История отечественного танкостроения в послевоенный период - 2000.
   

Раскол отечественного танкостроения - появление Т-72, Т-80 и их модификаций

 

Схема развития отечественных основных боевых танков от Т-64 до перспективных танков (21 тип танков и 5 типов агрегатов)

Данная схема показывает основные этапы развития отечественных основных танков, начиная с принятия на вооружение Т-64. Как можно видеть, ни один из вариантов оснащения танка Т-64, новой силовой установкой, не был принят. Вместо этого развитие пошло по пути создания новых типов танков, не имеющих никаких принципиальных преимуществ перед Т-64, однако имеющих с ним малую степень унификации. Ситуация усугублялась еще и тем, что если даже отечественные танки не удалось унифицировать по силовой установке и ходовой, то они даже не были унифицированы по защите. На танки устанавливались различные башни, с разным уровнем защиты, бронирование корпуса также отличалось.
Почему возникла такая ситуация? Ответы кроются в словах людей принимавших решения в тот период и их мотивах. Вот, например, слова Э. Вавилонского (в тот период, начальника по силовой установки уральского КБ): «На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка. Во-первых, это нам не позволяло чувство патриотизма ... такого завода как наш, и такого КБ как наше…»
То есть, основная и первая причина саботажа постановлений правительства СССР - это «патриотизм» КБ и завода! От таких признаний можно содрогнуться.
Критика ходовой части танка Т-64 является просто оправданием причин, по которым средства, выделенные на подготовку производства Т-64, были использованы на полную переделку самого Т-64 в Т-72.
Вот так, «чувство патриотизма завода и КБ», было намного важнее технических проболем, которые можно было решить намного быстрее общими усилиями, сконцентрировав работу на унифицированном танке, а не на трех различных моделях танков.
Это привело к разунификации танкового парка страны и повлекло за сбой негативные последствия, и важно указать их истинную причину, которая основывалась на «местечковом патриотизме» Уральского КБТМ. В результате этого «патриотизма», была потеряна уйма народных денег и времени, это и привело к сегодняшней ситуации, когда отечественное танкостроение, вынуждено уже не опережать, а догонять своих зарубежных конкурентов.

Интрига Ю. П. Костенко, по расколу отечественного танкостроения
Ю. П. Костенко - один из влиятельных кремлёвских чиновников, курировавших танковую промышленность в качестве заместителя начальника профильного отдела комиссии президиума совета министров СССР по военно-промышленным вопросам.
Читателям он может быть известен, как автор ряда книг: Танки (тактика, техника, экономика). 1996 г.; Танки (воспоминания и размышления). Часть I. 1997 г.; Танки (воспоминания и размышления). Часть II. 2000 г.; Некоторые вопросы развития отечественной бронетехники в 1967-1987 гг. (воспоминания и размышления). 2000 г.; Танк (человек, среда, машина). 2001 г.
Книги Ю. П. Костенко, содержат много любопытного и малоизвестного фактического материала о танковой промышленности, опубликованного впервые. Написаны интересно и для своего времени являлись уникальным материалом. Произвели большое впечатление, на многих людей, интересующихся вопросом танкостроения в СССР. Недавно, книги были переизданы, в рамках обширной серии - Боевые машины УВЗ. Стоит напомнить, что вся серия книг Боевые машины УВЗ, посвященная танкам Т-34, Т-54, Т-72 и Т-90, полна фальсификаций исторических событий и технических данных.
Но нас этот человек интересует в другом аспекте, описанном в двух, недавно вышедших книгах - Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР (авторы: Л. Васильева (Кучеренко) и И. Желтов) и Моторы и судьбы. О времени и о себе (автор, главный конструктор, танковых двигателей 5ТДФ и 6ТД - Н. К. Рязанцев).

Кто же такой Ю. П. Костенко и какое о нем мнение?
12 мая 1970 г., выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР О мерах по созданию мощностей для выпуска танков Т-64А. В тексте постановления речь, на первый взгляд, идёт лишь об отработке танка Т-64А с двигателем В-45 вместо двигателя 5ТДФ. На самом же деле, под указанным в постановлении в скобках Объект-172, в завуалированной форме, предполагается создание видоизменённой конструкции танка Т-64А с двигателем В-45 и новым бескабинным автоматом заряжания. К моменту выхода этого постановления, уже шли испытания танка Объект-172М - это Объект-172, с элементами ходовой части от опытного танка Объект-167. О целесообразности создания этой модификации танка Т-64А, необходимо посмотреть заключение по испытаниям опытного образца танка Объект-172M, от 18 октября 1969 г.
Этот неожиданный документ, нарушал логику технического развития процесса танкового производства и логику работы многих заводов с их КБ и цехами, а также логику нескольких серьезнейших министерств.
Ю. П. Костенко, зачинщик и технический исполнитель интриги, в то время заместитель начальника отдела ВПК в СМ СССР, в своей книжке Танки, саморазоблачаясь, цинично подробен.
Накануне, с интервалом в один-два дня, ушли в отпуск Устинов (секретарь ЦК КПСС), Зверев (министр оборонной промышленности), Дмитриев (заместитель заведующего отделом оборонной промышленности ЦК КПСС), Кузьмин (начальник отдела вооружения сухопутных войск ВПК) и Ильинский (старший референтуры УД СМ). Отсутствие первых лиц, имело в ситуации с проектом постановления, особое значение.
Таким образом, было проведено постановление, которое противоречило генеральной линии в танкостроении, определённой постановлением ЦК и СМ, от 15 августа 1967 года и жёстко проводимой Устиновым - ориентация на единый танк Т-64.
Правда в это время, вероотступник мог не опасаться за свою свободу и жизнь (как это было во времена Сталина), но Дмитрий Фёдорович такого не прощал. Был случай, когда один строптивец, осмелившийся возражать Дмитрию Фёдоровичу, по указанию Устинова, был лишён (по линии КГБ) допуска к секретной работе, после чего бедняга сам вынужден был уйти из системы ВПК. И, тем не менее, сторонники Объект-172 появились и в Минобороны, и в Миноборонпроме, и в Госплане (в ВПК и ЦК - тоже). Их было немного - в каждой конторе, их можно было пересчитать по пальцам на одной руке. Но эти люди, на первое место ставили не интересы дела, а интересы личной служебной карьеры.
Разделение в танковой политике, которое подтолкнули интриганы, произошло задолго до роспада СССР. Сегодня, потомки Объект-172 - танка Т-72 - живут на Уралвагонзаводе, а потомки Объект-432 - танка Т-64 - живут в Харькове. Россия и Украина, тремя движениями шариковых ручек, были превращены в разные, независимые государства. Россия продаёт плоды развития Т-72 в Индию. Украина - плоды развития Т-64 в Пакистан. По иронии судьбы, эти две страны, тоже были разрублены надвое взмахами шариковых ручек.
После войны в высших эшелонах власти, нередко стали появляться люди, явно запрограммированные сеять рознь между КБ, среди директоров и главных инженеров разных заводов, выпускавших аналогичную продукцию. Насекомоподобные сеятели, типа Ю. П. Костенко, исподволь ссорили людей, наговорами и сплетнями поворачивали малые и немалые рули, получая наслаждение от того, что крохотный винтик способен изменить серьёзный процесс.
Интриган - древнейшая профессия, далеко не последняя по значимости влияния на жизнь государства.
Интрига Ю. П. Костенко по расколу отечественного танкостроения, была подробно описана в книге «Николай Кучеренко. 50 лет в битве за танки СССР». В своей книге «Моторы и судьбы», создатель двигателя 6ТД, Н. К. Рязанцев, пишет по поводу интриг Ю. П. Костенко: «От такого признания я содрогаюсь. Выходит, что любой чиновник мог обвести вокруг пальца секретаря ЦК КПСС и министра.»