На фронтах гражданской войны. Бронепоезда «Красных». Часть 2
Наука и техника / #Бронекаталог / Владимир Бут / 15 октября 2018 (13:24)
Наука и техника, июль 2012 г.
«Мы начинаем новое и чрезвычайно ответственное дело. Мне кажется, бронированные поезда станут в скором времени могучим оружием Красной армии, своего рода сухопутными броненосцами. Мы думаем направить на бронепоезда опытных морских артиллеристов, обладающих высокой выучкой и умеющих вести огонь не с неподвижной позиции, а во время движения, да еще в условиях качки...» - из выступления члена Реввоенсовета Республики Н.И. Подвойского.
Уже с началом первых боевых действий Гражданской войны стало ясно, что наспех построенные блиндированные поезда и бронелетучки порой были не в состоянии выполнить возложенные на них задачи ввиду примитивности своей конструкции. Фронту нужны были надежно защищенные бронепоезда, с рационально расположенным вооружением. Выход был один - строить типовые бронепоезда по разработанным чертежам, уйдя от их кустарного производства.
Одними из первых постройку типовых бепо начали на Ижорском адмиралтейском и механическом заводе в Колпино. Там уже проходили ремонт поврежденные бронепоезда и была наработана отличная кадрово-инструментальная база. С сентября 1918 по сентябрь 1919 года на заводе было отремонтировано и построено 16 бронепоездов, 10 бронеплощадок и 14 паровозов.
Первый бронированный состав ижорцами был выпущен осенью 1918 года. Это был зенитный бронепоезд, состоящий из локомотива и двух бронеплощадок, вооруженных пулеметами и 76-мм зенитными пушками Лендера. Компоновочно ижорские площадки были схожи с бронеплощадками, построенными на Путиловском заводе (см. НиТ №3, 2012), от которых они отличались лишь наличием пулеметного вооружения. В центре четырехосной платформы устанавливался бронеказемат с четырьмя пулеметными амбразурами на каждый борт, а на ее концах открыто установили два орудия, защитой которым служили откидные бронещиты. Бронеказемат был тесным и доставлял неудобства пулеметчикам: «... чуть сзади и выше располагалась пушка с боезапасом, и от того было тесно до невозможности, пулеметчику еле удавалось развернуться на те сорок градусов сектора обстрела, что были вырезаны в броне». По штату на одну такую площадку предусматривалось устанавливать 8 пулеметов системы «Максим», по четыре на борт, в реале же количество пулеметов на некоторых броневагонах было меньше.
Неясно, покидали ли бронепоезда цеха завода недоукомплектованные пулеметами либо их разукомплектовывали уже в строевых частях.
Всего на Ижорском заводе, по данным историка Сергея Ромадина, построили четыре однотипных зенитных бронепоезда, вооруженных 76-мм пушками Лендера. Первый выпущенный бепо не нес никакого персонального названия, а именовался довольно просто - «Зенитный бронепоезд ижорского завода». Следующие же бронепоезда назывались: 3-й Петроградский «Мститель», 4-й Петроградский (вскоре переименованный в бепо №44 «им. Володарского»), №67 «Волгарь».
На всех ижорских бронепоездах устанавливались паровозы, серии О. Это было связано с начатой в сентябре 1918 года унификацией бронепоездного парка Красной армии. В результате Центральным советом по управлению броневыми частями РККА было решено принять на вооружение в качестве локомотивов для отремонтированных и вновь построенных бронепоездов паровозы серии О (так как более современные на тот момент локомотивы серий С, Щ и Э имели предельную нагрузку оси на рельсы 16 тс, что по сути являлось предельной величиной для большинства железнодорожных путей тех лет). Вкупе с дополнительной броневой защитой, еще больше увеличивавшей этот показатель, они могли буквально разрушить железнодорожное полотно. С паровозами серии О дела обстояли совсем иначе. Обладая осевой нагрузкой около 12,5-13 тс, они обладали большим запасом для бронирования. А благодаря «всеядности» (паровоз мог работать на угле, дровах, мазуте и торфе) и высокому запасу прочности, «овечки» как нельзя лучше подходили на роль бронелокомотивов. Еще одним плюсом паровозов серии О были их меньшие, по сравнению с собратьями по классу, габаритные размеры, что в итоге делало эти локомотивы менее уязвимыми для огня противника.
Внешне ижорские бронепаровозы выделялись клиновидной формой бронировки котла, которую им придавали расположенные под углом бронелисты.
Интерьер пулеметного каземата типового зенитного бронепоезда постройки Ижорского завода. На снимке показано пустое боевое отделение, не загруженное боеприпасами к орудиям и пулеметам.
Вслед за первым зенитным бепо цеха Ижорского завода покинул 2-й Петроградский бронепоезд. Он был построен в единственном экземпляре и состоял из бронепаровоза и четырех броневагонов, вооруженных пулеметами и морскими 75-мм пушками Канэ.
Примечательно, что паровоз имел другую бронировку, внешне отличимую от «ижорской». Возможно, локомотив принадлежал ранее другому составу. Подобное встречалось повсеместно, что создает определенную трудность в отслеживании происхождения бронепоездов. На фотографиях тех лет встречаются бронепоезда с площадками производства разных заводов. Это происходило в основном при ремонте составов на том или ином заводе, где поезду заменяли пришедшие в негодность бронеплощадки или локомотив на аналогичные собственной конструкции.
В выборе вооружения «2-го Петроградского» явно прослеживается морской след. Дело в том, что на Ижорском заводе до войны строили миноносцы для Русского флота, в состав артиллерийского вооружения которых входили 75-мм пушки Канэ. Видимо, определенное их количество имелось в запасниках завода, что послужило принятию решения установить их на бронепоезд.
75-мм морское орудие, разработанное французским конструктором Густавом Канэ, выпускалось по лицензии для нужд ВМФ Российской Империи с 1892 по 1922 год Обуховским сталелитейным и Пермским заводами. Всего было произведено 799 орудий на станках разных типов. На бронепоезде пушки устанавливались на станке Металлического завода образца 1908 года. Для придания большего угла возвышения орудию эти станки стояли на тумбовых надстройках.
Компоновка бронеплощадок «2-го Петроградского» бепо была схожей с типовыми Ижорскими бронепоездами. В центре располагался бронеказемат с восемью пулеметными амбразурами (по четыре на борт). На концах платформы стояли две орудийные установки, прикрытые откидными бронещитами. В бортах каземата с каждой стороны имелась одна дверь овальной формы, для посадки-высадки команды бронепоезда. Сама же команда бепо формировалась, из моряков-балтийцев и рабочих Ижорского завода. Следы этого бронепоезда теряются в пламени Гражданской войны, есть отрывочные данные об участии бепо в боях на участке Псков - Выру в конце 1919 года, где он огнем поддерживал Эстонскую стрелковую дивизию. Вполне возможно, что бепо был разбит либо его расформировали. До наших дней дошло фото бронепоезда №12 «Имени Троцкого», в составе которого виден забронированный паровоз идентичный локомотиву бепо «2-й Петроградский».
Расположенное открыто артиллерийское вооружение первых ижорских бронепоездов имело один большой недостаток - незащищенность прислуги. В яростном бою защиты орудий откидными бронелистами было недостаточно, в итоге такая защита приводила к большим потерям среди экипажей бепо. К тому же расположенные в одну линию пушки не могли сосредоточить огонь по ходу движения бронепоезда, что порой было жизненно необходимо для состава. Эти две проблемы должны были решить ижорские бронеплощадки новой конструкции. На месте открытых орудий теперь стояли две башенные установки, причем одна из них устанавливалась на специальном подбашенном барабане выше другой. Это позволяло теперь из башни, расположенной выше, вести огонь по кругу на 360о . В крыше каждой из башен имелся большой прямоугольный люк, служивший как для наблюдения за полем боя, так и для вентиляции внутреннего пространства установки.
76,2-мм зенитные пушки Лендера бронепоезда №44 «Имени Володарского». Вид с крыши пулеметного каземата.
По центру площадки располагался пулеметный каземат, с четырьмя (по две на борт) пулеметными бойницами. Благодаря уменьшенному количеству пулеметов удалось выкроить больше места для артиллерийского боезапаса 76,2-мм орудий образца 1902 г.
Главным недостатком новых ижорских бронеплощадок были их большие, в отличие от вагонов предыдущей постройки, габаритные размеры (что облегчало наводку артиллеристам противника).
Всего было выпущено два бронепоезда - №41 «Славный вождь Красной армии Егоров» и №87 «III Интернационал», вооруженные башенными бронеплощадками Ижорской постройки.
В дальнейшем на бепо №41 одну пришедшую в негодность бронеплощадку заменили на двухбашенную, конструкции К.К. Сиркена.
Локомотив бепо №44 «Имени Володарского». Внешне ижорские бронепаровозы выделялись клиновидной формой бронировки котла, которую им придавали расположенные под углом бронелисты.
До наших дней дошли сведения об участии в кровопролитных боях под Петроградом осенью 1919 года типового ижорского зенитного бронепоезда №44 «Имени Володарского».
Четырехосные площадки бепо №44. Обратите внимание на бронировку колесных пар броневагонов, характерную для всех бронепоездов постройки Ижорского завода.
На снимке - команда бронепоезда «3-й Петроградский «Мститель», на фоне своей боевой машины
Осенью 1919 г. обстановка на фронтах выдалась тяжелой для большевиков. Начатое с целью окончательного разгрома красных наступление белых армий на Москву и Петроград развивалось успешно, чему также способствовала сама политика ВКП(б). Повсюду стали массовым явлением случаи дезертирства из Красной армии. В сельской местности вспыхивали восстания недовольных продразверсткой и поголовной мобилизацией в Красную Армию крестьян. Фактически власть большевиков держалась в городах и там, где присутствовали части Красной Армии. На селе же власть представляли местные атаманы, которые не стремились служить верой и правдой ни одной из сторон конфликта. Трудности Красной Армии усугублялись нехваткой транспорта, как моторного, так и гужевого, что делало переброску войск, боеприпасов и продовольствия, практически невозможной. Осенние дожди размыли дороги, превратив их в непролазное болото, что сделало перемещение войск крайне затруднительным. В этой обстановке бронепоезда должны были оказать поддержку войскам не только огнем и маневром, но и укрепить боевой дух красноармейцев. В составе 7-й армии РККА, действующей на Петроградском фронте, находилось 6 бронепоездов: № 6 «Путиловцы» Имени товарища Ленина», № 38 «1-й Черноморский», № 44 «Имени Володарского», № 45 «Имени III Интернационала», № 89 «Имени Л.Д. Троцкого».
Бепо №44 «Им. Володарского» только что прошел капитальный ремонт на Ижорском заводе, куда попал после артиллерийской дуэли с вражеским бронепоездом «Генерал Корнилов», произошедшей в июле 19-го года при попытке атаковать опорный пункт Копорье.
10 октября началось всеобщее наступление белых на Ямбургско-Петроградском направлении. «...При поддержке танков и ураганного артиллерийского огня белые стали быстро теснить 6-ю дивизию красных. Километр за километром они сдавали позиции, а бронепоезд прикрывал их отход огнем своих пушек, пятясь к Ямбургу». Хотя вернее сказать, что 44-й бепо прикрывал бегство советских частей. В день, отступая, части РККА проходили по 30-40км. Под Ямбургом вражеской кавалерии удалось повредить ж/д полотно, отрезав тем самым бронепоезду путь к отступлению. Однако попытка с ходу захватить бепо у белогвардейцев не увенчалась успехом. «...Измотавшись, белые ушли за лесок и притаились там, ожидая, когда команда примется за ремонт путей. И лишь только появилась первая группа у развороченных взрывами рельсов, из леска раздались выстрелы. Ранили Иванченкова. Но выхода не было: близился вечер, темнота, которая была на руку белым. Так, под прикрытием пулеметов и орудий несколько часов шла эта смертельная работа: двое в команде были убиты, трое ранены, но бронепоезд вырвался из западни. И в самое время - вдали уже показался вражеский бронепоезд и начал пристреливать цель. Теперь, когда маневренность была восстановлена, дуэль продолжалась на равных...».
Бронепоезд «2-й Петроградский» перед отправкой на фронт. Декабрь, 1918 год.
Вскоре 12 октября войска генерала Н.Н. Юденича захватили Ямбург. А 17 октября белые ворвались в Гатчину и заняли половину города. Бронепоезду «Им. Володарского» была поставлена задача поддерживать огнем отступающие части красноармейцев в пригороде. Ижорский бронепоезд на подходе к станции Тайцы попал под огонь батареи противника, замаскированной у железнодорожного полотна. Командиру бронепоезда В.М. Евдокимову стало ясно - путь на Петроград, был закрыт. Единственным выходом было попытаться с боем прорваться на Варшавскую железную дорогу через Гатчину.
Бронепоезд №12 «Имени Троцкого» под Петроградом. Ранее принадлежал бепо «2-й Петроградский».
Бронепоезд №6 «Путиловцы» Имени товарища Ленина», пришедший на выручку бепо №44 17-го октября 1919 года
«...Бронепоезд пожирал дорогу, набирая скорость. Вот уже и Гатчинский вокзал. А вон и белые, стоят кучками, кто курит, кто бинтует раны, кто сидит, отдыхая от боя. Победители... Стоп машина! - закричал Евдокимов.
- Огонь из всех пулеметов и орудий! Буянов - к стрелке!
Да, это была мясорубка: четыре пулемета и шесть пушек били в упор, с расстояния в сто пятьдесят метров. Рушились стены, звенели стекла, бешено ржали лошади, орали солдаты, даже не пытаясь отбиваться». На железнодорожной станции «Володарский» нарвался на вражеский бронепоезд, стоявший на подъездных путях. Завязался бой двух стальных крепостей на дистанции прямого выстрела. Ижорскому бепо уже удалось почти вырваться из кольца, как меткий выстрел вражеского орудия вывел паровоз «Володарского» из строя. Обездвиженный состав стал легкой мишенью для врага. Но команда и не думаласдаваться, продолжая яростно вести огонь по противнику. После несколькочасового боя боеприпасы были на исходе, половину команды составляли раненые и убитые. Казалось бы безвыходную ситуацию удалось переломить в свою пользу так же прорывавшемуся из окружения бронепоезду №6 «Путиловцы» Имени товарища Ленина». Он подошел к Гатчине со стороны станции Александровская и открыл шквальный огонь по врагу, а бойцы из его команды сумели прицепить бепо №44 - и в таком составе оба бронепоезда вырвались из окружения.
75-мм морская пушка Канэ. Восемь таких орудий было установлено на бронепоезде «2-й Петроградский».
Вскоре 44-й ушел на ремонт в родные цеха Ижорского завода, чтобы затем снова участвовать в братоубийственной бойне под названием Гражданская война.
|