На фронтах гражданской войны. Бронепоезда «Красных». Часть 4
Наука и техника / #Бронекаталог / Владимир Бут / 31 октября 2018 (7:30)
Наука и техника, ноябрь 2012 г.
Обследовав ряд предприятий, расположенных в полосе Южного фронта, Броневой отдел Главначснаба советских войск Украины выбрал завод в Каменском ввиду наличия на его складах больших запасов высокосортной стали, а также подходящего для постройки бронепоездов производственно-технического оборудования. Постройкой Каменских типовых бронепоездов Командование Южного фронта уполномочило некоего Дзыбенко.
Команда бронепоезда №98 «Советская Россия» на фоне своей боевой машины, 1919 г.
На строительство первого бронепоезда, получившего имя «Советская Россия», ушел месяц. Вслед за «Россией» была начата постройка и «Советской Украины», но закончить ее на заводе не успели по причине начавшегося наступления на Москву белых армий. Достраивали «Украину» уже на Брянском заводе в Бежице, куда бронепоезд вместе с еще несколькими недостроенными составами, а также заготовками и наиболее ценным оборудованием, привел инспектор бронесил южного фронта К.К. Сиркен. Вскоре распоряжением Центрального броневого комитета республики этим бронепоездам присвоят №98 и №24. Уже на Брянском заводе одна бронеплощадка Каменской постройки была включена в состав бепо №41 «Главный вождь Красной Армии Егоров». По всей видимости, ее достроили из заготовок, привезенных из Каменки.
Помимо этих двух бронепоездов, к 22-му июня 1919 г. Нижне-Днепровский завод успел произвести заготовки металлоконструкций для постройки бронеплощадок еще для двадцати бепо. Этот задел, видимо, послужил хорошую службу при ремонте бронированных составов в Бежице.
«Боевые части бронепоездов №98 и №24 были представлены оригинальными бронеплощадками, спроектированными Н.Н. Хлебниковым. Это мощные 4-х осные 2-х башенные бронеединицы с с 3-х слойной бронировкой башен и казематов, выполненной на швеллерном каркасе. Толщина металла внешней и внутренней преград по 24 мм, между ними - стальная пружинная (рессорная, или как еще говорили - волнистая) прослойка. Такой «сэндвич» при попадании в него снаряда пружинил, поглощая энергию удара, и навылет не пробивался. Как отметил один из членов команды бронепоезда №41 «Славный вождь Красной Армии Егоров»: «...ни один снаряд не мог пробить эти стены». Торцы каземата, занимавшего центральную часть площадки, сопрягались с крупногабаритными цилиндрическими башнями, равными по высоте каземату. Башня монтировалась на высоком поддоне и опиралась на размещенный в поддоне мощный роликовый подшипник,обеспечивающий угловое перемещение без особых усилий с помощью штурвала. От каземата башня была совершенно изолирована. Вход прислуги и загрузка боеприпасов осуществлялась через дверной проем, закрываемый стальными 2-х створчатыми дверями, сдвигающимися по роликовым направляющим.
Каждая бронеплощадка бепо №98 несла одну 76-мм пушку обр.1902 года и одну 107-мм пушку обр.1910 года. При формировании состава их ставили так, чтобы головной и хвостовой были 107-мм пушки. Сектор обстрела орудия 280°, т.е. не всегда можно было ввести в дело сразу всю артиллерию, особенно когда противник находился на курсовых углах. На 2-х башенной площадке бронепоезда №24 устанавливались две 76-мм пушки обр.1902 года. На второй, достроенной как 1-башенная, стояла одна 107-мм пушка обр.1910 года. Единственная бронеплощадка конструкции Хлебникова в составе бронепоезда №41 была вооружена 48-линейными гаубицами (при необходимости орудия полностью задвигали в башни).
107-мм орудие обр. 1910 г. в музее Hameenlinna, Финляндия.
Внешний вид бронеплощадок весьма внушителен. Масса почти в 80 т не допускала движения по слабому полотну и легким деревянным мостам. Основательно усиленные базовые платформы позволяли выдерживать сильнейшие ударные нагрузки. Когда ночью во время прохода по мосту через р. Псёл бронепоезд №98 с ходу налетел на сцепку из шести вагонов, груженных лесом и рельсами, все вагоны оказались под откосом, а головной бронеплощадке потребовалось всего несколько часов беглого ремонта. Избыточная масса накладывала ограничения и на скорость передвижения. Так во время форсированной переброски бепо №98 на поддержку отступающих частей 27-й дивизии (лето 1919 г.) буксы приходилось поливать водой со вслед идущего вспомогательного паровоза.»
Бронеплощадки «Советской России», помимо 76-мм (об этом орудии см. №9 (75) 2012 г. - прим. авт.), вооружались также 107-мм орудиями, последние обладали отличными тактико-техническими характеристиками. Получив контроль над русским Путиловским заводом в начале XX века, французская компания Шнейдер принялась за доводку уже существующих на тот момент разработок наших инженеров. Так был доработан и проект 107-мм полевого орудия, предполагавшегося для замены старых 107-мм и 152-мм орудий. Несмотря на то, что первая партия орудий была изготовлена во Франции, в дальнейшем их производство наладили в Российской империи на Путиловском и Обуховском заводах в Санкт-Петербурге. Официально орудие именовалось - «42-линейная полевая тяжелая пушка образца 1910 г.»
Французам орудие понравилось, и на ее основе они выпустили 105-мм пушку для своей армии.
122-мм гаубица обр. 1909 г., в музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург.
Одно из лучших на тот момент орудий в мире, «42-линейка», установленная на бронепоезде, значительно увеличивала дальнобойность состава по сравнению с бепо, оснащенным обычными 76-мм пушками. По сути, бронепоезд мог вести огонь вне зоны досягаемости огня полевых орудий противника (исключением были бронепоезда, вооруженные морскими орудиями). Минусом была, естественно, в два раза уменьшенная скорострельность по сравнению с 76-мм пушками.
107-мм орудие обр. 1910 г., вид на казенную часть.
Бронеплощадка, входившая в состав бепо №41 «Главный вождь Красной Армии Егоров», оснащалась двумя 48-линейными (122-мм) гаубицами.
122-мм гаубица обр. 1909 г. стала первым крупносерийным орудием этого типа. Ее разработали инженеры Круппа и приспособили под русскую гильзу. Гаубицу выпускали на Путиловском и Петроградском заводах, и к 1918 году было произведено около 1,5 тыс. таких орудий. Они пользовались большой популярностью среди артиллеристов вследствие простоты конструкции и относительно малого веса. Низкая скорострельность орудия явно снижала боевые характеристики бепо, поэтому это орудие не прижилось на бронепоездах, где порой от скорострельности орудий - пусть и гораздо меньшего калибра и с менее разрушительной силой снаряда - мог решиться исход боя.
Локомотивы для Каменских бепо, бронировались, предположительно, на Киевском машиностроительном заводе Гретера и Криванека. Там же был налажен серийный выпуск и своих типовых бронепоездов. Паровозы, забронированные на Киевском заводе, имели свою яркую, легко узнаваемую черту - цилиндрическую бронировку котла, принимающую форму усеченного конуса в районе дымохода. Форму усеченного конуса имели и башни бронеплощадок, которые располагались на концах платформы и вооружались 76,2-мм пушками образца 1902 г.
Броневагоны неплохо оснащались пулеметным вооружением. По углам крыши центрального каземата устанавливались четыре цилиндрические грибообразные башенки с пулеметами системы «Максим», в бортах этого каземата имелись еще по три пулеметных порта, прикрываемых полукруглыми откидными на сторону заслонками. Так что при необходимости бронепоезд, вооруженный двумя бронеплощадками, мог сосредоточить огонь четырех орудий и десяти пулеметов на борт.
Всего, предположительно, было построено четыре таких бронепоезда. Первенцем был «Коммунист Коростенского района», а вслед за ним последовали №60 «им. Карла Либкнехта» и еще два с неустановленными названиями. На заводе Гретера и Криванека, помимо постройки, занимались и ремонтом поврежденных бепо.
К сожалению, сведения об участии типовых бронебашенных поездов как Киевской, так и Каменской постройки в боях крайне скудны. Это и понятно, кому бы пришло в голову скрупулезно вести журналы боевых действий в то смутное время, а если таковые и велись, то их еще нужно было уберечь до наших дней. Более того, порой бронепоезда часто переходили из рук в руки, а их бронеплощадки усиливали боевой потенциал других поездов и бронелетучек.
Бронепоезд №98 «Советская Россия» под командованием П.М. Бойко принимал участие в боях по отражению наступления «деникинцев» на Москву летом-осенью 1919 г. Любопытный эпизод участия «Советской России» в бою с бронепоездом белогвардейцев «Орел» описал в своем труде «О бронепоездах Добровольческой армии» бывший офицер белой армии А.Аё. Власов. Любопытен он тем, что белогвардейский бронепоезд «Орел» - это трофейный бронепоезд №60 «им. Карла Либкнехта», захваченный белогвардейцами 17 августа 1919 г.
Вид 122-мм гаубицы обр. 1909 г. со стороны затвора.
Бронеплощадка белогвардейского бронепоезда «Орел», ранее принадлежала бепо №60 «им. Карла Либкнехта».
«В центре Добровольческой армии части 5-го конного корпуса, растянутые на широком фронте, не были достаточно сильны, чтобы перейти в решительное наступление. В конце августа им пришлось даже отойти от важной узловой станции Бахмач. Поэтому в первые дни сентября бронепоезд «Орел» нес службу сторожевого охранения к югу от Бахмача, при разделении железнодорожных линий на Круты и на Ичню. При этом приходилось вступать в бой с бронепоездом красных «Советская Россия». 6 сентября наши конные части обходным движением вышли в тыл противнику, который оставил Бахмач. Утром 7 сентября бронепоезд «Орел» прибыл на станцию Бахмач и получил там от командира полка задачу: продвинуться по линии Бахмач - Гомель, чтобы оттеснить неприятельский бронепоезд «Советская Россия». Этот бронепоезд продолжал издали обстреливать станцию Бахмач. Приказано было также взорвать, если возможно, большой мост через реку Десна, примерно в 40 верстах к северо-западу от Бахмача. На две недели раньше бронепоезд «Орел» доходил до этого моста через реку Десна, к северу от которого находилась станция Макошино. Тогда взрыв моста, вероятно, удался бы, но на это не было приказаний. Теперь же было уже поздно. Обстановка изменилась, и задача оказалась невыполнимой. Бронепоезд «Орел» и подошедший тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский» вступили в бой с бронепоездом красных. Высланный вперед офицер-наблюдатель корректировал артиллерийский огонь наших бронепоездов. Советский бронепоезд был вынужден отходить. Бронепоезд «Орел», продолжая вести огонь, преследовал его и занял станцию Чесноковка, примерно в 10 верстах от Бахмача. Однако бронепоезд «Советская Россия» отошел недалеко за эту станцию и начал обстреливать заградительным огнем железнодорожные пути. Так как наши части не подошли, то дальнейшее продвижение бронепоезда «Орел» оказалось невозможным. После часа перестрелки головное орудие бронепоезда испортилось. Чтобы помешать противнику занять станцию Чесноковка, был взорван железнодорожный путь, и бронепоезд «Орел» вернулся на станцию Бахмач.»
Летом 1920 г. бронепоезд «Советская Россия» проходил ремонт в Краматорске.
Бронепоезд №24 «Советская Украина» также действовал на территории одноименной республики в момент похода белых на Москву и принимал активное участие в операциях по разгрому армии Махно летом 1920 г. В одном из августовских боев с анархистами бронепоезд был потерян: «При занятии махновцами ст. Галешино, 20 верст восточнее Кременчуга, бандами захвачен санпоезд, прислуга которого вырезана. Навстречу нашему бронепоезду №24 был пущен паровоз санпоезда и за бронепоездом взорван путь. После упорного боя, ввиду подбития поезда махновской артиллерией, команда оставила поезд и взорвала его.».
Бронепоезд «Коммунист Коростенского района». На переднем плане, в черкеске, - командир Лукьян Мелантьевич Табукашвили. Лето 1919 г.
Бронепоезд №60 «им. Карла Либкнехта».
Бепо №41 «Главный вождь Красной Армии Егоров», в составе которого была одна каменская бронеплощадка со 122-мм гаубицами, отметился в боях лета-осени 1920 года в Таврийских степях. В то время Русская армия барона Врангеля старалась вырваться из Крыма на оперативный простор, а войска РККА любой ценой пытались удержать их в крымском капкане. Так, «Егоров» действовал в районе железной дороги Александровск (ныне Запорожье - прим. авт.) - Мелитополь в составе бронепоездной группы 13-й армии, вместе с еще пятью бронепоездами: №18, №58, №87 «имени 3-го Интернационала», №88 и «Атаман ×уркин». Все они использовались преимущественно в качестве передвижных артиллерийских батарей, ведя огонь по противнику с закрытых позиций.
Бронепоезд армии УНР «Вільна Україна», предположительно бывший «Коммунист Коростенского района». Район Одессы, осень 1919 г.
2 октября 1920 года, в районе Главгорода, бепо №41 «Главный вождь Красной Армии Егоров» был уничтожен вражеским огнем, вместе с еще несколькими бронепоездами южной группы войск - №18 «Ермак Тимофеевич», №59 «имени Гвердлова» и «Атаман Чуркин».
Бронепоезд постройки завода Греттера и Криванека «Коммунист Коростенского района», под командованием Лукьяна Табукашвили, после своего формирования сразу же включился в боевую работу. Так 11 и 12 июня 1919 г., вследствие упорного наступления петлюровцев на Проскуровском участке, создалось весьма тяжелое положение для сил РККА. ×асти красных беспорядочно отступали, кругом царили хаос и паника. Чтобы хоть как-то поднять боевой дух бойцов, а также для задержания наседающего врага, командование Южного фронта направило бронепоезд «Коммунист Коростенского района».
Чтобы отвлечь внимание противника на себя и дать перегруппироваться своим отступающим войскам, командир «Коммуниста» принял решение нанести контрудар силой своего бронепоезда и продвинулся на 35-40 верст в глубь территории, занятой неприятелем.
Навстречу двигавшемуся вперед бронепоезду белогвардейцы бросили в бой три своих бепо при поддержке четырех батарей полевых орудий (8 трехдюймовок). Во время жаркой артиллерийской дуэли противник, пользуясь своим численным превосходством, зашел в тыл «Коммуниста» и, пропустив паровоз красных с тремя вагонами снарядов, разобрал путь. Попутно белогвардейцы открыли пулеметный и артиллерийский огонь по пропущенному составу с тыла. Один из снарядов попал в вагон с боеприпасами, вызвав взрыв и преградив в итоге путь к отступлению бепо подорванным поездом. Положение создалось критическое: бронепоезд был окружен со всех сторон подавляющими силами противника, путь к отступлению отрезан, в команде началась паника. Видя это, Табукашвили «собрал летучий митинг, на котором в геройском порыве было решено: живыми в руки противника не попадать. Команда с новой энергией стала бить по цепям неприятеля, пытавшегося подойти к бронепоезду с боков и тыла. После шестичасового упорного боя противник, видя тщетность своих усилий, начал понемногу отступать». После того как путь, силою команды бронепоезда, был расчищен, «Коммунист Коростенского района» вернулся на станцию Деражня. За этот подвиг командир бронепоезда Табукашвили был представлен к ордену Красного Знамени. Но как это часто бывало с бепо, порой героические поступки сменялись откровенным паникерством и разгильдяйством. Так случилось и с «Коммунистом». В начале августа 1919 г. 2-й Галицкий корпус УНР (Украинской Народной Республики) захватил без боя на станции Староконстантиновка два типовых бронепоезда киевской постройки, один из них был «Коммунист Коростенского района». Сразу же присвоив им новые названия - «Вильна Украина» и «Галичина», - командование корпуса бросило их в бой против бывших хозяев. Так, «Вильна Украина» поддерживала 3-ю дивизию УНР при обороне селения Вапнярка (район Одессы). 24 сентября 19-го года УНР объявила войну Добровольческой армии Деникина, и бронепоезда УНР теперь участвуют в боях против бепо белых. 17 ноября 1919 г. бронепоезд «Вильна Украина» захватили солдаты Деникина. В третий раз сменив хозяев и имя (теперь бронепоезд зовется «Гроза»), состав отправляется громить врага. В следующий и последний раз бепо поменяет хозяев в январе 20-го, на станции Тирасполь, - оставленный бронепоезд захватят солдаты РККА.
След бепо «Галичина» затерялся, - возможно, состав был расформирован и его боевые части были прицеплены к разным украинским бронепоездам, а впоследствии либо были разбиты, либо достались в качестве трофеев белогвардейцам и большевикам.
|