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 9095 мм
Ширина - 3150 мм
Высота - 2770 мм
Бронирование - не бронированная
Вооружение: орудие - 155-мм пушка / пулеметы - нет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-0 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - ? м/сек
Дальность стрельбы - ? м
Максимальная мощность двигателя - 420 л. с.
Максимальная скорость движения - 54 км/час
Запас хода - 720 км

Самоходная установка M107

Опытный образец самоходной 175-мм пушки впервые демонстрировался в мае 1959 г. под маркой T235. После проведения войсковых испытаний и доводки машина в 1961 г. была стандартизована под маркой M107. Первый серийный образец передан армии в сентябре 1962 г.

САУ M107 изготовлена на базе универсального гусеничного шасси T249. Она вооружена 175-мм пушкой с длиной ствола 9 м, смонтированной на специальной тумбовой установке в кормовой части шасси.

Самоходная пушка калибра 175 мм создана в США впервые. Она может быть использована как для стрельбы на большие дальности, так и для ведения навесного огня с применением неполных зарядов. Из этой пушки предполагается вести огонь как обычными боеприпасами, так и снарядами с ядерной боевой частью.

Из походного положения пушка может быть подготовлена к стрельбе в течение нескольких минут. В механизме заряжания пушки использованы подъемник и досылатель с гидравлическим приводом.

Самоходная установка M107

Для обеспечения отката механизм заряжания отводится в сторону. Механизмы наведения орудия имеют гидравлический и ручной приводы. Прицел - панорамный.

Броневая защита экипажа отсутствует. Предполагается закрывать боевое отделение легкими откидными щитами из нейлона.

Для вождения ночью у водителя имеется инфракрасный перископ.

M107 (США)
Год выпуска - 1959
БАЗА - шасси T249
Боевой вес - 28 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 11175 мм
Ширина - 3150 мм
Высота - 2770 мм
Бронирование - не бронированная
Вооружение: орудие - 175-мм пушка T145 / пулеметы - нет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - 915 м/сек
Дальность стрельбы - 32000 м
Максимальная мощность двигателя - 420 л. с.
Максимальная скорость движения - 55 км/час
Запас хода - 720 км

Самоходная установка M110

Опытный образец 203,2-мм самоходной гаубицы впервые демонстрировался в мае 1959 г. под маркой T236. После проведения войсковых испытаний и доводки машина в 1961 г. была стандартизована под маркой M110.

Самоходная установка M110

САУ M110 изготовлена на базе универсального гусеничного шасси Т249. Она вооружена 203,2-мм гаубицей, способной вести огонь как обычными, так и ядерными боеприпасами.

Гаубица монтируется на специальной открытой тумбовой установке в кормовой части корпуса. Заряжание гаубицы осуществляется посредством механизма с гидравлическим приводом.

Выстрелы - раздельного заряжания. Механизмы наведения орудия имеют гидравлический и ручной приводы.

Машина предназначена для замены в войсках самоходной 203,2-мм гаубицы M55.

Орудийный расчет этой машины не обеспечен броневой защитой. Предполагается закрывать боевое отделение легкими откидными щитами из нейлона.

Из походного положения гаубица может быть изготовлена к стрельбе в течение нескольких минут.

M110 (США)
Год выпуска - 1959
БАЗА - шасси T249
Боевой вес - 26,5 тонны
Экипаж - 5 человек
Длина с орудием вперед - 7340 мм
Ширина - 3150 мм
Высота - 2770 мм
Бронирование - не бронированная
Вооружение: орудие - 203,2-мм гаубица / пулеметы - нет
Углы наведения орудия, градусы: по вертикали - +65...-5 / по горизонту - 60
Начальная скорость снаряда - 600 м/сек
Дальность стрельбы - 17000 м
Максимальная мощность двигателя - 420 л. с.
Максимальная скорость движения - 55 км/час
Запас хода - 720 км

Самоходная установка XM104

Разрабатываемая детройтским танковым арсеналом самоходная установка XM104 представляет собой 105-мм гаубицу, установленную на легком гусеничном шасси. В 1962 г. проведены испытания первых опытных образцов машин, боевой вес которых составил около 3 т. Таким образом, по сравнению с принятой на вооружение в 1962 г. 105-мм самоходной гаубицей M108 новая модель будет почти в пять раз легче.

Такое резкое снижение веса 105-мм самоходной гаубицы достигнуто прежде всего путем отказа от броневой защиты, существенного уменьшения габаритных размеров шасси, использования легких автомобильных агрегатов, широкого применения в конструкции машины легких сплавов, уменьшения экипажа до четырех человек, ограниченного возимого боекомплекта и др.

Высота гусеничного шасси составляет около 750 мм.

105-мм гаубица установлена открыто в кормовой части шасси. Она обладает примерно такой же огневой мощью, как и 105-мм гаубица, установленная в САУ M52, и рассчитана на ведение навесного огня на дальностях от 1600 до 10 000 м. Большая часть сопротивления откату воспринимается сошником. Ствол гаубицы стопорится по-походному на крыше корпуса, занимая почти горизонтальное положение.

Экипаж машины в походном положении размещается на откидных сиденьях, смонтированных на крыше корпуса по два слева и справа от орудия. Ограниченные размеры машины обусловили необходимость нахождения экипажа во время ведения огня на земле. Однако небольшая высота линии заряжания позволяет обслуживать орудие с обеспечением практической скорострельности, обычной для ручного заряжания.

Возимый боекомплект состоит из 10 унитарных выстрелов.

В силовом отделении машины, расположенном в передней части корпуса, установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 80 л. с. Этот двигатель используется в 1.1/4-т военных автомобилях фирмы Форд. Коробка передач - пятиступенчатая автомобильного типа. Подвеска - независимая, торсионная.

В ходовой части с каждого борта использовано по четыре опорных катка. Задний опорный каток выполняет также роль направляющего колеса.

Легкая гусеница ленточного типа рассчитана на срок службы, превышающий 6000 км пробега. Максимальная скорость движения - 56 км/час. Запас хода - 480 км.

Машина может преодолевать водные преграды на плаву, перевозиться по воздуху самолетами и вертолетами и сбрасываться с парашютами.

Общий вид 105-мм самоходной установки XM104 приведен на...

Самоходная минометная установка M84

Самоходная минометная установка M84 представляет собой плавающую, полностью бронированную гусеничную машину, созданную на базе бронетранспортера M59. Она весит 21,36 т. Экипаж машины - шесть человек. Максимальная скорость движения - 43 км/час. 106,7-мм миномет, расчет и боеприпасы размещаются в средней и кормовой частях бронетранспортера, а командир и водитель - в передней части.

Раздвижная крыша самоходной установки обеспечивает ведение огня при углах наведения - +45, +59°.

Кроме миномета, машина вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пулеметом калибра 12,7 мм, установленным в командирской башенке, из которого командир может вести огонь по наземным и воздушным целям, находясь под защитой брони.

Силовая установка и силовая передача, а также подвеска и ходовая часть у этой машины те же, что и у бронетранспортера M59.

В 1959 г. проводились испытания специальной аппаратуры для самоходной установки M84, которая позволяет определять текущие координаты машины и направление ее движения, а также местонахождение и удаление цели. Получив команду на открытие огня, экипаж машины может с помощью аппаратуры определить, находится ли цель в пределах досягаемости, прицелиться и открыть огонь.

Самоходные минометные установки T257 и XM106

Самоходные 81-мм и 106,7-мм минометы T257 и XM106 отрабатываются на базе бронетранспортера M113, при этом основной силуэт и компоновка агрегатов боевой машины сохраняются, изменяется лишь расположение люков и оборудование десантного отделения.

Самоходная установка XM104

Миномет устанавливается в кормовой части корпуса, при необходимости может быть снят и установлен для ведения огня с земли.

106,7-мм самоходный миномет весит 8,5 т.

Максимальная дальность стрельбы этих минометов соответственно составляет 3600 и около 6000 м.

Экипаж машины - шесть человек. Максимальная скорость движения: на суше - 64 км/час / на воде - 6,4 км/час.

Машина транспортируется по воздуху и может быть сброшена с парашютом. В 1963 г. было выпущено ограниченное количество 106,7-мм самоходных минометных установок.

М. Г. Нерсесян / Ю. В. Каменцева - Бронетанковая техника армий капиталистических государств. - М., Воениздат, 1964 г. 424 с.