Глава 5. Продолжение
Выбор машины по «вторичным» признакам
Ошибку, о которой я расскажу в данном разделе, часто допускают малоопытные или совсем неопытные автомобилисты, а также представительницы прекрасного пола. Суть ее заключается в том, что при покупке автомобиля потенциальный покупатель обращает внимание совсем не на те свойства и характеристики, на которых следовало бы сконцентрироваться.
Особенно этим грешат женщины. Нередко на вопрос: «Какую машину ты хотела бы купить?» следует убийственный по своей простоте и наивности ответ: «Красную!» (варианты - желтую, серебристую, синюю, «чтобы цвет - как у машины нашего директора» и т. п.). Следует четко усвоить: выбирать машину следует в первую очередь на основании предъявляемых к ней требований (как уже отмечалось выше, для поездок на работу и дачу производители предлагают разные автомобили), а также по ее техническому состоянию. В противном случае не исключен вариант, что понравившийся вам красный автомобиль с блестящими колесами и современной стереоаппаратурой сломается, едва вы успеете выехать за пределы автомобильного рынка.
Многие меломаны гораздо больше времени уделяют осмотру и диагностике установленной в машине музыкальной аппаратуры, нежели проверке самого автомобиля. Они ставят в магнитолу (CD-проигрыватель) разные кассеты (диски), включают аппаратуру на полную громкость, проверяя, не трещат ли колонки, придирчиво осматривают состояние колонок и т. п. При этом такие «автомобилисты» иногда даже не удосуживаются заглянуть под капот или совершить пробную поездку. Нужно ли говорить, что такой подход к покупке автомобиля просто абсурден!
Кстати, иногда бывают ситуации, когда установленная в машине стереоаппаратура стоит чуть ли не дороже, нежели сам автомобиль. В таком случае нужно трезво взглянуть на вещи и определиться, что же вы все-таки покупаете: аппаратуру для прослушивания музыки или машину. Даже если вы меломан, помните, что любую музыкальную технику вы сможете купить в специализированном магазине.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не стоит забывать, что автомобильная радиотехника и стереоаппаратура столь же стремительно падают в цене, как и машина. Поэтому, поставив в свой автомобиль модную дорогую аппаратуру, продать ее спустя некоторое время вы сможете лишь по более низкой цене. Готовы ли вы к таким совершенно ненужным убыткам?
Кстати, некоторые покупатели машин пытаются немного схитрить: они полагают, что, купив автомобиль с дорогой стереоаппаратурой, ее можно выгодно продать, купив взамен что-нибудь подешевле, и вернуть таким образом часть потраченных на приобретение автомобиля денег. Не обольщайтесь: если бы это было так выгодно, продавец давно сам бы заменил аппаратуру в вашей машине. Ну и еще раз напомним, что автомобильная радио- и аудиотехника стремительно дешевеет, поэтому, если вам и удастся выиграть что-то на ее замене, это будет совсем мизерная сумма, совершенно не сообразующаяся с затраченными усилиями и временем.
Следует отдавать себе отчет в том, что даже выбор марки и модели автомобиля не должен быть догматичным, всегда нужно предусматривать «место для маневра». Например, оценив свои финансовые возможности, вы пришли к выводу, что можете купить автомобиль «Опель Астра» 1998 года выпуска с типом кузова «универсал»: вы семейный человек, имеющий дачный участок, и такая машина, учитывая имеющуюся для покупки сумму денег, является оптимальным вариантом.
Несколько раз посетив автомобильный рынок, вы никак не можете выбрать подходящую машину: то кузов «с проблемами», то двигатель не в порядке, то подвеска постукивает, то цена высокая. В таком случае обратите внимание на автомобили других марок, но аналогичного класса и года выпуска. Например, тот же «Опель Астра» 1998 года выпуска с кузовом «универсал» имеет много общего с машиной «Форд Эскорт» такого же года выпуска и тоже с типом кузова «универсал». Это машины одного класса, они находятся в одной ценовой категории, примерно одинаковы по уровню комфорта, безопасности, объему салона и багажника. Даже недостатки у этих марок сходные: и «Опель», и «Форд» отличаются не самыми надежными кузовами (самые слабые места - колесные арки), а также жестковатой подвеской. Зато моторы этих машин, как правило, довольно надежные.
Еще один не самый главный критерий, который многими покупателями возводится в ранг чуть ли не основного, - это наличие в машине кондиционера. Конечно, никто не спорит: жарким летом кондиционер - это настоящее спасение, и ездить в такой машине одно удовольствие. Однако решающим фактором наличие кондиционера может быть лишь в очень редких, специфических случаях. Например, кондиционер очень важен для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, они, как правило, плохо переносят жару, и летом за рулем у такого водителя может случиться приступ. Это в свою очередь может повлечь за собой возникновение тяжкого дорожно-транспортного происшествия, в котором могут пострадать посторонние люди.
Наличие кондиционера важно и для тех людей, которых в процессе езды на машине укачивает. Особенно это касается маленьких детей, большинство из которых вообще плохо переносит поездки в автомобиле. В остальных же случаях наличие кондиционера не должно играть главной роли при принятии решения о покупке автомобиля.
Многие будущие автовладельцы придают слишком большое значение наличию полного электропакета, и машины, в которых его нет, попросту не рассматривают. Стоит ли говорить, что это совершенно неразумный подход! В конце концов, если вы не инвалид и руки-ноги у вас на месте, открыть окно или подрегулировать зеркало вы вполне сможете и вручную.
Купил подержанный автомобиль - пройди технический осмотр!
Человек, который купил новый автомобиль, может надолго, как говорится, «расслабиться» насчет его ремонта и технического обслуживания: ему нет необходимости гнать машину на диагностику, менять некоторые детали, которые срочно требуют замены, масло и фильтры. А вот владелец только что купленной подержанной иномарки, прежде чем приступить к полноценной эксплуатации автомобиля, должен пройти технический осмотр, дабы обезопасить себя от возможных проблем, которые могут возникнуть уже в ближайшее время. К сожалению, об этом знают далеко не все российские автолюбители, купившие подержанную иномарку: сразу после приобретения они начинают ездить на ней «по полной», совершенно забыв о том, что любой подержанный автомобиль по своей сути - это «кот в мешке».
Дело в том, что в любой машине есть детали, состояние которых невозможно или очень трудно проверить при покупке автомобиля, но которые играют ключевую роль в его работоспособности. Наиболее характерный пример - это ремень газораспределительного механизма (ГРМ), а также его ролики. На автомобильном рынке вы не сможете проверить, в каком они находятся состоянии и тем более на протяжении какого пробега они эксплуатировались (кстати, ремень газораспределительного механизма на большинстве машин следует менять через каждые 60 000 км пробега). А ведь разрыв ремня ГРМ или поломка любого из его роликов будет иметь катастрофические последствия для двигателя (переломаются клапаны, повредятся поршни и т. д.), в результате чего придется делать капитальный ремонт, который, как известно, стоит очень дорого.
Кроме того, вы не можете знать, какое на самом деле масло залито в мотор автомобиля. Даже если оно выглядит вполне прилично, имеет нормальную вязкость, мотор работает без лишнего шума - это еще ни о чем не говорит: многие продавцы заливают перед продажей масло, которое специально предназначено для скрытия дефектов двигателя, либо добавляют в обычное масло специальные присадки, либо идут на иные хитрости. Проверить же, какое масло залито в действительности, можно только в специальной лаборатории.
Поэтому сразу после покупки любой подержанной иномарки настоятельно рекомендуется заменить:
• моторное масло;
• масляный фильтр;
• топливный фильтр;
• воздушный фильтр;
• ремень газораспределительного механизма;
• ролики ремня газораспределительного механизма.
Вместе с заменой перечисленных запчастей и масла следует провести общий осмотр автомобиля, чтобы выявить другие возможные дефекты. Не исключено, что такой осмотр обнаружит необходимость замены еще некоторых деталей и агрегатов. Осматривать машину нужно не только сверху (в принципе, как раз здесь вы все можете увидеть еще на авторынке), но и снизу, загнав ее на смотровую яму либо на эстакаду или подняв на специальный автомобильный подъемник.
При проведении общего осмотра следует обратить особое внимание на следующие детали:
• тормозные колодки и тормозные диски (рис. 5.1);
• тормозные трубки (шланги);
• амортизаторы;
• чехлы (пыльники) на ШРуСах;
• рулевые тяги и наконечники рулевых тяг;
• шаровые опоры;
• покрышки на колесах (равномерно ли они изнашиваются, нет ли «лизнутой резины»);
• глушитель.
Кроме того, необходимо внимательно осмотреть автомобиль снизу для обнаружения потеков (например, в сальниках), а также оценить состояние днища (возможно, ему потребуется сделать антикоррозийную обработку).
Рис. 5.1. Дисковые тормоза на переднем мосту
Если какая-то из перечисленных деталей находится в изношенном состоянии, ее необходимо заменить сразу. В первую очередь это касается тормозных трубок (шлангов), колодок и дисков, поскольку выход из строя тормозов во время движения чреват катастрофическими последствиями. Например, если лопается тормозная трубка, машина просто не сможет затормозить, поскольку из системы сразу вытечет тормозная жидкость. Если пользоваться изношенными тормозными колодками, то в скором времени выйдут из строя и тормозные диски, тогда ремонт обойдется на порядок дороже.
Если чехол (пыльник) на ШРуСе имеет повреждения (трещины, дырки и т. п.), его следует срочно заменить, поскольку через отверстия в нем на ШРУС проникает пыль и грязь, что быстро выводит деталь из строя. А замена ШРуСа - операция не из дешевых: сама запчасть стоит немалых денег, да и работа по замене ШРуСа - сложная и трудоемкая, а значит, дорогая.
Выше я уже отмечал, что неравномерный износ резины на покрышках колес может свидетельствовать о неисправностях подвески. Иногда неравномерность износа резины можно заметить только при осмотре машины снизу.
Если на глушителе (рис. 5.2) обнаружено небольшое отверстие, его необходимо либо заварить, либо вообще заменить эту часть глушителя.
Рис. 5.2. Фрагмент глушителя
Помните: любое отверстие на глушителе стремительно увеличивается, поэтому любая маленькая дырка через короткое время станет большой, а глушитель с каждым днем будет «реветь» все сильнее.
«Я и сам сумею выбрать и купить машину»
Излишняя самонадеянность и самоуверенность - проблема многих потенциальных покупателей. Нередко человек, едва успев закончить автошколу и имея весьма поверхностные знания об автомобилях, спешит купить машину самостоятельно, без посторонней помощи. Мотивирует он это тем, что, мол, «я взрослый человек, который не глупее других, поэтому мне не нужны советчики, сбивающие с толку, - я вполне в состоянии самостоятельно купить автомобиль».
Стоит ли говорить, что такое мнение глубоко ошибочно! Подобные рассуждения допустимы лишь со стороны опытных автомобилистов, не только имеющих многолетний опыт вождения, но и хорошо разбирающихся в устройстве автомобиля. Если человек много лет занимался ремонтом и обслуживанием машин (например, работал на СТО), то, конечно, он и сам может оценить состояние любого подержанного автомобиля. Но если покупатель знаком с машинами только по статьям в журнале «За рулем», ему однозначно потребуется помощник.
Найти надежного помощника - та еще проблема. Конечно, если среди ваших друзей, знакомых или родственников имеется разбирающийся в машинах специалист, считайте, вам повезло. А если нет?
Помните, что далеко не каждый автомобилист подходит на роль помощника в выборе автомобиля. К сожалению, сплошь и рядом полно пустозвонов, дающих всем подряд советы, хотя сами они разбираются в машинах в лучшем случае на слабую «троечку», а чаще всего не разбираются вовсе. Таких горе-советчиков можно встретить на любой автостоянке, в любом гаражном кооперативе. Самое неприятное то, что свои «советы» они дают с авторитетным видом, тоном, не терпящим возражений, и доказать им свою точку зрения практически нереально. Такого «знатока» лучше не привлекать в качестве помощника для выбора автомобиля.
Если уж совсем некуда деваться и надежного эксперта вам найти никак не удалось, попробуйте проверить реальную квалификацию предлагающего свои услуги человека, сверив его советы и рекомендации с тем, что написано в специализированных и известных автомобильных журналах, а также в руководствах по эксплуатации автомобиля.
СОВЕТ
После покупки автомобиля приобретите специализированную книгу, посвященную устройству, ремонту и техническому обслуживанию автомобиля вашей марки и модели. Такие книги (внешне они напоминают большой журнал) продаются повсеместно - на автомобильных рынках, в книжных магазинах, на уличных лотках и стоят порядка $7-10.
Помните, что вряд ли хорошим советчиком окажется автомобилист, который привык менять машину каждые 2-3 года: за столь короткий срок, как правило, машина не успевает создать владельцу сколько-нибудь серьезных проблем, поэтому реально этот человек вряд ли обладает какими-то существенными знаниями и опытом. Зато владелец старой машины, на которой он ездит 7-10 лет или больше, наверняка сможет помочь дельным советом при выборе автомобиля: за эти годы ему довелось столкнуться с самыми разными проблемами, и он в состоянии оказать практическую помощь.
Как ни странно, но следует критически относиться к советам водителей-профессионалов, которые много лет за рулем и зарабатывают этим на хлеб. Дело в том, что на крупных предприятиях, как правило, ремонтом и обслуживанием автомобилей водители не занимаются, поэтому тонкостей устройства автомобиля и его диагностики они могут не знать. По этой же причине им трудно оценить реальное состояние подержанного автомобиля.
Учтите, что выявить абсолютно все недостатки, которые имеются у подержанной машины, далеко не всегда может даже самый опытный специалист. Можно оценить внешнее состояние машины, осмотреть ее салон, загнать на эстакаду и проверить снизу, послушать работу двигателя, совершить пробную поездку и т. п., но в любом случае никто не сможет заглянуть, например, в коробку передач, чтобы оценить степень износа деталей.
В настоящее время на российских автомобильных рынках можно встретить специалистов, которые за определенную сумму (она обычно рассчитывается как оговоренный процент от стоимости автомобиля) предлагают «чайникам» свою помощь в выборе машины. Кстати, подобные объявления можно встретить и в газетах.
Как вариант, если у вас больше не к кому обратиться, а своих знаний и опыта недостаточно (либо они отсутствуют вовсе), действительно можно воспользоваться услугами таких помощников. Жалеть на это денег не стоит - экономия может вылезти боком, но поторговаться очень даже можно.
Однако следует учитывать, что здесь может быть палка о двух концах. С одной стороны, помощь специалиста, хорошо разбирающегося в машинах, при выборе автомобиля может оказаться поистине неоценимой: ведь не секрет, что обмануть «чайника» и продать ему под видом отличной машины самый настоящий хлам на колесах для российских продавцов не представляет никакой трудности. Помощник обратит ваше внимание на изъяны, подскажет, на чем можно сбить цену, отговорит от покупки вполне приличного с виду, но полностью «гнилого» изнутри автомобиля. Кроме этого, у людей, постоянно имеющих дело с машинами, глаз уже наметан, и они по признакам, известным только им, могут понять, что у автомобиля есть проблемы: например, он был угнан, или у него проблемы с таможней, или перебит номер на двигателе и т. п. Стоит ли говорить, какими серьезными неприятностями чревата покупка подобной машины!
Иначе говоря, хороший специалист, как говорится, «нутром чует» машину, у которой есть невидимые глазу проблемы, а это очень важно. Но есть и обратная сторона медали. Некоторые такие помощники работают «на два фронта»: с одной стороны, они за деньги помогают выбрать машину дилетанту, с другой - опять же за деньги помогают продавцу сбыть его автомобиль. Получается, как в той поговорке: ласковое теля двух маток сосет. В данном случае помощника мало будет волновать, в каком действительно состоянии находится продаваемый автомобиль: он без зазрения совести порекомендует эту машину клиенту, причем за его же деньги.
Справедливости ради следует отметить, что помощники, постоянно работающие на конкретном рынке, стараются своим клиентам не предлагать машины, находящиеся в плохом состоянии. Здесь все может выглядеть так: вначале продавец просит помощника-эксперта о содействии в продаже автомобиля, разумеется, за определенное вознаграждение. Помощник оценивает состояние машины и подыскивает такого клиента, который хочет купить машину примерно такого класса и состояния; клиенту он оказывает содействие в выборе автомобиля и тоже получает за это свое вознаграждение. Затем они ходят по рынку и смотрят выставленные на продажу автомобили: во всех понравившихся клиенту машинах помощник находит какие-нибудь недостатки и ненавязчиво отговаривает его от покупки. Таким образом, они добираются до того автомобиля, за продажу которого помощнику-эксперту обещано вознаграждение. Можно не сомневаться: в итоге именно эту машину купит доверчивый клиент!
Следует ли брать деньги, отправляясь за машиной
Всех покупателей автомобилей можно условно разделить на две группы: те, кто берет с собой деньги, отправляясь за машиной, и те, кто едет выбирать автомобиль без денег.
В подавляющем большинстве случаев брать с собой деньги (особенно, если вы планируете купить машину на автомобильном рынке) не рекомендуется. Особенно это касается тех, кто едет на рынок в первый раз, по большей части с ознакомительными целями.
В первую очередь не следует забывать, что любой рынок, в том числе и автомобильный, - это «место работы» профессиональных воров и мошенников, лучшая защита от которых - пустые карманы. В настоящее время у грабителей существует «вагон и маленькая тележка» самых разнообразных приемов и хитростей, с помощью которых они выманивают у незадачливых покупателей машин деньги.
Кроме этого, деньги можно элементарно потерять, например, доставая из кармана пачку сигарет, или ручку с блокнотом (чтобы записать номер телефона продавца), или любой другой предмет.
Отсутствие при себе денег может сыграть решающую и положительную роль в случае, когда целесообразно отказаться от покупки осмотренного автомобиля. Не секрет, что многие продавцы машин по своей сути являются неплохими психологами и умеют быстро склонить человека к покупке автомобиля. В такой момент покупатель может не осознавать, что от этой машины лучше отказаться: у него над ухом что-то щебечет продавец, автомобиль с виду приличный, в кармане лежит сумма денег, и он принимает решение о покупке. А если бы у покупателя денег при себе не было, наверняка все бы закончилось так: если машина очень понравилась, он взял бы у продавца телефон, а дома еще раз все хорошо обдумал.
Однако нельзя не отметить, что в некоторых случаях наличие денег может сыграть положительную роль. Например, многие продавцы соглашаются снизить цену, когда покупатель говорит, что деньги у него при себе и он готов рассчитаться хоть сейчас. Причем размер этой скидки может быть довольно ощутимым, и продавец никогда не предоставил бы ее покупателю, который не предложил бы немедленный расчет.
В любом случае, если вы отправляетесь покупать машину и берете с собой деньги, пригласите напарника из числа близких людей. Даже если он не разбирается в автомобилях, не следует разгуливать в одиночку с большой суммой денег в кармане.
Хорошая машина стоит хороших денег
Одна из самых распространенных ошибок, которые допускают российские покупатели, заключается в том, что человек хочет купить за небольшие деньги хороший автомобиль. Не нужно забывать: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и вы никогда не купите за небольшие деньги хороший, надежный и долговечный автомобиль. Иначе говоря, принимая решение о покупке машины, приведите в соответствие свои запросы и финансовые возможности.
Например, нередко человек хочет приобрести престижную иномарку за скромные деньги. При этом он руководствуется примерно таким принципом: пусть машина будет в плохом состоянии, но главное, чтобы это был «Мерседес» («БМВ», «Лексус», «Ягуар» и т. д.). Признаться, от взрослого человека более нерациональное и неразумное рассуждение услышать трудно, и единственное, что он может получить при таком подходе к покупке автомобиля, - это самый настоящий хлам на колесах, именуемый в водительской среде «конструктором "Сделай сам"», в котором от престижа останется только название марки.
Как известно, цена на каждую модель и марку машины находится в определенном диапазоне. Например, цена на автомобиль «Мерседес W124/280E» может составлять от $6000 до $12 000. И это является причиной возникновения еще одной распространенной у покупателей ошибки: они нередко стремятся купить машину по цене, близкой к нижней границе соответствующего ценового диапазона. Такая экономия совершенно неоправданна: почти всегда самыми дешевыми являются либо машины в удручающем техническом состоянии, либо имеющие проблемы иного плана (числятся в угоне, проблемы с таможней и т. п.). Зато, приобретая машину по цене близкой к максимальной в данном ценовом диапазоне, вы можете с высокой долей вероятности быть уверенным в том, что эта машина будет в очень приличном состоянии и в ближайшее время не потребует серьезных вложений. Как говорил классик, «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!».
Еще одна распространенная «финансовая» ошибка заключается в том, что человек приобретает автомобиль на последние деньги. При этом он рассуждает примерно так: мол, первое время покатаюсь - авось ничего не поломается, а потом подкоплю немного денег и, если будет надо, сделаю ремонт.
Выше я уже говорил о том, что покупку автомобиля необходимо планировать таким образом, чтобы после этого у вас осталась относительно небольшая сумма денег (хотя бы в пределах 10-15 % стоимости машины). На это есть несколько причин.
Во-первых, как ни банально звучит, без денег скучно и грустно. Во-вторых, никто не застрахован от неприятностей, например от попадания в дорожно-транспортное происшествие. Несмотря на то что в соответствии с действующим законодательством обязательным является страхование гражданской ответственности (ОСАГО), определенная сумма денег вам в любом случае понадобится. Вот наиболее характерный пример: вы стали виновником относительно небольшого ДТП (пострадавших нет, машины слегка поцарапаны, может быть, разбита фара, в общем, ничего серьезного). Вызывать наряд ГИБДД вам очень не хочется, и вы предлагаете другому участнику аварии «решить вопрос на месте». Вот здесь вам и могут срочно понадобиться деньги: не секрет, что во многих случаях договориться можно только в том случае, если вы заплатите некоторую сумму денег другому участнику ДТП.
И еще. После дорожно-транспортного происшествия вы захотите отремонтировать автомобиль как можно быстрее. Для этого вам также пригодятся деньги, оставшиеся после покупки машины: ведь если вы являетесь виновником ДТП, страховая компания вам ничего не выплатит, а если вы невиновны, в любом случае выплата произойдет не сразу, а через определенное время.
Ну и в-третьих, напомним, что после покупки подержанного автомобиля настоятельно рекомендуется заменить некоторые расходные материалы. Даже если продавец утверждает, что «все стоит новое», к этому следует относиться критично. Более подробно о том, что именно нужно заменить и на какие детали обратить особое внимание, я уже рассказывал выше, в главе «Купил подержанный автомобиль - пройди технический осмотр!».
|