RILEY
   
РАЙЛИ
(RILEY) Ковентри, Великобритания, 1898-1969
Чтобы обеспечить четырем сыновьям благополучное существование Уильям Райли (William Riley) в 1890 году оставил текстильное производство и купил велосипедную фирму "Бонник" (Bonnick). В 1896 году ее переименовали в "Райли Сайкл Компани Лимитед" (Riley Cycle Company Limited). Там молодой Перси Райли построил первый автомобиль с одноцилиндровым двигателем, снабженным принудительным приводом впускного клапана. Все детали мотора были изготовлены вручную, включая нарезку зубьев шестерен трансмиссии. Машина получилась достаточно работоспособной, но так и не была запущена в производство.

В 1900 году на свет появилась легкая трехколесная моторная коляска "Ройял Райли" (Royal Riley) с двигателем "Де Дион-Бутон" (De Dion-Buton), двумя передними управляемыми колесами и задним ведущим колесом. В 1904 году была построена вторая машина, мотор для которой спроектировал Перси Райли, а собрала его фирма "Райли Энджин Компани" (Riley Engine Company), основанная остальными сыновьями Уильяма Райли. Этот автомобиль выпускался до 1907 года. Еще в 1905 году на базе "трехколески" Перси Райли разработал 4-колесную модель, использовав тот же двигатель и новую коробку передач. На все автомобили "Райли" устанавливали легкие колеса со спицами и центральной крепежной гайкой. Колеса вскоре сделались выгодной продукцией. Их покупали многие автомобилестроительные фирмы.

В 1907 году "Райли" выпустила 5-местный автомобиль "12/18НР" с передним расположением двигателя V2 рабочим объемом 2035 см3. В 1909 году появилась модель "1ОНР" с двигателем V2 в 1390 см3, спроектированным Стенли Райли. В 1911 году "Райли Сайкл Компани" прекратила выпуск велосипедов и была переименована в "Райли Лимитед, Ковентри" (Riley Limited, Coventry). Поскольку Уильям Райли предпочитал выпускать только автомобильные колеса, его сыновья в 1912 году основали новое предприятие "Райли Мотор Манюфэкчуринг Компани" (Riley Motor Manufacturing Company) no производству автомобилей.

Первой стала модель "17НР" с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2932 см3, показанная на лондонском автосалоне 1913 года. Тогда же братья Виктор и Стенли открыли еще одну фирму "Неро Энджин Компани" (Nero Engine Company), на которой изготовлялась модель "10НР" с мотором рабочим объемом 1096 см3. Однако ее производство пришлось прервать с началом первой мировой войны. Все предприятия семейства Райли перешли на выпуск боеприпасов. В 1914-м в их руках оказался завод в Фоулсхилле, близ Ковентри. Именно он после окончания войны стал базой по реорганизации группы "Райли", а с 1919 года - ее главным производственным центром. В том же году "Райли Лимитед" прекратила выпуск колес и объединилась с "Неро Компани". Одновременно фирма "Райли Мотор Манюфэкчуринг" завершила выпуск шасси и сконцентрировала усилия на изготовлении кузовов, получив название "Мидленд Мотор Води Компани" (Midland Motor Body Company). Ну а "Райли Энджин Компани" начала сборку моделей "Райли-17/3ОНР" на старых производственных площадях.



В 1919 году "Райли Лимитед" выпустила модель "10,8НР", оборудованную 35-сильным двигателем рабочим объемом 1498 см3 с боковыми клапанами. В 1923 году появился ее спортивный вариант "Редуинг" (Redwing). Поначалу Перси Райли решил посвятить себя строительству стационарных и судовых двигателей, поэтому фирма "Райли Энджин" появилась в автомобильном секторе лишь в 1926 году, представив вполне удачную машину "9НР", или "Наин" (Nine), с двигателем рабочим объемом 1087 см3, имевшим верхний распределительный вал и полусферические камеры сгорания. Компания "Райли Лимитед" переработала мотор своего "10.8НР", использовав головку блока цилиндров системы "Рикардо" (Ricardo) тоже с полусферическими камерами сгорания. Новая машина стала называться "11/40НР", но в 1928 году ее производство было прекращено. Тем временем "Райли Энджин Компани" представила три новых варианта модели "Наин": седан "Кестрел" (Kestrel), спортивный "Бруклендс" (Brooklands) и "Монако" (Monaco) - один из первых автомобилей с багажником, доступ в который открывался из салона. В 1929 году под обозначением "14,6НР" появился вариант модели "Наин" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1633 см3.

Чтобы упростить сложное взаимодействие между родственными фирмами, в 1931 году "Райли Лимитед" взяла на себя общее руководство компаниями "Райли Энджин" и "Мидленд". В 30-е годы программа "Райли" пополнилась многочисленными вариантами уже существовавших моделей с 4- и 6-цилиндровыми двигателями. Самыми известными среди них стали седан "Фэлкон" (Falcon) с аэродинамическим кузовом и многочисленные спортивные автомобили: "Геймкок" (Gamecock), "Имп" (Imp), "Спрайт" (Sprite), "Линкс" (Lynx). Главное место занимал престижный двухместный родстер "МРН", выпускавшийся в 1934-1935 годах небольшими партиями. В 1935-м "Райли" изготовила несколько образцов более мощного и просторного автомобиля "8/90" с 2,2-литровым мотором V8.

В середине 30-х годов фирму начали преследовать серьезные финансовые трудности. В 1938 году она стала собственностью концерна "Нэффилд" (Nuffield). В программе остались лишь три седана с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1496 и 2443 см3. Под обозначением "RM" они выпускались и после второй мировой войны (вплоть до 1953 года). В 1948 году машины получили независимую подвеску передних колес и обновленные кузова. В 1952 году "Райли" вошла в состав нового британского концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation).

Высокое качество 1,5- и 2,5-литровых двигателей "Райли", разработанных еще в 1926 году, позволило устанавливать их в 1953 году на новые седаны и спортивные машины серий "RME" и "Патфайндер" (Pathfinder). Лишь в 1957-м им на смену пришел новый 6-цилиндровый силовой агрегат рабочим объемом 2639 см3 от автомобиля "Остин" (Austin). В том же году появился последний оригинальный "Райли-1,5L" - легкий седан с 1,5-литровым двигателем. Затем началась унификация продукции "Райли" с машинами других фирм, входящих в концерн. С начала 60-х годов "Райли" уже не разра
Райли Найн
Эта удачная машина фирмы "Райли Энджин Компани" была представлена в 1926 году. "Наин" отличалась оригинальным 4-цилиндровым 1,1-литровым двигателем с полусферическими камерами сгорания. У мотора было два распределительных вала, расположенных в верхней части блока цилиндров, которые при помощи коротких толкателей приводили расположенные V-образно клапаны увеличенного диаметра. Достаточно жесткий коленчатый вал вращался только на двух подшипниках,, что позволило сделать блок цилиндров очень компактным.

В 1927 году спортивный "Наин" выиграл гонку в Бруклендсе, опередив ближайшего соперника на милю, после чего новое спортивное исполнение стало носить марку "Наин Бруклендс". В 1929 году начали выпуск обновленной четвертой серии "Наин". У моделей рама состояла из более прочных лонжеронов, были усилены рессоры, детали подвески и тормоза.



На Лондонском автосалоне 1931 года был показан низкорамный спортивный "Плюс Ультра Наин" (Plus Ultra Nine), a два года спустя на базе "Наин" разработали компактный родстер "Имп". В 1936 году спортивный "Монако" заменили моделью "Мерлин" (Merlin) с 1,5-литровым мотором, но шасси осталось без изменений. В 1938 году производство серии "Наин" было прекращено.


Райли Найн


Райли Найн (1930)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60,3 х 95,2 мм
Рабочий объем: 1087 см3
Мощность: 35 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан или кабриолет
Максимальная скорость: 105 км/ч


Райли МРН
Эта популярная спортивная машина послужила базой для специальных исполнений с 6-цилиндровыми двигателями, которые принимали участие в гонке "Турист Трофи" 1933 года. "МРН" некоторое время был одним из наиболее престижных британских спортивных автомобилей малого класса. В 1934 году "Райли МРН" можно было приобрести с двумя разными двигателями рабочим объемом 1458 и 1633 см3. В следующем году дополнительно предлагался мотор в 1726 см3. "МРН" подтвердил свои высокие скоростные качества в 24-часовой гонке в Ле Мане 1934 года. Французы Себийо (Sebilleau) и Делярош (Delaroche) победили в своем классе, а в общем зачете заняли второе место. В 1935-м достаточно дорогой "МРН" заменили на более простой и дешевый "Спрайт-12/4" (Sprite) с 1,5-литровым мотором. Всего выпустили лишь 18 специальных экземпляров модели "Райли МРН".


Райли МРН


Райли МРН (1934)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60,3 х 95,2 мм
Рабочий объем: 1633 см3
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-местный спортивный
Максимальная скорость: 145 км/ч
Райли RM
Модель "RM" была одной из первых новинок, представленных "Райли" после второй мировой войны. Серийный седан снабжался матерчатым верхом, натянутым на деревянные дуги и сетку из металлической проволоки. Первые экземпляры были оснащены 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1496 см3, но в конце 1946 года появились комплектации с мотором в 2443 см3. Спортивный вариант 1948 года с 2,5-литровым агрегатом был предназначен исключительно для экспорта. Его отличительной чертой стало переднее трехместное сиденье. На шасси стандартной модели с 1,5-литровым двигателем изготовили несколько экземпляров с кузовом купе. Большинство же машин серии "RM" оборудовалось 2,5-литровым мотором, который позднее появился на автомобилях "Хили" (Healey).

В 1953 году модель с рабочим объемом двигателя 1,5 л была усовершенствована и получила обозначение "RME". На ней установили обновленный кузов, у которого исчезли подножки, массивные передние крылья стали более элегантными, а задние колеса получили боковые защитные панели. Одновременно модернизировали и вариант с 2,5-литровым агрегатом, получивший обозначение "RMH" и название "Патфайндер". Его кузов понтонного типа существенно отличался от своих предшественников. В 1957 году "RMH/Патфайндер" передал эстафету седану "Райли-2,5L, который являлся обновленным вариантом стандартного "Уолсли" (Wolseley) с двигателем "Остин" рабочим объемом 2639 см3.


Райли-RM 2,5L Родстер


Райли RM (1950)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 80,5 х 120 мм
Рабочий объем: 2443 см3
Мощность: 100 л.с. при 4000 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя независимая торсионная, задняя на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: седан, купе, кабриолет
Максимальная скорость: 125 км/ч