Николай Надеждин - Фердинанд Порше (Серия: Секрет успеха), 2011 г.
Вступление
По дорогам мира разъезжают роскошные стремительные автомобили «Порше-911». И мы невольно оборачиваемся, когда этот автомобиль проносится мимо нас - настолько он красив и совершенен. Он создан Фердинандом «Ферри» Порше, сыном, учеником и соратником своего великого предка, Инженера с большой буквы Фердинанда Порше.
А еще мы каждый день видим на дорогах наших городов, в какой бы стране мы ни жили, маленькие юркие «фольксвагены» модели «Гольф». Это потомки того самого «народного автомобиля» (именно так переводится название «Фольсваген»), получившего запоминающееся имя «Жук». Эту машину создал Порше.
Более того, он придумал множество технических решений, которые применяются в современных автомобилях и будут применяться в машинах будущего. Убедительное доказательство - болиды «Формулы-1», построенные по принципам, разработанным Фердинандом Порше...
Технический гений был еще и заботливым, нежным отцом. Его судьба, в которой случались и головокружительные взлеты, и такие же стремительные падения, удивительна.
1. «Фердинанд Порше - мой отец»
В первый день августа 1947 года в Париже по одной из набережных Сены прогуливались два человека. Один постарше, одетый в полувоенный френч с пустыми петлицами и без погон. Второй значительно моложе, в спортивной куртке и легкомысленном кепи. Позади этой пары, в десятке шагов, следовали двое офицеров в штатском. В том, что это военные, не возникало ни малейшего сомнения - слишком уж нелепо выглядели они в гражданской одежде. Офицеры делали вид, что рассматривают окрестности и старательно отворачивались от прогуливающихся господ.
- Вы просите невозможного, - сказал господин во френче. - Я министр юстиции, но не французский суд.
- Согласие президента получено, - ответил его молодой спутник. - Слово только за вами.
Они остановились у парапета набережной. Сопровождающие их офицеры тут же достали из карманов газеты и уткнулись в них, делая вид, что увлечены чтением.
- Скажите, почему я должен выполнить вашу просьбу. Приведите хотя бы один веский аргумент.
- Я готов хорошо заплатить, - неуверенно ответил молодой человек.
- Заплатить? - улыбнулся пожилой господин. - И сколько же?
- Сто тысяч долларов. Это все, что у меня есть.
- Неубедительно. Продолжайте. Хотя, не скрою, в эти непростые времена деньги Франции пригодятся.
Молодой человек помолчал, а потом произнес:
- У меня только один веский аргумент. Фердинанд Порше - мой отец, мсье.
2. Возвращение
Двумя часами позже в конструкторское бюро компании «Ситроен» вошел человек в гражданском - один из офицеров личной охраны министра юстиции Франции. Дежурному охраннику он предъявил бумагу за подписью министра. Его немедленно проводили в кабинет главного конструктора.
- Пригласите мсье Порше, - сказал главный секретарше, пробежав глазами бумагу. - Впрочем, нет... Я сам к нему выйду.
В сопровождении офицера, на лице которого застыло безучастное, даже слегка сонное выражение, главный конструктор прошел в дальний конец зала, где за кульманами трудились десятки человек. За небольшой выгородкой у письменного стола сидел седой старик, куривший тонкую французскую сигаретку.
- Мсье Порше... Фердинанд, - сказал главный конструктор. - Я знал, что это рано или поздно случится. И, видит Бог, я желал этого всем сердцем. Хотя не могу представить, как мы будем работать без вас... Вот бумага о вашем освобождении.
- Ваш сын ждет внизу, - сообщил офицер в гражданском.
Фердинанд Порше на мгновение застыл. По его лицу пробежала и тут же исчезла грустная улыбка.
- Да, конечно. Всего доброго, Франсуа, - сказал он, пожав руку главному конструктору.
Он вышел на улицу. Посмотрел на солнце. Потом поискал взглядом вокруг. Возле старого армейского «рено» стоял он, его маленький Ферри - Фердинанд Порше-младший.
Они обнялись. И сын произнес:
- Все закончилось, отец. Ты свободен...
Первые «жуки». Германия. Конец 1930-х годов.
3. Два Фердинанда
Около года старый Порше жил во Франции, поскольку ему запрещалось покидать французскую оккупационную зону. А в конце лета 1948 года к нему снова приехал сын - чтобы наконец забрать отца домой.
Из вещей старый Порше взял только карандаши и исписанные тетради. Все прочее оставил - у него попросту не было ничего такого, что можно было бы взять с собой в новую жизнь.
Отец и сын сели в машину Ферри. Это был «мерседес» 1927 года из гаража Порше - все, что осталось от огромной коллекции экспериментальных машин конструктора.
- Что у нас есть? - спросил Порше сына.
- Ничего, - коротко ответил Ферри. - Только этот автомобиль, который сохранила Луиза.
- Как она?
- Боролась за нас. Именно ей мы обязаны своим освобождением, отец.
Фердинанд Порше улыбнулся и потрепал сына по голове.
- Все переживем, сынок...
На въезде на территорию Германии у них потребовали документы. Американский солдат просмотрел их паспорта и удивленно вскинул брови:
- Вы Фердинанд Порше, и вы - Фердинанд Порше? Близнецы-братья?
- Отец и сын, - ответил Ферри.
Отец и сын Порше.
Им было не до шуток. Оба не могли поверить, что свободны и едут домой.
- Уж не тот ли вы Фердинанд Порше, который... - начал американский солдат с улыбкой.
Ферри его прервал:
- Именно тот. Мы можем ехать?
- Куда направляетесь?
- В Ганновер. Потом в Штутгарт, - ответил Порше-старший.
- Нет, мы едем в Австрию. На родину... Когда они въехали на территорию Германии, отец спросил:
- Почему ты сказал, что мы едем в Австрию, сынок?
- Потому что завода в Вольфсбурге больше не существует.
4. Маленькое чудо
Они подъезжали к Штутгарту, когда отец вдруг беспокойно повернул голову.
- Ты видел? - взволнованно спросил он. - Ферри, ты это видел? Останови машину!
«Мерседес» грузно покачнулся, скрипя тормозами, и остановился на обочине автобана. Это была скоростная немецкая дорога, одна из построенных при Гитлере и почти не тронутая бомбежками.
Старик вышел из машины, опустился на подножку и закурил. Мимо него промчался серый автомобильчик. Потом еще один и еще. Порше провожал их взглядом.
Рядом с ним на подножку присел и сын. Он с некоторой тревогой наблюдал за отцом.
- Ты видишь? - проговорил наконец Фердинанд Порше-старший с некоторым усилием. - Это же наш КДФ. «Тип шестьдесят».
Сын помалкивал.
- Ферри, это наш маленький автомобиль. Я не ошибаюсь?
- Да, отец. Это он.
- Боже, их десятки!
- Их тысячи, отец.
После войны «Фольксваген» завоевал Европу.
Старый Порше заплакал.
- Почему ты сказал, что завода больше нет? - спросил Порше, когда справился со своей слабостью.
Ферри замялся.
- Почему, сынок? Я хочу посмотреть на конвейер.
- Нас могут не пустить, папа, - ответил Ферри. - Я наводил справки. Завод больше не нуждается в наших услугах.
- Но я же ничего у них не намерен просить. Хочу лишь посмотреть, как наша машинка выходит из заводских ворот. Только посмотреть!
Ферри Порше промолчал. Он не нашел в себе сил сказать отцу, что боится грубости новых хозяев завода. Отец этого не заслужил...
5. Семья Порше
Отец и сын все же побывали в Вольфсбурге на разрушенном бомбежкой заводе, который частично был восстановлен и уже выпускал автомобили - тот самый «Тип 60». Заехали в Штутгарт, в котором не бывали с 1944 года - после того, как авиация союзников уничтожила здание их конструкторского бюро.
Потом Порше отправились на родину, в Австрию. Здесь в небольшом городке Гмюнде в здании бывшей лесопилки располагалось их разоренное войной конструкторское бюро. От богатейшего архива документов, чертежей, расчетов осталась лишь жалкая часть. Гараж опустел. Из мастерской были вывезены самые ценные станки. Бюро Порше, по сути, снова превратилось в бездействующую лесопилку...
Но это была ерунда. Главное - уцелело все семейство Порше. Они снова собрались за общим столом в Гмюнде. Дочь Луиза, ее супруг Антон Пих. Жена Ферри - Доротея. Четверо внуков, не слезавшие с колен дедушки. И, конечно, Ферри - главный помощник и верный соратник отца.
В долгих разговорах постепенно выяснились детали освобождения самого Ферри и отца. Оказалось, что Антон вышел на свободу хлопотами Луизы. Сразу после этого он взялся за поиски заказа для Ферри от солидной компании. За несколько месяцев Ферри спроектировал и построил полноприводный гоночный автомобиль, взамен получив свободу и деньги. Весь гонорар за эту работу был потрачен на выкуп отца...
Порше с внуками.
6. Начало
3 сентября 1875 года в Богемии, в городе Мафферсдорфе, который сегодня находится в Чехии и называется Вротиславице, в семье Антона Порше родился сын, названный Фердинандом. К слову, семья Порше не немецкого происхождения. Предки Антона Порше - славяне, а сама фамилия произошла от искаженного имени Борислав...
Так вот, Антон Порше слыл опытным мастером. Он занимался чеканкой по меди, перекрывал металлом крыши, сооружал металлические ворота и изгороди. Нельзя сказать, что Порше были богатыми людьми, но и не бедствовали. Пока отец пропадал в мастерской, мать Фердинанда занималась воспитанием сына. Женщина души не чаяла в неразговорчивом, сосредоточенном на своих мыслях мальчике. Первые уроки грамоты преподала будущему автоконструктору именно она.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец стал брать его с собой в мастерскую. Нигде никогда не учившийся Ферди (так его называла матушка) безропотно помогал отцу. Работа была ему явно не по силам. Увлеченный своей профессией, Антон Порше, казалось, не замечал усталости маленького Ферди. А трудиться мальчишке приходилось по 12 часов кряду.
Впрочем, это не помешало подрастающему Фердинанду с головой погрузиться в премудрости техники. В те времена повсеместно витала идея всеобщей электрификации. В Мафферсдорфе был всего один дом, освещавшийся электрическими лампами, - ратуша. Ферди загорелся идеей соорудить собственную систему освещения.
Первый электромобиль Порше.
7. Свет в окне
Мастерская отца постепенно заполнялась медной проволокой, эбонитовыми банками с кислотой и дорогими электрическими лампами - Ферди тратил на свое увлечение все, что зарабатывал. Отец был крайне недоволен - лампочки стоили целое состояние. К тому же он не видел какого-либо смысла в опытах сына, считая их детским баловством.
Шел 1890 год. Однажды Антон Порше возвращался домой после тяжелого трудового дня. Работать пришлось ночь напролет, выполняя заказ городской управы. Летний день клонился к закату. Улицы городка погрузились в сумеречную мглу...
Неожиданно для себя самого Антон Порше остановился и в буквальном смысле остолбенел. Его скромный дом превратился... в храм! Крыльцо было охвачено волшебным сиянием. Окно прихожей светилось. Дверь распахнулась. На пороге стоял сын Фердинанд.
- Ну как? - сказал он. - Нравится?
- Что это... такое? - произнес отец, когда к нему вернулась способность говорить.
- Электрическое освещение. Аккумулятор, лампочки. На крыше сарая - ветряк с генератором. Сядет аккумулятор, его зарядит генератор, соединенный с ветряком, - бойко пояснял мальчик.
- Аккумулятор? Лампочки? - вяло переспросил отец. - Где это, покажи?
Сын повел отца в дровяной сарайчик за домом, где устроил себе тайную мальчишечью мастерскую. Он показал отцу свое техническое хозяйство.
И тут произошло нечто непредсказуемое...
Тот же электромобиль молодого Фердинанда Порше.
8. Учеба
Отец пришел... в ярость! Он со всей силы пнул ближайшую банку. Та раскололась. Дымящаяся жидкость вылилась на его ботинок.
- Боже, отец! - закричал Фердинанд. - Это же соляная кислота! В воду, быстрей ногу в воду!
Чертыхаясь и охая, Антон Порше выбежал на улицу и засунул распадающийся на части башмак в бочку с дождевой водой. До ноги кислота, к счастью, не добралась. Но ботинок оказался безнадежно испорченным.
На крики отца из дома выбежала матушка. Мужа она застала в нелепейшем положении - стоящим одной ногой в бочке и изрыгающим при этом чудовищно витиеватые ругательства в адрес сына...
Когда все улеглось, матушка вызволила отца из проклятой бочки, увела в дом и напоила горячим кофе. Потом сама села за стол и, подперев голову рукой, задумчиво сказала:
- Ну что ты ругаешься, Антон? Сынок-то у нас растет умненький. Отдал бы ты его учиться.
- Вот еще, - проворчал отец. - И куда я его отдам? А кто работать будет?
В этой машине Порше попробовал мотор-колесо.
- Антон, ему пятнадцать лет. Ему давно пора в школу.
- Разве что в вечернюю? - ответил отец после некоторых раздумий.
Все же «изобретение» сына поразило его в самое сердце. Чего-чего, а этого он от Ферди никак не ожидал...
Четыре года Фердинанд Порше учился в общеобразовательной вечерней школе в соседнем городке Райхенберге (сегодня это чешский Либерец). В конце дня он добирался в Райхенберг на велосипеде, отработав перед этим в мастерской отца полную «взрослую» смену.
Учился он на «отлично». Учителя им гордились.
9. Господин Лонер
Фердинанду Порше исполнилось 19 лет, когда он, выпускник вечерней школы, покинул отцовский дом и перебрался в Вену. Домой он больше не вернулся. Для Ферди началась взрослая жизнь.
На вопрос матери, что он собирается делать в Вене, Фердинанд беззаботно ответил:
- Покорить весь мир.
Он и не подозревал о том, что всего через шесть лет выполнит свое обещание.
Прибыв в столицу Австрии, Фердинанд на небольшие сбережения, заработанные в мастерской отца, снял тесную мансарду и принялся искать работу. Заглянул в одну мастерскую, в другую. Все как-то мелко, неинтересно, бедно. И он отправился туда, куда его не взяли бы даже при наличии университетского диплома, - на завод Лонера, выпускавший локомотивы. Почему именно сюда? Дело в том, что герр Лонер помимо паровозов выпускал еще и... электромобили. Да-да, небольшие моторные тележки, вызывавшие у венцев приступы смеха.
36-летний Людвиг Лонер, хороший инженер и человек прогрессивных взглядов, поначалу и сам рассмеялся, услышав слова юного Порше о том, что тот-де желает устроиться на его завод конструктором. А почему бы сразу не директором? Действительно, смешно....
Веселье улетучилось, когда Лонер взглянул на рекомендательные письма от городской управы Мафферсдорфа. После минутных размышлений он сказал:
- Именно вы мне и нужны, Фердинанд. Но дайте слово, что будете посещать курс технического университета. Это я вам устрою непременно.
Паровой автомобиль Лонера.
|