Elva | |
По окончании второй мировой войны Фрэнк Николе (Frank Nichols) открыл в
городке Бексхилл-он-Си, графство Сассекс, станцию технического
обслуживания, специализировавшуюся на легковых автомобилях спортивного
типа. Вскоре он начал проектировать и строить такие автомобили
самостоятельно. Первая его машина называлась "CSM" (аббревиатура названия собственной станции Chapman Sports Motors). В 50-е гг. Николе основал новую компанию Elva Engineering ("Элва Инджиниринг"). Слово Elva - это англоязычное звучание французского словосочетания "elle va", т.е. "она идет". Первоначально коммерческий успех обеспечил фирме Elva возможность продолжать заниматься выпуском гоночных автомобилей, подобно показанному на фото для гонок формулы "Юниор", и поставлять сборочные комплекты дорожных легковых автомобилей. С введением в стране налога на добавочную стоимость такие машины резко подорожали, и многочисленные фирмы, поставлявшие свои автомобили в таком виде, одна за другой прекратили свое существование Первые машины Elva были гоночными и имели трубчатую раму. Этим автомобилям сопутствовал громкий успех на гоночных трассах Великобритании и США. Однако в 1958 г. Николе выпустил в продажу дорожный спортивный автомобиль Courier ("Курьер") с двигателем фирмы MG (Эм-Джи). Эта модель сразу же стала популярной, особенно за рубежом. Вскоре ее начали продавать на британском рынке в виде сборочного комплекта, что позволяло избежать уплаты ряда налогов. В дальнейшем Николе добавил к своим спортивным автомобилям еще и одноместные гоночные машины формулы "Юниор" с мотором в пределах колесной базы. Однако прибыли они не приносили. Компания в 1961 г. была ликвидирована в принудительном порядке. Вслед за этим возникла новая фирма Elva Cars (1961 г.) Ltd., заключившая в 1962 г. контракт с Trojan ("Троян") из города Парли, графство Саррей. Согласно договору сборку автомобилей Courier должна была осуществлять Trojan. В конечном счете Николе уступил компании Trojan Ltd. остатки своих активов и с 1964 г. занимался только конструированием новых моделей для своего бывшего предприятия. Он создал исключительно красивую машину "160XS" с двигателем BMW (БМВ). Но изготовили ее всего в трех экземплярах. После этой неудачи Николе окончательно разорвал отношения со своим детищем и вернулся к торговле автомобилями в Сассексе. Elva Courier ("Элва Курьер") 1958-1968 Первая и единственная дорожная машина марки Elva появилась в 1958 г. Как и в случае с большинством ее аналогов, изрядную часть комплектующих для нее закупали на стороне. Новый автомобиль Фрэнк Николе назвал Courier. Он появился на свет благодаря просьбам торговых агентов фирмы в США. Производственные возможности у предприятия были весьма ограниченными, поэтому основой шасси стала простая рама лестничного типа из труб с лонжеронами диаметром 6,35 см и поперечинами диаметром 3,18 см. Двигатель с коробкой передач и барабанные тормоза заимствовали у модели MGA, задний мост - у седана Riley 1,5 ("Райли"), а рулевой механизм - у автомобиля Morris Minor ("Моррис Минор"). Переднюю и заднюю подвеску фирма разработала самостоятельно. В 50-60-е гг. XX века в Великобритании существовало много фирм, выпускавших автомобили спортивного типа. Машины Elva Courier относились к лучшим образцам Предсерийный образец имел кузов из алюминия, однако на серийных экземплярах кузова были стек-лопластиковыми, которые формовали собственными силами. В стилистическом отношении кузов был простым и эффектным: 2-местный, открытый, спортивного типа, напоминавший модель Triumph Spitfire ("Триумф Спитфайр"). Но появился Courier на рынке на 4 года раньше последней. Он был компактным и легким (620 кг), развивавшим максимальную скорость 160 км/ч. К концу 1961 г. было выпущено около 700 машин, после чего производство было на время остановлено. Первые экземпляры, построенные в 1958 г., имели 1,5-литровые 72-сильные моторы. В 1960 г. появилась версия с 1,6-литровым двигателем (80 л.с.), мощность которого в 1961 г. возросла до 86 л.с. В конце 1962 г. выпуск машин возобновился, но уже на заводе фирмы Trojan. Автомобиль получил 1,8-литровый мотор от автомобиля модели MGB, передние дисковые тормоза и независимую заднюю подвеску на винтовых пружинах. Его скоростные параметры оказались значительно лучше, чем у прежних моделей, ведь при той же собственной массе мощность двигателя возросла с 72 до 95 л.с. На машины серии III, появившиеся в 1963 г., по заказу устанавливали двигатель Ford (1,5 л, 78 л.с.), но популярностью у покупателей они практически не пользовались. В середине 60-х гг. на смену ей пришла серия IV, мало чем отличавшаяся от предыдущей. На Courier использовали серийные двигатели KGB или 1,5-литровый ford со штанговым приводом клапанов. Независимая подвеска собственной конструкции обеспечивала Elva хорошую курсовую устойчивость Характеристика (Series III, 1963 г.) Двигатель: Р4, верхнеклапанный Диаметр цилиндра и ход поршня: 80,3x88,9 мм Рабочий объем: 1798 см3 Максимальная мощность: 95 л.с. Коробка передач: 4-ступенчатая Шасси: на стальной трубчатой раме Подвеска: независимая на винтовых пружинах Тормоза: дисковые/барабанные Кузов: 2-местный спортивный Максимальная скорость: 177 км/ч |