Глава 4. Продолжение
Особенности покупки автомобиля в кредит
При покупке автомобиля в кредит (это практикуется во многих автомобильных салонах) также необходимо учесть множество моментов. В частности, необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора. Нередко в нем содержится несколько пунктов, которые предварительно не оговариваются. В результате через некоторое время вы с удивлением можете обнаружить, что помимо оплаты за машину и процентов за предоставленный кредит вам придется оплачивать еще и комиссионные услуги либо что-то в этом роде. Подобные пункты могут быть напечатаны в договоре мелким шрифтом, чтобы покупатель сразу их не заметил. Доказать что-то впоследствии будет весьма затруднительно.
Все вышесказанное верно и в том случае, если вы берете кредит на покупку автомобиля в банке, поэтому подробно ознакомьтесь с условиями получения кредита и не стесняйтесь задавать банковским работникам любые интересующие вас вопросы.
В большинстве случаев для получения кредита необходимо будет заполнить заявку на кредит по установленной банком форме и предоставить экономическое обоснование возврата кредита. Кроме этого, для получения кредита необходимо наличие поручителей (количество поручителей определяется банком). В общем случае поручитель - это лицо, которое обязано выполнять все обязательства по кредитному договору, если кредитополучатель по тем либо иным причинам делать это не в состоянии.
Обычно в заявке на кредит отражается следующая информация: фамилия, имя и отчество кредитополучателя, его адрес согласно прописке и фактический адрес проживания, место работы и занимаемая должность, цель получения кредита, сумма кредита, в какой валюте должен быть получен кредит и сроки его погашения.
В технико-экономическом обосновании возврата кредита указывается, за счет чего кредитополучатель планирует вернуть всю сумму кредита с процентами в установленные сроки. Здесь указывается размер месячного дохода кредитополучателя и суммы удержаний из этого дохода (налоги, удержания по исполнительным листам при наличии таковых и т. д.).
Многие банки при выделении кредитных средств используют понятие совокупного дохода. В данном случае имеется в виду, что в технико-экономическом обосновании возврата кредита можно указывать не только свой доход, но и доход супруга (супруги). Например, в банке вам сообщили, что требуемую сумму выделить не могут, поскольку у вас месячный доход недостаточен для получения такой суммы. В таком случае вы можете включить в совокупный доход размер дохода супруга (супруги), и может оказаться, что этого вполне достаточно для получения кредита в необходимом объеме.
Задумываясь о получении кредита, следует задаться вопросом: в какой валюте удобнее получить кредит - национальной либо иностранной?
Ответ на этот вопрос зависит от целого ряда факторов. В первую очередь следует сравнить размеры процентных ставок по рублевому и валютному кредиту. Затем нужно поинтересоваться - может, есть еще какие-то особенности? Например, не исключено, что рублевые кредиты для покупки автомобиля банк предоставляет на срок не более 3 лет, в то время как валютный кредит для этой же цели можно оформить и на 5 лет. Не нужно забывать и о том, какую валюту удобнее получить продавцу, у которого вы планируете приобрести машину. Если он желает получить от вас российские рубли, то очевидно, что оформление валютного кредита в данном случае ни к чему.
При получении кредита человека могут подстерегать малоприятные сюрпризы, к которым желательно подготовиться заранее.
В первую очередь здесь следует отметить, что практически каждый банк при оформлении кредита требует оплату целого ряда услуг. Конкретный перечень этих услуг в разных банках может выглядеть по-разному, однако, как правило, клиенту приходится оплачивать «комиссионное вознаграждение за кассовое обслуживание» (при получении наличных денег), разовый платеж «за рассмотрение заявки на кредит» либо «за рассмотрение кредитного пакета» и т. д. При оформлении валютного кредита сюда добавляется еще несколько платежей: за покупку валюты, комиссия за обмен валюты и т. д. В итоге выясняется, что либо сумма кредита оказывается меньше, чем оговорено в кредитном договоре, либо процентная ставка по кредиту фактически превышает официально установленный размер.
Я лично столкнулся с подобной ситуацией при оформлении валютного кредита в долларах США. В кредитном договоре была указана сумма кредита в размере $5000, но после оплаты так называемых услуг «по рассмотрению заявки», «комиссионного вознаграждения за кассовые услуги» и услуг «по приобретению валюты» реально на руках осталось $4800. Получается, что сумма кредита оказалась на 4 % меньше, чем указано в договоре. Кстати, в данном случае представители банка вели себя относительно порядочно, заранее предупредив о предстоящих тратах. Однако на практике нередки случаи, когда кредитополучатель узнает о подобных «сюрпризах» в последний момент, поскольку эта информация в договоре всегда набрана мелким шрифтом, чтобы не бросаться в глаза.
Особо следует оговорить с представителями банка такой важный момент, как возможность досрочного погашения кредита. Например, это может пригодиться в случае, когда вы внезапно получили внеплановый и относительно крупный доход (наследство, выигрыш в лотерею и т. п.). В таком случае вам, возможно, захочется погасить кредит раньше установленного срока, чтобы не уплачивать банку лишние проценты. Если полученного дохода недостаточно для полного погашения кредита, то имеет смысл погасить его частично, чтобы уменьшить размер ежемесячных платежей по кредиту (при этом в большинстве случаев нужно обратиться в банк с заявлением на пересчет оставшейся суммы кредита и процентов по нему).
Здесь проблема может быть в том, что некоторые банки если и соглашаются на досрочное погашение кредита, то только с условием уплаты клиентом солидных штрафных санкций (при этом с клиента не снимается обязанность уплаты всех процентов по кредиту за весь срок, на который он изначально был оформлен). Например, известны случаи, когда банк за возможность досрочного погашения кредита берет штраф в размере $200 за каждый оставшийся год кредита. Получается, если клиент оформил кредит сроком на 5 лет, из них 2 года он исправно выплачивал кредит и проценты по нему, а остаток кредита решил погасить досрочно, то он должен будет уплатить банку $600 штрафных санкций (3 года умножить на $200) плюс оставшуюся сумму кредита и все проценты, которые он должен был бы уплатить в течение оставшихся 3 лет. Поэтому возможность досрочного погашения кредита и условия досрочного погашения должны оговариваться заранее.
На что нужно обратить внимание в первую очередь
Итак, после долгих поисков на рынке вы нашли именно ту подержанную иномарку, которую предполагали купить, и приступили к придирчивому осмотру. На что же следует обратить внимание в первую очередь? Об этом мы и поговорим в следующем разделе.
Знакомство: осмотр кузова и салона
Много полезной информации можно узнать после осмотра кузова автомобиля. Кстати, многие малоопытные автомобилисты ошибочно полагают, что состояние кузова - это не самое важное: мол, даже если он не в порядке, на скорость это не влияет, главное - состояние двигателя и подвески. Стоит ли говорить, что это распространенное и опасное заблуждение!
Кузов автомобиля - это его лицо, которое во многом отражает общее состояние машины. Если у автомобиля ржавый или гнилой кузов, вряд ли в хорошем состоянии будет мотор или подвеска: ведь у любой машины примерно одинаково изнашиваются все составляющие, а не только кузов или двигатель.
Продаваемая машина должна быть хорошо вымыта. По возможности старайтесь избегать грязных машин: грязь неплохо скрывает дефекты кузова, а вымытый автомобиль - как на ладони. Если поблизости есть автомобильная мойка, не пожалейте на нее денег и помойте автомобиль, который желаете купить, если он слишком грязен. Во-первых, на чистой машине вы быстрее обнаружите все кузовные дефекты либо их отсутствие. Во-вторых, прохождение автомойки - в некотором роде диагностика: не протекают ли уплотнители дверей и стекол, не течет ли люк, не проникает ли вода под капот и в багажник и т. д.
Если окраска автомобиля имеет матовый вид - это верный признак солидного возраста и далеко не самого свежего состояния автомобиля. Обратите внимание, нет ли у машины частей кузова, отличающихся оттенком цвета: если какая-то часть похожа на свежевыкрашенную, вероятно, этот автомобиль побывал в аварии.
Многие опытные продавцы подержанных иномарок перед продажей тщательно полируют автомобиль, чтобы скрыть ту самую матовость окраски и придать машине товарный вид. Действительно, следует признать: отполированный кузов выглядит очень даже привлекательно. Но учтите, полировка не бывает полностью идеальной: некоторые участки кузова могут быть более светлыми или более темными, а если очень повезет, можно обнаружить на кузове следы ветоши или остатки полировочной пасты.
ВНИМАНИЕ
Любая полировальная машина оставляет на кузове характерные круговые следы, которые можно увидеть при боковом освещении (то есть взглянув на автомобиль сбоку, под углом).
Часто при подкраске или перекраске машины для экономии времени стекла с нее не снимают, а только закрывают бумагой. Но на заводе-изготовителе сначала красят кузов и только потом ставят на него стекла. Поэтому можно легко проверить, был ли на самом деле перекрашен автомобиль или нет: для этого достаточно немного приподнять уплотнительную прокладку лобового или заднего стекла. Если под этой прокладкой цвет краски отличается от цвета краски других поверхностей кузова, значит, данный автомобиль был перекрашен. Кстати, при перекрашивании машины краска случайно может попасть и на сами уплотнительные прокладки: в этом случае факт перекрашивания, как говорится, налицо.
Еще один вариант проверки машины на предмет того, перекрашена она или нет, заключается в следующем: откройте багажник (рис. 4.2) и сравните окраску внутри и снаружи. Можно также приподнять коврики багажника и посмотреть на цвет и состояние краски: на подержанной машине краска под ковриками багажника не может выглядеть идеальной - там в любом случае будут какие-то хотя бы маленькие царапинки, пятнышки ржавчины либо иные следы эксплуатации.
Рис. 4.2. Багажник в отличном состоянии (кузов «универсал»)
Аналогичным образом можно поднять капот и сравнить окраску снаружи и внутри (на лонжеронах, на подставке аккумулятора и т. п.).
Если на кузове автомобиля после полировки или окраски проступают желтоватые пятна, это с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что металл под краской начал разрушаться, его разъедает коррозия.
Еще раз напомним: коррозия кузова не только портит внешний вид автомобиля, но и, как правило, свидетельствует об общем плохом состоянии машины.
СОВЕТ
Особое внимание при осмотре кузова уделите следующим его частям: пороги, продольные и поперечные лонжероны, колесные арки, днище, углы крыльев, места вокруг фар и под молдингами, а также под ковриками салона и багажника (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Кузов в отличном состоянии
Если какие-то места кузова покрыты свежей мастикой - это должно вызвать подозрения: возможно, таким образом продавец пытается скрыть коррозию.
А вообще слой мастики должен выглядеть целым, без всяких трещин и вздутий, которые являются явными признаками коррозии. Не следует забывать, что самая надежная антикоррозийная защита - это та, которая была нанесена на новый автомобиль и которая впоследствии своевременно обновляется.
Если под крыльями вы обнаружите большое количество мастики, это должно насторожить: таким нехитрым способом часто пытаются скрыть следы не самой качественной сварки.
О преклонном возрасте и не самом свежем, мягко говоря, состоянии автомобиля вам помогут узнать его хромированные детали. Дело в том, что даже на ухоженных машинах эти детали теряют свой вид: они блекнут, ржавеют, причем ржавчина не удаляется даже с помощью полировочной пасты. В то же время операции по хромированию деталей автомобиля являются довольно дорогими, поэтому в большинстве случаев их никто не делает, и они остаются, как есть, с головой выдавая истинное состояние машины.
Как я писал выше, проверить состояние кузова подержанного автомобиля можно с помощью обыкновенного магнита. Если где-то он не прилипает к кузову машины, с высокой долей вероятности можно сказать, что в этом месте лежит толстый слой шпатлевки, следовательно, машина наверняка побывала в дорожно-транспортном происшествии. Обязательно приложите магнит к торцам дверей, колесным аркам и у изгибов крыльев: если он не держится - это свидетельство сильной коррозии металла.
Обратите особое внимание на то, как открываются у машины двери, то есть проверьте ход дверей. Они должны открываться и закрываться свободно, без усилий, причем на окраске и декоративной пленке не должно быть следов трения. Если наблюдается обратное, есть основания полагать, что у машины либо деформирован кузов (например, в результате ДТП), либо двери просто просели (обычно это происходит из-за ослабления петель или коррозии металла).
Рекомендуется проверить и состояние замков, в том числе безопасных замков с защелками. Помимо прочего, неисправность замков чревата их произвольным открыванием во время движения, что может привести к серьезному ДТП. Кроме этого, если замок неисправен, данная дверь может остаться открытой даже после того, как вы закрыли машину.
Внимательно осмотрите дверные петли на наличие ржавчины. Если вы ее обнаружите, это может говорить о том, что уплотнительные прокладки прилегают неплотно, допуская проникновение воды. Кстати, это также может быть причиной сырости на обивке двери. Проникновение воды чревато коррозией металла нижней части двери, а также выходом из строя механизма стеклоподъемника.
Многие покупатели при осмотре автомобиля не придают значения состоянию колес, и совершенно напрасно: это позволяет узнать много интересного и полезного о состоянии машины (рис. 4.4). В частности, если колеса изношены неравномерно, вполне возможно, что неисправна подвеска или нарушена ее геометрия. Многим автомобилистам знакомо такое выражение: «машина лижет резину». Это означает, что вдоль какой-то одной кромки покрышка на колесе как бы срезана. Такое явление в лучшем случае свидетельствует о том, что у машины не отрегулированы развал и схождение колес, а в худшем случае это может означать, что машина побывала в серьезном ДТП.
Рис. 4.4. Новая резина
Следует также внимательно проверить состояние колесных дисков: крайне нежелательно наличие на них ржавчины и недопустимы вмятины, погнутости и иные механические повреждени. Если на диске имеются подобные дефекты, возможно, покрышка имеет так называемые «шишки» (то есть поврежден ее металлический корд). Кстати, определить наличие таких «шишек» на передних колесах можно при совершении пробной поездки: у машины будет подергиваться руль, а при нажатии на педаль тормоза будет ощущаться ее подрагивание. «Шишки» на задних колесах обнаружить сложнее и это под силу только опытному водителю (он наверняка заметит, что машина при движении немного виляет).
Наличие механических повреждений на колесных дисках, а также «шишек» на покрышках может свидетельствовать о том, что данный автомобиль эксплуатировался неаккуратно, хозяин его не берег (возможно, ездил на скорости по ямам, бордюрам и т. п.). Следовательно, подвеска автомобиля также находится в плохом состоянии, впрочем, как и сам автомобиль.
При осмотре кузова автомобиля особое внимание обратите на его капот. Несколько раз откройте и закройте его, посмотрите, плотно ли он прилегает, одинаковые ли размеры между капотом и кузовом справа и слева. Если нет, очень может быть, что данная машина побывала в аварии. Кстати, в машинах, которые попадали в ДТП, капот может быть немного погнут, что отрицательно сказывается на управляемости автомобиля.
ВНИМАНИЕ
Внимательно проверьте, в каком состоянии находится замок капота. Помните, что внезапное открывание капота во время движения чревато самыми серьезными, даже трагическими последствиями.
Отметим, что если у хорошей машины единственный недостаток - плохо работающий замок капота, то это не повод отказываться от покупки: эту неисправность вы вполне можете устранить своими силами либо на СТО за умеренную плату.
Много полезной и интересной информации вы можете получить, внимательно осмотрев салон автомобиля (разумеется, речь идет о подержанной машине). В частности, это поможет вам определить более или менее реальный пробег автомобиля: ведь не секрет, что отечественные специалисты легко умеют «корректировать» данные счетчика пробега.
Обратите внимание на то, в каком состоянии находятся руль, обивка дверей, сиденья машины. Например, сильно потертый руль (рельефный рисунок на ободе почти отсутствует) свидетельствует об интенсивной эксплуатации автомобиля. Высокая степень изношенности сидений может говорить о том, что данный автомобиль использовался в качестве такси. Продавленные сиденья однозначно говорят о том, что машина эксплуатировалась долго и интенсивно.
СОВЕТ
Ни в коем случае не рекомендуется приобретать автомобиль, который использовался как такси. Такие машины, как правило, самые «убитые» из-за нещадной эксплуатации и отвратительного технического обслуживания (запчасти ставятся попроще и подешевле, масло заливается какое попало и т. п.). По степени «убитости» с бывшими такси могут сравниться только учебные автомобили. Следует критично относиться и к тем машинам, которые ранее были не в личной собственности, а принадлежали какой-либо организации: как известно, люди гораздо лучше относятся к личному, нежели к общественному имуществу.
Если на рулевом колесе имеются трещины, возможно, эта машина побывала в аварии. Дело в том, что при столкновении водитель обычно упирается грудью в рулевое колесо, и именно этим фактом может быть обусловлено наличие трещин.
СОВЕТ
Проверить люфт рулевого колеса можно следующим образом: необходимо быстро повернуть его в одну и в другую сторону до упора.
При осмотре салона подержанного автомобиля (рис. 4.5) обращайте внимание на грязные пятна, потускневший и явно несвежий цвет обивки, следы от сигарет (прожженные дыры и т. п.). Каждый из этих недостатков позволяет существенно снизить цену машины. Не забывайте, что все это свидетельствует об интенсивной эксплуатации автомобиля, и если на спидометре невинно отображается небольшой пробег, скорее всего, он был намного уменьшен искусственным путем (попросту говоря, счетчик километража отмотан назад). Определить то, что истинный пробег машины намного больше, нежели вам говорит продавец, поможет изношенное состояние ветрового стекла со следами работы «дворников». Этот же признак явно указывает на то, что машина могла эксплуатироваться в сложных климатических условиях (дождь, снег и т. п.), что наверняка не самым лучшим образом отразилось на общем состоянии автомобиля (особенно кузова).
Рис. 4.5. Аккуратный, ухоженный салон
Осматривая салон автомобиля, обратите внимание на состояние резиновых накладок на педалях. Если они сильно изношены, значит, у этого автомобиля довольно большой пробег (даже если по показаниям спидометра он невелик). Если у автомобиля явно не первой и даже не второй свежести на педалях стоят почти новые накладки, вероятно, вам хотят пустить пыль в глаза и убедить в том, что эта машина гораздо лучше, чем есть на самом деле. Внимательно осмотрите тормозную педаль: на ней не должно быть потеков и следов тормозной жидкости.
ПРИМЕЧАНИЕ
Учтите, что иногда состояние руля, обивки салона, накладок на педалях, сидений вступает прямо-таки в анекдотичное противоречие с теми показаниями спидометра, где отображается пробег автомобиля.
Кстати, высокий износ водительского коврика в районе педали газа тоже говорит о том, что эта машина успела пройти весьма солидное расстояние (иногда это место затерто до дыр).
В любом случае старайтесь избегать автомобилей, у которых внешнее (и внутреннее) состояние явно не соответствует показаниям спидометра.
При осмотре подержанного автомобиля проверьте исправность сидений (в частности, нормально ли они регулируются), работу звукового сигнала и всех световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, освещения приборной панели. Посмотрите, работают ли в машине печка и вентилятор. Помните, что при включении вентилятора и печки не должен ощущаться сильный запах.
Продолжаем осмотр: двигатель и подвеска
Итак, если после первого знакомства с автомобилем, проверки состояния его кузова и салона вам не захотелось уйти от него подальше, а напротив, вы чувствуете, что эта машина заслуживает более пристального внимания, приступайте к осмотру и проверке его двигателя и подвески. Я расскажу о том, как проверить состояние этих агрегатов прямо на месте продажи (например, на рынке).
Чтобы проверить исправность амортизаторов (рис. 4.6), сильно и резко нажмите на крыло автомобиля (при проверке передних амортизаторов - на переднее крыло, задних - на заднее крыло). Кузов автомобиля с нормальными рабочими амортизаторами должен вернуться в первоначальное состояние неподвижности не более чем после одного-двух качков.
Рис. 4.6. Амортизатор
По возможности оцените внешний вид амортизаторов: на них не должно быть потеков. Однако помните, что полностью проверить состояние и работоспособность амортизаторов можно только на специальном стенде, а эта услуга стоит недешево.
ВНИМАНИЕ
По-настоящему реально оценить состояние автомобиля вы сможете только в том случае, если есть возможность заехать на эстакаду или смотровую яму либо поднять машину на подъемник. Это позволит вам посмотреть не только состояние подвески, но и других узлов и агрегатов, доступ к которым осуществляется снизу, а также увидеть, в каком состоянии находится днище автомобиля.
Коробка передач и ведущий мост должны быть сухими: наличие потеков масла на них не допускается. Резиновый кожух карданного вала должен быть целым, без трещин и разрывов.
Особое внимание обратите на крепления рычагов подвески автомобиля к его кузову: если продольная балка была немного деформирована, то нередко ее не выпрямляют, а оставляют как есть. При этом рычаг подвески выравнивается с помощью шайб и прокладок (рис. 4.7).
Рис. 4.7. «Внутренности» автомобиля
Не поленитесь взглянуть на трос стояночного тормоза - он должен быть смазан. Вроде бы мелочь, но она в какой-то степени характеризует отношение прежнего хозяина к своему автомобилю.
Какой бы автомобиль вы ни покупали, обязательно посмотрите, на состояния его тормозных трубок (шлангов). Они должны быть обязательно целыми, не ржавыми, и на них не должно быть следов тормозной жидкости. Если вы видите, что тормозные трубки (шланги) в плохом состоянии, либо отказывайтесь от покупки автомобиля, либо меняйте их сразу же после покупки.
Очень важно при покупке машины проверить работу тормозной системы. Чтобы оценить состояние стояночного тормоза («ручника»), затяните полностью до отказа его рычаг, затем включите первую передачу и плавно отпускайте сцепление. Если «ручник» работает нормально, то двигатель заглохнет. Но если машина при затянутом стояночном тормозе может ехать - это плохой признак. В таком случае необходимо проверить и обычный тормоз. Рекомендуется делать это следующим образом. Левой ногой работайте со сцеплением, а правую поставьте наискось таким образом, чтобы носком нажимать на педаль тормоза, а пяткой - на педаль газа. Включите первую передачу и попробуйте сдвинуть автомобиль с места, нажимая одновременно на газ и на тормоз. Если машина едет, значит, тормоза неисправны. Причиной может являться, например, износ тормозных колодок или износ тормозных дисков и барабанов, наличие воздуха в тормозной системе и др.
После проверки тормозов можете оценить работу сцепления. Заведите двигатель, выжмите сцепление и послушайте, как оно работает. Если слышится характерное тихое шипение - это с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что упорный подшипник сильно изношен или вообще почти разрушен. Попробуйте при включенном двигателе, выжав сцепление, поочередно попереключать передачи: если они переключаются с трудом, и этот процесс сопровождается шумом или скрежетом, значит, сцепление полностью не выключается.
Включите первую передачу, троньтесь с места и обратите внимание на то, при каком положении педали сцепления автомобиль начал движение. Если он тронулся, как только вы немного отпустили педаль сцепления, значит, скорее всего, сцепление в хорошем состоянии. А вот если для того чтобы машина тронулась с места, вам пришлось отпустить педаль сцепления почти полностью, значит, оно сильно изношено и в скором времени потребует ремонта или замены. Возможно, для ремонта сцепления достаточно будет переклепать накладку, это обойдется недорого. Но не исключен вариант, при котором придется менять полностью сцепление в сборе (корзину, диск и выжимной подшипник) - это уже может влететь в неплохую копеечку.
Проверить работу трансмиссии можно следующим образом: заведите двигатель, включите задний ход, сдайте на несколько метров назад, выжмите сцепление, включите первую передачу и начните движение вперед. Если при выполнении данного маневра вы услышите характерный щелчок в ведущем мосту либо в коробке передач - это с высокой степенью достоверности будет свидетельствовать о значительном износе трансмиссии. Чем этот щелчок будет громче, тем сильнее изношена трансмиссия.
Выше я уже говорил о том, что люфт полуосей можно проверить вращением их взад-вперед. Небольшой люфт допустим, но большим он быть не должен. При возникновении каких-либо сомнений проверьте машину на поворотах при совершении пробной поездки. Если при движении на поворотах слышен хруст, это говорит о неисправности шарниров равных угловых скоростей (ШРуСов).
Прежде чем проверить двигатель в работе, загляните под капот (рис. 4.8). Мотор машины должен выглядеть опрятно, быть чистым и сухим, без потеков, грязи и т. п.
Обратите внимание на состояние его болтов: если вы видите, что многие болты имеют сорванные грани или являются помятыми, это может свидетельствовать о том, что двигатель часто ремонтировали дилетанты. Но даже если на двигателе вы обнаружили масляные пятна, это еще не значит, что мотор «безнадежно болен» (рис. 4.9).
Важно понять, что это за пятна и в результате чего они могли появиться. Например, если потеки масла и пятна видны возле маслоналивного отверстия или в районе отверстия, предназначенного для слива масла, скорее всего, для волнения причин нет: просто неаккуратно была выполнена замена масла.
ВНИМАНИЕ
Один из самых опасных симптомов - потеки бензина и бензиновые пятна на двигателе машины. От покупки такого автомобиля следует немедленно отказаться. Помните: это чревато возгоранием автомобиля, что чрезвычайно опасно как для людей (находящихся в данной машине или в непосредственной от нее близости), так и для других находящихся неподалеку автомобилей.
Рис. 4.8. Чистый, ухоженный мотор
Рис. 4.9. Под капотом грязно и неопрятно
После того как вы проверите внешний вид двигателя и совершите пробную поездку на машине, осмотрите мотор еще раз: возможно, перед продажей его хорошенько вымыли и привели в порядок, а после пробной поездки на нем появятся масляные или бензиновые пятна либо обнаружатся следы подтекания охлаждающей жидкости.
Некоторые потенциальные покупатели сразу отказываются от приобретения автомобиля только по той причине, что обнаружили под капотом следы охлаждающей жидкости. На самом же деле не критично, если жидкость подтекает из-за переполнения емкостей либо подтекания радиатора. А вот если вы обнаружили следы охлаждающей жидкости на шланге, который соединяет радиатор с расширительным бачком, если на этом шланге имеются трещинки, если он пористый - все это может свидетельствовать о солидном возрасте мотора.
В целом, о состоянии любого двигателя может много интересного поведать залитое в него масло. Но только в том случае, если перед продажей машины его не поменяли, как любят делать многие продавцы. В частности, вы не можете быть уверены в том, что прокладка головки блока цилиндров не является пробитой и в моторное масло не попадает охлаждающая жидкость.
ПРИМЕЧАНИЕ
Некоторые продавцы машин специально перед продажей заливают в двигатель слишком густое масло, чтобы хоть немного приглушить его шумную работу. Как правило, опытный автомобилист на ощупь может определить вязкость масла.
Проверить исправность прокладки головки блока можно иначе. Для этого заведите мотор и, пока еще он не прогрелся, откройте бачок охлаждающей жидкости и загляните в него. Если вы увидите, что из охлаждающей жидкости вверх поднимаются пузыри, это может говорить о том, что пробита прокладка головки блока цилиндров (хотя нельзя утверждать это на 100 %). Кстати, если на поверхности радиатора вы обнаружите масляные пятна, это тоже может служить подтверждением выхода из строя прокладки головки блока цилиндров.
При внешнем осмотре двигателя обязательно обратите внимание на состояние проводов системы зажигания. Если они недостаточно гибкие, имеют следы окисления, трещины - это серьезный недостаток, который особенно явно проявляется в сырую погоду (машина плохо заводится, мотор работает нестабильно, «троит» и т. п.). Кроме того, внимательно осмотрите крышку распределителя зажигания, в первую очередь на наличие на ней трещин (их не должно быть ни в коем случае).
Если двигатель машины чисто вымыт, но на нем в некоторых местах видны следы ржавчины, а также заметно шелушение краски, это явный признак того, что мотор помыли непосредственно перед продажей автомобиля. Помните: если за двигателем ухаживать регулярно, вероятность появления подобных «симптомов» крайне невелика.
Итак, если внешний осмотр двигателя не вызвал у вас никаких нареканий, попросите продавца завести его. Учтите, что исправный мотор, даже будучи холодным, должен завестись без проблем и сразу начать работать ровно и стабильно.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если двигатель машины исправен, то проблемы с его запуском чаще всего возникают из-за плохого аккумулятора либо из-за проблем с зажиганием или со свечами. Отметим, что многие продавцы специально ставят на продаваемую машину плохой аккумулятор, а себе оставляют хороший. В принципе, если автомобиль достоин внимания и единственная проблема - это аккумулятор, то отказываться от покупки, конечно, не стоит. Что касается проблем с зажиганием, это более серьезно, и, скорее всего, от покупки такой машины лучше воздержаться. А вот замена свечей - операция несложная и относительно недорогая.
Если машина плохо заводится и продавец утверждает, что дело в аккумуляторе, это несложно проверить: попросите завести машину от другого аккумулятора (например, попросив у кого-нибудь «прикурить»). Если проверка покажет, что машина заводится нормально, - все в порядке.
Если мотор неисправен, то причиной проблем с запуском может являться недостаточная компрессия в цилиндрах. Низкая компрессия (кстати, для ее измерения существуют специальные приборы - компрессометры) свидетельствует о сильной степени износа поршней или цилиндров. Для устранения подобной неисправности придется делать капитальный ремонт двигателя, а это в наше время стоит больших денег. Поэтому при возникновении подозрений на высокий износ двигателя не поленитесь измерить компрессию в цилиндрах: даже если в каком-то цилиндре компрессия более чем на 15 % ниже, чем в остальных, значит, степень износа этого двигателя очень высока.
На дизельных двигателях недостаточность компрессии опытный автомобилист может определить визуально: если только что заведенный двигатель издает прерывистый шум, а по мере прогревания «успокаивается» и работает спокойно, вероятно, у этого мотора компрессия недостаточна.
Кстати, что касается дизельных двигателей, помните: на приборной панели машины есть сигнальная лампа предварительного подогрева. Она загорается при включении зажигания и некоторое время горит, а затем гаснет. Так вот, заводить машину можно только после того, как она погасла; двигатель должен завестись без проблем. Если же после того, как лампочка перестала гореть, двигатель не заводится или заводится плохо, значит, где-то есть серьезная неисправность.
Если вы покупаете автомобиль с дизельным двигателем, то знайте, что густой черный дым из выхлопной трубы, появляющийся сразу после запуска машины, вовсе не свидетельствует о наличии какой-то неисправности. Напротив, для дизельных машин это вполне нормальное явление. Многие же автомобилисты ошибочно уверены в обратном. А вот если густой черный дым выходит из выхлопной трубы и по истечении некоторого времени работы двигателя, значит, нужно искать неисправность. В частности, проблема может заключаться в загрязнении воздушного фильтра, а также в сбоях системы впрыска. Если мотор выпускает густой черный дым, работая при этом с характерным громким стуком, значит, неисправны форсунки.
Дайте мотору поработать и прогреться в течение нескольких минут. Затем откройте капот и внимательно послушайте работу двигателя: не «троит» ли он, нет ли лишних шумов и стуков и т. п. Подойдите к машине с задней стороны и посмотрите, какой дым выходит из выхлопной трубы: он не должен быть слишком обильным, а также черным или синим.
Если из выхлопной трубы выходит ярко-голубой или синий дым, это свидетельствует о неисправности двигателя, а точнее, об износе поршневых колец. Синева выхлопных газов - это следствие того, что в камеру сгорания попадает моторное масло, а из-за этого происходит его повышенный расход (в среде водителей есть такое выражение: «мотор ест масло»). Такому двигателю необходим капитальный ремонт, который, как известно, стоит немалых денег. Однако не следует забывать, что некоторые дизельные двигатели с прямым впрыском выпускают голубой дым при прогреве, но впоследствии (когда мотор достаточно прогрет) этот дым исчезает.
Что касается дизельных двигателей, то не все знают, что выхлопные газы исправного мотора почти не имеют цвета. Если же при работе дизельного двигателя из выхлопной трубы выходит газ сероватого или белого цвета, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в цилиндры попадает охлаждающая жидкость. А это, в свою очередь, может свидетельствовать о повреждении прокладки головки блока цилиндров. Кроме того, подобный цвет выхлопных газов может говорить о неполном сгорании топлива из-за неправильного впрыска, распыления форсунки и др. Поэтому появление подобных симптомов в дизельной машине - значимый повод для весьма существенного снижения цены.
Если после запуска дизельного двигателя из выхлопной трубы выходит белый дым, который исчезает после прогрева мотора до рабочей температуры, возможно, не очень хорошо работают свечи накала. Это неплохой повод сбить цену на автомобиль, хотя на самом деле подобные симптомы не говорят о чем-то критичном.
Дизельному двигателю можно устроить еще одну небольшую проверку. Попросите хозяина завести мотор, откройте капот и найдите вентиляционный шланг (он довольно толстый, поэтому его легко обнаружить), который идет от масляного картера или от блока цилиндров к воздушному фильтру или впускному коллектору. Отсоедините его и проверьте, не выходит ли из него густой дым, напоминающий туман. Если выходит, проверьте впускной коллектор и воздушный фильтр: возможно, туда попало моторное масло. Если это действительно так, скорее всего, двигатель машины сильно изношен.
При осмотре машины рекомендуется проверить систему выпуска выхлопных газов. Делается это очень просто: попросите хозяина машины завести ее и при работе двигателя на холостом ходу заткните выхлопную трубу. Если система выпуска выхлопных газов работает нормально, двигатель должен заглохнуть. Если же он продолжает работать как ни в чем не бывало, значит, где-то есть утечка из системы выхлопных газов.
Видимых проблем нет? Проверим машину в деле!
Если тщательный осмотр автомобиля не выявил у него каких-либо серьезных недостатков и вы по-прежнему настроены его купить, можно приступать к проверке машины, как говорится, «в условиях, приближенных к боевым». Для этого нужно совершить пробную поездку.
ВНИМАНИЕ
Помните: от того, насколько внимательно и ответственно вы проведете пробную поездку, во многом будет зависеть удачный выбор автомобиля.
Для проверки автомобиля выберите какую-нибудь дорогу с малоинтенсивным движением. Набрав скорость, держите ее на одном уровне и отпустите ненадолго рулевое колесо: автомобиль должен двигаться прямо, а если дорога немного выпуклая, то возможен легкий уход в сторону уклона. Если на ровной дороге при движении на постоянной скорости машину ведет вправо или влево, вероятно, у нее не отрегулированы развал и схождение колес. Более серьезная причина - неисправность подвески или нарушение геометрии кузова - уже может быть прямым следствием дорожно-транспортного происшествия. Однако если машину «ведет» в сторону, рекомендуется в первую очередь проверить давление в шинах: возможно, какое-то колесо просто немного спустило, и для решения проблемы достаточно будет его немного подкачать.
ВНИМАНИЕ
Если машину «ведет» в сторону, то это приводит к преждевременному и неравномерному износу шин. А это уже чревато опасностями, особенно при движении по скользкой дороге.
Машину может «вести» в сторону и из-за того, что на колесах используются покрышки с разным рисунком протектора. Помните: для безопасного движения рисунок протектора должен быть одинаковым хотя бы на колесах, стоящих на одной оси.
Во время движения автомобиля передачи должны переключаться легко и свободно, но в то же время рычаг переключения передач не должен «болтаться». Обратите внимание на работу всех приборов (спидометр, счетчик пробега и др.).
Разгоните машину на дороге, после чего сбросьте газ: если при этом слышны воющие звуки, с высокой долей вероятности можно утверждать, что сильно изношены или неисправны шестерни.
Найдите на дороге неровное место (желательно с выбоинами и ямами) и прокатитесь по нему. Если при движении по ямам (а также на поворотах) в картере моста явно слышен металлический стук, скорее всего, в машине сильно изношен дифференциал. Кстати, любые другие звуки и стуки, доносящиеся из подвески, крайне нежелательны: это свидетельствует о наличии серьезных проблем в ходовой части автомобиля. Часто подобные звуки возникают из-за неисправности или высокой степени износа стабилизатора поперечной устойчивости, резиновых втулок креплений амортизаторов, самих амортизаторов, шарниров подвески, полуоси, ШРУСов и др.
Если во время движения автомобиля явно слышен какой-то гул, возможно, требуется замена ступичного подшипника. Учтите, на некоторых машинах его можно заменить только вместе со ступицей (например, в некоторых моделях «Форда»). Если дело действительно в подшипнике, прислушайтесь и определите, на каком именно колесе он изношен. Кроме того, гул может быть вызван неисправностью редуктора заднего моста (на заднеприводных машинах).
Однако бывает так, что доносящийся во время движения гул вовсе не свидетельствует о той или иной неисправности. Например, нередко гудят новые покрышки.
Разгоните автомобиль до скорости 50-60 км/ч, резко затормозите и обратите внимание на поведение машины: ее не должно уводить ни вправо, ни влево, все колеса должны затормаживать одновременно. Если это не так, значит, в тормозной системе автомобиля имеются серьезные неполадки. Стоит ли говорить, какими опасными последствиями это может обернуться, особенно при движении на скользкой дороге или в условиях плохой видимости!
Тормозная педаль не должна быть слишком мягкой, иначе торможение может оказаться неэффективным. Для устранения подобной неисправности в большинстве случаев достаточно прокачать тормоза. Если это не помогло, возможно, придется ремонтировать либо менять главный тормозной цилиндр или тормозные цилиндры на колесах; не исключено также, что проблема в тормозных трубках (шлангах) или в изношенных тормозных колодках. В некоторых случаях приходится менять тормозной суппорт в сборе.
При торможении тормоза не должны «визжать» и издавать другие посторонние звуки. Вибрация тормозной педали также свидетельствует о неполадках в тормозной системе (либо в подвеске).
Проверьте автомобиль на скорости при движении на поворотах. Проверка должна быть серьезной, но, разумеется, в разумных пределах: не стоит изображать из себя гонщика «Формулы 1». Даже если вы таковым являетесь (кстати, зачем тогда вам нужна эта книга?), российские дороги ни в коей мере не приспособлены к лихачеству, и дело может закончиться печально. Обидно разбить автомобиль, даже не успев его купить, не так ли?
Кузов автомобиля при движении на поворотах не должен слишком сильно накреняться. Если же это так, можете быть уверены, что амортизаторы на этой машине неисправны и требуют замены.
Чтобы проверить трансмиссию на наличие неполадок и износа, полезно выполнить следующие действия: при движении на спуске поставьте автомобиль на нейтральную передачу, выключите зажигание, затем вновь включите зажигание и передачу, которая соответствует текущей скорости автомобиля (при этом машина должна завестись на ходу).
При совершении пробной поездки на автомобиле с дизельным двигателем следует учитывать некоторые характерные особенности. Например, некоторые дизельные моторы быстро набирают мощность независимо от того, нажимает водитель на педаль газа или нет. Как правило, в большинстве случаев это обусловлено подсосом воздуха в топливную систему. Нельзя сказать, что эта неисправность критична: если других нареканий по данной машине нет, то отказываться от покупки только из-за этого нецелесообразно. Однако вы вполне можете потребовать от продавца устранения этого недостатка, либо, если он откажется, соответствующего снижения цены. Торгуясь, в качестве дополнительного аргумента вы можете использовать тот факт, что данная неисправность может быть чревата другими неприятностями (в частности, падением мощности двигателя, его плохим запуском и др.). Учтите, что на устранение подсоса воздуха в топливную систему может потребоваться несколько часов или даже целый день, причем большинство этого времени вы потратите на поиск места, где произошла разгерметизация.
ПРИМЕЧАНИЕ
На старых дизельных автомобилях с большим пробегом непроизвольные колебания частоты вращения коленчатого вала могут служить подтверждением сильного износа двигателя.
На некоторых машинах стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости никогда не переходит во вторую часть шкалы. Такой автомобиль приобретать не рекомендуется: данный симптом может свидетельствовать о том, что мотор машины долго эксплуатировался при низких температурах. Это отрицательно сказывается на состоянии двигателя (в частности, у его деталей наверняка будет повышенный износ), расходе топлива, работе системы смазки. Вы можете также определить, эксплуатировался ли двигатель автомобиля в холодных условиях по наличию осадка белого цвета или белых отложений внутри масляного фильтра, на масломерном щупе, а также на шланге вентиляции масляного картера.
Однако гораздо больше следует опасаться другой крайности - перегрева двигателя. Причины перегрева могут быть самыми разными: загрязнение радиатора, плохая циркуляция жидкости или скопление накипи в системе охлаждения, воздушная пробка, недостаток жидкости в системе и др. Каждый из этих недостатков с высокой долей вероятности может свидетельствовать о том, что прежний хозяин относился к машине спустя рукава и плохо за ней следил, хотя любая из этих неисправностей устраняется относительно быстро и дешево.
На дизельном двигателе перегрев может быть вызван неисправностью форсунок; отметим, что в данном случае могут проявиться и другие симптомы неисправности двигателя, а ремонт будет стоить довольно дорого. Еще одна причина перегрева - неправильный момент впрыска топлива (эта неисправность устраняется сравнительно легко).
ПРИМЕЧАНИЕ
В любом случае перегрев двигателя должен вызвать настороженность у покупателя и заставить его серьезно задуматься о целесообразности покупки данного автомобиля. У любого более или менее опытного автомобилиста к машине, у которой перегревается мотор, формируется отрицательное отношение.
При совершении пробной поездки настоятельно рекомендуется использовать как можно больше разных приемов вождения. Например, попробуйте быстро разогнать машину, выполните торможение двигателем, при движении на небольшой скорости резко и до упора нажмите педаль газа (мотор не должен «чихать», а сцепление - пробуксовывать) и т. д. Выполните серию небольших, но частых поворотов, разгоните машину и резко сбросьте газ, выполните частое торможение, попробуйте иные действия и маневры.
ВНИМАНИЕ
Перед выполнением любых действий и маневров во время совершения пробной поездки обязательно спросите разрешение у хозяина автомобиля. Возможно, техническое состояние машины не позволяет выполнять ту или иную проверку. Например, выше я говорил о том, что при движении на спуске можно выключить зажигание для последующей проверки трансмиссии. Но на машине вполне может быть установлено противоугонное устройство, которое сразу блокирует руль при выключении зажигания. Стоит ли говорить, что в таком случае вы можете создать на дороге аварийную ситуацию!
При осуществлении пробной поездки не жалейте времени и тщательно проверяйте автомобиль. Помните, что каждая обнаруженная неисправность дает вам отличный повод поторговаться и потребовать снижения цены. Да и в любом случае вам необходимо знать, что на самом деле вы покупаете, дабы максимально снизить вероятность приобретения «кота в мешке».
|