Глава 4. Методика выбора автомобиля
Итак, каким же образом следует выбирать автомобиль и на что необходимо обращать внимание в первую очередь? Об этом мы поговорим в данной главе.
За один раз машину не выбирают
Как я уже отмечал, каждый человек, планирующий купить автомобиль, сталкивается с проблемой выбора. Это неудивительно: в настоящее время на российском автомобильном рынке представлено великое множество самых разных машин, как импортных, так и отечественных, как новых, так и подержанных. Поэтому выбор автомобиля, как правило, состоит из трех основных этапов: первый этап - это выбор марки и модели автомобиля, второй этап - формулировка требований к машине (цвет, год выпуска, состояние и др.) и третий этап - выбор конкретной машины, которая соответствует имеющимся требованиям.
Какой автомобиль вам нужен
Вначале следует определиться, для чего именно вам необходим автомобиль: для ежедневных поездок на работу, или для езды всей семьей на дачу (на природу) в летние уикэнды, или для поездок в магазины и на рынок и т. д. А может, вы предполагаете решать с помощью своей машины все перечисленные задачи и плюс к ним еще какие-нибудь? К слову, подавляющее большинство российских граждан склонны к последнему варианту: у них в семье одна машина на все случаи жизни. Почти всегда такое положение вещей, конечно же, обусловлено ограниченной покупательской способностью россиян из-за невысокого дохода.
Если вы предполагаете ездить на машине на работу, то вам подойдет автомобиль среднего класса с типом кузова «седан», например «Опель Вектра», «Фольксваген Вента» и т. п. Кроме того, для этой цели хорошо подходят некоторые машины компакт-класса с типом кузова «хэтчбэк», «купе» или «седан»: «Опель Астра», «Форд Эскорт», «Фольксваген Гольф» и т. п.
Для семейных поездок за город удобно использовать вместительные автомобили с типом кузова «универсал»: «Форд Мондео», «Опель Омега», «Мерседес» и др. Еще лучше для подобных целей подходят мини-вэны вроде «Рено Сценик». Правда, мини-вэны находятся в другой ценовой категории и стоят на порядок дороже. Зато для большой семьи более удобный автомобиль найти трудно.
Для поездок по магазинам и рынкам наши женщины с удовольствием используют малогабаритные машины вроде «Форд Фиеста» или «Фиат Уно». Эти автомобили просты в управлении, за счет небольшого размера хорошо маневрируют и при этом с лихвой вмещают в себя все покупки. Очевидно, что ездить в супермаркет на «универсале» или мини-вэне не всегда целесообразно (если только вы не планируете закупиться продуктами и вещами на ближайший год).
Что касается конкретной марки автомобиля, то о наиболее характерных преимуществах и недостатках представленных на российском рынке машин рассказано в предыдущей главе книги.
Однако выбор конкретной марки и модели автомобиля - это еще не все. Перед покупкой необходимо трезво оценить свои финансовые и иные возможности, хотя бы приблизительно подумать о том, насколько интенсивно предполагается эксплуатировать автомобиль, и на основании этого сформулировать свои требования к году выпуска и общему техническому состоянию машины. На этом же этапе рекомендуется определиться с цветом (если это имеет принципиальное значение), а также с различного рода «наворотами» (стерео, электропакет, кондиционер и т. д.).
Если вы предполагаете приобрести новый автомобиль, то второй этап выбора либо вообще будет отсутствовать, либо будет весьма поверхностным, например «цвет серебристый и обязательно кондиционер». А вот что касается подержанных машин, то здесь имеется широкое пространство для размышлений. Например, критично ли для вас, если на кузове машины будет пара «пауков» (то есть мест, где появляется ржавчина), или вы желаете, чтобы кузов был в отличном состоянии? Если в отличной по всем параметрам машине есть только один недостаток - изношенное сцепление, которое нужно поменять, - устроит это вас или нет? Подобных вопросов можно задать себе великое множество, поэтому второй этап выбора автомобиля дает богатую пищу для размышлений.
На третьем этапе вы, определившись с требованиями к своему будущему четырехколесному другу, выбираете на рынке или в автомобильном салоне конкретный автомобиль. И здесь важно знать и понимать следующее: с первого раза автомобиль почти никогда не покупается. Это касается прежде всего подержанных автомобилей: ведь нужно присмотреться, изучить сложившиеся рыночные тенденции и т. п.
Покупка машины на автомобильном рынке
Как правило, первая поездка на автомобильный рынок носит лишь ознакомительный характер. Посетить рынок просто для того, чтобы узнать, «что-где-сколько», рекомендуется задолго до того, как вы планируете купить машину (например, за месяц-полтора до покупки). Это позволит вам реально оценить свои возможности, подкорректировать свои требования к машине, может быть, вообще задуматься о целесообразности покупки машины именно сейчас (может, имеет смысл отложить это дело на некоторое время) и т. д.
Многие будущие автовладельцы, которым деньги, что называется, «карман жгут» и которые спать не могут от той мысли, что у них нет автомобиля, хотят купить машину при первом же посещении рынка. Отметим, что спешка при покупке автомобиля почти всегда не оправдана (если, конечно, нет каких-то форс-мажорных обстоятельств): выбор и покупка машины - это серьезный шаг и важное жизненное решение, поэтому торопиться в данном случае не следует (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Автомобильный рынок
Итак, вы совершили первую поездку на рынок и получили первое впечатление от того, что там сейчас происходит. Возможно, в это время вы еще даже не накопили требуемую сумму - не беда: зато вы немного владеете ситуацией и знаете, на что можно рассчитывать. Кстати, такую предварительную поездку можно совершить несколько раз, и многие будущие автовладельцы так и делают: не спеша ходят по рынку, через какое-то время приезжают на него вновь, смотрят на машины, где-то потихоньку торгуются и т. п., иначе говоря, «варятся в рыночном соку», как бы смакуя выбор своей будущей машины.
Когда вы полностью «созрели» (кстати, и в финансовом плане тоже) и определились, можете приступать к выбору своего железного коня.
ПРИМЕЧАНИЕ
Выбирая себе подержанный автомобиль, помните: вряд ли вам удастся найти вариант, который полностью удовлетворял бы всем вашим требованиям. В любом случае где-то и чем-то придется пожертвовать. Как показывает практика, даже если вы найдете на 100 % то, что искали, то стоить этот автомобиль будет дороже, чем вы рассчитывали.
Находясь на автомобильном рынке, не стесняйтесь торговаться, даже если вы не планируете купить именно этот автомобиль: этот этот опыт вам пригодится.
Не жалейте, если какой-то вроде бы подходящий автомобиль купили прямо перед вами: действительно ваша машина в любом случае достанется вам.
Покупка машины по объявлению
Покупать подержанный автомобиль можно не только на автомобильном рынке, но и по объявлению в газете либо в Интернете. При покупке машины по объявлению есть ряд нюансов, которые следует рассмотреть подробнее.
СОВЕТ
Покупать подержанный автомобиль по объявлению в газете стоит только в том случае, если в пределах досягаемости нет автомобильного рынка или другого аналогичного торгового места, где вы могли бы сразу посмотреть автомобиль со всеми документами.
Почему многие продавцы пытаются продать свой подержанный автомобиль именно по объявлению? На это есть несколько причин.
Первая причина - желание сэкономить. Не секрет, что на многие автомобильные рынки въезд платный, а поскольку с первого раза машина практически никогда не продается и ездить на рынок придется неоднократно, то в итоге получается солидная сумма. Например, если въезд на рынок стоит $15, а машина продалась только с пятого раза, то нетрудно подсчитать, что всего продавец понесет дополнительных расходов на $75. А ведь еще нужно учесть стоимость топлива, потребленного на эти поездки!
Как правило, подобным образом экономят продавцы дешевых машин - старых иномарок, «Жигулей», «Москвичей» и т. д. Это неудивительно: на фоне небольшой суммы вырученных от продажи денег дополнительные расходы довольно чувствительны.
По объявлениям продают и те машины, которые находятся не на ходу (серьезная поломка, последствия ДТП и т. п.). Очевидно, что тянуть такой автомобиль для продажи на рынок - несусветная глупость. Если вы согласны купить автомобиль не на ходу (например, вы сами в состоянии привести его в порядок), то покупка по объявлению - самый подходящий вариант.
Часто по объявлениям продаются машины, которые ранее были угнаны или у которых имеются другие проблемы (не в порядке документы, номера узлов и агрегатов и т. п.). Это неудивительно: продавать такой автомобиль на рынке опасно - он может попасться на глаза сотрудникам правоохранительных органов. Продавая же машину по объявлению, продавец мало чем рискует.
Кстати, в подобных случаях продавец часто настаивает на том, чтобы продать машину по генеральной доверенности (то есть покупатель сам сможет снимать ее с учета и ставить на учет в ГИБДД, продавать, а также выполнять иные действия, разрешенные действующим законодательством). На словах продавец мотивирует свое желание тем, что ему срочно нужны деньги, он очень спешит, ему нужно уезжать и т. п., и именно поэтому у него нет времени заниматься снятием машины с учета и другими формальностями.
На самом же деле его логика проста: зная, что с машиной не все в порядке, он не желает лишний раз «светиться» в ГИБДД, предоставляя решение всех вопросов по оформлению и прочие формальности покупателю. Поэтому, быстро оформив генеральную доверенность и получив деньги, продавец исчезает.
Однако даже если автомобиль продается по объявлению, это не обязательно означает, что у него какие-то серьезные проблемы, поэтому не следует подозревать в нечистоплотности всех и вся. Например, может быть ситуация, когда хозяин машины просто умер и продажей занимается его жена, у которой нет и никогда не было прав и которая понятия не имеет, как снимается с учета автомобиль в ГИБДД. В подобных ситуациях вам также, скорее всего, будет предложено купить автомобиль по генеральной доверенности.
Кстати, некоторые покупатели автомобилей сами дают объявления в газету примерно такого содержания: «Куплю иномарку б/у для себя в хорошем состоянии. Телефон 555-55-55». Однако такой способ покупки автомобиля имеет много недостатков. Первый из них: по номеру вашего телефона (не важно, домашнего или мобильного) относительно нетрудно определить ваш домашний адрес. Именно таким нехитрым способом квартирные воры узнают о том, что у этого человека есть деньги как минимум на покупку машины. И даже если вы храните свои сбережения не дома, а, например, в банке, вряд ли вам понравится, если в вашей квартире побывают воры.
Кроме того, по такому объявлению вам будут звонить все кому не лень и предлагать самые разные машины. Ведь понятие «в хорошем состоянии» довольно абстрактно, поэтому вам могут предложить и «Мерседес» 2005 года выпуска, и «Опель» 1982 года. И все будут говорить, что «машина в хорошем состоянии, полностью на ходу, у нее все работает» и т. п. Конечно, если вам все равно, что покупать, можете дать такое объявление. Но если к своему будущему автомобилю у вас сформулированы более или менее конкретные требования, давать подобные объявления не имеет никакого смысла.
Покупка машины в автомобильном салоне
При покупке машины в автомобильном салоне тоже есть свои тонкости. Помните: продавцы таких салонов - люди опытные, и их зарплата напрямую зависит от количества проданных автомобилей. Поэтому в первую очередь их интересует не то, насколько полно тот ли иной автомобиль удовлетворяет вашим потребностям, а факт покупки вами машины именно в этом салоне.
Часто в автосалонах попадают впросак представительницы прекрасного пола. Не секрет, что женщины гораздо хуже разбираются в автомобилях, нежели мужчины (что вполне естественно: не женское это дело - разбираться в железках). Поэтому им могут продать в автосалоне совсем не то, на что они изначально рассчитывали. Поскольку правда откроется лишь спустя некоторое время, когда автомобиль уже пройдет какое-то расстояние, ничего изменить (в частности, вернуть машину в салон) уже будет невозможно.
В среде обывателей существует распространенное мнение, что при покупке новой машины человек застрахован от тех рисков и возможных проблем, которые могут возникнуть при приобретении подержанного автомобиля. Однако это не так: свои тонкости и нюансы есть везде. Но в любом случае преимущества нового автомобиля, как правило, заметно перекрывают подобные нюансы.
Выбирая новый автомобиль и изучая его характеристики, пользуйтесь несколькими источниками, а также официальным сайтом российского представительства данного автозавода. Дело в том, что в различных специализированных автомобильных изданиях сведения об автомобиле могут содержаться не совсем корректные (в первую очередь речь идет о технических характеристиках и комплектации автомобиля). Причем далеко не всегда можно доверять даже рекламно-информационным материалам или сайту дилера - там тоже могут быть неточности.
При покупке машины в автомобильном салоне следует учитывать, что его работники могут и не разбираться в машинах данной марки и не знать все технические характеристики и иные параметры. Более того, нередко они преднамеренно вводят покупателей в заблуждение. Не стоит забывать: работники автомобильного салона в первую очередь настроены продать те машины, которые в данный момент есть в наличии; поэтому они будут стараться всеми силами доказать вам, что именно эта машина - то, что вы искали. Они вполне могут приукрасить возможности автомобиля и сказать то, чего на самом деле нет. Например, работник салона может «добавить» оцинковку кузова, «увеличить» объем багажника, «уменьшить» время разгона автомобиля до 100 км/ч и расход топлива и т. п.
В некоторых случаях работники салона могут навязывать покупателю то, что на самом деле его не интересует. В частности, они могут предложить машину более дорогой комплектации или с большим объемом и мощностью двигателя. В подобных ситуациях не следует идти на поводу у недобросовестных продавцов, покупая не то, за чем на самом деле вы пришли.
ВНИМАНИЕ
В некоторых автомобильных салонах покупателю могут сказать, что у данного автомобиля кожаный салон, в то время как на самом деле салон комбинированный: кожа и кожзаменитель.
Если вы покупаете автомобиль в начале года, обратите внимание на год его выпуска. Дело в том, что в начале года, как правило, реализуются автомобили прошлого года выпуска, хотя работники салона могут уверять вас в обратном. А ведь известно, что новый автомобиль с каждым годом очень сильно теряет в цене, даже если на нем почти не ездили.
Перед тем как купить автомобиль, обратите внимание на курс доллара или евро, по которому ведется расчет в данном автомобильном салоне. Как правило, этот курс превышает официальный курс, установленный Центробанком Российской Федерации. Задумайтесь о целесообразности покупки: учитывая то, что новая машина стоит немалых денег, вы можете на разнице курсов потерять значительную сумму.
Если в салоне нет нужного вам автомобиля и вам его привезут под заказ, то обязательно обратите внимание на сроки доставки автомобиля. Работники некоторых автомобильных салонов идут на хитрость: на словах оговаривается срок доставки автомобиля, например, за 2 месяца, а в договоре пишется - 75 дней. Разница довольно существенная, не правда ли? Кроме того, следует обсудить вопросы ответственности автомобильного салона за неисполнение договорных обязательств. Например, если вам должны были доставить автомобиль в течение 2 месяцев, а реально привезли через 70 дней, логично потребовать с автосалона пеню за просрочку доставки машины (например, в размере 0,5 % от стоимости машины за каждый день просрочки).
Аналогичным образом можно потребовать уплаты неустойки в случае, если вам автомобиль по каким-то причинам не привезли, несмотря на внесенный вами аванс. Как обычно решаются подобные вопросы в современной России? Работник автосалона прикидывается простачком и говорит: «Извините, машину доставить вам не смогли, можете забрать ваш аванс в любое удобное время». При этом он совершенно не задумывается (или делает вид, что не задумывается) о том, что автомобильный салон какое-то время пользовался деньгами клиента. А в цивилизованном обществе подобные вопросы решаются так: клиенту возвращается в полном объеме внесенный им аванс, уплачивается неустойка (пеня) за неисполнение договорных обязательств, а также проценты за пользование принадлежащими ему денежными средствами. Это необходимый минимум! А вообще, человеку, помимо этого, было бы логично в качестве дополнительных извинений сделать недорогой презент (например, какой-нибудь автомобильный сувенир или автомобильную принадлежность и т. п.).
Есть еще и типично русская хитрость, которой не брезгуют пользоваться многие автомобильные салоны и дилерские центры. Например, вы хотите купить импортный автомобиль, который стоит $30 000. Однако в настоящее время его в наличии нет, поэтому придется ждать своей очереди примерно 3-4 месяца. Если же вам очень срочно нужна машина и ждать вы не желаете, вы можете купить ее хоть завтра, но переплатив (причем вполне официально!) определенную сумму (например, $3000-4000). Не правда ли, подобные «торговые ухищрения» напоминают узаконенное взяточничество? Кстати, возникает закономерный вопрос: откуда берутся машины после переплаты, если, по уверениям работников автомобильного салона, их нет в наличии?
При покупке машины в автомобильном салоне присутствует важный психологический момент: у покупателя, увидевшего новенький блестящий автомобиль, существенно притупляется бдительность (если не сказать, исчезает вовсе). Вообще-то это можно объяснить: у человека сбылась его давнишняя мечта - он сейчас станет обладателем новой машины, настроение отличное, с примесью приятного волнения, и ни о чем плохом в такой момент думать не хочется. И совершенно напрасно: опытные работники автомобильных салонов прекрасно знают об этом психологическом нюансе и вовсю используют его, как принято говорить, «в целях получения личной наживы».
Наиболее распространенный пример: в договоре указывается одна комплектация автомобиля, а в реальности клиенту предлагается совершенно другая. В частности, вместо покрышек Bridgestone, которые были оговорены изначально, вам могут поставить покрышки Kumho, которые намного дешевле. Согласитесь, далеко не каждый покупатель новой машины обращает внимание на то, покрышки какого производителя стоят на колесах его автомобиля!
В некоторых случаях консультанты технических центров могут одобрить запчасти, не рекомендованные производителем автомобиля (покрышки, колесные диски и т. п.)! В результате человек пользуется такими запчастями или комплектующими, а при проведении очередного гарантийного технического обслуживания выясняется, что на машине установлены не рекомендованные производителем детали, что является основанием для снятия машины с гарантийного обслуживания.
Работники автосалона всегда стремятся установить на покупаемый клиентом автомобиль как можно больше дополнительного оборудования (коврики в салон, сетка в багажник, обтекатели, боковые пороги и т. п.). Учтите, что эти «прибамбасы» и «навороты» вам обойдутся как минимум вдвое дороже, чем в любом обыкновенном автомобильном магазине или на авторынке. Кроме этого, некоторое оборудование не просто является обычными «понтами», но еще и способно ухудшить эксплуатационные характеристики автомобиля: например, боковые пороги обычно снижают дорожный просвет и т. д.
Многие представители автомобильных салонов и дилерских центров рекомендуют проходить техническое обслуживание автомобиля чаще, нежели это предписано заводом-изготовителем. Аргументируются эти рекомендации сложными российскими условиями эксплуатации автомобиля (отвратительное состояние дорог, морозные зимы, посыпание зимой дорог солью и иными активными и способствующими коррозии реагентами и др.). Однако помните: эти рекомендации вы соблюдать не обязаны, и гарантия на ваш автомобиль сохранится в любом случае.
Как известно, в российских автосалонах продают не только новые, но и подержанные автомобили. Учтите, что далеко не во всех автосалонах работают порядочно: вам вполне могут подсунуть битый, но отремонтированный автомобиль, хотя согласно договоренности машина не должна быть битой. Кроме того, следует учитывать, что подержанный автомобиль в салоне будет стоить гораздо дороже, чем точно такая же машина на автомобильном рынке.
Принято считать, что разница в стоимости объясняется тем, что подержанный автомобиль работники салона проверяют на угон, на отсутствие претензий со стороны таможни, на техническое состояние и т. д. Однако в реальности далеко не всегда, купив автомобиль в официальном салоне, вы не столкнетесь впоследствии с теми же проблемами, что и ваш «товарищ по несчастью», купивший машину на автомобильном рынке.
На самом же деле разница в стоимости заключается совершенно в другом: автомобильный салон платит зарплату своим сотрудникам, оплачивает аренду помещения, платит налоги, а также несет еще целый ряд расходов, которые отсутствуют у человека, продающего машину на автомобильном рынке. В определяющей степени именно поэтому в салоне или дилерском центре машина стоит дороже, чем аналогичный автомобиль на рынке или по объявлению.
|